Чтобы по-настоящему оценить произведения искусства Грега Пайса, вы должны читать между строк, или, в данном случае, смотреть между вазами.
В 2008 году канадский скульптор создал заманчивую скульптурную композицию под названием Alumina, в которой семь красивых ваз стоят в линию на одной платформе. Они выстроены в изящные, чередующиеся узоры стройных и лаконичных форм, которые вместе оживляют его работы .
Магия Alumina исходит от оптической иллюзии, которую она производит. Пайс создал трехмерное представление вазы Рубина*, в котором фигура (иногда просто лицо) раскрывается через края двух форм.
Здесь негативное пространство между сосудами формирует силуэты шести женских портретов, в результате чего придается совершенно другой взгляд к работе.
* Кстати, Ваза Рубина - один из самых известных примеров так называемых двойственных изображений, придуманный сто лет назад датским психологом Эдгаром Рубином (1886–1951).
Это не единственное двойственное изображение, предложенное Рубином, и тем более не единственное известное к тому времени.
Одним из первых примеров перцептивной неоднозначности, по всей видимости, был «куб Неккера», опубликованный шведским кристаллографом Л.А. Неккером в 1832 году.
А наиболее изученным считается изображение «Жена или теща», восходящее к открытке XIX века, воспроизведенное в карикатуре-ровеснице «вазы Рубина», но представленное психологическому сообществу американским экспериментальным психологом Эдвином Борингом только в 1930 году.
Еще несколько забавных примеров:
Двойственные изображения отличаются тем, что при неизменном воздействии на сетчатку человек в каждый момент времени видит один из двух (а иногда и больше) объектов по очереди: в случае «вазы Рубина» это либо профили, либо ваза, причем изменения могут происходить как произвольно, так и спонтанно, с определенной регулярностью.
Зачем мне это знать, подумаете вы... Ну, прежде всего, чтобы не думать, будто бы мы видим в точности то, что воздействует на наши органы чувств. Даже имея дело с абсолютно однозначным воздействием, мы можем воспринять что-то другое в соответствии с нашим опытом, потребностями и контекстом — например, принять теннисный мяч за яблоко. А еще этот прием широко используется в изобразительном искусстве.
В частности, его очень любил голландский художник М. Эшер, чьи работы можно разглядывать бесконечно. Вот несколько наиболее известных:
Спасибо за просмотр!
Источники:
My Modern Met (перевод Р. Саматов)
сайт МГУ им. Ломоносова (факультет психологии)
Оценили 95 человек
130 кармы