Скифы-саки,кимирийцы.Ашкеназы-гимирраи.

24 15900

Только с появлением ДНК-генеалогии,история получила право называться точной наукой.Память человека не долговечна,а ДНК метки неизменны и хранят историю через века и тысячелетия.Открываю Историю цивилизаций Бокля,читаю,саксы произошли от саков.Глубоко,но верно ли?Давайте остановимся на саках,народе древнем,попавшем в Историю Геродота.

Сак или Saca ( персидский : старый Сак , моды. ساکا , санскрит : сак , древнегреческие : Σάκαι , Sakai , Latin : саки , китайские : 塞 , старый * Sək , моды. SAI ) была термином , используемым в среднеперсидском и санскрите источники для скифов , большая группа евразийских кочевников наЕвразийская степь, говорящая на восточно-иранских языках . [1] [2] [3]

Современные ученые обычно используют термин Сака для обозначения иранцев Восточной Степи и бассейна Тарима. [4] Рене Груссет писал, что они сформировали определенную ветвь « скифо-сарматской семьи », происходящую из кочевых иранских народов северо-западной степи в Евразии . [5] Они мигрировали в Согдиа и Бактрию в Центральной Азии, а затем на северо-запад Индийского субконтинента, где они были известны как индо-скифы . В Тарим бассейна и Такла пустыни региона Северо - Западного Китая , они поселились вХотан и Кашгар, которые были в разное время вассалами для большей власти, такие как Хань Китай и Тан Китай .

Скифии и Парфии в 170 г. до н.э. (до того, как Юэхи вторгся в Бактрию).

Современные дебаты об идентичности «Саки» отчасти объясняются неоднозначным использованием этого слова древними, не сакскими властями. Согласно Геродоту , персы дали имя «сака» всем скифам. [6] Однако Плиний Старший ( Гай Плиний Секундус , AD 23-79) утверждает, что персы дали имя Сакаи только для скифских племен, «ближайших к ним». [7] Скифы к далекому северу от Ассирии также назывались саками сани (саки или скифские сыновья) персами. [ Править ] Новоассирийское царство от времени Асархаддоназапись агитация против народа , они назвали в аккадском Ashkuza или Ishhuza . [8] Тем не менее, современный научный консенсус в том , что Восточно - иранский язык предков на языках памирских в Северной Индии и средневековой сакского языка в Синьцзяне , был один из скифских языков . [9]

Другие люди, Гимирраи , [8], которые были известны древним грекам как киммерийцы , были тесно связаны с саками. В библейском иврите , то Ashkuz ( Ашкеназ ) считаются прямым ответвлением от Gimirri ( Gomer ). [10]

Катафракт -стиль парад оплетка сакского королевской, также известный как «Золотой воин», из кургана Иссык , историческое место захоронения недалеко от бывшего столичного города Алматы , Казахстан.

Золотые артефакты Саки в Бактрии , на месте Тильи Тепе , северный Афганистан .

Саки считались вавилонянами как синонимичные с Гимирраи ; оба названия используются на трехъязычной надписи Бехистун , высеченной в 515 году до нашей эры по приказу Дария Великого. [11] (Сообщалось, что эти люди были в основном заинтересованы в поселении в королевстве Урарту , позже в составе Армении , а Шакузен в провинции Ути получил от них свое название. [12] ) Надпись Беистун изначально давала только одну запись для саки , они, однако, далее дифференцировались позже на три группы: [13] [14] [15]

Сака tigraxaudā - «сак с остроконечной шляпой / шапки»,

SAKA haumavargā - интерпретируется как " хаом -drinking сак" , но есть и другие предложения, [13] [16] [17]

paradraya Сака - «сак за море», имя добавляется после Дария кампании в Западную Скифию к северу от Дуная . [13]

Дополнительный термин встречается в двух надписях в другом месте: [18]

Сака пункт Sugdam - «сака за Сугда ( Согдийской )», термин был использован Дарием для людей , которые сформировали границы своей империи на противоположном конце Куш (эфиопы), поэтому они должны быть расположены на восточном краю его империи. [13] [19]

