Если тебе плохо - ищи кому хуже.
Ф.П. Гааз
Наш журнал о Героях и Победах, ими одержанных. Мне представляется, что Победы могут быть достигнуты не только на поле брани, а и в нашей, повседневной обывательской жизни. Сейчас сложно представить грандиозность гражданских побед ряда исторических личностей, слава о деяниях которых должна передаваться из поколения в поколение. Об одном из таких столпов гражданского героизма я и хочу сегодня напомнить уважаемому читателю. А потому, следуя завещанию настоящего Героя нашей Отчизны - спешу делать Добро, с большой буквы "Д"!
Пролог
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда: «Важным вопросом, рассмотренным в рамках сегодняшнего заседания Священного Синода, стало включение в месяцеслов имен древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до 1054 года. В общей сложности в месяцеслов были включены имена более полутора десятков святых, подвизавшихся в западных странах, среди которых — святитель Патрикий, просветитель Ирландии, более известный среди верующих нашей страны как святой Патрик».
ЭДИКТ
Нижеподписавшийся Архиепископ Павел Пецци,
Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве,
куда был переведён Канонический Процесс Беатификации Фридриха Йозефа Гааза (Фёдора Петровича Гааза) (1780-1853), называемого “святым доктором Москвы”, рескриптом Конгрегации по Делам Святых от 9 января 2011, прот. № 2215-1/98, из Архиепархии Кёльна в Архиепархию в Москве,
после назначения Постулатором священника Джермано Марани SJ и после получения от него “Supplices Libellus” - прошение постулатора об открытии Процесса - распоряжается обнародовать данный эдикт в Кафедральном Соборе в г. Москве, в Кафедральном Соборе г. Кёльна, в Бад Мюнстерайфель (Германия) - месте рождения и происхождения Фридриха Йозефа Гааза (Фёдора Петровича Гааза) и на сайте Архиепархии Божией Матери в Москве.
Публично объявляет
о намерении открыть Епархиальное Исследование по Процессу о жизни, героических добродетелях и святости Фридриха Йозефа Гааза (Фёдора Петровича Гааза).
Эдикт направлен
Архиепископам, Епископам, священникам, верным католикам, православным и другим верующим. Если кто-то располагает какими-либо сведениями, полезной и важной информацией в пользу Процесса или против него, ещё не опубликованными до настоящего момента, просьба сообщить мне об этом перед официальным началом Епархиального Процесса. Данный эдикт будет приложен к Актам Епархиального Процесса.
Да ниспошлёт Господь Своё благословение на Процесс беатификации святого доктора Москвы и поможет нам привести его к завершению.
Архиепископ Павел Пецци,
Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве
Москва, 6 декабря 2015
№ 262 / 15
Обскакали нас "партнёры". Утерли нос... Я всё понимаю... Но ведь в 1965 году взаимные анафемы были сняты попом Римским и Вселенским Патриархом... Неужели достойнейший человек - Доктор, сделавший для своей второй Родины гораздо больше многих её уроженцев и фактически пожертвовавший в пользу её народа своим состоянием и самою своею жизнью, менее достоин, чем не имеющий к нам отношения от слова совсем - Патрик? Непреодолимый барьер, получается? Грустно это конечно...
А ведь в жизни Доктора не было «чужой» боли и «плохих» людей. Не было своей семьи, так как он считал, что не хватит времени на отверженных: каторжников, бедных, больных. Он был католиком, но строгий ревнитель Православия московский митрополит Филарет, ныне прославленный в лике святых благословил служить молебен о его здравии.
Когда на Введенском кладбище г. Москвы в начале сентября 1853 года хоронили Доктора, более 20 тысяч человек из 170 тысяч живущих в то время в Москве, пришли проводить его в последний путь. Сам генерал- губернатор, приехавший лично посмотреть, что за сборище, увидев неподдельное народное горе - вышел из кареты и шёл с народом до самого кладбища. А на могильном камне высекли слова: «Спешите делать добро», которым он всегда следовал и которые можно считать его завещанием всем нам.
До сих пор на этой могиле никогда не переводятся живые цветы.
_______________________________________________
Доктор и священник часто спорили. Однажды, во время заседания Московского отделения тюремного комитета, где Свт. Филарет был вице-президентом, Доктор начал в очередной раз доказывать, что некоторые заключенные-рецидивисты вовсе не так виновны, как изобличает их суд. Филарет стал возражать ему: «Вы все говорите о невинно осужденных… Таких нет. Если человек подвергнут каре – значит, есть вина».
