«Эти чистые, благородные, прекраснодушные римляне, уничтожавшие страну за страной и давившие свободные порывы в народе за народом… утверждали, что этруски злобны и коварны» - английский писатель Д. Г. Лоуренс
Начало истории этрусков теряется в летах. Одна из версий, которую нынче признают наиболее вероятной, гласит, что прибыли этруски на Аппенины из Лидии.
В XII веке до н. э. столицей Лидийского царства стал город Сарды. Это был очень богатый город, в нем чеканились золотые и серебряные монеты, правители прославились своими богатствами (можно вспомнить царя Креза). Сарды были захвачены Персами в 546 году до н. э. Сарды были уничтожены до основания мощнейшим землетрясением в 17 году н. э., однако, были восстановлены и процветали во времена Византийского владычества. В 1402 году Сарды были уничтожены войсками Тамерлана.
Этрусками интересовался император Клавдий, написавший в двадцати книгах "Историю этрусков" или "Тирреника" (Объёмные античные тексты делились на «книги», соответствующие современной главе. Во времена записи текстов на папирусы, одна книга соответствовала стандартному рулону папируса (6 м длины и 30—40 см высоты - Вики). В книге, написанной по гречески, был помещён и словарь этрусских слов - языка, тогда уже начавшего забываться, собранных Клавдием. Ни один из трудов Клавдия до нашего времени не сохранился. До нас дошли только цитаты из них, которые можно встретить в "Естественной истории" Плиния. Очень жаль...
Мне удалось найти несколько упоминаний об этрусках у других античных авторов.
Так откуда появились в Италии этруски? Из Лидии?
Дионисий Галикарнасский отстаивал их коренное, италийское происхождение:
1. Dionys. Halicarn. Antiq. I, 28, p. 73 Reisk.: Ксанф же Лидиец, более чем кто бы то ни было сведущий в области древней истории, а в отношении отечественной надежный как никто из историков, не назвал нигде в своем сочинении Тиррена правителем Лидии, не знает он и колонии меонов, выведенной в Италию, и не упоминает о Тиррении как о колонизованной лидийцами, хотя помнит о других, значительных вещах. Ксанф говорит, что у Атия родились сыновья, Лид и Торэб, и оба они, поделив отцовскую власть, остались в Азии, а каждому народу, которым правили, дали название по своему имени, и заявляет следующее: «От Лида произошли лидийцы, от Торэба — торэбы». Языки же их мало различаются, и теперь еще они пользуются многими словами друг друга, подобно ионийцам и дорийцам. http://simposium.ru/node/12314
Тит Ливий считал, что пришли они откуда-то с севера. «Отец истории» Геродот указывал на лидийское происхождение италийцев — то есть на то, что этруски — выходцы из Малой Азии (современной Турции).
Геродот о Лидии - "прародине" этрусков.
93. Природными достопримечательностями, как другие страны, Лидия совсем не обладает, кроме, быть может, золотого песка, приносимого [течением] реки Тмола. Есть, правда, в Лидии одно сооружение, далеко превосходящее величиной все другие (помимо построек египтян и вавилонян). Это — могильный памятник Алиатта, отца Креза. Его основание состоит из огромных каменных плит, остальная же часть памятника — земляной курган[1]. Рыночные торговцы, ремесленники и девушки, «занимающиеся своим ремеслом на дому», соорудили этот памятник. На верху памятника помещены каменные плиты числом пять, существующие и поныне, с высеченными на них надписями, [гласящими], какая часть работы выполнена каждым из этих разрядов людей. При измерении оказалось, что бо́льшая часть работы произведена девушками. Молодые девушки у лидийцев все занимаются развратом, зарабатывая себе приданое[2]. Делают же они это, пока не выйдут замуж, причем сами же выбирают себе мужа. Объем кургана составляет 6 стадий и 2 плефра, диаметр же 13 плефров. К кургану примыкает большое озеро, которое, по словам лидийцев, никогда не высыхает. Называется оно Гигесовым. Таково это замечательное сооружение.
