Городской романс – русский шансон – истоки жанра.

2 1749

Пожалуй, нет в современной российской музыке жанра, вызывающего больше споров, чем русский шансон. Кажется, слушатели разделились поровну – на горячих сторонников и яростных противников.

Первые утверждают, что нет ничего лучше, чем отдохнуть душой под пусть незатейливые, но такие сердечные мелодии и заставляющие задуматься тексты. Вторые хмурят брови и утверждают, что интеллигентные, образованные люди никогда подобный примитив слушать не станут и вообще, шансон – это «блатняк», завёрнутый в новую красивую обёртку.

Наибольшее количество копий сломано в наше время вокруг самого термина «русский шансон». И поклонники и ненавистники лишь пожимают плечами: «Что за странное определение? Chanson же по-французски значит просто - «песня», так? Тогда назовите просто – «русская песня» и все дела».

На первый взгляд, логика в подобных рассуждениях есть, но… Сто лет назад подобные споры вызывало словосочетание «русский романс». Музыкальные критики XIX столетия исходили ядом на страницах газет и журналов, высмеивая прилепленное национальное определение к испанскому слову romans, означающее в переводе стихотворение, положенное на музыку или просто мелодичную песню.

Что в результате? А ничего – прижился термин и споров сегодня не вызывает. Пусть заимствованный, но отражающий суть вещей, он благополучно развивается на нашей почве.

«Да, но шансон-то здесь причём?» – спросите Вы.

Дело в том, что с середины XIX столетия на подмостках Российской Империи начинают бурно развиваться самые разные жанры, занесённые в «наши Палестины» из Европы. Почему практически ничего своего, кроме былинных сказаний и частушек, на Руси не было разговор особый и не для этих страниц, но факт остаётся фактом – эстрада XIX века (особенно первых его трех четвертей) – это сплошь иностранные изобретения: водевиль, оперетта, шансонетки...

«Первые chansonettes – весёлые, бурлескные песенки, родившееся во французских кабаре, пришли в Россию в начале 60-х годов XIX века, - пишет большой знаток истории эстрады Е.Д.Уварова. Обильно сдобренные эротикой и рассчитанные на женское исполнение, они сопровождались музыкой, танцем, выразительной жестикуляцией… Ласково-уменшительное название «шансонетка», носившее одновременно пренебрежительный оттенок, перешло на артисток – исполнительниц таких песенок…»*

Критика, как водится, не жаловала их, обвиняя в безвкусице и откровенной скабрёзности текстов, а публика, напротив, была в восторге. Откуда, казалось бы, на пустом месте, за каких-то пару десятков лет появилось в «крестьянской» стране столько эстрадных артистов? Кто писал им репертуар в таких количествах?

Здесь надо сделать небольшое отступление и вспомнить, что в 1861 году царским указом было отменено крепостное право.

Огромная масса бывших подневольных людей хлынула в города, чтобы со временем сформироваться в новое сословие – «мещанское» (этимология: от слова «место», т.е. город). Основным музыкальным инструментом в этой среде была, конечно, гитара и стали появляться на свет произведения народного фольклора, сочинённые новым городским людом: рабочими, студентами, нищими, солдатами, «белошвейками», актёрами и преступниками (куда ж без них на Руси-матушке)…

Где, как не на Руси сочувствуют «сирым и убогим»? Успех некоторых куплетистов-босяков критики тех лет сравнивали по непременным аншлагам и запредельным гонорарам с самим Шаляпиным!!!

Движемся дальше.

Дальше была революция, гражданская война, угар НЭПа… В первые годы существования новым советским властям было просто некогда заниматься такими пустяками, как искусство.

Никто и не помышлял покуда о запретах и цензуре: пели, что хотели и даже записывали на пластинки. А вскоре ввели НЭП: «воскресли» дамы и господа, захотели покуражиться с размахом, «диких» плясок и разудалых напевов. Именно в начале 20-х появляются на свет и становятся популярными такие шлягеры как: «Мурка», «Кирпичики», «Бублички», «Гоп со смыком» и многие другие.

Но не зря товарища Сталина ближайшее окружение называло за глаза Хозяин. Он должен был знать про все, что творится в его «доме». Наступил момент, когда взгляд вождя обратился на культуру – передовую идеологического фронта. И началась пора «закручивания гаек». На закате НЭПа, в 1929 году, в СССР была создана организация под названием РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), чьей основной задачей стала борьба с музыкой «классово чуждой пролетариату». Так возникло понятие «запрещённых песен».

Государство само создало пресловутый «запретный плод», породив, с одной стороны, стойкий интерес граждан к подобным проявлениям творчества, а с другой, стимулируя народ к созданию таких произведений.

Почва для развития оказалась прямо скажем благодатной, как следствие слияние уголовной субкультуры с официальной, взаимопроникновение оных и, наконец, создание симбиоза. Но, в отличие от многих исследователей жанра, не стали бы выделять факт того, что несколько миллионов человек в СССР прошли через систему ГУЛАГа, как основной фактор популярности шансона сегодня. Всё-таки не проходящий интерес и успех этих песен у публики объясняется более глубинными моментами. Да, и смешно, ставить знак равенства между шансоном и исключительно «лагерной лирикой».

