Немецкий философ Фридрих Ницше в одном из своих трудов написал: «Чтобы на жизнь интересно было смотреть, нужно, чтобы игра её была хорошо сыграна, а для этого требуются хорошие актёры». У меня для вас список фильмов с отличной актёрской игрой и интересными сюжетами, в которых отразились идеи Ницше.
Представляю 10 фильмов, снятых под влиянием таких ницшеанских философских понятий, как сверхчеловек, воля к власти, вечное возвращение, начало дионисийское и аполлоническое, противопоставление морали рабов и морали господ.
Адвокат дьявола / Devil’s Advocate (1997)
Фильм получил смешанные отзывы, но имел крупный кассовый успех. Адвокат Кевин Ломакс не проиграл ни одного дела, хотя и защищал настоящих отморозков. Он получает предложение о сотрудничестве от юридической корпорации Джона Милтона и переезжает в Нью-Йорк вместе с молодой женой вопреки протестам собственной матери. Погрузившись в дела на новом рабочем месте, Кевин не замечает, что у супруги начинаются необъяснимые проблемы.
В фильме рассматривается понятие «свободы воли», «воли к власти» и эпическое противостояние между волей к власти и желанием наслаждаться (Дионис). Насущная проблема современности.
Фонтан / The Fountain (2006)
Фильм-притча режиссёра Даррена Аронофски с множеством трактовок о современном учёном, отчаянно ищущем лекарство, которое должно спасти жизнь его жены, умирающей от прогрессирующей опухоли головного мозга. Здесь из различных временных периодов сплелись три сюжетные линии, которые объединяются в единое повествование о человеке, пытающемся спасти свою любовь.
«Фонтан» сфокусирован на понятии Ницше о вечном возвращении. Одно и то же событие продолжает повторяться бесконечное число раз в бесконечном пространстве. Томас, Том, Томми – все они действуют в разное время в разных местах, стремясь к одной и той же цели – к Древу жизни. Они боятся смерти и с таким усердием пытаются её одолеть, что забывают жить
Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)
Военная драма Френсиса Форда Копполы оказала огромное влияние ещё в конце 70-х годов, когда многие американцы не поддерживали бессмысленную войну во Вьетнаме. «Мой фильм – это не кино, мой фильм не о Вьетнаме, это и есть Вьетнам. Это то, что происходило в действительности», – сказал режиссёр. Персонаж Марлона Брандо, полковник Курц – это всенародная боль, отображённого времени.
Рождение трагедии – философское понятие, которое постепенно расширяется и развивается на протяжении всего фильма. Зрителям предстоит стать свидетелями бездны человеческого страдания, чтобы понять своё предназначение и истинный смысл жизни. Всё это за 153 минуты, в сопровождении отличной музыки и великолепной актёрской игры.
Гражданин Кейн / Citizen Kane (1941)
Не одно десятилетие этот фильм признавали лучшим кинопроизведением всех времён и народов по мнению зрителей, киноведов, критиков и режиссёров. В создании «Гражданина Кейна» применились новаторские для своего времени приёмы в редактировании, структуре повествования и операторской работе.
Фильм начинается со смерти миллиардера Чарльза Фостера Кейна, который, умирая в своём огромном пустынном замке, произносит слово: «rosebud» («розовый бутон»). Корреспондент Томпсон получает задание выяснить, что означает это загадочное слово и почему Кейн произнёс его перед смертью. Журналисту придётся встретиться с людьми, знавшими миллиардера, и раскрыть подробности всей его жизни.
Сломанные цветы / Broken Flowers (2005)
От немолодого ловеласа Дона Джонстона уходит очередная подружка. Пытаясь утешиться, он смотрит старые фильмы и слушает музыку. Неожиданно герой получает анонимное письмо от бывшей любовницы, сообщающей, что 19 лет назад она родила от него сына, который ушёл из дома и ищет отца. Помешанный на детективах сосед помогает ему составить список женщин, которые могли прислать это письмо, и найти их текущее местожительство.
