Над пропастью. В Лондоне. К предстоящим гастролям «Нуреева»

0 424

Марина Алексинская

После спектакля в Лос-Анжелесе в гримёрную Рудольфа Нуриева вошла Барбара Стрейзанд. "Вы знаете, я приехала издалека, чтобы посмотреть на вас", — произнесла звезда Голливуда в знак своего восхищения. "Но я никогда и не просил вас приезжать", — парировал Нуриев.

Этот случай со слов его очевидца Луиджи Пиньотти, массажиста Рудольфа Нуриева, нередко приводят в пример с целью подчеркнуть грубость, неотесанность артиста. Я же вспомнила о таком, узнав из сообщений ТАСС и РИА-Новостей об анонсе:

В Лондоне представят отрывок из спектакля "Нуреев".

25 февраля на сцене театра Колизей состоится гала-вечер "Иконы русского балета". Организатор — Ensemble Productions, продюсерский центр с лондонским бюро, околорусским направлением и широким профилем: от концертов Владимира Спивакова до гуляний на Масленицу. Кто заказывает музыку для "Икон русского балета", установить чуть сложнее: на афише о бенефициарах — ни слова, пресс-релиз указывает как на спонсора лишь на итальянский бренд по производству сумок ручной работы Fregoli.

В программе гала-вечера: фрагменты из шедевров русской классики, балетов "Баядерка", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Спящая Красавица" и "Золушка"; работы классиков западной хореографии Ролана Пети, Мориса Бежара, Кеннета МакМиллана; современных хореографов Джона Ноймайера, Джессики Ланг и Уэйна МакГрегора. Центральным событием называют лондонскую премьеру Flashback "многообещающего" (если верить на слово) хореографа Мариинского театра Ильи Живого, знаменательным — мировую премьеру балетного номера "Рыцарь света", посвященного Николаю Рериху. "Это произведение исполнит уникальная балетная семья — сестры Мария, Саша и Надя Хан и братья Джулиан и Николас МакКеи. Они по происхождению американцы, но воспитаны на русских балетных традициях и русскими педагогами", — цитируют информагенства Ольгу Балаклеец, главу компании Ensemble Productions. Реверанс в сторону "русских балетных традиций" в контексте замещения таковых на американский фаст-фуд — contemporary dance в Большом театре и мирового тренда на гендерные трансформации не может не вызвать недоумения. Нет ли в том упования, прости Господи, — на "скрепы"?! Что же касается Джулиана МакКея, то этот "парень из Монтаны", солист петербургского Михайловского театра, еще тем хорош, что оказался единственным "нашим" человеком на шоу Victoria’s Secret в Шанхае, выступил с номером под патриотическую песню "Я шагаю по Москве". "Закулисными тайнами самого грандиозного и самого “голого” фэшн-перформанса в мире", танцовщик поделился потом с порталом "собака.ru". Victoria’s Secret, вдруг кто не знает, одна из самых крупных в мире фирм по производству женского нижнего белья, его демонстрация выливается в мегасобытие, собирает тяжеловесов от политики, воротил с Уолл-Стрита и звезд Голливуда; модели компании — отдельная каста в модельном бизнесе, известны еще как "ангелы". Вот так "иконы" и "ангелы" оказываются где-то рядом. Примет участие в гала-вечере Станислав Вегрзин — лауреат Le Prix de Lausanne 2017; солисты Большого театра Владислав Лантратов и Мария Александрова представят дуэт Нуриев—Фонтейн из "нашумевшего" балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова. А это значит, тема "белья", его перетряхивания, получит своё развитие.

"Иконы русского балета" — мероприятие статусное. С вечеринкой — в ресторане отеля Savoy, где останавливались сэр Уинстон Черчилль, Фрэнк Синатра, Одри Хепбёрн… Но даже в страшном сне не представить реакцию Нуриева, знай он, что когда-нибудь окажется на сцене Колизея в отрывке хотя и "мирового события", хотя и от режиссера-бунтаря и сидельца, увы, пока не лондонского, на третьих-седьмых ролях. Эгоцентрист, перфекционист, знающий вкус к помпезным постановкам, не терпящий самозванства, Нуриев не сомневался: он-то и есть та "звезда", вокруг которого вращается весь мир.

