В СССР не только разрушали церкви, но и строили

2 921

Строили их редко, скромно и как правило нелегально... и всё же по Шестой части суши разбросано несколько десятков храмов разных религий, появившихся между 1917 и 1991 годами.

Представляю вам церкви с этими датами постройки.

Это несвоевременное зодчество можно разделить на несколько типов.

Во-первых, церкви Белой России, строившиеся уже в годы Гражданской войны там, куда ещё не добрались красные.

Вот например Николо-Игантьевская церковь в Омске, заложенная до революции, но освящённая в 1919 году - возможно, последний храм "Империи, которую мы потеряли":

Ещё несколько церквей в России было построено в 1920-30-е годы потому, что места их постройки тогда и не были Россией.

Самый яркий образец - деревянная Никольской церковь в Пыталово (1929-31), тогда латвийском городке Яунлатгале, и её архитектор Владимир Шервинский пытался таким образом сохранить традицию деревянного зодчества Русского Севера. Это яркий памятник той эпохи.

Подобные храмы стоит искать на западных рубежах - ещё есть несколько часовен в Изборске, кирха в Печорах, а по ту сторону границ от Финляндии до Молдавии русских церквей 1920-30-х годов ещё больше.

Есть и на востоке - в Кызыле, столице Тувы. Ведь Тува была тогда независимым государством, и хоть атеизм тувинский был ещё более воинствующим, чем советский, и буддийские монастыри власти ТНР разрушили подчистую, а поднимать руку на русскую общину ("трудовую колонию") там всё же не рискнули.

Так и стоит в Кызыле Троицкая церковь с 1929 года, правда перестраивалась она с тех пор дважды - в 1953 и в 2000-х годах, и её первоначальный облик, скорее всего, не сохранился даже на фотографиях.

Строительство церквей продолжалось и в Стране Советов. Вот например Спасская церковь в селе Войново Меленковского района Владимирской области - построена в 1926 году, словно революции и не случилось.

А вот Скорбященская церковь в Тосно под Петербургом основана и вовсе в 1936 году. Уже в 1937-м её закрыли, но не разрушили, и нынешний облик церковь приобрела в 1952 году при повтороном открытии:

Религиозная Сталинская послабление, можно вспомнить о крёстных ходах - облётах Москвы с иконой на бомбардировщике. На грани гибели в 1941 году Иосиф Виссарионыч, вспомнил и обратился к Богу. Это была вполне осознанная уступка русскому народу.

Сплочённой "германской нации" можно было противопоставить не абстрактрный "рабочий класс", а столь же сплочённую "советскую нацию", а значит вспомнить про религии и традиции.

Тем более,что и немцы на оккупированных территориях располагали к себе советских людей, открывая закрытые коммунистами церкви.

Теоретически, где-то на просторах захваченных немцами русской земли могут быть церкви, построенные при фашистах, а вот например звонница тех лет в селе Красногородск на Псковщине - памятник церковной архитектуры уже не СССР, а Третьего Рейха:

Православная жизнь, впрочем, при Советах оживала постепенно, да и не до строительства храмов было в разорённой войной стране. Поэтому пик религиозной оттепели в СССР пришёлся на 1950-е - последние годы Сталина и период борьбы за власть после его смерти. Между 1945 и 1960 годами было построено 9/10 всех церквей СССР.

Эта оттепель, конечно, тоже была крайне условной - по сути не о строительстве храмов шла речь, а о легализации приходов, и прежде тайно собиравшихся в частных домах. По той же причине многие церкви тех лет фактически являются образцами архитектуры 1990-2000-х - как только стало можно, прихожане взялись расширять и украшать их.

Никольская Старая церковь (1957) в Минеральных Водах с кадра выше - очень наглядный пример: исходный небольшой молельный дом и пристроенная к нему колокольня.

