Монгольская империя появилась не на пустом месте. Сегодня интересуемся (через призму археологическую) появлением тюрок, а именно - I Тюркским каганатом.
"Тюркская легенда и китайские хроники связывают происхождение тюрок с Восточным Туркестаном. Согласно китайским хроникам, группа поздне-гуннских племен, в конце III - начале IV в. переселившаяся в Северо-Западный Китай, была вытеснена в конце IV в. в район Турфана (Восточный Туркестан), где продержалась до 460 г. В том году на них напали жужане (авары), уничтожили созданное ими владение и переселили покорившихся гуннов на Алтай. В числе переселенцев было и племя ашина. В Восточном Туркестане они приняли в свой состав новый этнический компонент, смешались с местными жителями. На территории, где жило племя ашина с конца III в. до 460 г., преобладало иранское и тохарское население, обогатившее язык и культурные традиции ашина. Именно здесь было положено начало тесным тюрко-согдийским связям, оказавшим огромное влияние на всю культуру и государственность древних тюрок. На Алтае ашина, вынужденные выплачивать аварам дань железом, создали крупное объединение племен, принявшее самоназвание тюрк. Уже в 545 г. тюрки установили дипломатические отношения с одним из северокитайских государств." http://www.world-history.ru/co...
из учебника "Археология" под ред. академика РАН Янина В. Л.
"Огромные пространства Евразии, раскинувшиеся к востоку от Урала, осваивались людьми по-разному: в соответствии с географическими поясами— тундры, тайги, степей и полупустынь. Во главе прогрессивного развития этой части Азии оказались горные районы Южной и Восточной Сибири и Дальнего Востока, в силу вертикальной зональности обладающие всеми названными природными условиями, а также богатейшими полезными ископаемыми.
В эпоху Средневековья в развитии местных обществ резко возросло воздействие политико-экономических факторов. Сильные, культурно развитые и, следовательно, исторически значимые государства сложились у народов всех языковых семей горно-степной зоны: тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских.
флаг гунну
Государства степной полосы уже в раннем железном веке распространяли на северную и горную тайгу свое политическое и экономическое влияние (дань пушниной брали уже носители саргатской и тагарской культур). Позднее в сферу централизованной государственности были втянуты новые племена и народы (на то указывают поселения колонистов-хунну в Бурятии и на Алтае, наместнический центр хунну в Хакасии, введенные хунну в Южной Сибири бронзолитейные и художественные стандарты). В раннем Средневековье степные государства закрепили и расширили свое владычество в лесостепной и горно-таежной зоне.
Этнические традиции продолжали сохраняться главным образом в памятниках погребального и поминального обряда, типе поселений и домостроительства, в сельском гончарстве. Отличия же эпохи состоят в том, что археологические культуры региона нередко сливаются или почти сливаются друг с другом в материальных проявлениях сословного характера — в атрибутах аристократического и дружинного быта. Особенно показательны здесь черты мужского обихода: детали костюма, металлического снаряжения и утвари, конской сбруи, вооружения и т.п.
Флаг Тюркского каганата
Причина в том, что, оказываясь в тех или иных государствах эпохи (т.е. в обществе многонациональном), народы утрачивали собственные социальные показатели и принимали сословные признаки господствующей, государственной культуры (ср. салтово-маяцкую культуру). Таким образом, по отношению к Средневековью можно говорить о новой сути археологических культур — складываются государственные археологические культуры. Единство их вещевых комплексов, указывая на общность знати, не исключает многообразия погребальных и поселенческих памятников, отражающих этническую пестроту населения, объединенного политически, но сохраняющего привычный образ жизни.
История материальной культуры встречается здесь с историей письменной: в средневековых сочинениях от Византии до Китая любые государства, исключительно пестрые по этническому и языковому составу, именуются по создавшему их народу или его правящему сословию (династийному роду). В современных российских пределах особенно сильна была роль аристократических родов у народов Сибири и части прилегающей к ней Азии.
