Поучительная история.
1. Грузинской ССР ещё и в помине нет, а бомба под Российской империей не просто заложена, а прямо-таки взорвана...
2. Церковь всегда осуждала бесчеловечную практику революционного террора, но не всегда воздерживалась от бесчеловечной практики революционного террора. И не только о Гапоне речь...
3. А сама религия, в девяти случаях из десяти, способ национальной самоидентификации и инструмент национальной борьбы. И когда речь заходит о национальных интересах, православные режут православных даже и с некоторым остервенением. И не только на Балканах...
ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ
https://drevo-info.ru/articles...
Грузинский экзархат Святейшего Правительствующего Синода Православной Российской Церкви (недейств.).
Учреждён 30 июня 1811 г. [1]. В марте 1917 г., когда была провозглашена самочинная автокефалия Грузинской Церкви, Грузинский экзархат был преобразован в Кавказский, который просуществовал до апреля 1920 года.
История
Учреждение
В конце XVIII века, вместе со вхождением Грузинского государства в Российскую империю, Грузинская Церковь также входила в состав Российской. По Георгиевскому трактату 1783 года царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II присоединил Восточную Грузию к России в качестве протектората, а Мцхетский католикос, предстоятель Восточногрузинской Церкви, стал восьмым, постоянным членом Святейшего Синода Русской Церкви. В этом же году последний Западногрузинский Имеретино-Абхазский католикос Максим II удалился в Киев, где оставался до своей кончины в 1795 году. Восточная Грузия была аннексированна к Российской империи в 1801 года, а Западная Грузия (Имеретия) стала протекторатом в 1804 и была аннексирована в 1810 годах.
Как пишет Православная Богословская Энциклопедия начала XX века, "с окончательным же присоединением Грузии, а затем и других областей Кавказа к России в них введено было русское гражданское управление, а затем естественно явилась необходимость преобразовать и церковное устройство по российскому образцу..." [2]. Последний католикос Восточной Грузии Антоний II, приглашенный в 1810 году Святейшим Синодом на совещание по церковным вопросам, обратно не вернулся, скончавшись в 1827 году в Нижнем Новгороде [3].
В 1811 году, согласно императорскому распоряжению, вместо него был назначен экзарх Иверии, получивший право быть членом Святейшего Синода. 30 июня 1811 года [4] был учреждён Синодальный Грузинский Экзархат. Первым экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и, с 1814 года, Имеретинский (в связи с упразднением Имеретино-Абхазского (Западногрузинского) Католикосата) Варлаам, кн. Эристави. Последующие Экзархи - из русских архипастырей. Кроме кафедрального наименования правящий архипастырь титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода.
Упразднение
С конца XIX столетия стало набирать силу движение за восстановление грузинской автокефалии, которое поддержали как представители духовенства так и видные миряне. В крайних формах, на фоне политического терроризма тех лет, оно выливалось в убийства. Так, в июне 1895 года лишённый священнического сана за разбой Колмахелидзе в Синодальной Конторе убил архимандрита Николая (Симонова). В тот же день в кустах во дворе был пойман псаломщик-грузин с кинжалом, готовившийся расправится с экзархом Грузии Владимиром (Богоявленским). 27 ноября 1907 года было совершено нападение на игумению "русского" Бодбийского монастыря св. Нины Ювеналию (Марджанову) [5]. Карету в которой сидела игумения, послушница, женщина с дочерями 5-ти и 7-ми лет изрешетило пулями (с Божией помощью никто из них не пострадал), была убита четвёрка лошадей, кучер, верховой стражник с лошадью и тяжело ранены кондуктор и слуга (как потом оказалось стреляли не менее 67 раз). Наконец, 28 мая 1908 года был убит экзарх Грузии Никон (Софийский).
Экзарх Грузии Никон (Софийский)
После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной русской политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 году епископ Бакинский Григорий (Яцковский); удалился из Грузии и епископ Дамиан (Говоров). Несколько лучшим было положение епископа Сергия (Петрова), чья кафедра находилась в абхазской части экзархата, но и здесь сепаратистские тенденции и влияние Грузии были сильны. Епископ Сергий занимал кафедру до 1920 года, хотя в последние годы скорее номинально, чем фактически, управлял епархией.
Принимались попытки установить в Грузии Русский экзархат, для русских и абхазских приходов, однако жёсткая позиция грузинской иерархии не позволила этого осуществить.
Сразу после избрания католикоса «грузины приступили к национализации духовно-учебных заведений, состоящих еще в ведении Святейшего Синода. Русские преподаватели, состоящие на службе в Ведомстве Православного Исповедания, предназначены грузинским церковным управлением к увольнению. Для проведения в жизнь национализации в каждом учебном заведении образованы из грузинского преподавательского персонала, состоящего еще на службе у Святейшего Синода, ячейки: в Тифлисской Духовной Семинарии во главе с ректором протоиереем Кекелидзе, в Горийском Духовном училище — священником Пхаладзе, в Телавском — Миминашвили, в епархиальном женском училище — Горгадзе и начальницей Тавгеридзе. Известно, что из епархиального училища уволены 107 девочек негрузинок» [6].
В марте 1917 года в связи с провозглашением грузинами самочинной автокефалии и отложением от канонического священноначалия Русской Церкви и отказе участвовать в Всероссийском Поместном Соборе Экзархат Грузии преобразовывается в Кавказский. С 13 августа 1917 года последний экзарх Грузии Платон (Рождественский) именовался Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. Следующий экзарх, назначенный 19 марта (1 апреля) 1918 года патриархом Тихоном с правом ношения белого клобука и митры с крестами Кирилл (Смирнов), смог по условиям военного времени добраться только до Баку. Месяц проведенный там он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов которые остались. Не сумев добраться до Грузии он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о "Об устроении Православной Церкви в Закавказье". Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение ВЦУ.
В апреле 1920 года не дождавшись нормализации сложившегося положения, патриарх Тихон назначает митрополита Кирилла на Казанскую кафедру. С этого времени Грузинский Экзархат перестал существовать.
Расторгнутое грузинами в 1917 году молитвенно-каноническое общение с Православной Российской Церковью восстановилось в конце 1943 года.
<...>
Оценили 3 человека
7 кармы