50 лет со дня восстания "Чёрных полковников".

4 3912

паттакос.jpg
Те самые "чёрные полковники": Стилианос Паттакос, Георгиос Пападопулос, Николаос Макарезос (слева направо)

«Великая Греция» «черных полковников».

Автор - Ольга Петрунина. Оригинал здесь

Короткий период пребывания «полковников» у власти любопытен для нас тем, что они – в противовес западному миру с его тотальным духом прагматизма – попытались найти идеалистические основания власти, а возрождение греческого национального духа поставили в прямую связь с религиозным православным возрождением.

История Греции ХХ века полна страстей и драматических событий. Отчасти так случилось потому, что еще со времен борьбы греков за независимость 1820-х годов большую роль в политической жизни страны играла армия. Легальные и нелегальные офицерские организации, недовольные властью, неоднократно инициировали военные перевороты в стране, устанавливая собственную диктатуру или передавая власть верным им гражданским политикам. Но если в первой половине ХХ в., особенно в межвоенный период, такой путь политического развития вряд ли можно считать уникальным, то после Второй мировой войны военная диктатура стала встречаться в Европе гораздо реже.



После освобождения от нацистской оккупации в Греции разразилась гражданская война (1946-1949), в которой поддерживаемое США и Великобританией афинское правительство нанесло поражение коммунистам. Возникший тогда режим трудно назвать демократическим: коммунисты и им сочувствовавшие, а также славянское население подверглось жестоким преследованиям, многие эмигрировали или погибли в концлагерях. Компартия и другие левые организации были поставлены вне закона, правительство жестко контролировало СМИ. Послевоенный режим не смог обеспечить необходимых стране темпов экономического роста – Греция оставалась одной из беднейших стран Европы – и это, в свою очередь, вело к росту напряженности в обществе.

Острый политический кризис разразился в середине 1960-х гг., когда к власти пришло центристское правительство Георгиоса Папандреу (дедушки современного политика). Он стремился поддержать средние слои и ограничить роль иностранного капитала в национальной экономике. Конфликт между премьер-министром и королем, с одной стороны, и вмешательство ЦРУ, поддерживавшего интересы американского бизнеса, с другой, привели к падению правительства Папандреу, на смену которому пришли однодневки, своей политической борьбой подрывавшие авторитет парламентского строя.

В обществе крепло желание видеть у власти правительство «твердой руки».

Этим воспользовались члены тайного Священного союза греческих офицеров. 21 апреля 1967 г. они вывели войска на улицы Афин, распустили парламент и взяли власть в свои руки. Так была установлена последняя в греческой истории военная диктатура, лидерами которой стали полковники Георгиос Пападопулос, Стилианос Паттакос и Николаос Макарезос. По черной форме офицеров госбезопасности противники режима называли его диктатурой черных полковников или хунтой, в коммунистических кругах это правительство окрестили неофашистским.

В отличие от большинства других греческих диктатур ХХ в., часто не имевших ни собственной политической программы, ни идеологии, «черные полковники» создали и то, и другое. Это позволило им продержаться у власти семь лет (1967-1974) и за это время провести в стране ряд преобразований, которые благотворно сказались на национальной экономике и финансах, демографической ситуации, системе образования, церковно-государственных отношениях.

Идеология режима сочетала революционную риторику с традиционными ценностями.

21april1967_symbol.png
Символ "революции" "Чёрных полковников" - птица Феникс.

События 21 апреля 1967 г. «полковники» называли революцией, себя – Национальным революционным правительством. Они всячески стремились подчеркнуть уникальность своей революции и одновременно – ее преемственность с национально-освободительной революцией 1821 года. Тогда греки получили государственную независимость. По мнению идеологов режима, 1821 год стал только началом освобождения греков, которое теперь предстояло завершить. Национальное возрождение должно было реализоваться в построении Великой Греции – экономически независимого и политически устойчивого государства, которое могло бы стать геополитическим центром не только для рассеянной по миру греческой диаспоры, но и для других народов и государств.