Назовем другие археологические проявления социальных и идеологических изменений эпохи. На орнаменте и сюжетах металлопластики широко сказалось распространение в Сибири и на Дальнем Востоке мировых религий[1] — манихейства и буддизма. Облик материальной культуры дополнился монетами и различными эпиграфическими памятниками. Деревянная архитектура дополнилась монументальной: города и крепости, монастыри и храмы, дворцы и усадьбы сооружаются из глино-галечных, пахсовых[2], земляно-бутовых материалов, кирпича и камня. Распространились памятники монументального письма и каменная портретная скульптура. Они отразили осознание роли отдельной личности, присущее аристократическим кругам раннесредневековых обществ.
Искусственные каналы
Следует учитывать, что, изучая Средневековье, археология в определении своих материалов во многом идет за летописями и иными официальными источниками, которые доносят имена (пусть иноземные) народов — создателей крупных государств. Стремление отыскать их древности нередко приводит ученых к отказу от археологических наименований культур и замещению их этническими (реже — государственными) именами. Эта тенденция накладывает на археологические исследования чуждый им политический отпечаток, сдерживая специальный источниковедческий анализ, а то и вызывая ошибки этно-исторического и историко-культурного плана.
Культурообразующее воздействие на степную и лесостепную Сибирь в VI-Vin вв. имела культура государств-каганатов тюркских народов — I Тюркского и II Восточнотюркского, в VIII-IX вв. — Уйгурского, в IX-XII вв. — Древнехакасского государства, в XIII-XVII вв. — Монгольской империи и ее последователей. На Дальнем Востоке, при воздействии китайской и древнекорейской государственности, этапы культурного развития во многом определялись государствами тунгусо-маньчжурских народов: Бохай (698-926 гг.) и Цзинь (1115-1234 гг.).
6.1. ЮЖНАЯ СИБИРЬ (ГОСУДАРСТВА ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ)
Поныне южносибирская и центральноазиатская археология по преимуществу основана на изучении курганов. Поселения исследованы мало, в большинстве своем они не найдены. Объясняется это малочисленностью археологов-сибиреведов и их былой убежденностью в кочевом образе жизни всех местных народов, что не побуждало искать поселения. В действительности оказалось, что жилища повсеместно были наземными и деревянными, потому и не оставили заметных следов.
6.1.1. Тюркские каганаты (552-745 гг.)
Сегодня слово «тюрки» нередко воспринимается как обобщающий термин. Однако эту роль он, строго говоря, играет только в языкознании, условно обозначая народы, говорящие на родственных, тюркских, языках. Историк должен помнить, что в раннем Средневековье имя «тюрки» носил только один народ, объединивший многие тюркоязычные и иные по языку народы в огромную евразийскую империю и этим расширивший значение своего имени. Далее мы говорим о тюрках в узком смысле, описывая древности одного единственного народа.
Имя тюрок появляется в китайских летописях в 40-х гг. VIв. К тому времени этим народом уже 450 лет управлял аристократический род Ашина. Состав племен менялся из века в век, но и в дальнейшем тюркские императоры-каганы происходили из того же рода. До 551 г. тюрки были подданными Аварского (жуань-жуаньского) каганата, затем восстали и в 552-555 гг. уничтожили прежнее и создали новое государство. Историки называют его I Тюркским каганатом. В непрерывных войнах к 576 г. тюркская конница вышла к Корейскому заливу на востоке и проливу Боспор на западе. Северную границу владений составили Саянские горы, южную — Китайская стена. Византия, Иран и Китай в равной мере считались с великим соседом. К 603 г. междоусобицы разломили державу надвое: Западнотюркский каганат (в Средней Азии) и Восточнотюркский каганат (в Центральной Азии). Первый был покорен Тюргепгским каганатом в 699 г., второй пережил два этапа: I Восточнотюркский каганат в 630 г. погиб в борьбе с Китаем, II Восточнотюркский каганат возродился в 682 г. и был уничтожен уйгурами в 745 г.
