Окунувшись в мир «духовных учений», мы наблюдаем парадоксальную ситуацию!

0 544

Темой духовности и духовного развития в последнее время не спекулирует лишь ленивый. Но часто в эти понятия вкладываются совершенно разные и несвойственные им вещи. Так что же это такое? Какой человек считается духовным? Что такое духовное развитие и как измерить его уровень?

Даосская Традиция в своем изначальном (неискаженном) виде является Истинным Учением о совершенствовании человека и, как следствие, своей основной целью ставит именно духовное развитие. Поэтому для нас очень важно, чтобы у людей было правильное понимание, что же за этим стоит. На нашем форуме обсуждалось много вопросов, связанных с этой теме. Имеющаяся там информация была дополнена, систематизирована и теперь представлена в виде данной статьи.

Определение понятия духовного развития уже само по себе не просто, и тем более если говорить об измерении его уровня. В разных Истинных Традициях (Даосизм, Буддизм, Индуизм/Йога) могут по-разному смотреть на этот процесс и использовать разные точки отсчета. Это как строительство здания. С какого этапа начинается этот процесс: с создания чертежей на бумаге, с выбора места, с покупки инструментов и материалов, с выкапывания и закладывания фундамента или же с постройки первого этажа? Какую бы точку отсчета мы ни выбрали, однозначно одно — все эти этапы будут присутствовать.

В нашей Школе мы традиционно считаем, что процесс духовного развития начинается «с постройки первого этажа», т. е. с момента, когда в ходе внутренней культивации человек начинает постигать свою Изначальную/Божественную Природу. Или, иными словами, когда познающая часть нашего сознания (Познающий дух, Ши Шэнь) соприкасается с Изначальным Духом (Юань Шэнь — для подробных объяснений терминов познающий и изначальный дух, см.статью Три Сокровища). Вот почему, говорят, что просветленный человек знает то, что узнать он ниоткуда не мог, и понимает то, что понять невозможно. Да, невозможно, но — простым человеческим умом. А благодаря практикам внутренней культивации есть возможность получить доступ к своей Божественной Природе, т. е., по сути, к абсолютному знанию.

Именно, полное постижение своей Изначальной Природы и является целью духовного развития, а практики, направленные на это, считаются способствующими духовному росту.

Однако, как мы говорили, прежде чем построить «первый этаж», необходимо провести большую подготовительную работу. Так и в процессе духовного развития: прежде чем человек сможет выйти на уровень своего Изначального Духа и запустить процессы его активизации, необходимо проделать большую подготовительную работу. И практики, относящиеся к ней, также могут считаться практиками духовного роста.

Прежде всего это практики по культивации добродетельных качеств: любви ко всему живому, сострадания, доброжелательности и мягкосердечия, всепринятия и безмятежности и т. д. — и практики по очищению сердца-сознания от различных загрязнений и омраченности. Напрямую эти практики не являются практиками работы с Изначальных Духом, но они подготавливают почву для того, чтобы это было возможно.

Обычно понятия духовности и духовного роста ассоциируются именно с такими практиками. Однако, следует понимать, что они, будучи, бесспорно, одними из важнейших, являются все же методами предваряющими процесс духовного развития и делающими его возможным.

Исходя из вышесказанного, мы можем теперь сформулировать, как же измерить духовность и уровень духовного развития. Духовное развитие определяется исключительно глубиной постижения/раскрытия Изначальной Природы. Говорить об этих уровнях очень непросто, поскольку их можно легко извратить. Сюда также следует добавить и то, что у людей могут быть стереотипы относительно того, каким должен быть духовный человек: он должен вести себя так-то, говорить о том-то, одеваться в то-то и т.п. Чаще такими стереотипами обладают люди, которые изучали Индуизм/Буддизм, но ещё не поняли всю объемность этих Традиций.

Как уже было сказано, уровень духовного развития определяется исключительно глубиной постижения нашей Изначальной Природы.

Но парадокс в том, что обычный человек по этому параметру судить не в состоянии, поскольку он ещё сам не знает, что это такое. Но есть косвенные признаки, которые неизбежно проявляются по мере обретения духовности. Хотя следует учесть и то, что некоторые из них могут быть проявлены и без постижения Изначальной Природы. Таким образом, ориентироваться можно на то, насколько человек проявляет себя как зрелая гармоничная личность, уровень его нравственности и добродетели (Дэ), как он относится к другим людям и природе в целом, его адекватность, умение смотреть в корень проблемы и ситуации в целом, свобода от стереотипов, шаблонов и омраченности и т.д. и т. п.