Доктор вскочил со своего места и воскликнул: «Да вы о Христе позабыли, владыко!». Все замерли от такой дерзости. Но Филарет, опустив голову, молчал. А потом произнес: «Федор Петрович, в этот момент не я Христа забыл, это Христос меня покинул». Благословил всех и вышел. После этого до конца дней между свт. Филаретом и Доктором установилась крепкая дружба. Он ходатайствовал за Доктора перед императором и погашал многие жалобы на него со стороны чиновничества.
Свт. Филарет благословил Доктора и на смертном одре: «Господь благословит тебя, Федор Петрович. Истинно писано здесь, благодатна вся твоя жизнь, благодатны твои труды. В тебе исполняется реченное Спасителем: «Блаженны кроткие... Блаженны алчущие и жаждущие правды... Блаженны милостивые... Блаженны чистые сердцем... Блаженны миротворцы...». Укрепись духом, брат мой, Федор Петрович, ты войдешь в Царствие Небесное...»
_________________________________________________
Доктор Гааз (Friedrich Joseph Laurentius Haass) родился в августе 1780 г. в немецком городке Бад-Мюнстерайфель, неподалёку от Кельна. Но именно его ряд историков медицины признают первым в числе десяти лучших русских врачей: немца, а не русского, католика, а не православного. Странно, что именно он, приехавший в Россию из чужой страны, принял близко к сердцу то, что многими тогда воспринималось как норма. Так иногда случается... Бывает, что человек родился и всю жизнь провёл в одной стране и городе, а никто о нём и не вспомнит после смерти. Но иногда человека, который родился не просто в другом городе, а в другой стране любят и почитают на его новой Родине, а после смерти хоронить его выходит весь город. Такая странная и интересная судьба была уготовлена Фёдору Петровичу Гаазу. Видно по недосмотру небесная канцелярия вселила в тело немецкого мальчика настоящую, практически эталонную Русскую душу.
Тогда: Доктор был награжден орденом Святого Владимира 4 степени, что автоматом давало 100 рублей годового содержания.
Сейчас: В перечне ведомственных наград, вручаемых сотрудникам ФСИН есть и медаль Гааза.
Соединяя блестящие способности с прекрасным образованием, - в 15 лет он закончил католическую школу, в 17 лет — досрочно, являясь лучшим учеником, - факультет философии и математики Иенского института, а в 20 - медицинский факультет старейшего в германоязычных странах Венского университета. Философ, математик, богослов и врач Фридрих Йозеф Гааз после окончания медицинского факультета стажируется у известного немецкого врача-окулиста и начинает собственную частную практику в Вене.
Поворотный для Фридриха момент случился там же, когда 23 летний Доктор в 1802 году спасает от слепоты русского князя Репнина, который предложил ему отправиться в Россию. И Гааз согласился... Превратившись через несколько лет из Фрица в Федора Петровича.
Слухи о немецком чудо-врачевателе быстро распространялись по первопрестольной. Вскоре его приглашает сама вдовствующая императрица Мария Федоровна (мать Александра I) на должность императорского лейб-медика, в двадцать семь – он уже главврач Павловской больницы, его награждает сам император Владимирским крестом, присваивая титул надворного советника. И с первого же дня работы доктор стал после окончания рабочего дня ездить в богадельни и приюты, где лечил больных абсолютно бесплатно.
По меркам коллег и чиновников Гааз был самым настоящим чудаком, эдаким наивным иностранцем, который тешит себя мыслью научить местных милосердию. Он то требовал от чиновников учредить должность врача для "внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи", то увеличить количество коек для бедняков и крепостных, то обращаться с душевнобольными по-человечески. Естественно, на свои просьбы он получал отказы.
В 1810-х годах он едет на Северный Кавказ изучать источники минеральных вод, систематизируя уже имеющиеся сведения, пишет научный трактат, а по итогам путешествия — книгу, и открывает в Ессентуках, один из источников, который и сегодня носит название «Гаазовский источник № 23».Именно благодаря хлопотам Доктора в Минеральных водах основываются русские бальнеологические курорты.
По возвращению в Москву Фёдора Петровича приглашали в самые именитые и богатые семьи для лечения довольно широкого спектра болезней, Доктор богат и знаменит, в Москве у него дом с колоннами, он владеет суконной фабрикой в Подмосковье, деревней с сотнями крепостных, у него большая карета и конюшня с белоснежными рысаками.
Во время войны 1812 года Доктор едет на фронт, доходит с русскими до Парижа и решает снова вернуться на родину, в Германию. Но неожиданно для самого себя Федор Петрович понимает, что за десять лет, проведенных в России, он уже во многом стал русским и в Германии ему абсолютно не чем заняться. Мать и братья Гааза упрашивали его остаться дома, но Гааз отвечает, что его родина — Россия и он хочет жить у себя на родине. После возвращения доктор Гааз уже никогда больше не покидает пределов своей новой Родины.