Но церквей того времени по бывшему Союзу действительно много, иногда даже больше одной на город, как например в соседнем Пятигорске - Успенская (1943-47):

И Никольская (1957). Внутри неё можно заметить характерный уступ - нижняя часть храма переделана из дома общины, а верхняя надстроена в 1990-е годы:

Похожим образом устроена и церковь Михаила Архангела (1952-57) на Втором Руднике в Караганде:

Самые яркие образцы "позднесталинской" храмовой архитектуры в России - пожалуй, две церкви на глухих окраинах Магнитогорска,

По местной легенде, построил их сугубо по своей инициативе директор Магнитки, и авторитет его в СССР тогда был так высок, что он отважился перечить в телефонном разговоре разгневанному Сталину, и Вождь такое стерпел.

Михайловскую церковь (слева) закрыли в 1960 году, а Никольская (справа) с момента постройки действовала непрерывно и даже обзавелась каменным зданием в 1982 году:

В молдавских Бельцах в первые годы после войны к старинному кафедральному собору умудрились пристроить новую колокольню. Правда, советской эту архитектуру не назвать. Да и сама колокольня реплика эпохи независимой Молдовы - оригинал снесли в 1960-е годы.

В целом, где стоит искать такие церкви? Как ни странно, на традиционно религиозной Украине их мало - на неё в СССР и так приходилось около 1/3 приходов, то есть нужда в новых церквях не стояла так остро.

А вот столь же набожный Русский Юг - пожалуй, крупнейший ареал советского церковного зодчества в России.

Вторая категория - это различные промышленные, и особенно шахтёрские городки по всему СССР:

ведь не бывает атеистов в окопах под огнём, а в тёмной шахте во время обвала как бы и не пострашнее... Вот например - Николо-Преображенская церковь (1949-52) в Луганске, облика впрочем явно не советского:

Но главный "заповедник" русского церковного зодчества эпохи СССР - это Средняя Азия.

Тут сошлось два фактора: с одной стороны, при царе русские составляли всего лишь 7% населения Туркестана, и немногочисленные церкви из жёлтого кирпича окормляли в основном гарнизоны в крупных городах.

А вот при Советах в обустраивавшейся Средней Азии стало много, и среди всех этих энтузиастов, приехавших заниматься ликбезом и ирригацией, нашлась критическая масса верующих людей.

Едва ли не первое порождение сталинской "религиозной оттепели" - Никольский собор (1943-46) в Душанбе, начатый сразу же, как только стало можно:

Воскресенский собор в городе Фрунзе (ныне Бишкек) был построен чуть позже, в 1947-52 годах, и ныне это пожалуй лучший образец православного зодчества СССР:

В уездном Бишкеке было две церкви - но одну из них снесли, а в другой сделали картинную галерею, и когда война заставила советскую власть сбавить гонения на веру, оказалось, что фрунзенским православным и воспользоваться-то этими послаблениями негде. Построили небольшой храм с 29-метровой колокольней:

Второй фактор был человеческий - личность Ермогена (Голубева), архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского в 1955-60 годах, активно и зачастую без согласия властей строившего храмы.

Главным его детищем стал, конечно же, кафедральный Успенский собор (1958-60) в Ташкенте, хотя в основе здание ещё дореволюционное, а высокая колокольня, как часто бывает - уже постсоветских времён:

Но ещё больше впечатляют многочисленные небольшие церкви, которыми при Советах в Узбекистане обзавёлся едва ли не каждый крупный город.

Советских церквей тут гораздо больше, чем дореволюционных и современных, и если видишь посреди дувалов и верблюжьих колючек православный храм - то почти наверняка он был построен в 1950-60-е годы.

Зачастую - уже после Ермогена: хотя и сняли его с должности да перевели в РСФСР, а традиция оказалась сильнее. Если бы это были мечети, то местные власти скорее всего закрывали бы их без колебаний, а вот русский храм ликвидировать - это уже другая ответственность, что в Москве скажут, не обвинят ли в национализме? Поэтому местным баям было проще делать вид, что этих храмов вовсе нет.

Ныне при каждой из этих церквей есть небольшая община, где среди светлоглазых и светловолосых русских людей можно отдохнуть от белого солнца пустыни.

В церковных оградах зачастую обнаруживаются даже молодые парочки, милующиеся на лавочке, и никто - ни старухи-прихожанки, ни добрый поп, не делает им замечаний.

По своей атмосфере всеобщего братства и любви лучшие русские церкви находятся именно в Средней Азии, в сердце Золотой Орды, в глубокой-глубокой чужбине.

