Итак. В 1795 году увидел свет учебник географии Уильяма Гутри ( https://cont.ws/post/454386 ). Но ещё до этого, в России появились свои географические энциклопедические словари. Следуя просвещённой Европе, Россия не желала от неё отставать. А потому первая книга (а было написано несколько томов) появилась в 1773 году. Замышлялась она, как предвестница будущего универсального издания сведений о государстве Российском.
Действительно, по сравнению с более поздними энциклопедическими словарями, книга предоставляет гораздо меньше сведений. А потому я перехожу сразу к изданию 1789г.
"Новый и полный географический словарь Российскаго государства, или Лексикон, : Описующий азбучным порядком географически, топографически, идрографически, физически... политически, хронологически, генеалогически и гералдически, : Наместничества, области и уезды; города, крепости, редуты, форпосты, остроги, ясашныя зимовья, станицы, местечки, села, погосты, ямы и слободы; соборы, церкви и монастыри; рудные и другие заводы и фабрики; реки, озера и моря; острова и горы; прежния и новыя иностранныя поселения; обитателей как природных российских, так и других народов, и прочия достопамятныя места обширной Империи Российской в нынешнем ея состоянии, в царствование императрицы Екатерины Великия новоустроенном; : С объяснением и тех мест, которыя в прежния войны и прошедшую Турецкую; а некоторыя прежде того и от Персии храбростию российскою или обладаемы были, или и ныне находятся еще во владении; также и тех, которыя в преславное настоящее царствование с Белоруссиею и с полуостровом Крымом к России присоединены; Из достопамятных и достоверных древних и новых источников собранный С-Т "
И в этом словаре, граждане-товарищи читатели, многожды упоминаемы потомки бывших тартарийцев якобы существующей страны-государства Тартарии. Возникает вопрос: что же, Гутри, не читал сию книгу?
Очень интересная, я вам скажу, эта книжечка! Например, Нынешний Семипалатинск, оказывается, назван так не случайно:
Семь палат, конечно же, место примечательное исторически, но не менее примечательно и это место:
Это - Аблайкит, о котором упоминается в российском словаре. Вот, что о нём сообщается на сайте: http://tschurilow.de/index.php...
"Древние рукописи монголов
Аблайкит — развалины буддийск. монастыря и постоянной резиденции, основанных калмыцк. ханом Аблаем (см. Калмыки) в Семипалат. области, в долине речки Бески или Аблайкитки, впадающей в Иртыш, немного выше Усть-Каменогорска. - ЭСБЕ
В XV веке Восточный Казахстан захватили западно-монгольские племена – джунгары. Джунгарские феодалы-тайши пытались прочно освоить этот край, возводя крепости и храмы, а также установить свой контроль над торговыми путями из России в Китай.
В 1654 году джунгарский хан Аблай, выписав работников из Китая, начал в этих местах строительство буддийского монастыря Аблайкит (Аблаинкит, Аблай-ин-кит). «А в горах улусы калмыцкие, многие кочевья Аблаятайши. А на той речке Бешке (джунгарское название р. Аблакетки) Аблайтайша делает город: а про то подлинно неведомо каменный ли или деревянный, а лесу навожено много: лес сосновый тонок, как у нас на Руси в городах около огородов оплоты ставят: а ставят тот город промеж гор каменных…», - это наблюдение очевидца, сына боярского Федора Байкова, который, направляясь по поручению царя Алексея Михайловича в Пекин, остановился на зимовку у хана Аблая. Он застал еще и окончание постройки монастыря.
В Архиве Российской Академии Наук хранится первое описание Аблайкита, сделанное в 1735 году геодезистом Василием Шишковым. В июле 1734 года академики Г. Мюллер и И. Гмелин, будучи в Усть-Каменогорской крепости, посылали своих сотрудников на Аблаинкит и составили подробной описание: на пространстве, обнесенном стеной, было три здания. На высоком четырехугольном искусственном фундаменте, с кирпичными перилами и крыльцом стоял главный храм с пристройкой перед ним. Он был построен из белого кирпича «с высотою стен в 5 локтей», имел деревянный верх и крышу из черепицы, глазурованной в голубой и зеленый цвет, пол кирпичный. Это было само святилище. Возле восточных ворот стояло второе кирпичное здание, в котором жили жрецы. Третье здание, стоящее на западе от храма, было хозяйственного назначения. Вся свита Аблая и он сам жили в войлочных юртах. В одном из зданий монастыря были устроены печи, в которых ламы приготовляли лекарства, плавили металлы, обжигали глины, делали буддистские изображения.
Резиденция Аблая, которую называют по-разному – храм, монастырь, даже укрепление, получила широкую известность благодаря своей храмовой библиотеке. Способствовали этому прекрасные исследования историографа Мюллера. В чудным образом сохранившейся библиотеке в 1734 году был найден большой шкаф с отделениями, которые были наполнены различными тангутскими (тибетскими) и монгольскими рукописями. К тому времени хранилище было разрушено, бумаги разбросаны. Но, несмотря на большие повреждения, оставалось еще много драгоценного..."
В реестре посылаемого из Сибири в столицу указывались и рукописи из Аблайкита:
Как мы видим, сведения в словаре не только чисто географические: они частично дополняются сведениями историческими, политическими и этнографическими. И всё это говорит нам о том, что Тартарию, изображать на картах того времени могли только, как территорию, история которой связана с историей монгольской империи - её образования, её завоеваний и этнической принадлежности её населения. Эти люди, как таковые, не были русскими. Чтобы в этом ещё раз убедиться, добавьте к этому свидетельства археологических находок нашего времени
О таштыкских масках здесь: https://cont.ws/post/452503
Про тепсейские плакетки читать здесь https://cont.ws/post/452912
Как мы можем видеть, не являются пра-тартарийцы пра-пра-пра-русичами, да и Тартарии, как единого государства - империи монголов, - ко времени публикации учебника Гутри уже не существует. Потому приводить, как это делается опровергателями науки, Гутри и карты с Тартарией в качестве доказательства - нелепо. Население Тартарии, конечно же никуда не девалось. Либо осёдло проживало, либо кочевало и не только на территории, обозначенной, как Тартария. Прозывалось оно по-разному, в зависимости от произхождения и места своего проживания (не только татарами, но и калмыками, монголами, ойротами, киргизами и т.п.).
Что касается Тобольска и его описания, то европейцев, конечно же читать можно, но только лишь для того, чтобы составить себе представление о том, как думали о великом сибирском граде на далёком западе :о)
Не поленитесь, познакомьтесь с тем, как подетально описана в этом словаре вся Россия, и вы найдёте в нём множественные упоминания о тартарийцах :о)
http://нэб.рф/catalog/000199_0... С-Т (1789г.)
http://нэб.рф/catalog/000199_0... З-К (1788г.)
http://нэб.рф/catalog/000199_0... (Первая "ласточка" 1773 г.)
Оценили 25 человек
40 кармы