Сака paradraya была западные скифы (европейские скифы) или сарматы. Предполагается, что сака-тиграксауда и сака-хаумаварга расположены в Центральной Азии к востоку от Каспийского моря . [13] Сака хаумаварга считается таким же, как амирги , племя сака в непосредственной близости от Бактрии и Согдии . Было высказано предположение, что Сака хаумаварга может быть Сака-пара-Сугмамом , поэтому некоторые из них утверждают, что некоторые из них могут быть расположены дальше на восток, чем сака-тиграксауда , возможно,Памирские горы или Синьцзян , хотя Сырдарья считается их более вероятным местом, учитывая, что название говорит «за пределами Согдиа», а не Бактрии. [13]

В современную эпоху археолог Хьюго Винкер (1863-1913) был первым, кто связал саки с скифами. Джон Мануэль Кук в «Кембриджской истории Ирана» заявляет: «Персы дали одно имя Саке как кочевникам, с которыми они столкнулись между голодной степью и Каспием, так и к тем северу от Дуная и Черного моря, против которых Дарий позже агитировали, а греки и ассирийцы назвали всех тех, кого они знали по имени Скутай (Ишкузай). Сака и Скутай, очевидно, составляли родовое название для кочевников на северных границах ». [13] Персидские источники часто рассматривают их как одно племя, называемое сакой ( Сакаи или Сакас ), ноГреческий и латинский тексты предполагают, что скифы состояли из многих подгрупп. [20] [21] Современные ученые обычно используют термин Сака для обозначения ираноязычных племен, населявших Восточную степь и Таримский бассейн. [4] [22]

Греческие и персидские доклады

Люди сакского были иранскими людьми , которые говорили на языке , принадлежащий к иранской ветви из индоевропейских языков . Они известны древним грекам как скифы и засвидетельствованы в исторических и археологических документах, относящихся к 8-ому столетию до нашей эры. [23] В древнеперсидских надписях эпохи Ахеменидов, найденных в Персеполисе , приуроченных к царствованию Дария I (р. 522-486 до н.э.), сака, как говорят, жил за пределами Согдии . [24] Подобно тому, как надпись, приуроченная к царствованию Ксеркса I (р. 486-465 до н.э.), связана с нимилюдей Центральной Азии. [24] Современный греческий историк Геродот отметил, что Ахеменидская империя называла всех скифов «сакой». [24]

Захваченный сакский король Скунха , с горы Бехистун , Иран, ахеменидский каменный рельеф от царствования Дария I (р. 522-486 до н.э.)

Греческие историки писали о войнах между Сакой и Мидянами , а также о своих войнах против Кира Великого Персидской империи Ахеменидов, где, как говорили, сакские женщины сражались вместе со своими людьми. [25] Согласно Геродоту, Кир Великий столкнулся с Массагетами , народом, связанным с Сакой [26], во время агитации на востоке Каспийского моря и был убит в битве в 530 году до нашей эры. [27] Дарий I также вел войны против восточных саков, которые сражались с ним тремя армиями, возглавляемыми тремя королями по Поляну . [28] В 520-519 до н.э. Дарий I победилSakā tigraxaudā и захватили своего короля Skunkha (изображенного как одетый в остроконечную шляпу в Бехистуне). [4] Территории Саки были поглощены Империей Ахеменидов как часть Хорасмии, которая включала большую часть Амударьи (Окс) и Сырдарьи (Джаксарт) [29], а Сака затем снабжала армию Ахеменидов большим количеством установленных лучников. [15] Они также упоминались как среди тех, кто сопротивлялся вторжениям Александра Великого в Среднюю Азию. [25]

Саки в долине Или и Бактрии

Сака были известны как Сак или Саи ( китайцы : 塞 ) в древних китайских записях. [30] [31] Эти записи показывают, что они первоначально населяли долины реки Или и Чу в современном Кыргызстане и Казахстане . В Книге Хань этот район назывался «землей Сака», то есть Сакой. [32] Точная дата прибытия Саков в долины Или и Чу в Центральной Азии неясна, возможно, это было непосредственно перед царствованием Дария I. [32] Около 30 гробниц Саки в виде курганов (захоронение курганы) также были обнаружены вРайон Тянь-Шаня датируется 550-250 до н.э. Показания присутствия Саки также были обнаружены в бассейне Тарима, возможно, уже в VII веке до нашей эры. [23]

