В первой части (https://cont.ws/post/464902) была изложена версия ответа на вопрос - когда судьба раскола русичей, и какие исторические фигуры сыграли в это решающую роль? Фигура первая - князь Даниил Романович Галицкий (1201 -1264).
Судьба Даниила Романовича с самого начала откровенно не задалась. Юному княжичу было только 3 года от роду, когда в битве при Завихосте (Польша) в 1205 году погибает его отец. Мать практически сразу вступает в союз с венграми для защиты Галицко-Волынского трона. Но венгры особо ничем помочь не смогли, к тому же у них была своя собственная сверхзадача (хапнуть бесхозную западную Русь), в которую защита прав на трон какого-то мелкого Рюриковича не входила. На запах лёгкой добычи (свободного княжества) слетелось абсолютно всё окрестное вороньё - тут были и свои же как бы родственники Рюриковичи, и венгры, и новгородские бояре, и ( куда ж без них) наши любимые поляки, которые в результате и выиграли турнир. Даниил с матерью были вынуждены уехать в Краков и принять покровительство польского короля Лешека Белого (это - имя, а не кличка уголовная, если что), в сражении с которым, кстати, и погиб отец Даниила, князь Роман. Вот такая метаморфоза - убийца отца стал опекуном его сына. Поляки договорились с венграми и Галицко-Волынская земля первый раз в своей судьбе попала под польский протекторат.
Бедный Даниил стал классическим чемоданом без ручки. Юнец без денег, армии и авторитета, но - Рюрикович, с потенциальными правами на любой русский престол. До 10 лет мальчик находился в постоянном движении между Польшей и Венгрией в зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Эти 6 лет несчастного детства среди католиков с одной стороны сделали Даниила почти католиком, а с другой - оторвали душу мальчика от Руси. Он рос среди немецких, венгерских и польских феодалов и впоследствии, будучи полноправным князем, со многими поддерживал личные отношения, а вот его русские родичи стали ему абсолютно чужими. Пишу “почти католиком”, потому что ни сам Даниил ни его мать католичества официально никогда не принимали и от рождения до самой смерти оставались православными, но последующие шашни с папским престолом наводят на мысль достаточно размытого представления о Вере у единственного русского короля.
Наконец после кровавой, но недолгой борьбы трон в Галиче захватила партия Рюриковичей, в миру носивших прозвище Игоревичей, которые проявили явную политическую близорукость - покусились на имущественные права родовых галицких бояр. Последние подобного отношения к себе не стерпели, и возник причудливый союз венгров, поляков и "обиженных" галицких бояр, а Даниил стал князем Галицким. Безусловно, никто десятилетнему пацану штурвал не доверил, от имени князя править должна была его мать. Однако, как только венгры с поляками уехали домой, галицкие бояре мать Даниила выгнали вон и растерянный мальчуган остался один на один со злыми незнакомыми дядьками. Хронист пишет, что Даниил закатил форменную истерику и даже ранил мечом коня под тиуном, посланным вернуть его. По-человечески понять трагедию можно. Но делать было нечего, и судьба Даниила понесла его далее - в 1245 году он стал уже Волынским князем.
Я уделил такое пристальное внимание детству Даниила для понимания - как сформировалась личность князя Даниила. Тут комплекс на комплексе и комплексом погоняет - лишиться отца, быть выгнанным родственниками(!) и провести детство на чужбине в окружении католиков, расстаться с матерью и испытать на себе всю прелесть "доброго отношения" к себе древнерусских бояр… Что творилось в душе Даниила - загадка, но ненависть к древним боярским родам и холодное отношение к своим родственникам он пронёс через всю свою жизнь. Тут необходимо сделать одно лирическое отступление для осознания общего конфликта интересов князя и местного боярства.
Приснопамятный Рюрик и компания создали по тем временам традиционную, но достаточно путаную и неэффективную систему управления Руси. Все другие древнерусские княжеские рода Рюриковичи вырезали под корень. Это делалось систематически на протяжении около 150 лет, и уже в одиннадцатом веке Рюриковичи остались единственным княжеским родом на Руси. Это была рутинная практика. Родовые бояре на местах остались, и возник закономерный конфликт. С одной стороны – Рюриковичи, князья без постоянного места жительства, находящиеся в непрерывном движении, меняющие княжества как перчатки и рассматривающие эти самые княжества, как временный источник дохода. Какое тут могло быть качественное управление? С другой стороны - во всех княжествах осталось родовое боярство, оно сформировалось в те времена, когда о Рюрике ещё никто слыхом не слыхивал. Боярство было локальным, и по сути границы княжеств как раз и опоясывали границы боярских владений. Естественно, пришлых князей они за своих никогда не считали и всячески старались урезать власть князя, желательно - до уровня наёмного руководителя силового блока. Тем более, что сами князья как-то не задерживались, ротация была системной. Рюриковичи рассматривали всю Русь, как общее родовое владение. Все княжества были выстроены в ряд по авторитету, и князья постоянно перемещались по цепочке тронов согласно личному старшинству в роду Рюриковичей. То есть - сын не наследовал какой-то отдельный трон отца в случае смерти родителя, как правило, вакансию занимал дядя - младший брат почившего. Где-то в двенадцатом веке ситуация стала меняться - русские князья стали постепенно вести оседлый образ жизни и наследовать княжества от отца сыну. Князь Даниил стал одним из участников этого процесса. По понятным причинам местные бояре были против - они же сами себе господа.