Для этого, прежде всего, было необходимо преодолеть глубокий духовный кризис греческой нации, вернуть утраченный греческий национальный дух. Сам Пападопулос и его единомышленники вполне ясно представляли себе его суть и стремились всеми средствами (СМИ, Церковь, система образования) донести ее до всех греков. Само понятие «национального духа» было заимствовано греческой общественной мыслью из европейской философии еще в эпоху романтизма, к началу ХХ в. греки уже понимали нацию вполне в европейском смысле, но все же подчеркивали ее уникальность: греческая нация существовала на стыке двух миров – Запада и Востока, не принадлежа ни к одному из них.

Во времена диктатуры Восток воспринимался враждебно и ассоциировался с коммунистическим СССР, Запад был олицетворением свободы, но не обладал достаточным потенциалом для всестороннего развития общества. Причина этого состояла в том, что Запад – наследник древнегреческой цивилизации – на самом деле, утратил многие ее ценности. Впрочем, прямой критики Запада греческая хунта избегала, опасаясь оказаться в изоляции.

Греческий национальный дух исключителен, поскольку основан на греко-христианском идеале. Этот идеал сочетает греческий образ мышления, связанный с ценностями древнегреческой цивилизации, с византийским православием. Греческому самосознанию приписывался патриотизм, скромность, уважение к законам, мужество и личная храбрость, гостеприимство и уважение к иностранцам. Главная социальная ценность греческого идеала – демократия. С точки зрения «полковников», Запад был демократичен только на словах: парламентская система защищает интересы отдельных групп, а не всего общества, частные интересы ставятся выше общественных.

Истинная демократия по своей природе консервативна, она призвана хранить традиции общества, а не разрушать их.

Идеологи режима объединяли всю греческую нацию во времени и пространстве: с доисторических времен до наших дней и во всех концах ойкумены. Они не отдавали предпочтения какой-то конкретной эпохе или государственному режиму. Естественно, отсутствовали и иностранные примеры для подражания. В этом «полковники» следовали традициям греческой консервативной общественной мысли, склонной идеализировать отдельных героев (Александр Македонский, Юстиниан), а не конкретные политические режимы.

Христианство внесло в греческий национальный идеал любовь к ближнему, милосердие, великодушие, воздержание. Западное общество, как полагали идеологи режима, утратило и эти ценности: существование западного человека превратилось в «сладкую жизнь», эгоистичное потребительство. Нетрудно заметить, что критика Запада греческими диктаторами, несмотря на их явный антикоммунизм, носила антибуржуазный характер. Возможно, на взгляды диктаторов повлияло и их происхождение – все они были выходцами из простого народа и сделали военную карьеру благодаря личным качествам.

Кроме того, христианство помогло окончательно оформить критерии самоидентификации греков, заложенные еще в античности. «Греками называются те, кто воспитан в нашей культуре», — сказал Исократ о Филиппе Македонском. Эта максима, закрепленная представлением о том, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея», была прочно усвоена почти всеми направлениями греческой общественной мысли Нового времени. Расизм никогда не был популярен среди греков. «Полковники» не были исключением: они тоже полагали, что греком необязательно родиться. Им можно стать, усвоив греческий национальный идеал. Но верно и обратное: предатели национального идеала (например, коммунисты) автоматически вычеркивают себя из греческой нации.

Именно христианство придало греческому национальному идеалу принципиально новое качество. «Бог – филэллин», говорил Пападопулос. В его глазах христианские ценности были тесно связаны с православной Церковью, и он разделял представление некоторой части греческого духовенства о православии как национальной религии греков. Это представление никогда не формулировалось официально, но в действительности часть греческих священников и монахов уже в XIX в. считала, что истинное православие сохранилось только у греков, в то время как у остальных народов оно неправильное, искаженное.

Православие и Церковь вообще занимали большое место не только в идеологии режима, но и в его политической программе.

Церковь воспринималась как один из инструментов продвижения греко-христианского идеала, преодоления духовного кризиса и стала важным объектом государственных инвестиций: правительство не жалело денег на строительство церквей, особенно в приграничных районах со смешанным населением. В 1971 г., пышно отмечая 150-летний юбилей национально-освободительной революции, военный режим начал строительство храма Спасителя, который решили возвести еще в 1829 г. участники революции в благодарность Господу за свое освобождение. Однако 150 лет в казне не находилось денег для реализации этого проекта.