Итак, Лондон зажигает "звезды".

Заметим, a propos, Лондон — особая точка на карте геокультуры. "Здесь и сейчас" фиксирует ответы на вызовы времени. Так с 14 ноября по 24 декабря минувшего года в одной из самых престижных галерей, в галерее Саатчи, прошла выставка "Художественный бунт. Постсоветский акционизм". Десант бывшего политтехнолога и бывшего галериста Марата Гельмана, не гальванизировал заказ на "мировую революцию", не получилось; в страстях Игорь Цуканов, продюсер выставки выгнал журналистов с "пропагандистского" телеканала "Вести 24". Нет, ещё не всё человечество готово принять огламуренное оскотинивание как норму искусства и жизни, в проекте contemporary art насущна смена культурных платформ, но — при нарративе процесса "демократизации России". Меняем "Винзавод" на Большой театр. Голый зад парвеню Кулика — на голый, и не только зад артиста всех времен и народов Нуриева.

Для Нуриева Лондон — своего рода трамплин. Родина одного из величайших дуэтов мирового балета, дуэта Рудольф Нуриев—Марго Фонтейн, алхимия которого творила что-то немыслимое. "Принцесса и мужик", "утонченная Марго и Распутин" — критика не скупилась на изобретение метафор, тогда как нечто загадочное и сущностное ускользало как вода сквозь песок. В 1964 году "Лебединое озеро" с Нуриевым и Фонтейн дал венский театр. Публику было не унять. Овации, обмороки, рукоплескания продолжались минут сорок, занавес поднимали восемьдесят девять раз, и этот рекорд уже никем и никогда не будет оспорен… Лондон преподал Нуриеву и науку побеждать. "Едва Марго оставила балет — из интервью артиста, — сразу возникла мысль убрать меня, из личности превратить в ничто. Единственное для чего я им был нужен, так это чтобы выступить в роли грелки для чайника. А потом меня можно и вышвырнуть. Очистить палубу. Привел публику — убирайся восвояси. Поезжай в Америку. Делай аншлаг тем театрам. А потом и там получи пинок. Вон!" Однако, кто старое помянет…

"Холодная" война продолжает испытывать на прочность идею о том, что культура и политика существуют порознь. И этот миф дорогого стоит. В его капкан и угодил Рудольф Нуриев в тот роковой июньский день 1961-го. "Когда Нуриев оказался на Западе, — слово Нинетт де Валуа, основательницы национального балета Англии, — это было как бомба, брошенная в мир балета".

И не только — балета.

16 июня борт из Парижа совершил посадку в Лондоне с артистами Кировского театра и багажом Нуриева, полным тканями, специально купленными им вместе с художником Симоном Вирсаладзе для партии Ферхада (театр готовил премьеру балета Юрия Григоровича "Легенда о любви"). Пресса Парижа и Лондона уже соревновалась в броскости заголовков. "Прыжок к свободе" — Daily Express, британский таблоид. "Новый Нижинский кричит: “Я хочу быть свободным!”. Русские в Париже пытаются его удержать" — подзаголовок в Daily Mail, британской ежедневной газеты. "Звезда советского балета рвется к свободе" — International Herald Tribune, международная версия The New York Times, парижский выпуск.

Клише "Прыжок в свободу" выбран как стандарт объяснения поступка, "прокрустово ложе".

"Холодная война" стремительно набирала тогда обороты. В 1958-м Нобелевский комитет объявил о присуждении премии по литературе Борису Пастернаку (годом раньше роман "Доктор Живаго" был опубликован на Западе). В 1962-м разразится "Карибский кризис". Нуриев свалился как снег на голову. И стал "разменной картой" для политиков, яблоком раздора в игре спецслужб. КГБ СССР пытался дезавуировать провал, требовал возвращения Нуриева на Родину. В США, вплоть до 70-х годов, Нуриева подозревали в работе на "врага". Слава и популярность — единственный способ защиты. Нуриев ведёт экстравагантный образ жизни. Эскорт фанатов, апартаменты в разных частях света и острова в океане, ужины с баронессой Мари-Элен де Ротшильд, путешествия на яхте с принцессой Иордании Фирьял… "Хорошо вам, — запомнила Алла Осипенко фразу Нуриева при встрече уже в 80-х. — Вам есть куда возвращаться, у вас есть дом".

