Стили фехтования. Виды фехтования. Школы фехтования. Европейское фехтование.

0 8273


Приветствую, друзья! Как и обещал в прошлой статье, пишу про виды. Стили фехтования условно можно разделить на Восточное и Европейское фехтование. Европейские стили принято называть школами: (пр.: германская школа, итальянская школа и т.д.). Систематизируем все наши знания в одну статью, чтобы было удобно ориентироваться и выбрать стиль Европейского фехтования по душе:


Английская школа фехтования.

Основное оружие: преимущественно лёгкий меч, щит-баклер, палаш.

Основные труды: Уильям Хоуп, Доменико Анжело «L'Ecole des Armes». (18 век)

Основные моменты: Английская школа объединяла в себе приемы, взятые из других школ (в частности франзуской) и дополняла их приемами, присущими английскому лёгкому мечу и палашу. Английская школа использовала и уколы, и удары, предписывала различное оружие второй руки: от щита-баклера до пистолета, взятого за ствол. Стойка в английском фехтовании: расставленные чуть согнутые ноги, прямая спина, оружие в согнутой руке на уровне пояса, клинок направлен в лицо противника. 


Французская школа фехтования

Основное оружие: шпага

Основные труды: Анри де Сен-Дидье трактат «Заключающий секреты первой книги о рапире, прародительнице всего оружия» (16 век); Франсуа Данси и Андре Деборд.

Основные моменты: Базовые ее принципы взяты из итальянской школы. Бой представлял собой набор быстрых уколов и передвижений. Излюбленным французами было «действие на оружие» - отводы, захваты, батманы. Одной из черт французской школы стало двуручная техника владения парными шпагами, которые носились в одних ножнах. Благодаря завоеваниям Наполеона I, французская школа фехтования распространилась почти по всей Европе. Необычной была стойка французского фехтовальщика: откинутое назад тело, рука со шпагой поднята вверх и шпага смотрит вниз. Французская школа фехтования является предком современного спортивного фехтования (ввели кодификацию правил и терминов в системе обучения некоторых французских мастеров, изобрели рапиру с плоским наконечником и защитную проволочную маску).


Германская школа фехтования

Основное оружие: длинный меч, древковое оружие, кинжал, мессер, щит, безоружный бой.

Основные труды: манускрипты учеников Йоханнеса Лихтенауэра. Теодоро Веролини, трактат «Хитрый Фехтовальщик».  (14-17 вв).

Основные моменты: Германская школа довольно сильно подражала испанской, а 17 в была вовсе вытеснена итальянской школой, т.к. носить меч стало неудобным в следствии моды на одежды того времени. Техника немецкой школы фехтования содержит способы применения длинного меча, древкового оружия, кинжала, мессера, щита, принципы верхового фехтования и приёмы безоружного боя. В немецкой стойке боец держал шпагу в чуть согнутой руке и направляя её сверху вниз, стоя на согнутых ногах. Техника была достаточно тяжёлой, подразумевались сильные рубящие удары, которые были переняты ещё из систем фехтования мечом.

Термин «немецкая школа фехтования» иногда может вводить в заблуждение, так как после XVII века на территории современной Германии по-прежнему преподавали фехтование в различных академиях. Такой же термин применяется и к старому стилю театрального немецкого фехтования.


Итальянская школа фехтования

Основное оружие: преимущественно шпага, короткий и длинный меч, алебарда, копье, кинжал, щит, безоружный бой, плащ и др.

Основные труды: 15-19 вв. Фиоре де Либери «Цветок Битвы», Филиппо Вади «De Arte Gladiatoria Dimicandi», Франческо Альфиери "Искусство превосходного владения мечом", трактат Масаниелло Паризе и др.

Основные моменты: Самая популярная в Европе школа фехтования, корни которой идут из Испанской школы. Характерными для итальянской школы были уколы шпагой (приоритет «убивать уколом острия, а не ударом лезвия») и чувство темпа защиты-атаки, когда защитное действие переходит в атакующее при быстром перемещении бойца. В испанской стойке рука с оружием была выпрямлена вперёд, но оба колена согнуты, и вес тела распределяется на обе ноги. Необычно, что рука бойца не сгибается даже при защитных движениях. Второе оружие в бою часто заменялось плащом, намотанным на пустую руку. Итальянцы несколько изменили отношение к кинжалу во второй руке бойца – начали использовать его для атак. В 16 в это направление наследовала Болонская школа фехтования.


Болонская школа фехтования (Школа Дарди)

Основное оружие: преимущественно шпага, щит, кинжал, плащ.

Основные труды: Филиппо Бартоломео Дарди

Основные моменты: Болонская школа фехтования базируется на элементах фехтования одним мечом/шпагой, включает в себя методы рукопашной схватки. Уделено большое внимание техникам защиты, нежели ударам и уколам оружия. В качестве вспомогательного оружия иногда использовали щит, кинжал или плащ. Техника болонских мастеров также имела систему приёмов для бастарда и двуручного меча, которая утратила своё значение из-за популяризации шпаг. Кроме этого, существовали инструкции для применения секир и древкового оружия.


