... а "олбанцы" рулятЪ!
Но еще четверть века назад такой заголовок был бы немыслим : чистота языка в советских СМИ соблюдалась так, что не придрался бы ни один граммар-наци)
А кстати, знаете ли вы, что СССР был самым маргинальным государством на свете? Государством, построенном маргиналами и для маргиналов, во имя тотальной маргинализации всех и вся?
Об этом нынче поведал миру один поклонник американской социологии и по совместительству - крупный знаток дореволюционной России, по имени... для краткости буду называть его Макс.
Не буду касаться своеобразного понимания Максом причинно-следственных связей, остановлюсь на самом термине. Если по-простому, то...
... в данном случае маргинал - "элегантная" замена словечку люмпен, которое, наряду с "совком", в 90х ввели в обиход российские либеральные журналисты.
Но справедливо ли утверждать, что советские граждане в массе своей были выключены из культурного пространства, лишены моральных ценностей и социальных связей? Что "бесчеловечный режим" лишил их корней, традиций, да и просто живого эстетического чувства, заменив его лозунгами?
По-моему, любой, кто жил в СССР, ответит на этот вопрос однозначным "нет". Организации социальных связей - горизонтальных и вертикальных - придавалось первостепенное значение. Просто тогда это называлось "коллективизм" и "воспитание чувства товарищества". Огромное количество детской литературы, фильмов, спектаклей и праздников посвящалось теме дружбы, взаимовыручки, чувству долга по отношению к старшим и к младшим. С самого раннего возраста советские дети слышали, что стержень всей взрослой жизни - это высокопрофессиональный труд, благодаря которому завоевывается уважение окружающих и строится материальное благополучие.
Что до "разрыва с прежней средой", то ведь не зря с середины 1930х в школы стала возвращаться русская и мировая классика. После некоторого перерыва возобновилось празднование Нового Года с ёлкой, продолжилась песенная традиция, пейзажная живопись, и т.д.
Я вовсе не имею в виду, что "все вернулось на старые рельсы" - это было уже невозможно по целому ряду причин. Я лишь подчеркиваю, что руководство СССР понимало необходимость социализации и выделяло большие ресурсы на вовлечение молодежи в общественную жизнь, организацию взаимопомощи поколений, борьбу с асоциальным поведением, привитие навыков городской жизни.
Если гигантская культурная работа, проделанная за полвека в СССР, для кого-то прошла незамеченной - то этот человек, скорее всего, просто не жил здесь или жил мало и замкнуто. Вполне возможно, что в его воображении советская повседневность состояла исключительно из "ужасов нашего городка". (Ведь пишет же на полном серьезе одна мамзель, что доказательством плохой жизни при коммунистах являются трудности с покупкой женских сапог, "необходимых в нашем суровом климате" ... до революции-то, ясное дело, всё женское население не испытывало с этим проблем...Вот кстати и картины К.А.Трутовского это подтверждают...)
Но вернемся к "сверх-маргинальному" СССР, в котором миллионными тиражами издавались Бажов и Гоголь, Кольцов и Тургенев и раскупались по символической цене. В чем выражалось "неприятие новых культурных ценностей" советскими гражданами, хотелось бы знать - и так ли уж эти ценности были новы? "Учись, трудись, помогай родителям, защищай малышей, люби Родину" - что в этом специфически-революционного или для кого эти установки неожиданны?
К сожалению, Макс избавился от необходимости раскрыть смысл своего утверждения, занеся меня в ЧС, поэтому остается предположить, что он просто не в курсе. Возможно, он верит, что народ принципиально игнорировал, скажем, "Кубанских казаков" или стихи Исаковского, Твардовского, Лебедева-Кумача... Что билеты в Большой театр были доступны только членам Политбюро, а в балетном училище им.Вагановой по блату обучались исключительно внучки старых большевиков.
Про доступность технического образования и спорта даже и говорить не буду: лидеры в этих областях были кумирами молодежи и имели миллионы подражателей. Но даже в области салонного искусства СССР 1930-50х гг, на мой взгляд, не уступал лучшим западным школам. Сравните сами:
-любимец советских женщин ("маргиналок"?) С.Я.Лемешев
-звезда мирового масштаба Тито Гобби (также не страдавший от отсутствия поклонниц)
Разумеется, у каждого из них - свой стиль, ведь это крупные мастера вокала. Но кто наберется наглости утверждать, что Лемешев демонстрирует "утрату культурных навыков"?
* * *
В общем, хотелось бы услышать развернутое обоснование для такого пренебрежительного отзыва о культуре советского периода.
Я знаю, что у Макса имеются единомышленники и надеюсь, что они не сольются, как это сделал он.
Единственная просьба к комментаторам - во избежание бана не переходить на личности, особенно с употреблением нецензурной лексики.
Оценили 38 человек
68 кармы