Интересно, что только после войны 1812 года Гааз принимается изучать русский язык, ибо до этого, уже 10 лет живя и работая в России, он мог говорить только по-немецки и на латыни, а во время консультаций пользовался услугами переводчика. Вскоре Гааз настолько хорошо научился говорить по-русски, что уже сам исправлял ошибки нашим чиновникам.
Рескриптом императора он также назначен главой всех казённых аптек, а в 1825 году - главным врачом Москвы. И тут Доктор развернулся. Именно он провёл в палаты водопровод и сделал первые в России серные ванны, в больницах навёл идеальную чистоту. Он открыл больницу для бездомных, которую народ быстро переименовал из Александровской в Гаазовскую. Доктор лично осматривал всех калек, нищих, беспризорников и, давал некоторые деньги выздоравливающим из своего кошелька.
То, чем прославился доктор Гааз, превратившись из модного и богатого врача в святого и нищего Доктора, произошло неожиданно и вдруг. Переломным моментом стало восстание декабристов, в котором участвовал его друг, в жену которого Федор Петрович был безнадежно влюблен.
Потрясенный тем, что она отправилась в Сибирь вслед за мужем, доктор Гааз начинает переосмысливать свою жизнь. Духовный кризис, связанный с таким исходом любви и дружбы, разрешился простой формулой: «Если тебе плохо, ищи, кому хуже».
Искать, кому хуже, пришлось недолго. В 1829 г. в Москве открылся Комитет попечительного о тюрьмах и Московский генерал-губернатор князь Д.В. Голицын призвал Доктора возглавить его. С этого момента жизнь и деятельность доктора решительно меняется: он всей душой принял чужую беду, участь арестантов стала волновать его настолько, что он постепенно прекратил свою врачебную практику, раздал свои средства и, совершенно забывая себя, отдал все свое время и все свои силы на служение «несчастным», причём взгляды его на арестантов были сходны со взглядами простых русских людей, которые всегда жалели обездоленных, нищих, больных.
Без малого двадцать пять лет, до конца дней своих, у Федора Петровича была только одна забота – о несчастных, которые оказались в крайней нужде и в крайне бедственном положении – в русской тюрьме, где царили – смрад, голод, холод, болезни, разврат, мужчины, женщины и дети – все вместе, абсолютное бесправие и нищета.
С утра и до вечера доктор в больницах, все свои средства, гонорары от лечения богатых пациентов и пожертвования идут на еду, одежду и белье для этих несчастных, женщин и детей. Вскоре уже все его дома, деревни, лошади, суконная фабрика уходят с молотка, чтобы покрыть его долги. Когда сократили на пятую часть тюремное продовольствие после неурожая, внес 11 тысяч рублей «от неизвестной благотворительной особы». Хоронили Доктора за казенный счет, ибо взять с него уже было нечего, в маленькой двухкомнатной квартирке, находившейся на территории тюремной больницы, ничего, кроме книг и завещания не нашлось. Несмотря на всё это Доктор никогда, до самой своей смерти, не задумывался отказаться от своей «безумной филантропии», как выражались чиновники.
На пожертвования и свои средства доктор строит новые больницы, расширяет и улучшает старые, провожает каждую партию ссыльных лично, одаривает их небольшими деньгами, конфетами и апельсинами, отвечая на упреки, что им нужны не конфеты, а кусок хлеба: «Хлеб им подадут, а конфет и апельсин – никогда».
В полицейскую больницу, построенную его усилиями в 1844 году, собираются все бомжи, пьяницы, замерзшие и бездомные, где их лечат и приводят в божеский вид. Богатый дом он вскоре меняет на квартиру при больнице, при нем остался единственный слуга, дорогая карета сменилась на простую бричку, а белые рысаки – на стареньких лошадей, которых он спасает от убоя.
Доктора Гааза в народе называют юродивым, а чиновники пишут на него жалобы и доносы, высмеивая за филантропию. Но он упорно добивается облегчения участи осужденных. Гааз не гнушается становиться перед высокими чинами на колени, если это помогает облегчить участь его подопечных.
«Несмотря на унижения, на обхождение со мною, лишающее меня уважения подчиненных, чувствуя, что я остался один, я тем не менее считаю, что мне никто не может воспретить отправляться в пересыльный замок в момент отсылки арестантов».
Один молодой стряпчий вспоминал, как к нему явился с прошением странный старик, которого он небрежно отослал за какой-то справкой. На улице бушевала гроза, но вымокший до нитки старик все же явился с нужным документом. Коллеги пристыдили юношу, сказав, что его посетил знаменитый доктор Гааз, и он до конца жизни со стыдом вспоминал этот эпизод.