Сака были вытолкнуты из долины реки Или и Чу реки Юэчжи , которые, по мнению некоторых, были тохарянами . Рассказ о движении этих людей приводится в « Записях великого историка» Симы Цянь . Юэчжи, которые первоначально жили между Тангри таг ( Тянь - Шань ) и Дуньхуан в Ганьсу , Китай, [33] , подверглись нападению и были вынуждены бежать из Хэси коридора Ганьсу по силам хунну правителя Модэ , который захватил площадь в 177-176 гг. До н. [34] [35] [36] [37]В свою очередь Юэджи были ответственны за нападение и подталкивание саи (то есть Сака) на запад в Согдиану, где около 140 и 130 г. до н.э. последний пересек Сырдарью в Бактрию . Сака также двинулся на юг к Памиру и северной Индии, где они обосновались в Кашмире, и на восток, чтобы поселиться в некоторых из оазисных городов-штатов Таримских бассейновых объектов, таких как Яньки (焉耆, Карасахар ) и Цючи (龜茲, Куча ). [38] [39] Юэджи, сами под атакой другого кочевого племени Усун в 133-132 гг. До н.э., снова перебрались из долины Или и Чу и заняли страну Даксия (大 夏, «Бактрия»). [32] [40]

Древний греко-римский географ Страбон отметил, что четыре племени, которые уничтожили бактрийцев на греческом и римском счетах - Асои , Пасиану , Тохарои и Сакараулай - пришли с суши к северу от Сырдарьи, где расположены долины Или и Чу. [5] [32] Идентификация этих четырех племен варьируется, но Сакараулай может указывать на древнее сакское племя, Тохарой - это, возможно , Юэжи , а в то время как Асои были предложены такие группы, как Усун или Аланы . [5] [41]

Гроссет писал о миграции Саки: «Сака, под давлением Юэ-чжи [Юэджи], захватил Согдиану, а затем Бактрию, где место греков». Затем: «На юг на юг Ю-чжи», Сака оккупировал «саковскую страну, Сакастану, откуда появился современный персидский Сеистан». [5] Согласно Гарольду Вальтеру Бейли , территория Дрангиана (в настоящее время в Афганистане и Пакистане) стала называться «Земля Саков» и была названа Сакастаной на персидском языке современного Ирана, на армянском языке как Сакастан , с аналогичными эквивалентами в Пехлеви, греческом, согдийском, сирийском, арабском и среднеперсидском языках, используемых в Турфане , Синьцзяне, Китае.Об этом свидетельствует в современных кхароштхах надписи , найденной на лев капитала Матхуры принадлежащего сакского царство индо-скифы (200 г. до н.э. - 400 г. н.э.) в Северной Индии , [24] примерно в то же время китайских записей , что саки вторгнувшиеся и заселили страну Jibin罽賓(т.е. Кашмира , в современной Индии и Пакистана). [42]

Миграции 2-го и 1-го века до нашей эры оставили следы в Согдиане и Бактрии, но они не могут быть прочно привязаны к Саке , подобно местам Сиркапа и Таксилы в древней Индии . Богатые могилы в Тилье Тепе в Афганистане рассматриваются как часть населения, затронутого сакой. [43]

Шакья клан Индии, к которому Гаутама Будда , называемый Шакьямуни «Мудрец из Shakyas», принадлежал, было предложено , чтобы быть саки на Майкл Уицел [44] и Кристофера I. Беквит . [45]

