Терракотовая армия, или "а Васька слушает, да ест" :о)

83 6117

В одной из предыдущих своих статей, я выложила сведения о мавзолее древних тюрков. Но до этого мавзолея, много раньше, в Китае был построен другой мавзолей, более известный публике по терракотовой армии первого китайского императора, или - хуанди. И, хотя в сети появилось множество утверждений о том, что мавзолей в Китае - новодел, учёные продолжают делать своё дело, изучая находки.

Терракотовая армия первого императора Китая является одной из самых символических  археологических раскопок в мире. Она породила множество вопросов о логистике, технологии, стандартизации и организации труда двухтысячелетней давности при ведении такого колоссального строительства, на которое ушло всего нескольких десятилетий. Работы по изучению терракотовой армии императора Цинь Шихуанди касаются и этих аспектов. Так учёные выложили в интернет статью по результатам типологического, метрического, микроскопического, химического и пространственного анализа бронзового оружия, взятого у терракотовых воинов. Благодаря целостному комплексному подходу, удалось выявить аспекты организации рабочей силы Цинь в производственных ячейках, процедуру применяемых стандартизации, эффективности и контроля качества, а также сложных технических знаний в оружейном деле.

Цинь Ши-хуанди. Рисунок XVIII в. Изображение с сайта http://slovari.yandex.ru/

Цинь Шихуанди  (259-210 до н.э.) является одной из самых известных и противоречивых фигур в китайской истории. Он широко известен как "первый император", впервые силой объединивший Китай, завоевав 6 китайских царств. Он обладал высшей законодательной, изполнительной и судебной властью, ввёл систему наказаний чиновников и привлеченчения к ответственности представителей интеллигенции и своих противников (с коими быстро разбирался), упразднил феодализм и аристократические звания, введя новый табель о рангах, стандартизировал философию... В надписи на горе Гуйцзи, кроме всего прочего, сказано: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел. Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость. Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто — не колесницы, ни лодки — не опрокинется».

Цинь Шихуанди  заказал для себя в Сиане огромный комплекс мавзолея. Этот комплекс является непревзойдённым източником сведений о его мировоззрении, мощной политической и символической системах, которые он создал вокруг своей личности.

К погребальному комплексу относят гробницу, погребальный парк и мавзолей.  Первоначально к погребальному парку относилась только территория, находящаяся внутри частично сохранившихся стен из утрамбованной глиныстен  (сам термин "погребальный парк" был взят учёными из описанного погребального ритуала). Но разкопки выявили за стенами парка ямы с терракотовыми воинами, инженерные сооружения, мастерские строителей и жилища обслуживающего персонала. Поэтому не стоит удивляться разночтениям в обозначении тех или иных объектов.

Гробница Цинь Шихуанди

Мавзолей

Комплекс мавзолея занимает площадь более 60 квадратных километров. Наряду с колоссальной основной структурой пирамиды, под которой по слухам погребён сам император, археологами в течении последних десятилетий было выявлено множество других объектов, построенных для обезпечения идеальных условий загробного существования императора. Так, в 1972 году на разстоянии примерно 1.4 км к северо-западу от внешней стены нашли площадку для обработки камня, которую по типологии керамических сосудов и черепицы в последствии связали со строительством мавзолея. Существуют различные ямы, в которых найдены фигурки слуг, акробатов и музыкантов в натуральную величину; водные каналы с бронзовыми птицами; бронзовые повозки, оснащённые золотыми и серебряными орудиями и богато украшенные разноцветными пигментами. Археологи считают, что будет найдено ещё немало не менее интересного (рис.1). Тем не менее найденная в 1970-е годы терракотовая армия остаётся эмблемой мавзолея. Она - безспорное проявление существовавшей военной мощи, богатства и культурного достижения империи Цинь. Терракотовые воины, размещённые в трёх карьерах к востоку от могилы, должны были защищать своего императора от многочисленных врагов. До момента публикации статьи археологов в трёх вскрытых карьерах было найдено две тысячи отдельных фигурок воинов. Но археологи предполагают, что таких фигурок может доходить до восьми тысяч. (рис.2)

Рис. 1: План  Мавзолея первого императора, в центре показано расположение гробницы императора, терракотовой армии на востоке, а также других элементов комплекса.