Бинтепе - турецкие пирамиды. К северу от древнего города Сарды, на обширном плато, которое носит турецкое название Бинтепе или Тысяча холмов, находятся самые большие курганы на Земле. Под гигантскими земляными насыпями спят вечным сном правители и аристократы Лидийского царства, могущественного государства в 7-6 вв. до н.э. контролировавшего почти всю Малую Азию. Эти люди держали в страхе приморские города греков, крушили полчища киммерийцев и скифов, бросали вызов великой Персидской империи. http://nlonews.ru/?p=20741
94. Нравы и обычаи лидийцев одинаковы с эллинскими, за исключением того, что лидийцы разрешают молодым девушкам заниматься развратом [2]. Первыми из людей они, насколько мы знаем, стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монету и впервые занялись мелочной торговлей. Сами лидийцы утверждают, что и игры, которые ныне в ходу у них и у эллинов, — их изобретение. Лидийцы изобрели эти игры именно в то самое время, как говорят, когда выселились в Тирсению [2]. О себе они рассказывают так: при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод [от недорода хлеба]. Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства. Чтобы заглушить голод, они поступали так: один день все время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на следующий день ели, прекращая игры. Так лидийцы жили 18 лет. Между тем бедствие не стихало, а еще даже усиливалось. Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и [новой] родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя [Тирсена], который вывел их за море, тирсенами.[3] Лидийцы же на родине были порабощены персами.http://ancientrome.ru/antlitr/...
примечания:
1 - Описанный Геродотом курган существует еще и теперь.
2 - Речь идет о так называемой священной проституции, связанной с культом вавилонской богини Иштар.
3 - Здесь Геродот передает древнейшее известие о переселении этрусков в Италию. Даже в эпоху Римской республики, когда язык этрусков еще существовал, малоазийское происхождение их считалось общепризнанным.
Дромос кургана сделан из огромных, но плохо обработанных камней, особенно внушают каменные плиты потолка. К сожалению, в самой погребальной камере они не выдержали нагрузки и рухнули (или им помогли рухнуть).
"На протяжении последних двух веков к рассказкам Геродота ученые не относились всерьез — слишком много в них приукрашенного и сюжетно-броского, явно ради красного словца. Но — удивительное дело — современная наука все чаще подтверждает именно геродотовские внешне завиральные версии. Например, археологи нашли скифские артефакты, иллюстрирующие пересказанные Геродотом мифы о женщине-змее, родоначальнице скифов. Или — всегда считалось, что рассказ о том, как царь Ксеркс приказал прорыть канал через Афонский перешеек, чтобы переправить свой флот — это эффектная сказка про превращение земли в море и наоборот. Однако данные аэрофотосъемки подтвердили, что именно в этом месте растительность зеленее, гуще — значит, под ней разрыхленная земля, которая за две с половиной тысячи лет не успела слежаться — след ксерксова канала!
Похоже, что и насчет этрусков Геродот оказался прав. На этот раз его предположения подтвердила современная генетика.
Если в какой-то местности люди живут непрерывно на протяжении многих поколений; если у этих людей к тому же такие фамилии, какие не встречаются в окрестных регионах — то есть шанс, что их прямые предки жили на этой же земле и пару тысяч лет назад. В конце концов, речь идет о какой-то сотне поколений. Генетики из Туринского университета проанализировали Y-хромосомы коренных тосканцев. Эта хромосома передается по мужской линии, строго от отца к сыну. Выяснилось, что генетическая «сигнатура» тосканцев больше похожа на аналогичные показатели турок, нежели нетосканских итальянцев. Анализ митохондриальной ДНК (которая, наоборот, передается строго по женской линии) дал сходную, хотя и более расплывчатую картину (что неудивительно: в дальний путь нередко отправлялись преимущественно мужские группы, а женщин они себе находили потом из числа местных). Наконец, сходное распределение генетических признаков было обнаружено у домашнего скота: тосканские коровы по крови ближе к малоазийским, чем к итальянским. http://www.ezhe.ru/ib/issue849...
Про генетику смотрите здесь:
http://blogs.discovermagazine....
http://blogs.discovermagazine....
Кстати, упоминалось, что этруски по своему составу довольно "пёстрый" народ. Есть, оказывается, и упоминание о том, что вместе с этрусками в Тиррену добрались и пеласги.
Про этрусков (тирренцев) писал и Страбон - знаменитый греческий географ (Страбон родился около 64/63 г. до н. э., был современником образования Римской империи и конца эпохи эллинизма)
"С римлянами смешались также племя омбриков, а кое-где и тирренцы. Обе эти народности перед значительным возвышением римлян вели друг с другом нечто вроде борьбы за первенство, а так как между ними была только река Тибр, то они легко могли переходить друг к другу. И если случалось, что одно из этих племен выступало в поход против третьего племени, то у другого племени возникало ревнивое стремление также принять участие в походе в ту же страну. И, действительно, когда тирренцы однажды послали войско против варваров, живших около реки Пада, и одержали победу (но вскоре из-за собственной роскоши вновь были изгнаны), тогда другие выступили в поход на тех, кто изгнал их. И затем в свою очередь, ведя спор за обладание этими местами, они превратили много поселений в тирренские, другие — в омбрикские, большинство же — в омбрикские, так как омбрики были ближе. Римляне же захватили эти поселения и выслали своих колонистов во многие места, сохранив все же и потомков прежних поселенцев. Хотя в настоящее время все они римляне, но тем не менее некоторые еще называются омбрами и тирренцами, а также генетами, лигурами и инсубрами.