Индо-скифы 

Регион в современном Афганистане и Пакистане, куда Сака перешел, чтобы стать известными как «земля Сака» или Сакастан . [24] Саки также захватили Гандхару и Таксилу и мигрировали в Северную Индию . [46] В Матхуре (200 г. до н.э. - 400 н.э.) было создано царство индо-скифов . [24] Индейский лингвист Уифер Раджендра Риши идентифицировал лингвистическую близость между индийскими и среднеазиатскими языками, что в дальнейшем подтверждает доверие к историческому влиянию сакан в Северной Индии. [46] [47] По словам историка Михаила Митчина, племя абхирабыли люди саки, упомянутые в гундской надписи Западного Сатрапа Рудрасимхи I, датированного 181 годом н.э. [48]

Королевство Хотан

Королевство Хотан было государственным городом Сака на южном краю Таримского бассейна. В результате войны Хан-Сюньну, которая простиралась от 133 г. до н.э. до 89 г. н.э., Таримский бассейн (ныне Синьцзян, Северо-Западный Китай ), включая Хотан и Кашгар , попал под влияние Хань китайцев , начиная с царствования императора У Хань (г 141-87 до н.э.). [49] [50] Регион снова попал под китайское сюзеренитет с кампаниями завоевания Императором Тайцзуном Тан (р. 626-649). [51] С конца восьмого по девятый век регион перешел в руки между соперником Тан иТибетские империи . [52] [53] Однако к началу 11 века регион попал в мусульманские тюркские народы Кара-Ханидского ханства , что привело как к тюркификации региона, так и к его переходу от буддизма к исламу .

Документ из Хотано написано в хотанских саках , часть Восточной Иранской ветви из индоевропейских языков , перечисляя животное в китайском Зодиаке в цикле предсказаний для людей , рожденных в этом году; чернила на бумаге, начало девятого века

Археологические данные и документы из Хотана и других мест в бассейне Тарима предоставили информацию о языке, на котором говорит сака. [24] [54] Официальным языком Хотана был первоначально Гандхари Пракрит, написанный в Харости, а монеты из Хотана, датированные I веком, носили двойные надписи на китайском языке и Гандхари Пракрит, указывая на связи Хотана с Индией и Китаем. [55] Выжившие документы однако предполагают, что иранский язык использовался народами королевства в течение длительного времени документы третьего века в Пракрите из близлежащего Шаньшана записывают название для короля Хотана как хинаха (то есть « генералиссимус»»), отчетливо иранское слово, эквивалентное санскритскому титулу сенапати , но почти идентичное хотанезскому сака- хинайсе, о чем свидетельствуют более поздние хотанские документы. [55] Это, наряду с тем, что записанные царским периодом периоды были даны как хотанец kṣuṇa , «подразумевает установившуюся связь между иранскими жителями и королевской властью», по словам профессора иранских исследований Рональда Эммерика [55]. Он утверждал, что хотанезско-сакские языковые королевские рецензии Хотана, датированные 10 веком », делает вероятным, что правитель Хотана был спикером иранца ». [55]Более того, он утверждал, что ранняя форма имени Хотана, хватана , связана семантически с именем Сака. [55]

Позже в Хотане и Тумшуке (к северо-востоку от Кашгара) были найдены документы на основе хотанеса -саки, от медицинских текстов до буддийской литературы . [56] Подобные документы на языке Хотанезе-Сака, датируемые в основном в 10 веке, были найдены в рукописях Дуньхуана . [57]

Хотя древние китайцы называли Хотана Yutian (于闐), еще роднее иранское название иногда использовали Jusadanna (瞿薩旦那), полученный из индо-иранского Gostan и Gostana , названия города и области вокруг него, соответственно. [58]

Shule Kingdom 

Подобно соседним народам Королевства Хотан, жители Кашгара , столицы Шуле, говорили о Саке , одном из восточно-иранских языков . [59] Согласно Книге Хан , сакский раскол и сформировал несколько государств в регионе. Эти сакские государства могут включать два государства к северо-западу от Кашгара, а Тумшук - к северо-востоку, а Тушкурган - к югу на Памире. [60] Кашгар также завоевал другие государства, такие как Яркенд и Куча во время династии Хань, но в своей более поздней истории Кашгар контролировался различными империями, включая Тан Китай,[61] [62], прежде чем он стал частью тюркского Кара-Ханидского ханства в X веке. В 11м веке, по словам Махмуда аль-Кашгари , некоторые не тюркские языкикак Kanchaki и согдийцев еще используются в некоторых районахв непосредственной близости от Кашгара, [63] и Kanchakiкак полагаютпринадлежит к сакской языковой группе. [60] Считается, что Таримский бассейн был лингвистически тюркизирован до окончания XI века. [64]