Рис. 2: Обзор некоторых воинов в яме № 1 терракотовой армии (фото:Xia Juxian).

Широкой общественности нынче известна ошеломляющая картина боевого порядка в яме №1, детальные изображения индивидуальных черт лиц и причёски воинов, известны и хорошо сохранившаяся цветовая гамма разкраски некоторых лучников. Меньшему числу людей известно ещё и то, что воины были полностью экипированными бронзовым оружием художественно изготовленным. В общей сложности, до сего времени разкопано более 40 000 наконечников стрел, а также сотни арбалетов с триггерами, мечи, копья, алебарды, крючки, личное оружие и металлические наконечники, закреплённые на конце деревянных рукояток. Многие единицы найденной военной техники сохранились в таком хорошем состоянии, что и сегодня могут быть изпользованы по назначению (рис.3)

Рис. 3: Бронзовые части алебарды терракотовой армии; обратите внимание на остроту лезвий и хорошее состояние сохранности.

Сам мавзолей ещё более впечатляющ, учитывая, что всё это было построено менее, чем за четыре десятилетия. Это самое большое сооружение за период между вхождением Цинь Шихуанди на престол в 246г. до н.э. и его смерти в 210г. до н.э.). Ничего подобного до этого в Китае не создавалось. Скорость и качество строительства, его оригинальность и масштабы связаны с решением материально-технических и технологических проблем, с которыми ремесленники императора успешно справились возможными в то время способами.

 С 2006 года по соглашению о сотрудничестве между музеем мавзолея императора Цинь Шихуанди и английским Институтом археологии  был организован регулярный обмен студентами, специалистами и знаниями между Великобританией и Китаем. В дополнение к разработке долговечных исследовательских работ в обеих странах, в рамках проекта деятельность была сосредоточена на исследовании материально-технического обеспечения технологии и организации труда в создании терракотовой армии. Первый этап проекта сосредоточен на бронзовом оружии из ямы №1, включая исчерпывающий типологический анализ, обширные археометрические изследования и систематический пространственный анализ. Некоторые результаты которого и представлены в статье.

Формирование битвы и разпределение оружия 

Китайскими археологами в 1970-е годы при разкопках велось тщательное документирование работ с указанием точного местоположения всех воинов и других артефактов. Эти подробные отчёты легли в качестве основы создаваемой разширенной базы данных для дальнейших перечисленных изследований. Так разположение воинов и оружия, стили и комбинации фигур могут быть сопоставлены и проанализированы статически. Рисунки 4 и 5  иллюстрируют, соответственно, пространственное распределение типов воинов и типов оружия в разкопе. Эти изображения дают представление о формировании боевой и, следовательно косвенно,  военных стратегий армии Цинь. Например, можно легко увидеть, как, казалось бы, воины в одеяниях более низкого статуса были размещены на линии фронта, а за ними - воины в броне и, как правило, меньшее число офицеров или генералов. Кроме того, распределение наконечников и арбалетных триггеров указывает на то, что арбалетчики помещались в первую очередь на фронте, и вдоль боковых сторон, формирования для сражения, воины с колесницами и воины, несущие другие виды оружия, помещались в сердцевине.

Рис. 4: План раскопа котлована №1, показывающий разпределение различных типов воинов.

Рис. 5: План раскопа котлована №1, показывающий распределение различных типов оружия.

Однако, анализ учёных стремится выйти за пределы этих поверхностных впечатлений и выявить менее очевидные закономерности, которые могут составить представление не только  о боевых формированиях, но и о том, как были организованы работы  для создания такого большого количества оружия и помещения его с воинами в яму. 