2. Римляне называют тирренцев этрусками и тусками. Греки же, как передают, назвали их так по имени Тиррена, сына Атиса, который отправил сюда поселенцев из Лидии. Один из потомков Геракла и Омфалы, Атис, во время голода и недорода оставил Лида, одного из своих двух сыновей, по жребию при себе, а другого, Тиррена, с большей частью своих людей отправил за море. По прибытии в эту страну он назвал ее по своему имени Тирренией и основал 12 городов, назначив «устроителем» их Таркона (по его имени назван город Тарквинии). Он отличался с детства великим разумом и потому, как рассказывает миф, даже родился седым. Находясь под властью одного правителя, тирренцы были сначала весьма могущественными, но в позднейшие времена, как кажется, их объединение было уничтожено и они под давлением соседних народностей распались на отдельные города. Действительно, они, пожалуй, не могли бы иначе, оставив свою благословенную землю, заняться морским разбоем, посылая одни пиратские шайки в одно, другие — в другое море. Правда, там, где они действовали согласованно, они не только могли защищать себя от нападения противников, но и в свою очередь нападать и даже совершать дальние походы. После основания Рима в Тиррению прибыл из Коринфа Демарат3 с большим числом людей. Жители Тарквиний приняли его, и он женился на местной женщине и имел от нее сына Лукумона. Последний, став другом Анка Марция, царя римлян, воцарился после него под именем Луция Тарквиния Приска. Он сам украсил Тиррению (а еще раньше его отец): отец — с помощью многочисленных ремесленников, прибывших вместе с ним с его родины, а сын — средствами, полученными из Рима. Утверждают, что триумфальные и консульские украшения и вообще украшения должностных лиц были перенесены в Рим из Тарквиний, так же как фасции, топоры, трубы, священные обряды, искусство гадания и музыка, поскольку римляне применяют ее в государственной жизни. Сын этого Тарквиния — второй Тарквиний, Тарквиний Гордый, был последним царем и был изгнан5. Порсина, царь Клусия, тирренского города, пытался силой оружия вернуть ему власть, однако не смог сделать это и, прекратив враждебные действия, удалился другом римлян с почестью и великими дарами.
...из-за плодородия равнина эта всегда была предметом борьбы. Тирренцы же основали там 12 городов и один из них, как бы главу их, назвали Капуей. Но роскошь тирренцев послужила причиной их изнеженности, поэтому, подобно тому как они потеряли область вокруг Пада, им пришлось уступить и эту страну самнитам, которых вытеснили оттуда римляне. Доказательством плодородия Кампании является то, что здесь растут прекрасные хлеба, именно пшеница, из которой изготовляют крупу лучшего качества, чем любой сорт риса, и почти всякое мучное блюдо. Как передают, некоторые поля там засевают в течение года дважды полбой, а третий раз — просом, а на иных даже в четвертый раз сажают овощи. Более того, оттуда же римляне получают наилучшие вина: фалернское, статанское и каленское; и суррентинское вино успешно соперничает с этими сортами вин, так как после недавней пробы оказалось, что его можно выдерживать. Богата маслинами и вся область около Венафра, которая граничит с равнинами." http://ancientrome.ru/antlitr/...
"Конечно, считать вопрос о происхождении этрусков решенным преждевременно; нужны подтверждающие данные. Из сохранившихся источников (как было сказано, по преимуществу римских) мы знаем, что на территории нынешней Тосканы примерно за тысячу лет до нашей эры возникла самобытная и богатая цивилизация. Мы знаем, что ее первые контакты с римлянами были амбивалентными — с одной стороны, два народа относились друг к другу настороженно, с другой — взаимодействовали порой так тесно, что трудно было отличить один от другого. Так, один из первых римских царей, Тарквиний Приск (т.е. «изначальный») был законно избранным верховным правителем; и он был этруск... Вне сомнения, римская религия почерпнула очень многое у этрусков; особенно это касается всякого рода волхвования и толкования знамений, в чем этруски были большие мастера. Едва ли не до императорских времен дети из римских благородных семейств обучались в этрусских школах — предмет назывался Etrusca Disciplina и включал, по-видимому, религиоведение, право и моральный кодекс.