Но вернёмся к нашему герою. В 1217 году Даниил восстаёт против внешнего управления формально его же княжеством. Против него были поляки, на этот раз - в союзе с самим Мстиславом Удатным, одним из лучших русских полководцев того времени. А парню было всего 16 лет! В 1220 году Даниил выигрывает войну и сам Мстислав выдаёт за него свою дочь. Мальчик оказался подающим надежды, и это было оценено по достоинству. Через год Даниил вместе с тестем принял участие в трагическом сражении при Калке и проявил себя весьма недурно.
После Даниил с головой окунулся в борьбу за власть Галицко-Волынского княжества. Против него выступали уже традиционно: венгры, поляки и местные феодалы. Война шла с переменным успехом. Шла долго. Только в 1245 году в Ярославском сражении сборная противников Даниила был повержена, и князь занялся активной внешней политикой. Даниил Галицкий вмешался в войну за австрийский герцогский престол и в начале 1250-х годов добился признания прав на него для своего сына Романа, принял участие в конфликте венгерского короля с чешским из-за австрийского наследства (походы 1248 и 1253 годов), причём сын его Роман женился на наследнице австрийского герцогства в 1252 году и заявил свои притязания на эту область. Активнейшим образом участвовал во внутренних Венгерских делах. В 1260 году Даниил Романович отправил часть войска на помощь королю Венгрии Беле IV, так как последний вступил в очередной конфликт с богемским королём Пржемыслом Оттокаром. Тут скорее всего сказалось детство Даниила в Европе, он был лично знаком со многими западными феодалами, и их проблемы ему были очень близки. На востоке политика Даниила была весьма вялой. Даже занятие Киева с принятием титула Великого Князя Киевского было следствием разгрома восточной Руси Ордой Батыя. Пока Батый громил русичей к востоку от Киева, Даниил в процесс не вмешивался. А когда очередь дошла до него, то выяснилось, что не завоёванными остались он да Александр Невский на севере. В 1245-1246 годах Даниил даже в Орду катался за ярлыком на княжение.
В Орде Великому Князю Даниилу не понравилось. А кому понравится, когда его мордой в пол с утра до вечера тыкают? И он развёл весьма бурную деятельность по поиску союзников. Есть исторические свидетельства, что Даниил через своего митрополита несколько раз контактировал с Александром Невским на предмет заключения военно-политического союза против Орды. Но у Великого Князя Александра, очевидно, были иные представления о будущем. Вобщем, какого-то реального сотрудничества не вышло. Тогда Даниил с большим трудом нашёл подход к литовскому князю Миндовгу, тогда ещё не великому. Где-то около 1248 года племянница уже великого князя литовского Миндовга стала второй женой Даниила. Далее Даниил вступил в переговоры с папским престолом и в 1254 году принял титул короля руссов - «Rex Russiae» и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («король Руси» или «князь всей земли русской, галицкой и владимирской»). Даниил с Папой наобещали друг другу всего с три короба, но ни тот ни другой своих обещаний так и не выполнили. Папа обещанных больших батальонов так и не прислал. Даниил, со своей стороны, Русь католической тоже не сделал. Оба остались крайне недовольны друг другом. Надо отдать должное князю, Даниил отнюдь не отчаялся и в 1254—1255 годах очистил от татар Понизье и Киевскую землю, и далее король русский активно лавировал между Литвой и Ордой, поочерёдно вступая в союз с одним против другого.
Период с 1253 по 1264 годы справедливо считается эпохой экономического расцвета юго западной Руси. Стролись новые города – Львов, например, мосты, замки. Безусловно на руку Галицко-Волынскому княжеству сыграл экономический упадок северных и восточных русских княжеств, только что переживших вторжение Батыя. Дань, которую тоже платил Орде король Даниил, была значительно меньше, чем аналогичные выплаты Рязани или Суздаля. Даниил в борьбе с местными феодалами опирался на чернь и действительно старался сделать жизнь простолюдинов чуть лучше. Однако это его не спасло, и в 1264 году галицкие бояре устроили заговор - первый и единственный король Руси был убит.
