Наталия Нарочницкая: Масштабы произошедшего 100 лет назад события не позволяют относиться к нему как к фарсу

1 953

Оно, безусловно, оказало колоссальное влияние не только на нашу страну и историю, сломав и распяв историческую Россию в 20-е годы, но и на весь мир. Ибо такой стремительной эмансипации незападных миров, наверное, не было бы в ХХ веке, если бы не революция в России. Полагаю, что как раз незападные нации мира должны быть куда больше благодарны этой революции, чем мы. Именно русский народ прежде всего и больше всего пострадал за ХХ век, принеся больше всего жертв на алтарь этого эксперимента, как бы к нему ни относиться.

Я повторю свой тезис, сложившийся и как у гражданина, и как у историка: масштабы произошедшего 100 лет назад события не позволяют относиться к нему как к фарсу, даже если стоять на позициях крайней ненависти ко всей большевистско-марксистской атеистической философии. И при этом было бы ненаучно и граждански некорректно, тем более бесплодно для нашего будущего, сегодня в нашем мудром подходе вставать на одну из сторон в этой революции. Надо попытаться с высоты прожитого, принятого и отвергнутого, грешного и жертвенного, панорамно, объяв все, проанализировать и осмыслить эти события с карамзинским подходом — «все это нами сотворено, а значит наше»,

Здесь уже прозвучали немалое количество очень очевидных и полезных перекличек с сегодняшним днем. В конце концов, задачей любого исторического исследования, тем более осмысления, является не только задача разобраться в прошлом, но и увидеть перспективы будущего. Хотя, как правило, опыт утрат и поражений мало чему учит. Люди и нации совершают ошибки, повторяя невыученные уроки истории.

Запад и Революция – вот тоже тема, которая по-настоящему беспристрастно и по доступным документам не разработана в полной мере и подвергается совершенно произвольному толкованию. Русская революция опрокинула мировое равновесие, это было землетрясение в мировой политике. Итоги Первой мировой войны и движение мира в ХХ веке были бы иными, если бы «Россия, держа победу уже в руках, — как написал У. Черчилль, — не пала на землю, пожираемая заживо червями…»

Отсутствие России на Версальской конференции и закулисные связи с ней большевиков, готовых даже торговать территориями ради сохранения «цитадели революции», вывели на авансцену мировой политики США и Британию и сделали ХХ век веком англосаксов. Они же, разделавшиеся с кайзеровской Германией по принципу «горе побежденным», что не в последней очереди создало благоприятные условия для рождения нацизма, для победы над которым потребовалось невиданное напряжение и колоссальные жертвы прежде всего нашей страны.

Мне кажется очевидным, что, оглядываясь на ХХ век и внимательно рассматривая без гнева и пристрастия Революцию и Гражданскую войну в развитии, невозможно отрицать, что эти процессы были чрезвычайно усилены до опасного уровня Первой Мировой войной. Именно война обострила все противоречия, расколола общество и привела к взрыву. И Троцкий, и Парвус, подсказывавшие Ленину радикальную стратегию, прямо исходили из того, что война – это катализатор революции, поэтому надо добиваться «поражения собственного правительства в войне».

Этот чудовищный тезис, прямо скажем, невозможно оправдать. Но он ярко говорит о примате идеологии в сознании революционеров и радикальных реформаторов по сравнению с естественным ощущением причастности и принадлежности человека к собственной истории, пути в ней собственной нации и собственного государства.

Запад и сегодня, оценивая русскую революцию, почему-то склонен искать корни ее максимализма ни у Робеспьера, ни даже у Петра Великого, ни у Томаса Мюнцера или Иоанна Лейденского, а скорее у Чингисхана. Ибо для Запада мы — варварская империя, а «марш Буденного – это конский топот азиатских орд», как сказано метафорически в публицистической работе эмигранта Н. Ульянова.

Русская интеллигенция – вечный эпигон, принялась догонять Европу. Но философия прогресса не вмещалась в религиозно-философский фундамент русского государства того времени с его православным самодержавием, идеей власти как служения. Позиция интеллигенции, радикальная и непримиримая, приводила к страшным катаклизмам, к огромному разрыву между самой системой власти и позицией передовой части общества, стоящей уже на атеистических, безрелигиозных началах.