Общественный строй каганатов был строго иерархическим, с разветвленной управленческой системой, верхние ступени в которой занимала родовитая знать. Она же составляла цвет профессионального воинства, подчиненного особому этикету. Идеология превозносила верховную власть, тюрки считали себя богоизбранным народом. Их законы далеко ушли от родовых установлений, защищали государство и собственность. Хозяйство было комплексным. Появившись на страницах истории как рудознатцы и металлурги («Ты мой раб-плавильщик», — кричал последний аварский правитель будущему владыке каганата), тюрки и позднее торговали железом, изумляли мир выносливостью своих лошадей. И по сей день поражают остатки каналов, орошавших высокогорные пашни Алтая. Владея трассами Шёлкового пути, тюрки знали толк в торговле и хорошо постигли особенности Востока и Запада. Если в I Тюркском каганате канцелярию вели согдийцы и письменность была согдийской, то II Восточнотюркский каганат официально ввел собственное письмо (так называемое руническое орхонское), издревле известное жречеству тюркских народов. Древняя религия, ,остающаяся неведомой, не позволила тюркским каганам принять иную веру, хотя они знали буддизм, зороастризм, христианство, ислам и не трогали их общин и храмов.
Тюрки владели землями со множеством городов, жили в них (включая каганов) и управляли их хозяйством. В языке бытовало собственное слово «балык», означавшее «город». Однако в Центральной Азии археологам еще предстоит отыскать города и поселения тюрков. За пределами полупустынь, где жилищем служила войлочная юрта, в горно-таежных районах домом тюрка была рубленая бревенчатая постройка, многоугольная в плане. Такое жилище, основанное на 6 столбах, раскопано в Туве.
Археологии нет нужды следить за подробностями политических событий эпохи. Ho ее материалы точно устанавливают расселение и культурное влияние тюрок, поскольку памятники этого народа в VI-VIIIвв. всюду едины. Где бы ни селились тюрки, там появлялись отличающие их подкурганные захоронения в сопровождении коня и поминальные сооружения в виде квадратных оградок, иногда с каменными фигурами людей и рядами каменных столбиков-балбалов, отходящих на восток.
Курганы тюрок не составляют больших могильников, нередко вовсе бывают одиночными. Это всегда правильная круглая выкладка из камня (диаметром от 5-7 до 10м), имевшая отвесные стенки небольшой высоты (от 30 см до 1м). Ниже раскрывается большая, почти квадратная яма, в одной половине которой вытянуто на спине погребен человек, а в другой, слева от него, на животе с подогнутыми ногами — верховой конь или две лошади. Обычно лошади лежат на одном уровне со скелетом человека, за перегородкой из частокола или плит, но иногда выше, на специально оставленной земляной ступени, или ниже. Тело умершего могло быть уложено в выкопанный в стенке ямы подбой. Конь погребался взнузданным и оседланным, снабженным стременами, походным набором и припасами в дорожных сумах. Вероятно, по тюркским представлениям умершего ожидал на том свете далекий путь. Возможно, он даже должен был поспеть к сроку: на то указывает погребение второго коня, взнузданного, но не оседланного, т.е., как говорят, заводного — бегущего вслед всаднику для замены уставшей лошади. Так погребались и мужчины, и женщины. В могилы к детям вместо коня иногда укладывали барана — видно, он служил «скакуном» в детских играх.
Погребение тюрка с конем
Изредка там, где тюрки жили среди иного народа, в головах погребенного оставляли один-два глиняных сосуда с питьем и едой. Чаще, и то не всегда, в могилы ставили деревянные блюда с куском мяса и ножиком. Отмечены находки проса. Собственно тюркские горшки лепные. Они цилиндричны, лишь несколько сужены у горлышка и донца. Мужчины снабжались только почетной посудой: редко клепаным котлом — древним признаком власти, чаще — личным кубком, похожим на кружку с кольцевой ручкой (у большинства — деревянным, у знати — серебряным). Признаком мужского достоинства был пояс, украшенный (в зависимости от ранга) бронзовыми, серебряными или золотыми бляхами. К свисавшим с пояса ремешкам, идущим от бляшек с прорезями, крепились постоянно носимые вещи (карманов не было): нож, оселок, огниво. Стальные кресала только в VIII в. вытеснили деревянные приборы для добывания огня. Пояса с металлическими накладками широко распространились по Евразии. Колчан и налучье носили на портупейном поясе, надеваемом поверх обычного. Мужчин украшали бронзовые и серебряные серьги. За внешностью следили — нередко на поясе висел обломок бронзового китайского зеркала (целые были дороги, в могилы их клали редко).