Набирающий силы южный сосед жил с Этрурией в относительном мире, покуда на рубеже IV и III вв. до н.э. римляне не начали постепенно расширять свое жизненное пространство на весь Апеннинский полуостров. Вот как пишет об этом Тит Ливий (X, 11—12, перевод Н. В. Брагинской под редакцией М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе):
"Консулу Титу Манлию [298 г.] выпал жребий вести войну в Этрурии. Сразу же после вступления консула во вражеские пределы, во время конных упражнений его лошадь на всем скаку упала на спину и, сброшенный наземь, он едва тут же не испустил дух; третий день после этого падения стал последним днем жизни консула. Этруски увидели здесь знамение и, толкуя о том, что боги-де начали войну на их стороне, воспрянули духом; а для Рима, потерявшего столь великого мужа в столь тревожное время, это было печальное известие. […]
Вопреки ожиданию война в Этрурии шла вяло. [В следующем году новые] консулы поделили меж собою военные области: Сципиону досталась Этрурия, Фульвию — самниты, и оба они отправились. в разные стороны каждый на свою войну. Сципион ожидал затяжной войны, похожей на прошлогоднюю, но у Волатерр путь ему преградил готовый к бою отряд. Битва продолжалась большую часть дня с немалыми для обеих сторон потерями, и когда наступила ночь, не было еще ясно, в чьих руках победа. Но наутро обнаружилось, кто победитель и кто побежденный: под покровом ночи этруски покинули лагерь. Римляне, построенные для битвы, видя, что противник ушел, уступив им победу, двинулись к лагерю и заняли его — без людей, зато с богатой добычею: он ведь не только служил этрускам долговременной стоянкой, но и покинут был в спешке. После этого Сципион отвел войска в земли фалисков и, оставив в Фалериях обоз с небольшой охраною, отправился налегке с отрядом воинов грабить вражеские владения. Мечом и огнем истребляется все вокруг, и со всех сторон римляне везут добычу. После себя они оставляют врагу не только опустошенные поля, но и пепелища крепостей и поселений, только от осады городов, куда страх согнал этрусков, они воздержались."
Этрусские города Тосканы были объединены в так называемую «Этрусскую лигу», в которую входило двенадцать городов... Среди них была и Вольтерра, упомянутая под своим латинским именем в пассаже у Ливия.
По-этрусски город назывался Фелатри, и в лиге он был одним из самых богатых благодаря местным недрам, где добывали железо, медь и олово. Крепостная стена длиной более семи километров надежно охраняла город, а владения его раскинулись почти от края до края Этрурии. Куски стены стоят по сей день, в том числе Порто аль Арко — крепостные ворота, сложенные из квадратных глыб. Их украшают три головы, которые стихия и время не пощадили. Что они символизируют — неизвестно: может быть, головы поверженных врагов, а может быть, этрусскую «троицу» — богов Тинию, Уни и Менрву.
Фрагменты крепостных стен, большинство из которых датируются 4 в. до н.э. тоже стоят до сих пор... Древнеримская архитектура тоже представлена, в частности, неплохо сохранившийся амфитеатр I в. до н.э., раскопанный полвека назад. Но любителям этрусских древностей — прямая дорога в музей Гварначчи.
Музей Гварначчи в Вольтерре
Этрусский музей Вольтерры — один из старейших публичных музеев Европы. В 1761 году местный аббат благородного происхождения, монсиньор Марио Гварначчи завещал городу свою коллекцию этрусских и прочих древностей... Посетитель может познакомиться там с лучшей в мире коллекцией этрусских похоронных урн, а это — едва ли не главный известный нам элемент изобразительной культуры загадочного народа. Этруски верили (ко всем фразам следует прибавлять «исследователи предполагают»), что умершие становятся бессмертными и приобщаются к пиру богов. Поэтому урны, в которые этруски помещали прах умерших, часто украшены сверху фигурами возлежащих на пиру людей, а по бокам — мифологическими и бытовыми сценами.
Урны делали из местного алебастра; в одном из залов музея воссоздана мастерская по обработке камня — в сущности, очень похожая на те, что и сейчас существуют в окрестностях Вольтерры. Утварь, оружие, шлемы, узорные фляги для воды из кованого металла — все это можно найти в почти сорока залах музея Гварначчи. Но, наверное, самый известный его экспонат — это маленькая бронзовая статуэтка III в. до н.э., изображающая причудливо вытянутого в длину голого мальчика. Говорят, что поэт Габриэле д'Аннунцио назвал ее Ombra della Sera — «вечерняя тень». Но даже если поэт тут ни при чем, броское имя прижилось, и местная сувенирная промышленность предлагает «Тень» во всех видах, в том числе дорогие копии, якобы выполненные по аутентичной этрусской технологии.
Източник: http://www.ezhe.ru/ib/issue849...
(продолжение следует)
Оценили 22 человека
39 кармы