В связи с этим ответственность интеллигенции сегодня необходимо проанализировать. Именно интеллигенция всегда замышляет именно революцию, в то время как народ хочет лишь перемен к лучшему, а потом обвиняет «варварский народ», что он не понял и извратил «великие идеалы». Мы это видели уже в редуцированной форме в новейшей истории нашей страны в 90-е годы. Однако, что же это за доктрины в умах у интеллигенции, если они оперируют в своих концепциях, идеях и прожектах каким-то выдуманным народом, а не тем реальным, который есть на самом деле? Грустные, даже покаянные и весьма честные размышления русских интеллигентов в изгнании о неизбежности революционной стихии и обрушении государства (сборник «Из глубины». 1918), дают нам прекрасные уроки.

Я настаиваю на том, чтобы мы, а в общенациональной дискуссии обязательно будет участвовать и нынешняя коммунистическая мысль, вдумчиво отделяли саму идею революции, также позицию, идеологию, ненависть ко всему русскому и православному у пламенных большевиков 1917 года от философии и общественного сознания послевоенного Советского Союза.

Большевики начала XX века замышляли Революцию, строили свои прожекты, в том числе и для всего мира, в женевских и прочих заграничных кафе. Россия же была для них всего лишь материалом — факелом, который зажжет весь мир. А вот философия и менталитет послевоенного Советского Союза были уже иными. В партию в окопах Сталинграда вступило крестьянство, сознание которого оставалось в немалой степени органично 1000-летней исторической России, хотя и выражалось в принятых кодовых формулировках, густо замешанных на ленинско-марксистской лексике. Их сознание, желание созидать на своей земле, а не менять весь мир, весьма отлично от менталитета первых пламенных большевиков из европейских кафе, говоривших на 5 языках, но ненавидевших собственную страну, мечтавших полностью искоренить все, что составляло красоту и смысл русской жизни.

Это тоже надо обязательно исследовать, и сразу станет видно, как в опыте послевоенного Советского Союза дух мая 45-го года в значительной степени обезвредил антигосударственный и антиисторический пафос прожектерства первых большевиков. Не видеть разницу между «окаянными днями» по Бунину 17-го года и тем, что было в Советском Союзе уже моего поколения – это просто антиисторично.

Когда общение стало открытым, а я начала работать за рубежом, я часто сталкивалась с неведением в отношении даже 50-60х годов, которые для западного человека представлялись похожими на 20-е, и 30-е. Семья моего отца пострадала от репрессий, поэтому у меня нет симпатий к сталинизму. Тем не менее, я не могу согласиться с недобросовестной попыткой выборочной, а значит, продиктованной иными политическими целями демонизации лишь отдельных периодов советской истории. Для нас все периоды – и ленинский, и сталинский это историческая данность.

Мы все периоды можем и должны смело сравнивать. На Западе нельзя тронуть Ленина, его с уважением щадят ярые критики «тоталитаризмов», похоже, в благодарность за сокрушение великой геополитической силы, которой была Российская Империя. А вот Сталина они ненавидят не за репрессии — это фальшь! Это мы не хотим повторения репрессий, ни ленинских, ни сталинских, ни робеспьеровских, ни кромвелевских, которые нашими революциями так и не были превзойдены. В ленинский период было не меньше, а больше репрессий, но на Западе ненавидят и демонизируют только Сталина, чего никогда не делали в отношении своих Робеспьера и Кромвеля. А, значит, ненависть эта не за репрессии, а за создание в новой форме «великодержавия», оплаченного вовсе не репрессиями, а жертвенной борьбой нашего народа против фашистской агрессии. Именно май 1945 года, а не периоды 20-30х годов, сделали СССР великой державой, без которой опять «ни одна пушка в Европе не стреляла». Запад вполне принял революционный крах нашего великодержавия, отгородившись от него санитарным кордоном, но не мог потерпеть в лице победившего СССР опять равновеликого всему совокупному Западу исторического субъекта, — государства, которое не давало управлять миром из одной точки. И об этом мы должны говорить, это осмысливать и анализировать.

Фонд исторической перспективы активно участвует в освещении и осмыслении революции. Мы уже ведем целый проект, готовим сборник статей о российской государственности, который так или иначе будет в этом ключе, готовим значимые телевизионные проекты, курсы лекций для YouTube и т.д.

Надеюсь, что мы будем работать вместе. Главное – не привести общество к новому расколу, потому что нас разделяет прошлое, но должны объединить задачи будущего.

ИСТОЧНИКСайт Наталии Нарочницкой

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...