"Прыжок в свободу" — лейтмотив и "Нуреева", "многожанрового", как определил директор Большого театра Владимир Урин, спектакля. Именно он, в советском прошлом — директор провинциального театра юного зрителя, настоял, во всяком случае, так пишут газеты, на выкупе из фонда Ричарда Аведона фотографии-ню Нуриева, из-за которой — в полный рост на заднике сцены Большого театра — разгорелся скандал, премьеру перенесли с июля на декабрь месяц. Кто только не аплодировал тогда ёрническим интонациям, с которыми артист МХТ имени Чехова Игорь Верник зачитывал доносы КГБ в ЦК КПСС о "прозападных настроениях" Нуриева, кто только не хихикал над "общением с сомнительными людьми, некоторые из которых — педерасты".

Пройдет совсем немного дней. Российские СМИ подхватят лейтмотив спектакля. Канун Нового года и первая декада января, это время будет ознаменовано "сенсационным" разоблачением. Актер Донатас Банионис, известный по фильмам "Солярис" и "Мертвый сезон", дирижер Саулюс Сондецкис — агенты КГБ, еще в 70-е годы были завербованы с целью выстраивания каналов связи с литовцами, проживающими за границей.

Похоже, в медийном и художественном пространстве тема КГБ — всё равно, что чеховское ружье. Висит-висит на стене, но в "час Х" — "выстрелит".

И такой час пробил.

"Холодная война" переформатирована в "гибридную" войну. Борьба с "советским оккупационным прошлым" — в борьбу с "российским оккупационным настоящим". Истерия вокруг "руки Кремля" выходит за рамки ширм, Россию принуждают вернуться к ограниченному суверенитету. И как это уже было не раз, на авансцену истории снова выходит "дипломатия через культуру".

Кстати, о дипломатии.

Владимир Федоровский — французский писатель русско-украинского происхождения, в прошлом советник Михаила Горбачева в Париже, "слишком высокопоставленный дипломат", пресс-секретарь первой антикоммунистической демократической партии. В личной беседе с Ариан Дольфюс, автором книги "Рудольф Нуреев. Неистовый гений", он рассказал, как Горбачев затеял "еще одну революцию", принес публичное покаяние перед Западом за "допущенные прежде ошибки".

"Речь шла о реабилитации знаменитых перебежчиков, на которых долго показывали пальцем, — цитата из книги. — Нуреев, Солженицын и Сахаров стали приоритетными фигурами нового режима. Ответственные лица КГБ были настроены крайне враждебно к этой реабилитационной политике, и мы организовали у них всё за спиной. Впрочем, это был единственный способ разрушить их систему. Восстановить положительный образ Нуреева значило разбить фанатичные догмы КГБ".

Что восстановит и какую систему разрушит "Нуреев" в рамках гала-вечера "Иконы русского балета"? Достаточно искусно подобранной смеси из искусствоведческих правдоподобий с манком новизны, не без внушительного финансового вливания, конечно, и рецепт желаемого результата будет готов. Дуэт "Нуреев-Фонтейн" за вуалью романтического мифа напомнит Лондону о "диком варваре" у ворот дворца высокого искусства, погрозит "кулаком гэбни", освежит память об СССР как "империи зла".

P.S. Критерий качества искусства сегодня — деньги. 15 января Следственный комитет завершил рассмотрение уголовного дела о хищении "Седьмой студией" Кирилла Серебренникова бюджетных средств. Сумма ущерба увеличилась с 68 млн. рубл. до 133 млн. рублей. И новость эта не вызвала того резонанса, что принят среди "прогрессивной общественности". Не повторит ли "режиссер с мировым именем" судьбу "художника с мировым именем", что влачит существование — патронами позабытое — то ли в парижской тюрьме, то ли в парижской психушке (казус акции, поджога Банка Франции). Или же тишина — затишье перед бурей? И Колизей станет еще одной площадкой для политических акций. Коллеги по цеху, как это уже было в Большом театре, выйдут на поклоны в майках с портретами Кирилла Серебренникова и надписью "Свободу режиссёру". Так, чтобы лондонским таблоидам еще было, о чем написать.

Завтра.ру

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...