В основном общины маленькие и очень бедные, но по этой причине и перестроить свои церкви у них возможности нет - а стало быть, за вычетом главок и звонницы, они остаются памятниками церковной архитектуры СССР.

Самый, на мой взгляд, аутентичный образец - это Никольская церковь-"сталинка" (1955-57) в Гулистане:

Церковь Михаила Архангела (1952) в Намангане запрятана в глубине дворов:

Ермогеновская церковь (1954) на окраине Ташкента:

Но мой любимый образец этого жанра - Никольская церковь в Кагане (Новой Бухаре). Она была построена уже не в "религиозную оттепель", и даже не в "политическую оттепель", а в 1968-69 годах, то есть при раннем Брежневе.

Храмы 1960-70-х - это редкости среди редкостей, среди десятков церквей советской эпохи таковых единицы. Например, и снова Никольская церковь в Джизаке (1970):

Хотя встречаются такие уникумы не только в Средней Азии. Вот церковь Святого Лазаря в калужском Людинове (1979-80), построенная на кладбище с разрешения властей после того, как сгорел единственный в городе действовавший храм:

А вот небольшую церковь Рождества Богородицы в Орехове-Зуеве местные староверы ухитрились основать в 1973 году - но им было не привыкать: в отличие от "никониан", лишь в ХХ веке познавших гонения, они так жили со времён Раскола.

Покровская церковь на шахте Зиминка в Прокопьевске (Кузбасс) была основана в 1945 году, но нынешнее здание построено в 1982-м, хотя возможно, перестраивалось позже:

Обратите внимание, что большинство храмов из подборки выше - Никольские.
Николай Угодник - это покровитель путников, моряков и потерянных детей, словом тех, кто оказался вдали от очага и корня.
Видимо, и прихожане этих храмов ощущали себя именно такими вот скитальцами, коим даже не 40 лет пришлось странствовать, а без малого 70.

Первым храмом, официально построенным в Перестройку с полного одобрения властей, считается кафедральный Никольский собор (1985-86) с церковью Трифона Печенгского (1989) в Мурманске, большом городе, где никогда прежде не было церквей. И вряд ли его первые прихожане думали о том, что через несколько лет им придётся покидать Крайний Север.

Ещё одна довольно специфическая категория храмов - те, что были в наше время перестроены из советских зданий с частичным сохранением их облика.

Это вообще было бы интересно - попробовать реконструировать церковь-сталинку или конструктивистскую церковь, какими они могли бы быть при несколько иной идеологии.

Главным "заповедником" такой архитектуры оказалась Республика Коми, где видимо подобные идеи приходили в голову владыке, а исход населения сделал ненужными множество общественных зданий.

Вот например в Воркуте церковь Михаила Архангела перестроена в 1997 году из детского сада (1941):

А в Ухте - из дома культуры (1951-61), причём архитектор в одном интервью утверждал, будто бы тайком заложил такую возможность в проект изначально.

В казахстанском Риддере (бывшем Лениногорске) Никольская церковь в 1997 году была перестроена из банка (1939):

А самые интересные образцы такого зодчества находятся, пожалуй, в украинском Запорожье - деревянная Покровская церковь была сделана из крытого рынка (1929):

А Андреевский собор у завода "Мотор-Сич" - из кинотеатра, причём даже колокольню архитекторы стилизовали под сталианс!

В Новосибирске тоже есть перестроенный из кинотеатра в начале 2000х - Храм Михаила Архангела

В Ельце, Липецкой области на окраине города, на Лавах расположен Никольский храм, построенный в 1897 году. В советское время с храма срубили купола и сделали сельский клуб, в котором проводили торжественные собрания и праздничные вечера с музыкой и песнями. В 1993 вернули православной церкви и вновь зазвучали псалмы и церковные песнопения.

Неисповедимы пути Господни...!

А мораль такова: с Рождеством Христовым!
С Новым годом!

P.S.

Статья конечно же не полная, большая часть фотографий взята из интернета. Возможно, что-то новое в картину могли бы внести читатели этой статьи.

Ждём ваших комментариев...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Спасибо, очень интересно.