Алтай. Тюркский инвентарь: 1 — наконечники стрел с костяными свистульками; 2 — роговая накладка на переднюю луку седла, украшенная резьбою (.могильник Кудыргэ)', 3 — железные удила; 4 — котел; 5 — серебряные накладки, подвески, пряжки пояса; 6 — серебряный пиршественный сосуд; 7 — железное стремя; 8,9— глиняные горшки
Археология в определенной мере противоречит летописям, выявляя оторванность обряда от повседневности: в смерти тюрки не выглядят столь уж воинственными — в могиле обязателен только сложносоставной лук с берестяным колчаном, полным стрел. Особенностью лука были три пары роговых накладок: две по краям (с вырезом для тетивы) и пара с косыми срезами — посередине. Другой тип знал только центральные накладки. От Китая до Африки описания полны восторга от тюркского искусства стрельбы на скаку, но лук был и основным средством охоты. Вопреки расхожим представлениям, в ближнем бою тюрки сражались не саблями, а узкими прямыми мечами-палашами, в отчаянный момент пуская в ход коленчатые кинжалы. Ho находки тех и других в курганах редки, как и боевых топориков или наконечников копий и пик, составлявших силу закованной в панцири тяжелой конницы. Обычно нет в могилах и воинских доспехов, бывших пластинчатыми и кольчужными.
Тува и Монголия. Поминальные оградки тюрок с изваяниями и бал балами: 1 — общий вид; 2 — план типичного комплекса (а — оградка, б — изваяние, в — ряд балбалов); 3-5 — изваяния
Монголия. Двор поминального комплекса Кюль-тегина (реконструкция)
Своеобразие удил состоит в их петельчатых концах. В них вставлялись L- и S-образные псалии, роговые или железные. Богатая узда украшалась бронзовыми и серебряными бляшками. Считается, что тюрки научили железным стременам Европу. Большинство стремян, гнутых из стержней, имеют форму восьмерки, другие крепились при помощи петли в особо выделенной прямоугольной пластине. Седла делались из березы, с высокой арочной передней лукой, резной или украшенной металлической окантовкой, костяными пластинами. В могильнике Кудыргэ на Алтае такие пластины оказались гравированы сценами мифической охоты двух конных лучников на все живое.
На роговых обкладках передней луки седла из могильника Кудыргэ выполнена композиция более совершенная по технике и по замыслу. Она представляет собой две сцены загонной охоты всадников-лучников с собаками ни диких животных – косуль, аргали, оленей. Но центральное место на обеих композициях отведено тиграм, изображенным в угрожающей позе. Изображены медведь и рыба. Это придает сценам особый, символический смысл. Г.А. Федоров-Давыдов полагает, что это "степной конный витязь вторгается в мир анимализма и вспугивает все животное царство…".
Особенно примечательны и многочисленны поминальные сооружения тюрок. Важно отметить, что они находятся не в местах тюркских захоронений. В полном виде они состоят из трех частей: оградки, изваяния и бал-балов. Двух последних может не быть, но квадратная оградка, составленная из вкопанных на боку каменных плит, имеется обязательно. Ее обычные размеры 2x2 м, а высота — 0,1-0,3 м. Середина тщательно выложена камнем. Оградка была местом жертвоприношений, но каковы они были, пока загадка: находки вещей исключительно редки, возлагали что-то тленное, встречается лишь несколько угольков. Сторонами (реже, углами) оградки ориентированы по краям света и могут образовывать ряды, вытянутые на север. Каменное изображение человека ставилось у восточной стенки, спиной к оградке. Хотя такие скульптуры зовут каменными бабами, они всегда изображали мужчину — самого погибшего героя. Балбалы означали убитых им врагов, имели вид необработанных камней и ставились (по числу побежденных) вертикально рядком перед лицом скульптуры. Иногда длина ряда составляет сотню метров, а у полководца Кюль-тегина (умершего в 731 г.) — 4,5 км. Правда, каждый воин мог даровать павшему товарищу собственного убитого врага. Выходит, бой состоял из поединков.
