Чтобы узнать, что готовит грядущий год, отправьтесь в тёмный лес

0 559
Årsgång – шведская традиция бродить в одиночестве по ночному лесу

Представьте себе тёмный, мрачный лес зимней ночью. Вокруг – ни души, и только белый снег хрустит под вашими ногами. Вы не взяли с собой никаких технологических устройств и достаточно далеко отошли от своей деревни, поэтому не слышите ни пения петухов, ни лая собак. Вы весь день провели в темноте, без еды, питья и общения и никому не рассказали о своих планах.

Настала полночь. Единственное, что отделяет вас от вашей цели – лес и опасные существа, которые хотят, чтобы вы сбились с пути.

Именно так, согласно шведскому фольклору, проводят первые моменты нового года искатели приключений.

Участие в ритуале, известном как årsgång (или «новогодняя прогулка»), обещало открыть вам будущее – если, конечно, человек следовал правилам и доходил до местной церкви или кладбища. Такая форма гадания описана в документах, датируемых 1600-ми годами, согласно книге шведского фольклориста Томми Кууселы «Народные верования и традиции, связанные со сверхъестественным». В большинстве записей традиция помечена как «древняя», однако доподлинно неизвестно, когда именно она возникла в Швеции.

Шведская рождественская открытка с изображением святой Люсии

Årsgång – далеко не единственная форма гадания в шведском фольклоре, связанная со сверхъестественным, однако она является одной из самых популярных. В то время как ритуалы, такие как обход дома по кругу против часовой стрелки трижды со скипетром, наполненным кашей, перед рождественским ужином, давали ограниченное представление о будущем, человек, который решался провести årsgång, получал возможность узнать не только свою судьбу, но и то, что ждало в новом году всю деревню.

Однако большая награда = большой риск.

Прогулка по лесу приходилась на канун Нового года или любой другой зимний праздник. В это время, как считали европейцы, тёмные силы и сверхъестественные существа были чрезвычайно активными, а мёртвые бродили среди живых. Это позволяло человеку, выполнявшему ритуал årsgång, воспользоваться пророческой силой сезона, однако это также означало, что он подвергал себя неожиданным пугающим встречам.

Небывалая активность наблюдалась на кладбищах. Те, кто проводил ритуал, сообщали о песнях, которые доносились из открытых могил, мёртвых духах, бродящих повсюду, и свежих захоронениях, которых ранее не существовало.

Также они могли столкнуться с пугающими сущностями, такими как ручейковая лошадка (bäckahäst) и хульдра (девушка с коровьим хвостом).

Ручейковая лошадка из шведского фольклора

Ручейковая лошадка приглашала детей покататься на ней. Она удлиняла свою заднюю часть для того, чтобы усадить на свою спину как можно больше детей. Когда лошадь чувствовала, что на ней было достаточно всадников, она прыгала вместе с ними в водоём и забирала их души.

В свою очередь, хульдры были прекрасными, как нимфы. Они считались стражницами леса и заманивали мужчин в свои дома, чтобы либо женить их на себе, либо убить их. В любом случае, жертва пропадала навсегда.

Другие существа делали всё возможное, чтобы сбить человека с пути. Во время мрачной прогулки было запрещено разговаривать, смеяться или испытывать страх. Те, кто нарушал эти правила, иногда теряли рассудок, становились слепыми, приобретали обезображенное лицо или просто исчезали.

Выполнение ритуала årsgång могло сопровождаться встречей со сверхъестественными существами

Ритуал должен был выполняться в одиночестве, однако людям разрешалось присоединяться друг к другу, если они встречались в лесу – только они не должны были разговаривать. В 1871 году бывший редактор журнала Harper’s Magazine А. Х. Гернси опубликовал статью, которая описывала последствия нарушения данного правила: «Существует поверье, что в определённый момент вода в каждом источнике превращается в вино. Однажды мужчина, проходивший мимо ручейка, внезапно воскликнул своему спутнику: “Теперь вода – это вино”. После этого из глубины раздался голос: “Теперь твои глаза – мои”. И несчастный мужчина вмиг лишился зрения».

Иногда духи были менее зловещими и более комичными. Одна история, взятая из книги Кууселы, описывает человека, повстречавшего крыс, которые тянули тележку с сеном. «Одна из крыс поскользнулась на льду и упала на спину, пукнув так громко, что звук разнёсся за версту. Это заставило человека расхохотаться, и видение исчезло. Это означало, что его приключение было напрасным».

Люди переживали всё это ради того, чтобы увидеть знаки, которые часто были мрачными и пугающими. Они могли получить информацию о браке, урожае, возможной войне, пожарах или чьей-либо смерти.

Люди, проводившие ритуал, узнавали об этом, посещая свежие могилы, наблюдая за видениями через замочную скважину церкви или встречая похоронные процессии во время прогулки.

И хотя ритуал перестали выполнять почти столетие назад, существует современный вариант для людей, которые не хотят вторгаться на церковную собственность: видеоигра Year Walk, выпущенная компанией Simogo в 2013 году.

Скриншот из игры Year Walk

Тревожная, захватывающая игра представляет собой прогулку по заснеженному лесу. Никаких инструкций и очень мало диалогов. Писатель Йонас Тарестад придумал эту историю после того, как нашёл краткое упоминание об årsgång в книге о фольклоре.

«При разработке игры мы использовали ненаучный подход, – говорит Тарестад. – Таким образом, мы воссоздали прошлое, исходя из данных фольклора, и привнесли собственное видение. В конце концов, грань между придуманными нами деталями и оригинальным фольклором была стёрта».

Сделав это, Тарестад и компания Simogo, возможно, выполнили очередной шаг в эволюции историй об обычае årsgång, представив версию размытой шведской легенды англоязычным геймерам и позволив ей видоизменяться. В конце концов, как говорит адъюнкт-профессор антропологии и коммуникаций Ток Томпсон, «оригинальный фольклор» – это немного оксюморон.

«Существует ряд слов, которые фольклористы не склонны часто употреблять в своей речи. Одно из них – “оригинальный”», – говорит Томпсон, поясняя, что найти первоначальный источник такой традиции, как årsgång, практически не представляется возможным. История или шутка, рассказанная впервые, может показаться не такой интересной. Фольклор – это процесс пересказа и совершенствования.

«Вы можете через год вернуться в деревню, где впервые услышали какую-либо историю, и попросить снова её рассказать вам, но она уже будет совершенно другой, – говорит Томпсон. – Я думаю, это даёт ей силу и приспособляемость. Если меняется мир или культура, то другим становится и фольклор».

По словам Томпсона, это больше, чем просто вера или точность.

«Существует огромная эстетическая составляющая фольклора. Эта история забавная? Трогательная? Это прекрасный танец? Все эти вещи – эстетика, нечёткая логика и прочее – объединяются в фольклоре».

Как утверждает Тарестад, после выхода игры Year Walk он видел, как пользователи соцсетей предлагали провести современный ритуал årsgång, однако он не знает, удалось ли им сделать это или нет.

Сам Тарестад никогда не рассматривал возможность проведения данного обряда. «Я хочу пить, есть и веселиться во время Рождества, а не участвовать в опасных языческих ритуалах», – сказал он. 

- Источник

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...