Если такая полюбит, то или будет носить на руках или удавит на хрен.)))

0 770

Хоть и социалистический, но реализм.


Самое любимое мое изображение трудового порыва в советском искусстве.

Самохвалов А.Н. "Со сверлом". Из серии "Девушки метростроя". 1934. ГРМ

Одной из любимых тем художника Александра Самохвалова были физкультурницы и «советские богини», строящие новый мир. По призыву комсомола в 1934 году он добровольно отправился возводить первое советское метро и там постоянно любовался метростроевками — девушками-строителями.

С натуры Самохвалов ничего не писал — на стройке это было неудобно, но дома запечатлел их в серии акварелей, получившей название «Девушки Метростроя» (Метростроевки).

Поскольку рисунки делались по памяти, то здесь нет места конкретным деталям и узнаваемым лицам. Художник стремится передать мощь и энергию своих моделей. «Метростроевка со сверлом» — пожалуй, самая сильная во всей серии. И дело не только в ее мускулах: как отмечают искусствоведы, Самохвалов в то время находился под влиянием Микеланджело — мастера эффектных поз и динамичных жестов.

Ниже я собрала ВСЕ рисунки и картины из серии «Девушки Метростроя».

"У крана"

 

Говорят, это были эскизы для неосуществленных панно Московского Метрополитена, но вроде бы сведения о том, что Самохвалову был дан такой заказ, не подтверждаются, так что это просто легенда.

Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»:

«Это был призыв комсомола к добровольному участию в строительстве первого в нашей стране метро. Я был в это время в санатории Дома ученых в Узком. И оттуда наезжал в Москву на места стройки. Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде. 

"У бетоньерки"

Здесь я встречал этих девушек, только пока мог не выпускать их из поля своего зрения. Если какая-нибудь из них исчезала, то исчезала навсегда, оставив во мне память о музыкальных ритмах своего трудового процесса, незабываемо красивых ритмах. Некоторые образы этих метростроевок я воссоздал в картине большого размера, пользуясь иногда и натурой, но это отнюдь не было портретом. Очень хорошо выразился Дейнека по поводу двухметрового холста, на котором изображена девушка с отбойным молотком: "Она, как богиня, и все-таки она наша, русская девчонка".

"Стакан молока"


Вот как описывает Самохвалов свою работу над акварельной серией "Девушки Метростроя" и использованный им творческий метод:

«В нашу эпоху рождения и необычайного роста нового человека следовало, казалось бы, не брать в руки кисть, не имея перед глазами натуры, подобно тому как того требовал в свое время Энгр. Но в том-то и суть, что образ этого нового человека раскрывается в сложнейших трудовых, общественно-политических взаимоотношениях.

А с нашим громоздким, долговременным процессом профессионального осуществления не влезешь в постоянно меняющийся жизненный поток, не подстережешь иногда мгновенно раскрывающийся образ.

"Перед душем"

 

Поэтому мне казалось необходимым пересмотреть метод накопления опыта.

К этому приводила меня и новая задача, которую я себе ставил.

Поиски образа-типа советской девушки-метростроевки, органически впаянной в общий рабочий ход гигантской стройки, в которой ее общественный смысл подчеркивается каждой деталью, требовали, как мне казалось, иного подхода и иного формата решения.

Здесь нельзя было изолировать объект от действия, нельзя было тащить его к себе в мастерскую. Необходимо было развить остроту восприятия и зрительную память, значит, сделать превалирующим момент наблюдения и изучения. Необходимо было найти технику осуществления, быструю и четкую по своему живописному языку.

"С лопатой"

 

Трудности акварели требуют от художника известной отваги, большого напряжения и выдержки. Необходимость управлять растекающейся краской, которая может ворваться потоком в соседнюю и погубить все дело, создает у художника известный подъем и чувство ответственности за каждое движение. В то же время консистенция краски требует быстроты решений.

Это соответствует темпам и хорошо сливается с осуществляемым образом.

Я остановился на акварели.

Думаю, что структура решения была найдена правильно. Работая маслом, я смог бы разработать тему с гораздо меньшей полнотой.

"Метростроевка, несущая лопаты"

В противоположность серии коммунаров, где работа происходила на глазах у всех, здесь ни одна из работниц Метростроя не догадывалась, что за ее работой, за ее движениями наблюдают, имея в виду ее изображение. На месте я даже не делал никаких заметок. Только в случае чрезмерной зыбкости впечатления заносил в маленькую записную книжку ту или иную черту, значение которой было понятно только мне. Спустя некоторое время, я беспорядочно сразу зарисовывал все, что можно было вызвать в памяти. Эти записи еще не являлись материалом. Основным материалом все-таки была память. Чаще всего именно наиболее яркое впечатление переходило на бумагу с наибольшим трудом, может быть, в силу его большей обогащенности; к получающемуся изображению предъявлялись больше требования.

"Метростроевка, несущая арматуру"

 

После каждого похода на Метрострой вырисовывались с достаточной яркостью два-три образа. Их я и осуществлял в акварелях.

На каждый лист по строгому рабочему плану отводилось два дня; если за это время мне не удавалось закончить, я оставлял завершение листа до окончания всей работы.

Этот, хотя и несколько искусственный, перерыв я считал существенным, так как им обеспечивалось плановое накопление материала, поддерживался темп работы мысли и, что самое главное, определялась единая концепция каждого отдельного листа в серии.

"Откатчицы"

Вообще серию я рассматриваю как целое произведение особой структуры, где мысль художника на отдельных вещах дает варианты или грани единого образа.

Единство формата, техники и принципа построения архитектурно объединяет серию, монументализирует ее.

Взятая мной тема подсказывала монументальное решение. Работая, я представлял себе эти листы как бы эскизами фресок, которые, оставаясь в структуре акварели, могли бы быть и самостоятельно развернутыми в некоем архитектурном ансамбле. (источник)

"У лебедки"

Кстати, в реальности они маленькие, просто акварельные листы.

Есть, правда, одна картина маслом "Метростроевка со сверлом", но она не такая "горячая", как графические наброски.

 

UPD: оказывается, две картины маслом есть. И 10 акварелей.

Вот это, кажется, вторая маслом. Развитие эскиза "У бетоньерки" (?), сравните, насколько улучшилось.

 


Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...