Язык 

Рисунок Иссыкской надписи

Аттестации сакского языка показывают, что это был восточно-иранский язык . Языковое сердце Саки было Королевством Хотан , имеющим две разновидности, соответствующие основным поселениям в Хотане (ныне Хотан ) и Тумшуке (ныне Тумсук ). [65] [66] Оба тумшукских и хотанских сортов Саки содержат много заимствований из Среднего Индо-Арийского Пракрита , но также имеют черты с современными Вахи и Пушто . [67]

Иссыкская надпись, короткий фрагмент на серебряной чашке, найденной в Иссыкском кургане (современный Казахстан), считается ранним примером Саки, составляющей одну из немногих автохтонных эпиграфических следов этого языка. [ править ] Надпись в варианте Kharosthi . Харматта идентифицирует диалект как Хотанезе Сака, предварительно переведя его как: «На сосуде должно быть вино винограда, так много добавлено к смертному, а затем добавлено приготовленное свежее масло». [68]

Сакское сердце постепенно завоевывалось во время тюркской экспансии , начиная с 4-го века, и этот район постепенно тюркизировался лингвистически под уйгурами .


ссылки

 1.«Скифский, также называемый Скиф, Сака и Сакаэ, член кочевого народа, первоначально из иранских запасов». Скифо-сакского

2.Сакас: В Афганистанев Энциклопедии Иранца «Этноним Сака появляется в древних иранских и индийских источниках как имя большой семьи иранских кочевников, называемых скифами классическими западными источниками, а Саи - китайцами (Gk. Sacae, OPers. Сак) «.

3. Yarkandat Encyclopædia Iranica «Территория Ярканда впервые упоминается в Ханшу (1-ое столетие до нашей эры) под названием Shache (древнекитайский, приблизительно, * s³a (j) -ka), который, вероятно, связан к имени иранских сакских племен ».

4. Перейти к: a b c Beckwith, Christopher (8 мая 2011 г.). Империи Шелкового пути (PDF) . Принстонский университет. п. 68. ISBN 978-0691150345 .

5. Перейти к: a b c d Grousset, Rene (1970). Империя степей . Rutgers University Press. С. 29-31. ISBN 0-8135-1304-9 .

6.Геродот Книга VII, 64

7. Naturalis Historia, VI, 19, 50

8.Перейти к: a b Westermann, Claus (1984). : Континентальный комментарий . Джон Дж. Скаллион (перев.). Миннеаполис. п. 506. ISBN 0800695003 .

9.Кузьмина, Елена Е. (2007). Происхождение индоиранцев. Отредактировано JP Mallory. Лейден, Бостон: Брилл, стр. 381-382. ISBN 978-90-04-16054-5.

10.«Сыновья Гомера были Ашкеназ, Рифат, [а] и Тогарма». См. Также запись для Ашкеназа вЯнге, Роберт. Аналитическое соответствие Библии . McLean, Вирджиния: издательская компания Mac Donald. ISBN 0-917006-29-1 .

11.Джордж Роулинсон, отмеченный в его переводе «История Геродота», Книга VII, с. 378

12.Kurkjian, Vahan M. (1964). История Армении . Нью-Йорк: Всемирный благотворительный союз Америки. п. 23.

13. к: a b c d e f g J. M. Cook (6 июня 1985 г.). «Восстание ахеменидов и создание их империи». В Илье Гершевич. Кембриджская история Ирана, том 2 . Cambridge University Press; Переиздание издания. С. 253-255. ISBN 978-0521200912 .

14.Бриан, Пьер (29 июля 2006 г.). От Кира до Александра: История Персидской империи . Eisenbrauns. п. 173. ISBN 978-1575061207 .

15. a b М. Дандамаев. История цивилизаций Центральной Азии Том II: Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н.э. до 250 г. н.э. . ЮНЕСКО. С. 44-46. ISBN 978-8120815407 .