Духовные практики, духовное развитие человека, расширение сознания, достижение просветления, открытие третьего глаза и другие заманчивые предложения сегодня можно встретить на любом углу. Поэтому, к сожалению, существует большая вероятность ошибиться и выбрать направление, к духовному развитию совсем не ведущее, либо, хуже того, ведущее к духовной деградации и накоплению невежества.

Чаще всего в таких случаях человек впадает в самообман, думая, что выполняемые им практики его духовно развивают, а в реальности всё оказывается далеко не так. Ведь при правильной практике должны происходить определенные изменения в сознании человека, позволяющие лучше понимать окружающий мир и себя самого. Также человек становится более адекватен в социуме, что указывает на его гармоничное развитие, без перекосов. Правильная практика приводит к внутренним озарениям и глубокому пониманию мироздания, его принципов и их проявлений во всех сферах, в том числе и социальной.

Если же практика двигается не туда, человек, наоборот, может потерять социальную адекватность. Считая себя нравственным и высокодуховным, а всех остальных серой массой, катящейся к собственной деградации, он становится замкнутым на себя, будет резко выделяться из социума, и другим людям будет неприятно общаться с ним.

Конечно, все эти перечисленные выше признаки духовного развития являются лишь косвенными и очень условными. Будучи, с одной стороны, достаточно очевидными, даже они могут быть с легкостью перекручены с ног на голову. Все проявления других людей необходимо рассматривать в соответствии с конкретной ситуацией и конкретной индивидуальностью, а также помнить, что в силу своей собственной неразвитости и омраченности иногда некоторые проявления более развитого человека мы не можем даже понять, не говоря о том, чтобы правильно истолковать.

И, самое главное, помните, что судить и оценивать других людей — это путь культивации собственного эго, ведущий вас совсем в другую сторону от духовного развития. Пусть вашей заботой будут ваши собственные несовершенства, а в людях старайтесь видеть хорошее, и вы заметите, что мир вокруг вас станет чуточку светлее.

Так что, как видите, тема духовности и духовного развития достаточно непростая, а посему, чтобы в ней досконально разобраться необходимо «очистить ум от загрязнений», что вместе с правильной и регулярной практикой позволит пробудить нашу Изначальную Мудрость, и лишь уже только тогда можно будет различать постоянное от временного и истинное от ложного.

«Духовное развитие» — это выражение мы сегодня слышим все чаще и чаще. Эти слова стали настолько «затасканными», что некоторыми людьми они воспринимаются как нечто «попсовое» и даже бредовое. Такая ситуация связана с тем, что, окунувшись в «мир духовных учений», мы наблюдаем парадоксальную ситуацию противоборства: между многими последователями различных конфессий, учений и школ царит откровенная борьба за «человеческий ресурс». И для того, чтобы доказать свою уникальность и истинность, нередко используются оскорбления, обман, распускание слухов, т.е. стандартные «грязные методы» для борьбы с конкурентами.

Последователи одних учений делают упор на свою современность, подчеркивая, что их методы ориентированы на жизнь современного человека, которая очень сильно отличается от человеческой жизни в древние времена. Приводятся разнообразные аргументы – почему то, что было хорошо в древности, сейчас уже не подходит как метод практики и, соответственно, нужно следовать новой технологии. Последователи других учений, наоборот, делают упор на свою древность и традиционность, напоминая, что их методы более надежны, поскольку проверены временем.

Целью данной статьи не является отстаивание адекватности или неадекватности современного и традиционного подхода. Здравомыслящий человек хорошо понимает, что и в современном, и в древнем подходе могут быть свои плюсы и минусы. Любой современный подход находится на стадии формирования, а значит, возможно наличие ошибочных концепций и методов, которые могут дать непредсказуемый результат.

Древний, или так называемый традиционный подход, с одной стороны, может казаться более надежным, но нужно понимать, что даже истинный метод может быть искажен последователями учения и уже в искаженной форме передаваться не одну сотню лет. А значит, здесь тоже нет гарантий, что вы получите тот результат, на который рассчитываете.

Аргумент вроде «у нас все соответствует древним текстам» на самом деле очень и очень относителен, поскольку древние трактаты каждый может истолковать так, как ему нравится, и увидеть там то, что хочется увидеть. А если у человека пока мало опыта и знаний, тогда ему можно доказать вообще что угодно, «аргументированно» утверждая с древними текстами в руках, что именно это и только это говорил Лао Цзы, Будда или другой древний мудрец. Да и справедливости ради следует сказать, даже чтение в оригинале не дает гарантий того, что все будет правильно понято, поскольку даже носители языка могут понимать эти тексты очень по-разному.duhovnoe-razvitie2

Для наглядного примера можно посмотреть на Христианство, в котором существует множество субнаправлений, и это при том, что все они опираются на одну книгу — Библию. Но поскольку одни и те же слова каждый толкует по-своему, то и различия между этими субнаправлениями иногда могут быть достаточно большими.