И в заключение - Король Руси Великий князь Даниил стал той фигурой, политические решения которой предопределили дальнейшую судьбу народа на осколке русского мира от Львова до Киева.
Даниила часто клеймят королевской католической короной, мол - предал Веру Православную да Землю Русскую. Но будем справедливы - ни Веру, ни русский народ (в нашем понимании) он не предавал. Да, королём стал и с Папой Римским якшался. Однако, никаких католических храмов при нём не строили, а церковная Брестская уния случилась уже через много лет, аж в 1569 году! Да и тот факт, что в 1255 году - через год после коронации Даниила - Папа выдаёт такую же корону литовскому князю Миндовгу и призывает новоиспечённого короля Литовского идти войной на такого же скороспелого короля Русского, говорит о том, что прямого предательства не было. Иначе зачем Риму надо было их стравливать?
И вообще этой дурацкой короне придают слишком много значения. В 13 веке Рим поставил абсолютный рекорд по выпечке католических королей, королевские титулы которых продержались только одну каденцию и детьми монархов унаследованы не были. Европа уже сотни лет была официально христианской, а до конца 13 века оставались крупные языческие анклавы. Плюс католический мир на границе Польши и Венгрии упёрся в мир Православный. Вот Папа и пытался массовой коронацией закрыть вопрос язычников и продвинуться в глубь Православной территории. К тому же, разница между конфессиями тогда была не очевидна. Её понимали только высшие иерархи обеих церквей да особо продвинутые богословы. Люди простые спокойно ходили и молились в чужих храмах. Те же крестоносцы, католики, в Константинополе молились в православных церквях, а власти Византии оказывали им всяческое содействие. Реальный раскол среди верующих обозначился только к концу 14 началу 15 века.
Что на самом деле стало роковым, так это династический союз с Литвой. Если о браке самого Даниила с племянницей Миндовга можно спорить - какая цель преследовалась? Загадка. Отец девушки был вроде как конкурентом Миндовга в борьбе за власть, к тому же убитым по приказу последнего. Соответсвенно, этот союз никому ничего не давал. А вот последующий брак сына Даниила, Шварна Даниловича, с дочерью Миндовга фактически передал юридические права на западные русские земли Великим Князьям Литовским. Тем более, после смерти Миндовга сам князь Шварн стал четвёртым князем литовским (1267-1269) и таким образом сделал права Князей Литовских на часть русских земель просто железобетонными. Эти два династических брака открыли ящик Пандоры. Если до Даниила для русских феодалов родниться с дикими литовцами было немыслимо (они же язычники - почти что животные), то после это стало обычным делом. Массовые браки русских и литовских феодалов оторвали западную русскую знать от остальной Руси и позволили создать достаточно странное государство - Великое Княжество Литовское. Литовского там было с гулькин нос: язык знати - русский, вера - православная, и, что главное - обычаи древнерусские, унаследованные ещё от той раздробленной на удельные княжества Руси, условно именуемой Киевской. Обычаи плохие - в ВКЛ никакого общего народа или общей государственной идеологии создано не было, индивидуализм был крайний, каждый сам за себя и моя хата с краю... Всё это один раз уже погубило Русь под копытами конницы Батыя, и также погубило ВКЛ в унии с Польшей.
Вряд ли сам Король Руси, Великий Князь Даниил Романович Галицкий понимал, к чему приведёт выбранный им геополитический вектор развития подвластных ему русских земель. Тогда это было совсем не очевидно, ведь в новом государстве ВКЛ русское, православное влияние было превалирующим, а сын Даниила должен был основать новую династию. Но к сожалению человек предполагает, а Бог располагает. Исторически получилось, что он оторвал западную часть Руси от её основной части, сохранил гибельные обычаи и порядки. И в конце концов двумя династическими браками и союзом с Литвой толкнул своё княжество в западном направлении. Пока северо-восточная Русь, ведомая потомками Александра Невского, через кровь, страдания, битвы преображалась в Россию, западная Русь - мало того, что не развивалась - она духовно деградировала, особенно под польским управлением. А в результате никакого запада из этой земли не получилось. Так, сплошное недоразумение, ныне именуемое Украиной, населённое народом, в принципе не способным к государственному созиданию, и существующее только благодаря титаническим усилиям соседей, включая Россию.
Третья часть будет посвящена другому полюсу русской истории - Великому князю Александру Ярославичу Невскому, основателю династии Великих Князей Московских. Продолжение следует.
Оценили 18 человек
22 кармы