Около 250 бронзовых триггеров (единственные долговечные части арбалетов) были возстановлены к моменту изследования. Каждый из них состоит  из трех соединительных деталей, скреплённых с помощью двух болтов (рис. 6). С самого начала было обращено внимание на то, что различные части спускового механизма точно подходили друг к другу, следовательно стрелковый механизм функционировал должным образом. Визуальная похожесть друг на друга всех триггеров, предполагала достаточно хорошую степень контроля над качеством продукции. При более тщательном изследовании выяснились тонкие, но неоспоримые различия, позволившие разделить триггеры на различные подгруппы. Метрический и типологический анализ различий форм и размеров частей механизмов привёл к предположению о существовании различных литейных форм, различных металлургических мастерских и / или различных организационных практик. Выбор одной из этих триггерных подгрупп и изучение её разпределение на плане участка показало, что эти артефакты находились в северо-восточном углу ямы (рис. 7а). Результаты изучения, подобные приведённому примеру, показанного на рис. 7а и в других, менее очевидных случаях, подтверждают, что эти распределения подгрупп оружия далеки от случайных и должны отражать реальное человеческое поведение. Например, кластерные модели триггерных подгрупп в яме, скорее всего, отражает совокупный результат деятельности различных мастерских по производству несколько различных арбалетных триггеров, временное хранение оружия из этих мастерских (часто в своих первоначальных производственных группах) и, наконец, одновременное оснащение определенных зон карьера №1  этими партиями оружия. Возможно, что выявленные кластеры показывают, что яма была более формально разделена на «сферы деятельности», которые были отнесены к разным группам работников, что позволяло им (и, предположительно, различным мастерским или складам, которые снабжали их) работать более или менее независимо друг от друга и параллельно, в то время, конечно, следуя общему генеральному плану. Такая возможность возрастает, когда расширяется охват других видов оружия и включаются результаты химических анализов.

Рис. 6: Бронзовый триггер арбалета.

Рис. 7: Графики (а) пространственного распределения одной из подгрупп триггеров, показывающего кластеризацию в северо-восточной части ямы, и (б) статистическая обработка этих данных, что формально подтверждает эту закономерность и  зоны радиусом 4 м на которой она работает наиболее очевидно.

Пучки стрел и химические анализы

На сегодняшний день наконечники являются наиболее распространенным типом артефактов в яме. Как правило, они были в пучках по 100 единиц, которые, как считается, представляют содержание колчана одного арбалетчика. Каждая стрелка изначально состояла из  треугольного пирамидального ударника, и  хвостовика, который способствовал аккуратной вставке в него деревянного или бамбукового стержня, с пером прикрепленным на дальнем конце. Металлическими компонентами стрелки являются собственно стрелолист и хвостовик, которые являются хорошо сохранившимися  частями (рис. 8).

Рис. 8: Горстка от 40000 бронзовых стрел сохранившихся в терракотовой армии.

Такие большие сборки стрел представляют прекрасную возможность для оценки стандартизации и организации производств. Тем не менее, один их метрический анализ был недостаточен. Были измерены около 1600 отдельных наконечников взятых со всего участка. Был выявлен чрезвычайно низкий коэффициент вариации длины и ширины стрелок (ниже 5%). Говоря другими словами в репрезентативной выборке стрел терракотовых воинов почти все наконечники визуально были идентичны. Тонкие различия выявлялись только при изпользовании суппорты и не носили систематического характера. Только длина язычков показывала большую изменчивость. По ней были определены два основных типа (один 8см, а другой 14см). Учитывая это затруднение,  учёные прибегли к другим средствам для выявления подгрупп, которые могли бы сообщить о практике производства. В частности, был применён рентгеновский флуоресцентный спектрометр, или 'XRF' (рис. 9). Этот инструмент позволил выполнять химические анализы большого количества артефактов, непосредственно в музее и без взятия каких-либо образцов. Учитывая аналитические ограничения поверхности анализа металлических артефактов, численные результаты такой работы можно рассматривать только как полуколичественные, но достаточно, чтобы выявить интересные закономерности, как описано ниже.

Рис. 9: Анализ бронзового оружия с использованием портативного XRF.

Первый интересный результат химических испытаний - четкие доказательства оптимизации сплава. Хотя и наконечники, и хвостовики  сделаны из бронзы, направляющие, как правило, имеют более высокое содержание олова, чем язычки, пример, который может быть объяснен, как результат технического ограничения. Бронзы с высоким содержанием олова являются твердыми и могут давать очень острые лезвия - материал идеально подходит для свойства наконечника стрелы; но её недостатком является то, что высокие сплавы олова имеют тенденцию быть более хрупкими, и поэтому хвостовики, которые были длинные и тонкие для вставки, были сделаны из жёсткой бронзы с пониженным содержанием олова.