Когда же дело касается восточных учений, то тут нужно хорошо понимать, что даже в рамках одной традиции существует большое количество школ, каждая из которых опирается на ряд своих текстов и то, что считается правильным в одной школе, может вообще не использоваться или даже считаться ложным в другой. Нельзя с концепциями одной школы подходить и измерять истинность другой. Наглядным примером здесь являются Школы Ван Чунъяна (王重陽) и Чжан Бодуаня (张伯端). Обе школы восходят к Патриарху Люй Дунбиню (呂洞賓), но у них совершенно разные подходы и взгляды на то, с чего нужно начинать практику. А методы, которые широко практикуются в школе Чжэн И (正一道), могут никогда не использоваться в школе Цюаньчжэнь (全真教). Если же человек считает, что везде все должно быть одинаковым и со своим набором «мерил» подходит ко всем остальным учениям, то это лишь будет свидетельствовать об узости взглядов и фанатичном подходе такого человека.

Как же быть? Что можно порекомендовать человеку, который ищет свой Путь?

Мой совет таков: не слушайте красивые слова, не обращайте внимание на регалии и статусы, не ведитесь лишь на аргументы последователей подхода – будь он современным или традиционным. Слова – это только слова, регалии и статусы вещи относительные, а аргументами можно легко манипулировать, особенно если ищущий пока не очень хорошо разбирается в теме. Смотрите в первую очередь на поступки самого последователя. Если для него в порядке вещей оскорблять других людей, скандалить, вести войны против «неверных», ругать тех, кто не разделяет его точку зрения и т.п., то не стоит доверять себя такому человеку.

Не судите о людях со слов других, особенно если эти слова исходят от их противников, иначе вы рискуете просто перенять чужое мнение, а не иметь свое. Это будет подобно известному анекдоту:

«Встречаются двое:

— Слышал я «Битлз», не понравилось. Картавят, фальшивят… И что людям в них нравится?!

— А где ты их слышал?

— Да мне сосед напел…»

Всегда помните, что истинные духовные Учения должны приносить свет и позитив в этот мир, а избавление от негативных качеств и культивация добродетелей является основой любого Пути.

В то же время сварливость, оскорбления, желание быть всегда правым, неуравновешенный характер, неконтролируемые эмоции, «священные войны против неверных во имя мира на земле» и прочие подобные проявления свидетельствуют лишь о том, что человек далек от духовного развития.

duhovnoe-razvitie3

Важна не принадлежность к какой-либо конфессии или «тайному обществу», важно лишь то, каким человеком вы являетесь, важен лишь результат и свет, который есть в вашей душе.

Всегда помните фразу «По плодам узнаете их».

И напоследок приведем фрагмент из даосского трактата «Баопу-цзы» (抱朴子), созданного Патриархом Гэ Хуном (葛洪) в 320 г. н.э. (перевод Е. Торчинова):

Рассматривая даосские заповеди, можно заметить, что все они гласят о следующем: взыскующий Дао непременно должен накапливать добрые дела и обретать заслуги, быть добросердечным по отношению к другим существам и доброжелательным по отношению к другим людям, быть добрым даже к насекомым; он должен радоваться счастью других людей и печалиться их горестям, помогать находящимся в нужде и спасать попавших в беду, не поднимать руку ни на одно живое существо, не произносить проклятий и смотреть на успехи других людей, как на свои собственные, а на беды других людей так же, как и на свои собственные несчастья; он не должен гордиться собой и превозносить себя, не завидовать людям, превосходящим его, никому не льстить и не предаваться разврату. Если обрести такую степень добродетели, то будет обретено и счастье, даруемое Небом. Когда же все добродеяния будут совершены, тогда можно будет с надеждой на успех приступить к поискам состояния Бессмертного.

http://zhendaopai.org/duhovnoe-razvitie-byit-ili-ne-byit/

http://zhendaopai.org/duhovnoe-razvitie/

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Блеск и нищета «Демократии»

Исходя из античной теории и последующего исторического опыта, власть всего народа, называемая демократией, в принципе, невозможна; ее никогда не было, нет и не будет.И, вместе с тем, есть что-то очень...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...