16. Мухаммад А. Дандамаев, Владимир Г. Луконин (21 августа 2008 г.). Культура и социальные институты древнего Ирана . Пресса Кембриджского университета. п. 334. ISBN 978-0521611916 .

17."Haumavargā" . Энциклопедия Иранская .

18.Кембриджская древняя история, том IV . Пресса Кембриджского университета. 24 ноября 1988 года. 173. ISBN 978-0521228046 .

19.Бриан, Пьер (29 июля 2006 г.). От Кира до Александра: История Персидской империи . Eisenbrauns. п. 178. ISBN 978-1575061207 . Это Царство, которое я держу, от скифов [Сака], которые находятся за пределами Согдианы, оттуда в Эфиопию [Куш]; от Синда, оттуда до Сардиса.

20. Ирландия, Королевское азиатское общество Великобритании и (2007-04-06). Журнал Королевского азиатского общества ... - Google Books . Retrieved 2010-12-30 .

21. Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии Королевским азиатским обществом Великобритании и Ирландии-стр. 323

22.LT Яблонский (2010-06-15). «Археология евразийских кочевников». У Дональда Л. Хардисти. АРХЕОЛОГИЯ - Том I . EOLSS. п. 383. ISBN 9781848260023 .

23.: a b J. P. mallory. «Языки бронзового века бассейна Тарима» (PDF) . Музей Пенна .

24. a b c d e f g h Bailey, HW (1996) [14 апреля 1983]. «Глава 34: Хотанская сакская литература». В Эссане Яршатер. Кембриджская история Ирана, Том III: Селевкидный, парфянский и сасанский периоды, часть 2 (перепечатка). Пресса Кембриджского университета. pp. 1230-1231. ISBN 978-0521246934 .

25.: a b L. T. Yablonsky (2010-06-15). «Археология евразийских кочевников». У Дональда Л. Хардисти. АРХЕОЛОГИЯ - Том I . EOLSS. п. 383. ISBN 9781848260023 .

26. Barbara A. West (2010-05-19). Энциклопедия народов Азии и Океании . п. 516. ISBN 9781438119137 .

27.Кунлифф, Барри (24 сентября 2015 года). По степью, пустыне и океану: рождение Евразии . Оксфордский университет. п. 206. ISBN 978-0199689170 .

28. А. Ш. Шахбази ,. «Аморгес» . Энциклопедия Иранская .

29. Кунлифф, Барри (24 сентября 2015 года). По степью, пустыне и океану: рождение Евразии . Оксфордский университет. п. 235. ISBN 978-0199689170 .

30.Чжан Гуан-да. История цивилизаций Центральной Азия Того III: перекресток цивилизаций: AD 250 до 750 . ЮНЕСКО. п. 283. ISBN 978-8120815407 .

31. HW Bailey. Индо-скифские исследования: быть хотанскими текстами . Пресса Кембриджского университета. п. 67. ISBN 978-0521118736 .

32.: a b c d Yu Taishan (июнь 2010), «Самые ранние tocharians в Китае» в Victor H. Mair (ред.), Китайско-платонические документы , Китайская академия социальных наук, Университет Пенсильвании Отдел восточноазиатских Языки и цивилизации, с. 13.

33.Мэллори, JP & Mair, Виктор H. (2000). Таримские мумии: древний Китай и тайна самых ранних народов с Запада . Темза и Хадсон. Лондон. п. 58. ISBN 0-500-05101-1 .

34. Тордай, Ласло. (1997). Конные лучники: начало истории Центральной Азии. Дарем: Академическая пресса Дарема, стр. 80-81,ISBN 978-1-900838-03-0.

35.Ю, Ин-ши. (1986). «Внешние отношения Хань» в«Кембриджской истории Китая»: Том I: империи Чин и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н. Э., 377-462. Под редакцией Денис Твитчет и Майкл Лоу. Кембридж: Cambridge University Press, стр. 377-388, 391,ISBN 978-0-521-24327-8.