Соотнесение результатов химического анализа с пучками стрелок выявил, что наконечники стрелок из одного пучка идентичны. Весьма вероятно, что каждый пучок представляет собой отдельную металлическую партию, вероятно, отлитую из одного тигля. Тот факт, что отдельные металлические партии были сохранены вместе - из мастерской литья в армейскую яму - имеет очень большое значение с точки зрения организации производства. Учёные считают, что это открытие указывает на то, что производство оружия для карьеров было организовано в полуавтономных ячейках, а не в качестве одной производственной линии.

Рис. 10: разброс точек состава некоторых наконечников.

Сотообразность производства и контроль качества

Химический анализ кластеров пучков показал, что по всей вероятности, отдельные законченные (в сборе) отдельные стрелки и связки их по 100 единиц были произведены сразу после отливки одной партии. Возможно даже, что в том же цехе производился сразу весь колчан (если не полностью оборудованный воин, что является вопросом дальнейшего изследования).

Так, аналитическое изследование на первом же этапе проекта показало, что оснащение армии создавалось различными мастерскими, в основном универсальными, что позволяло производить работы параллельно и, в случае нужды, последовательно разворачивать новые производственные единицы. Это позволяло производству изменяться с изменением генерального плана. Работники и мастера также должны были быть широкого профиля и обладать различными навыками.

Следует, однако, помнить, что ничего похожего на мавзолей первого императора в Китае до того построено не было, таким образом, необходимость обезпечения адаптивности производства при сохранении его эффективности вставала очень остро. В качестве альтернативы может быть предположено, что такая организация труда не являлась специально разработанной именно для строительства мавзолея, а была принята в Китае ещё раньше для производства оружия. Многопрофильные мобильные мастерские вполне могли быть приданы армии для ремонта и производства стрел по мере необходимости.

 Если предположение учёных о сотовой организации производства верны, то те, кто отвечал за результаты промежуточных работ должны были столкнуться с ещё одной важной проблемой: как убедиться в том, что принятые стандарты соблюдались различными полуавтономными производственными единицами. О том, что они были соблюдены свидетельствуют собранные в единое детали. Как им это удавалось? К  ответу на этот вопрос можно подойти, изучая надписи, нанесённые на оружие терракотовых воинов.

Копья и алебарды имеют длинную фразовую надпись, в то время как мечи, триггеры, крючки и наконечники только частично отмечены цифрами, меткой мастерской и / или другими символами. Длинные надписи на этих видах оружия указывают на год царствования, в котором они были произведены, имя лица, ответственного за производство, службы или мастерской и имя конкретного работника, который сделал работу. Более короткие надписи, состоящие из цифр и символов, вероятно, обозначают некоторую форму контроля качества. На самом деле, до четырех иерархических уровней надзора могут быть восстановлены из длинных надписей, начиная от премьер-министра до большого числа отдельных работников. Таким образом, сочетание децентрализованного ячеистого производства с централизованной системой контроля, соответствует модели, форме и контролю качества, как представляется, основной рецепт - с точки зрения технологии и людских ресурсов.

Дополнительные технические аспекты

В то время как основное внимание данного проекта касалось стандартизации и организации рабочей силы, изследования продолжали разкрывать множество технических подробностей о сложных технических знаниях обработчиков металла империи Цинь, а также навыков отдельных работников. Особенно результативным был подход связанный с использованием инструментария стоматолога для изучения поверхности оружия.