Режим «полковников» провел крупнейшую с 1830-х гг. реформу церковно-государственных отношений: духовенство получило статус государственных служащих, который давал гарантированное жалованье и социальный пакет. До этого доход священнослужителей складывался только из приношений столь же бедных прихожан.

Кроме того, диктатура укрепила и духовные основы Церкви.

К тому времени тон в греческом богословии задавали университеты, профессура которых находилась под большим влиянием западных конфессий. Положение стало меняться, когда военный режим поднял зарплаты в вузах и пригласил на кафедры специалистов из числа греков диаспоры. Тогда на богословские факультеты приехали преподаватели, воспитанные в традициях Русского богословского института в Париже. В свою очередь Церковь была вынуждена согласиться на ужесточение внутрицерковной дисциплины и усиление государственного вмешательства в ее дела. И все же, Пападопулос стал первым в истории премьер-министром, удостоенным высшей церковной награды – Креста Св. апостола Павла, основателя христианства в Греции.

«Полковники» пытались преодолеть духовный кризис не только с помощью Церкви, но и посредством реформирования СМИ и системы образования.

После гражданской войны деятельность греческих журналистов и так находилась под жестким контролем правительства. Военный режим потребовал от них прекратить распространять чуждые национальному идеалу западные ценности и воспитывать массы в греко-христианском духе.

Огромное внимание уделялось и системе образования, ее воспитательной роли. В школе, которая и ранее полностью контролировалась государством, были пересмотрены учебные программы по гуманитарным дисциплинам: история, география, родной язык и литература теперь преподавались в соответствии с идеологией режима. Появился специальный предмет, посвященный революции 21 апреля. Среди других мер военного режима – строительство новых школьных зданий и университетских городков, повышение зарплат учителям и преподавателям высших и средних специальных учебных заведений при одновременном снижении нагрузки, создание школ-интернатов для одаренных детей. Обучение в вузах стало бесплатным, как и учебники на всех ступенях образования. Эти реформы позволили решить остро стоявшую перед страной проблему нехватки собственных квалифицированных кадров, заложили основы ориентированного на государство среднего класса, который в будущем станет источником социальной стабильности в стране.

Несмотря на свою уникальность, идеология «черных полковников» была чем-то похожа на идеологии ряда других современных ей авторитарных режимов.

Попытка освободиться от иностранного влияния перекликается с антиколониализмом Насера в Египте и джамахирией Каддафи в Ливии, опора на традиционные христианские ценности – с франкизмом в Испании и «новым государством» Салазара в Португалии. И все же, это был единственный случай не только в греческой, но и в целом – в европейской истории, когда военная диктатура строила свою идеологию, опираясь на православие.

США, которые в свое время способствовали военному перевороту в Греции, быстро разочаровались в «полковниках».

Вместо марионеток американцы получили самостоятельный политический режим, ориентированный на укрепление национального государства. Поэтому США инициировали международную кампанию против «полковников» и добились их международной изоляции. Затем при помощи Великобритании они спровоцировали политический кризис вокруг чрезвычайно болезненного для греков кипрского вопроса, что привело к падению диктатуры. Греция вернулась на либерально-демократический путь развития, получив в наследство от диктатуры окрепшую национальную валюту, существенно выросший уровень жизни населения, модернизированную транспортную инфраструктуру, современную систему образования. Из маргинальной нищенки Греция превращалась в респектабельную европейскую страну, которую можно было пустить в ЕЭС.

Лидеры же военной диктатуры были обвинены в государственной измене и оказались в тюрьме. Там Пападопулос, до конца дней сохранивший верность своим убеждениям, создал партию Национальный политический союз, в которой начинали свою карьеру будущие активисты современных ультра-правых сил.

источник

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • Нельзя болтаться между систем, как говно в проруби! "Третий путь" хорош до тех пор, пока первые два не замечают!
  • Полезно , спасибо . В советское время информация о греческой хунте была феерически бестолковой , наводили тень на плетень .