36.Чанг, Чунь-шу. (2007). Восход китайской империи: Том II; Граница, Иммиграция и империя в Хань Китай, 130 г. до н.э. - AD 157. Энн Арбор: Мичиганский университет, стр. 5-8ISBN 978-0-472-11534-1.

37.Ди Космо, Никола. (2002). Древний Китай и его враги: подъем кочевой власти в истории Восточной Азии. Кембридж: Cambridge University Press, стр. 174-189, 196-198, 241-242ISBN 978-0-521-77064-4.

38. Ю. Тайшань (июнь 2010 г.), «Самые ранние тохариты в Китае» в Виктое Х. Майре (ред.),Китайско-платонические документы, Китайская академия социальных наук, Университет Пенсильвании Отдел восточноазиатских языков и цивилизаций, стр. 13-14, 21-22.

39.Бенджамин, Крейг. «Миграция Юэджи и Согдиа» .

40. Bernard, P. (1994). «Греческие королевства Центральной Азии». В Харматте, Янош. История цивилизаций Центральной Азии, том II. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н.э. до 250н.э.. Париж: ЮНЕСКО. pp. 96-126. ISBN 92-3-102846-4.

41.Baumer, Кристоф (30 ноября 2012). История Центральной Азии: эпоха степных воинов . IBTauris. п. 296. ISBN 978-1780760605 .

42. Ульрих Теобальд. (26 ноября 2011 года). «Китайская история - Саи 塞 Люди саки или согдийцы». ChinaKnowledge.de. Доступ к 2 сентября 2016 года.

43.Ярослав Лебединский, П. 84

44. Attwood, Jayarava (2012). «Возможное иранское происхождение для Śākyas и аспекты буддизма». Журнал Оксфордского центра буддийских исследований . 3 .

45.Беквит, Кристофер I. (2015). Греческий Будда: Встреча Пирро с ранним буддизмом в Центральной Азии . Принстонский университет. п. 1-21. ISBN 978-1-4008-6632-8 .

46.: a b Сулимирский, Тадеуш (1970). Сарматы . Том 73 Древних народов и мест. Нью-Йорк: Преэгер. стр. 113-114. Свидетельства как древних авторов, так и археологических останков указывают на массовую миграцию племен саакаш / сагагетанов из дельты Сыр Дарьи (Средняя Азия) к середине второго века до нашей эры. Некоторые из племен Сыр-Дарья; они также вторглись в Северную Индию.

47. Rishi, Weer Rajendra (1982). Индия и Россия: лингвистическая и культурная близость . Рома. п. 95.

48.Mitchiner, Майкл (1978). Древний и классический мир, 600 BC-AD 650 . Публикации Hawkins; распространенный BA Seaby. п. 634. ISBN 978-0-904173-16-1 .

49. Loewe, Майкл. (1986). «Бывшая династия Хань», в «Кембриджской истории Китая»: Том I: империи Чин и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э., 103-222. Под редакцией Денис Твитчет и Майкл Лоу. Кембридж: Cambridge University Press, стр. 197-198. ISBN 978-0-521-24327-8.

50.Ю, Ин-ши. (1986). «Внешние отношения Хань» в«Кембриджской истории Китая»: Том I: империи Чин и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н. Э., 377-462. Под редакцией Денис Твитчет и Майкл Лоу. Кембридж: Cambridge University Press, стр. 410-411. ISBN 978-0-521-24327-8.

51. Xue, Zongzheng (薛 宗正). (1992). История турок (突厥 史). Пекин: Zhongguo shehui kexue chubanshe, p. 596-598. ISBN 978-7-5004-0432-3; OCLC 28622013

52. Беквит, Кристофер. (1987). Тибетская империя в Центральной Азии. Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет, стр. 36, 146.ISBN 0-691-05494-0.

53.Wechsler, Howard J .; Twitchett, Dennis C. (1979). Денис С. Твитчетт; Джон К. Фэрбанк, ред. Кембриджская история Китая, Том 3: Суй и Тан Китай, 589-906, часть I. Пресса Кембриджского университета. С. 225-227. ISBN 978-0-521-21446-9.