Дон пускается в разъезды, чтобы посетить пять женщин из своего прошлого. События совершенно разные, но героя ждёт «повторяющееся возвращение». Главную роль в этом трагикомедийном роуд-муви Джим Джармуш специально написал для Билла Мюррея.
Догвилль / Dogville (2003)
«Догвилль» состоит из девяти глав и пролога. Это беспощадный фильм о человеческой безнравственности, чёрствости и жестокости. Режиссёр Ларс фон Триер не оставляет никаких надежд на перемены к лучшему. Это история о добропорядочных обитателях маленького городка, которые приютили беглянку Грейс, спасающуюся от гангстеров, а затем превратили её в рабыню.
Как сказал Ларс, смысл фильма в том, что «зло может возникнуть в любом месте, пока ситуация подходящая». Другими словами, смысл фильма базируется на философии Ницше, изложенной в трудах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали».
Жертвоприношение / Offret (1986)
Последняя режиссёрская работа Андрея Тарковского, выпущенная в год его смерти в Швеции. Главный персонаж этой мистической драмы – журналист Александр, бывший актёр и философ, который живёт со своей женой, дочерью и меленьким немым сыном, перенёсшим операцию на голосовых связках. Сюжет разворачивается в день рождения Александра. За праздничным столом все узнают по радио о начале ядерной войны. Чтобы остановить катастрофу и спасти мир, главный герой обращается с мольбой к Богу, предлагая ему величайшее из жертвоприношений, и проводит ночь с ведьмой. Мир спасён. Но кого благодарить за чудо? Фильм открыт для личной зрительской интерпретации.
Бойцовский клуб / Fight Club (1999)
Это резонансное кино, снятое по одноимённому роману Чака Паланика, которое многие восприняли как дерзкую пощёчину потребительству. Фильм скорее осуждает материалистическое общество, в котором представлены обширные пустоты современного существования, охваченность поверхностными ценностями, необузданным потребительством, отсутствием смысла и ощущения собственной жизни. Это тревожный звонок для бесправного поколения, которому реклама диктует, на чём ездить, во что одеваться, что покупать, курить, пить и есть, чтобы быть крутым.
Философская идея, отчётливо проявившаяся в фильме, это понятие о «сверхчеловеке», человеке новом, который смело творит вне себя, пренебрегая моралью общества и доверяя лишь собственным взглядам и моральным ценностям.
Верёвка / Rope (1948)
«Верёвка» – режиссёрский эксперимент Альфреда Хичкока, снятый по одноимённой пьесе Патрика Гамильтона. Два студента, Брэндон и Филлип, без видимых причин убивают своего однокурсника и прячут труп в сундуке. После совершения преступления они устраивают небольшую вечеринку, на которую приглашают подругу, отца и сестру жертвы, а также преподавателя по имени Руперт. Упомянутый сундук используют в качестве стола.
Позже Руперт с ужасом осознаёт, что предпосылкой к убийству стала его неосторожная речь об идеях Ницше, когда преподаватель рассказал ученикам о «сверхчеловеке», который создаёт новые ценности, возвышается над понятиями добра и зла.
Туринская лошадь / A torinуi lу (2011)
Это последний фильм, снятый живой легендой, мастером венгерского авторского кино, Белой Тарром, после чего режиссёр объявил, что уходит из кинематографа. Шедевральная чёрно-белая драма неспешно повествует о повседневной жизни лошади, её хозяина и его дочери. Однако начинается фильм с истории о Фридрихе Ницше, произошедшей 3 января 1889 года. В тот день философ стал свидетелем жестокого происшествия: извозчик избивал лошадь. Ницше бросился к ней и обнял животное, после чего навсегда замолчал. В результате увиденного у него помутился рассудок, творческая жизнь на этом завершилась. Многие годы философ провёл в больнице для душевнобольных. Насколько правдива история про лошадь, не знает никто. Режиссёр назвал свой фильм историей анти-Творения.
Оценили 4 человека
4 кармы