Венецианская школа фехтования

Основное оружие: кинжал, короткий меч, длинный меч, алебарда, копье, щит, дага.

Основные труды: 12-19вв. Сальватор Фабрис Трактат о фехтовании «Lo Schermo, overo Scienza d’Arme», Николетто Гиганти, Джакомо ди Грасси трактат по фехтованию «Ragione di adoprar sicuramente l’Arme, si da offesa come da difesa», Франческо Альфьери.

Основные моменты: Истоки школы в Испании, веницианцы активно делились навыками с мастерами из Болоньи. В венецианском фехтовании впервые подробно были представлены свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. Характерно, что левую руку вооружили дагой. Был решен вопрос дистанций между противниками.


Генуэзское фехтование

Основное оружие: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш, генуэзская палка.

Основные труды: Андреа Бути «Генуэзский нож. История клинка запрещённого оружия «каруджи» (“Ilcoltellogenovese. STORIE DI LAME, DI ARMI PROHIBITE E DI “CARUGGI” di Andrea Buti)

Основные моменты: Генуя в настоящее время является частью Испании, а тогда это было отдельное государство и имело свое искусство ведения морского и сухопутного клинкового боя. Помимо характерных этой традиции видов оружия предполагалось использование и других видов холодного оружия, захваченных у противника в бою. Отличительные особенности: логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле (для одновременной тренировки бойцов).


Неаполитанское фехтование (близнец сицилийского фехтования)

Основное оружие: неаполитанский меч, неаполитанская шпага

Основные труды: Франческо Антонио Маттей, Карло Торелли, Делла Моника Франческо, Алессандро ди Марко, Альберто Марчионни и др.

Основные моменты: Неаполитанское фехтование является стилем испанской системы, так как в основе лежит огромная часть испанской школы фехтования; имеет корни венецианского фехтования, так как эта школа впитала в себя часть технических элементов и принципов венецианской школы фехтования. Отличается от других школ фехтования более короткими движениями. Неаполитанское фехтование строит технику на принципах и способах действия животных, смешанных с танцем. Кроме этого, техника наполнена испанскими ударами, теоретической механикой и биомеханикой тела, экономией силы и пространства. За период ведения войн она впитала в себя и позаимствовала много технических элементов, особенностей, принципов из других школ фехтования, в том числе обманные движения, финты. Неаполитанское фехтование позволяет сделать мгновенный анализ свойств врага, предугадывать его действий для того, чтобы бить на опережение. Стратегическая концепция школы: не уклоняться, не парировать, не отступать.


Испанская школа фехтования (Дестреза)

Основное оружие: шпага, меч, канжал, дага, древковое оружие, щит, плащ, и др.

Основные труды: Дон Иеронимо Санчес де Карранза, дон Луис Пачеко де Нарваэс, Жерар Тибо и др.

Основные моменты: Дестреза является универсальным методом фехтования для таких видов и комбинаций оружия, как шпага (или меч) и кинжал (дага), шпага и плащ, меч и щит, двуручный меч или древковое оружие (например, копье или алебарда). Основы движений во время боя построены на аспектах логики и геометрии, использованы принципы биомеханики. В систему вложены философский, интеллектуальный и нравственный идеалы. Благодаря дестрезе было оказано влияние на появление филиппинского боевого искусства «арнис». Со временем, под давлением итальянской и французской школ фехтования, дестреза начала терять свою популярность. Де Карранза считал, что в фехтовании, подобно музыке, все должно быть гармонично, а именно: физическое состояние, психологический аспект и философские убеждения фехтовальщика. Ученикам дестрезы не нужно заучивать различные приёмы — вместо них используется несколько базовых движений, которые относятся к передвижению ног (применяется круг Тибо) и использованию оружия. 



К слову сказать, в статье подобрал основные школы европейского фехтования. Так, совершенно недавно узнал о существовании Польской школы фехтования саблей.  Еще добавлю пару слов. Да, как видно некоторые стили плавно перетекали в другие, и в итоге, в современное спортивное фехтование. Некоторые европейские школы сейчас не существуют или существуют в виде театрального фехтования и реконструкций, основной идей которых является  зрелищная составляющая и они популярны как хобби. Помимо тенденций последних веков, приятно отметить что например Испанская школа фехтования и несколько других, хоть и не являлись популярными, но сохранили свои традиции до сегодняшнего дня в актуальном для боя состоянии


В следующей статье подробно рассмотрю Генуэзскую школу фехтования, ее отличительные особенности и уникальные виды оружия.

Буду рад видеть Вас на канале https://t.me/destrezaachinech . До встречи!

Ну, прощайте, старые границы! Почему США и ЕС устроит даже урезанная Украина

Стремление Запада сохранить Украину в качестве карманной анти-России необычайно велико. Настолько, что в Вашингтоне и Брюсселе готовы убедить Киев отказаться от идеи вернуть и уже потер...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...