54. Windfuhr, Гернот (2013). Иранские языки . Рутледж. п. 377. ISBN 1-135-79704-8 .

55.: a b c d e Emmerick, RE (14 апреля 1983 г.). «Глава 7: Иранское поселение на востоке от Памира». В Эссане Яршатер. Кембриджская история Ирана, том III: Селевкидный, парфянский и сасанский периоды, часть 1 . Cambridge University Press; Переиздание издания. С. 265-266. ISBN 978-0521200929 .

56.Bailey, HW (1996). «Хотанская сакская литература». В Эссане Яршатер. Кембриджская история Ирана, Том III: Селевкидный, парфянский и сасанский периоды, часть 2 (перепечатка). Пресса Кембриджского университета. pp. 1231-1235. ISBN 9780521246934 .

57. Хансен, Валери (2005). «Торговля данью с Хотаном в свете материалов, найденных в пещере библиотеки Дуньхуана» (PDF) . Бюллетень Института Азии . 19 : 37-46.

58.Ульрих Теобальд. (16 октября 2011 года). «Города-государства вдоль Шелкового пути». ChinaKnowledge.de. Доступ к 2 сентября 2016 года.

59. Ксавье Тремблей, «Распространение буддизма в Сериндии: буддизм среди иранцев, тохаров и турок до 13-го века», в«Распространении буддизма», Энн Хейрман и Стефан Питер Бумбакер, Лейден: Koninklijke Brill, 2007, p. 77.

60.: a b Ахмад Хасан Дани; Б. А. Литвинский; Юнеско (1 января 1996 года). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, AD 250 до 750 . ЮНЕСКО. С. 283-. ISBN 978-92-3-103211-0 .

61.^ Whitfield 2004, p. 47.

62. Wechsler, Howard J .; Twitchett, Dennis C. (1979). Денис С. Твитчетт; Джон К. Фэрбанк, ред. Кембриджская история Китая, том 3: Sui and T'ang China, 589-906, часть I. Cambridge University Press. С. 225-228. ISBN 978-0-521-21446-9.

63.Скотт Камерон Леви; Рон Села (2010). Исламская Центральная Азия: антология исторических источников . Пресса Университета Индианы. С. 72-. ISBN 0-253-35385-8 .

64.Акинер (28 октября 2013 г.). Культурные изменения и преемственность . Рутледж. С. 71-. ISBN 978-1-136-15034-0 .

65. Сара Илес Джонстон, Религии Древнего мира: Руководство, Издательство Гарвардского университета, 2004. стр. 197

66. Эдвард Аллворт,Центральная Азия: исторический обзор, Duke University Press, 1994. стр. 86.

67.Литвинский, Борис Абрамович; Воробьева-Десятовская, М.И. (1999). «Религии и религиозные движения». История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидас. С. 421-448. ISBN 8120815408 .

68.Харматта, Янош (20 августа 1994 года). История цивилизаций Центральной Азии: рвитие седативных и кочевых цивилизаций . ЮНЕСКО. С. 420-1. ISBN 978-9231028465 .


источник, как ни парадоксально англоязычная вики....русская уже не та....Информация расходится!

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

Обсудить
  • :thumbsup: :sunny:
  • +
    • Koncm
    • 28 октября 2017 г. 19:01
    + Спасибо за серьги. знакомый мотив. Маловато генетики. Ra1 есть и в Пакистане и в Индии. думаю и в Афганистане есть. Всякие термины Саки. Скифы....Уйгуры....Русы...... только все запутывает.) Это африка. Амазахи
  • — По—моему, Библия явно написана не по Божественному внушению, иначе бы мы давно уже знали и о квазарах, и кварках, и вирусах, и ДНК, и о тёмной материи.   — Ты неправ, ведь откровение Бога даётся по уровню развития людей на тот момент.   — Ты хочешь сказать, что те, кто сейчас верит в написанное в Библии, имеют уровень развития 3000—летней давности?
    • Glen
    • 28 октября 2017 г. 20:03
    Ну и ерундень! Бред генетиков - высосанный из пальца.... Ни одного настоящего факта.