Между прочим, подобное мнение закрепилось за жанром лишь в 90-е годы ушедшего столетия, когда общество криминализировалось настолько, что разве что, бабушки на лавочках не «ботали по фене». Искусство, как известно, зеркало реальной жизни. Запретов уже не было, никого за песни не ловили, в дурдом или тюрьму не тащили, вот и запели все кому не лень про «края далёкие» и «дочь прокурора». «А раньше, что не так?» – задаст кто-нибудь резонный вопрос. – «Нет не так».

Конечно, мы привыкли называть в советское время эти песни «блатными», а под словом «блатной» понимать представителя преступного мира. Но не стоит забывать, что, кроме того, «блатной» значило в СССР – «не такой как все». «Достать по блату», «иметь блат»… Все помнят эти выражения. Они и сегодня бывают актуальны. Таким образом, получается, что «блатные песни» - это песни для своих, а потому поются или слушаются только на кухне, под гитарку среди друзей.

Известный писатель А.Д.Синявский в статье «Отечество - блатная песня» писал: «…Блатная песня тем и замечательна, что содержит слепок души народа (а не только физиономии вора), и в этом качестве, во множестве образцов, может претендовать на звание национальной русской песни…»

«Не аргумент! Что за «образцы такие?». Хорошо, давайте вспомним репертуар 30-80-х годов XX века – времени рассвета подпольной культуры в СССР. Начнём? Первые запрещённые песни появились в Союзе примерно в 30-е годы. Это были контрабандные пластинки Александра Вертинского, Петра Лещенко, Юрия Морфесси, Надежды Плевицкой.

Они что, воспевали «уголовный мир»? Хоть одну, кроме пресловутой «Мурки», назовите подобную композицию из их репертуара. Не можете? Правильно. Их не было. Но песни были запрещены, потому что исполнялись предателями родины – эмигрантами.

Термин «блатной» (читай – запрещённой песни) включал в себя в советской действительности едва ли не дюжину жанрово, стилистически и тематически различающихся музыкальных направлений: «цыганский» романс, белогвардейские песни, некоторые стихи Есенина, Северянина, Горбовского, зарисовки на злобу дня, уже упомянутые мелодии изгнанников, нэпманские куплеты, песни нищих, композиции с эротическим подтекстом, нецензурные, хулиганские напевы, и, наконец, тюремные песни. Дворовый, армейский фольклор и конечно же романтики с гитарой - барды, не вписывались в этот «блотняк».

И на сегодняшний день, «городской романс» координально отличается от предшественников. Появилось много молодых исполнителей, мало известных российской публике, но и «корифеи» шансона 90-х, уже не поют про «воровскую романтику», а больше, о жизни, о родине, о любви.

На ваш суд, подборка современного «Городского романса».

-------------------------------------------------------

Arevika - В Океане Твоей Души


-------------------------------------------------------

Лавика - В городе весна

-------------------------------------------------------

Томина Оксана (проект ''Маленькая Я'') - Неприкаянная

-------------------------------------------------------

Синицын Виталий И Подольская Майя - Там, Где Ты

-------------------------------------------------------

Story - Одноклассники

-------------------------------------------------------

Ростовцева Катя - Из Фантиков Роман

-------------------------------------------------------

Пара Нормальных - По Улицам Москвы

-------------------------------------------------------

Левобережный Рома - Голуби

-------------------------------------------------------

Иванов Андрей - Не покидай меня любовь

-------------------------------------------------------

Кричевский Гарик - Есть только ты!

-------------------------------------------------------

Фомин Дмитрий - Если милая не ждет

-------------------------------------------------------

Жека (Григорьев Евгений) - Удивительная Жизнь


ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!

Если Украина рухнет до 9 Мая, Европа покажет России кукиш из-за забора

В предыдущие периоды СВО Запад вооружал украинскую армию, которая за восемь лет войны в Донбассе обкатала 800 тысяч человек. Потом к ним добавились 200 тысяч добровольцев. У них получил...

На Первом вышла очередная премьера Эрнста, которую просто невозможно смотреть. Чем зрителей взбесил ремейк фильма «Противостояние».

Есть такой старый анекдот, который как нельзя лучше описывает то, что происходит сегодня в отечественном кинематографе:С каждым годом я стал замечать, что советские актёры в советских ф...

Не знаю, зачем, но знаю, что зря

Этой фразой я могу прокомментировать само назначение Симоньян на должность главреда РТ. Кто её туда назначил? Зачем? Почему? И совершенно точно, что зря. Она же дура! Абсолютно профнепригодная! ...

Обсудить
  • Если кто-то заблуждается в стилях музыки, то дам пояснение. Насчёт современной музыки, различаются несколько основных стилей, это - поп (сюда входит и диско, евроденс итд), рок - также многосоставляющий стиль (хард, метал, ньюэйдж итд), так же есть и смесь рока и поп, так и называется - поп-рок, есть ещё смесь джаза регги и соула, можно сказать что это один стиль - соул, и самый молодой стиль из названных, это - рэп, начало положили ещё дисковые исполнители в начале 80-х,  сейчас обросся всякими разными терминами, но суть одна - речьштатив под музыку, чем обычно и занимаются "музыканты" не имеющих вокальных данных, а многие, даже музыкального слуха. На этом фоне, русский городской романс, собрал в себе совокупность современных стилей.