Надписи на оружии могут быть прочитаны как тексты, которые сообщают об организации мастерских, но способы нанесения текста также могут быть изучены с технической точки зрения. Для того, чтобы сделать это, получили точные слепки поверхностей надписей с использованием винилполисилоксана для оттисков - каучука, используемого стоматологами. Под сканирующим электронным микроскопом (SEM), эти резиновые отпечатки четко показывают, как различные сегменты, составляющие символы формируются из нанесения перекрывающихся меток, что приводит к рваным краям. Каждая из этих меток имеет удлиненную треугольную форму, что свидетельствует о том, что линия была нанесена точками удар за ударом,  тонко заостренным инструментом, заканчивающимся в форме клина, как буквы "V". Совмещение меток указывает на то, что резцы забивались в бронзу под углом, начиная с нижней части формы конуса, то есть основание треугольника стало отправной точкой разреза, с острым концом знака, являющегося отделка точка (рис. 11). Сравнение этих типов действий, как это было написано на различных видах оружия, может привести к идентификации различных типов инструментов, и даже незначительные отклонения, возможно, вызванные различными методами долбления или разными ремесленниками.

Рис. 11: СЭМ изображение, показывающее характер детали надписи на поверхности оружия, показывая метки формирования линий треугольным долотом, с обзором (вставка) SEM характера; оба изображения получены с силиконового оттиска, так что они показывают негативный вид формы надписи, с выпуклостями, представляющими углубления на самом оружии.

Те же самые каучуковые оттиски позволили детально изучить другие аспекты, такие как скользящие отметины на поверхностях соединительных частей арбалетных триггеров - следы тщательной обработки, вероятно, направленной на устранение недостатков и излишков металла с поверхностей с целью улучшения функционирования триггера; Тем не менее, одним из самых впечатляющих технических открытий, сделанных на основе изучения резиновых оттисков касается анализа отметин шлифовки и полировки металла. Они не только на холодном оружии, таком как мечи и копья. На каждом отдельном образце исследуемого наконечника видны хорошо сохранившиеся частые, совершенно параллельные отметки шлифовки и полировки  (рис. 12). Такие функции диагностики с использованием вращающихся механических устройств для кропотливой полировки, обезпечивали блеск и остроту оружия. Таким образом, это представляет собой самую раннюю документацию о систематическом использовании роторных механических средств для массового производства. Кроме того, полировка и заточка показывают, что это оружие не было просто погребальными моделями, но было летальным вооружением, готовым к использованию.

Рис. 12: Бронзовое копье терракотовой армии,  SEM изображение силиконового отпечатка, взятого на лезвии копья, показывает точные отметины полировки; их плотность и параллельное расположение обозначают использование ротационного механического устройства.

Вывод

 Полученные результаты свидетельствуют о том, что производство было организовано в виде сети многопрофильных мастерских, которые работали под централизованным контролем, с четко определенными моделями, пресс-формами и процедурой контроля качества, что обеспечивало чрезвычайно высокую степень эффективности и стандартизации. Огромный ассортимент специализированных навыков и огромного количества труда, спланированного для производства бронзового оружия не могут быть преувеличены. Кроме того, не следует забывать, что это оружие, но относительно самой Терракотовой армии - незаметные компоненты, и, кроме того, следует помнить, что сама армия является лишь спутником строительства гораздо большего комплекса мавзолея.

Таковы лишь первые впечатляющие результаты, связанные с изследованием содержимого мавзолея - оружием терракотовой армии. Планируется проанализировать самих воинов. Есть и другие, более обширные планы по изучению региональной составляющей сооружения этого комплекса. Например, източники сырья, проблемы его транспортировки и т.д.

Източник сведений: http://www.ai-journal.com/arti...

Рекомендую также книгу: http://www.academia.edu/196944...

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
  • Впечатляюще! Однако, китайские императоры знали толк в представительских расходах. При этом, становится более ясным, почему через три года после смерти Шихуана династия Цинь была сметена "благодарным" пролетариатом. Там ведь кроме гробницы еще и Стена была... Спасибо за статью!
  • Помню, как впервые прочитал об этой армии в журнале попутчика в поезде. Пришлось товарищу журнал уступить))) Спасибо!
  • Это потрясающе! Поражен масштабом работ и количеством прекрасно исполненных терракотовых воинов. Подозреваю, что Император Цинь Шихуанди знал "волшебное слово", приводившее армию в движение.))
  • Отличный материал! Спасибо!+++++++++++++++++++++++++++++++++++++ (помню про Эда) :)))
  • Вот уж не думал. Что стандартизации столько лет. Всегда думал что это детище 19 века.