Поминальное изваяние при всей условности всегда портретно — каждый герой был узнаваем современниками. В степи возникли галереи славных предков, но не живописные, а камнерезные. Лица (важнейший элемент ритуала!) высекались даже на совершенно необработанных камнях и валунах. Каноническая фигура в эпоху каганатов изображалась только по пояс. Поскольку кушак обозначал ранг, он обычно вырезан на скульптуре, а вот ниже уже ничего нет: полы кафтана и скрещенные ноги сидящей (как полагалось) фигуры лишь подразумевались. У тюркского изваяния VI-VIII вв. левая рука лежит на рукояти подвешенного к поясу меча, а правая удерживает перед грудью кубок. Считалось, что окаменевшая душа участвует в собственном поминальном пиру. Сидящие перед нею живые участники тризны славили умершего, потому у изваяния всегда есть уши. Помимо антропологического типа, тюркские изваяния характеризуют костюм, прически, личное оружие и виды пиршественной посуды.
Вместо изваяния перед оградкой часто вертикально стоит неотесанный камень — именно он обрядово первичен. Каменные бабы столбообразны не потому, что их ваяли неумело, а ii- оттого, что подчинены изначальному символиз-/ му менгира (бывшего у всех тюркоязычных народов посмертным изображением — еще на рубеже н.э.) (см. таштыкскую культуру). Ту же природу имели камни-балбалы. Следует знать, что балбалы не ставили другие народы Тюркских каганатов и вид их изваяний не был похож на собственно тюркские (см. Уйгурский каганат). Потому по ареалу оградок, тюркских изваяний и балбалов определяются земли Тюркских каганатов, заселенные самим народом тюрков. Этих памятников особенно много в Монголии, Туве, на Алтае, в Восточном Казахстане и Киргизии. Они изредка встречаются на Южном Урале и в Донских степях.
Орхонское письмо. Начало надписи Тоньюкука
Особой пышностью и культурной значимостью отличаются поминальные памятники высшей аристократии II Восточнотюркского каганата. Большинство их открыто в центре страны — на р. Орхоне в Монголии. Более скромные, созданные в честь наместников и иных чиновников, обнаружены в Туве и на Алтае. Всюду это прямоугольные площадки, окруженные невысоким валом с внутренним рвом. При прочих деталях на них создавали те же главные компоненты: оградку могло дополнять здание (часто крытое черепицей), изваяние умершего — сопровождать фигуры супруги и подданных, перед рядом балбалов — выситься стела с описанием личных деяний. Облик стел и характер их надписей испытали сильное воздействие Китая, но орхонское руническое письмо самобытно. Вместе с енисейским (см. Древнехакасское государство) и таласским письмом, распространенным в Кыргызстане и южном Казахстане, оно составляло азиатскую группу самобытных рунических алфавитов тюркоязычных народов.
С крушением каганатов в середине VIII в. тюрки перестают создавать поминальные оградки и изваяния, но курганы, содержащие погребения с конем, продолжают отличать этот народ в составе более поздних держав Сибири и Центральной Азии. Вплоть до XI в. такие захоронения встречаются на землях Уйгурского каганата и Древнехакасского государства, где тюрки служили местным правителям.
примечание
1 К мировым религиям относят идеологии, вышедшие за национальные пределы и основанные на принципах единобожия. Их философия изложена в священных писаниях. 2 Пахса — глиняные ленты, не разделенные на кирпичи
http://history-library.com/ind...
Интересное видео:
http://www.krasfun.ru/2013/08/... Музей Алтая
Оценили 23 человека
41 кармы