При отправке ссыльных в Сибирь арестантов, скованных попарно, закрепляли на железном пруте: сквозь наручники продевали железный прут. При этом не учитывалась разница ни в росте, ни в силе, ни в здоровье, ни в роде вины.
На каждом пруте было от 8 до 12 человек, они двигались между этапными пунктами, таща за собою ослабевших в дороге, больных и даже мертвых.
Прежде всего он стал бороться против этих прутьев, на которые «нанизывали» несчастных арестантов. Князь Голицын поддержал его в этом, и ссыльным было разрешено передвигаться только в кандалах, без прута.
Доктор считал, что многие из преступников стали таковыми в результате отсутствия у них религиозного и нравственного самосознания, поэтому он снабжал арестантов духовной литературой, На свои средства Гааз печатал православные книги. За все время заботы о заключенных он напечатал 70 тысяч экземпляров церковной азбуки, 8 тысяч святцев, 20 тысяч книг по истории, а также соизмеримое количество псалтырей и евангелий. При этом сам Доктор был и оставался католиком.
Кроме того, он настоял на перепланировке Бутырской тюрьмы. С его подачи в тюремных клетушках появились окна, умывальники и нары - до этого арестанты спали на полу. В этой же тюрьме Гаазу удалось отвести место под гостиницу для родственников, совмещенную с приютом и школой, в которой детей арестантов учили читать, писать и понимать Закон Божий.
По его требованию ввели освидетельствование здоровья арестантов, и больных оставляли подлечиться в тюремной больнице на 120 мест, которая была открыта по ходатайству Гааза.
Святой доктор превращается в ходячую легенду, о котором знают все москвичи, бедные, и богатые, все заключенные, не только в Москве, но и во всей Сибири. Там арестанты передают из уст в уста истории об удивительном докторе, положившем состояние на помощь несчастным, бесправным арестантам и каторжанам.
В одном из каторжных этапов, проходивших через Москву в 1849 году, шел бледный молодой человек в арестантском халате, в ручных и ножных кандалах - писатель Федор Достоевский, осужденный как участник кружка в Санкт-Петербурге, который собирался в доме студента Петрашевского: читали вслух и обсуждали статьи на философские, социальные и политические темы, мечтали об отмене крепостного права и сословных привилегий. Достоевский много лет спустя вспоминал о докторе Гаазе. И черновых рукописях «Преступления и наказания», и в записных книжках, и в «Дневнике писателя» неоднократно встречается имя Гааза, обозначая живой пример деятельного добра. Для Достоевского именно Федор Петрович Гааз стал прототипом князя Мышкина.
А. Булгаковым приводится исторический анекдот, случившихся с Гаазом:
"Говоря уже о докторе Гаазе, не могу не поместить анекдот, который может заменить целую биографию его. Это случилось во время генерал-губернаторства князя Дмитрия Владимировича Голицына, который очень Гааза любил, но часто с ним ссорился за неуместные и незаконные его требования. Между ссылочными, которые должны были быть отправлены в Сибирь, находился один молодой поляк. Гааз просил князя приказать снять с него кандалу. «Я не могу этого сделать, — отвечал князь, — все станут просить той же милости, кандалы надевают для того, чтобы преступник не мог бежать». «Ну прикажите удвоить караул около него; у него раны на ногах, они никогда не заживут, он страдает день и ночь, не имеет ни сна, ни покоя». Князь долго отказывался, колебался, но настояния и просьбы так были усилены и так часто повторяемы, что князь наконец согласился на требования Газа. Несколько времени спустя, отворяется дверь князева кабинета, и можно представить себе удивление его, видя доктора Гааза, переступающего с большим трудом и имеющего на шелковом чулке своем огромную кандалу. Князь не мог воздержаться от смеха. «Что с вами случилось, дорогой Гааз, не сошли ли вы с ума?», — вскричал князь, бросив бумагу, которую читал, и вставши со своего места. «Князь, несчастный, за которого я просил вас, убежал, и я пришел занять его место узника! Я виновен более, чем он, и должен быть наказан». Не будь это князь Дмитрий Владимирович Голицын, а другой начальник, завязалось бы уголовное дело, но отношения князя к Государю были таковы, что он умел оградить и себя, и доктора Гааза, которому дал, однако же, прежестокую нахлобучку. Он вышел из кабинета, заливаясь слезами, повторяя: «Я самый несчастный из смертных, князь сказал, чтобы я никогда не смел больше просить его ни о какой милости, и я не смогу больше помочь ни одному несчастному"
Многие обвиняли его в том, что он обращается с преступниками слишком мягко, но он лишь отмахивался и продолжал свое дело. Лишь когда умер покровитель доктора Гааза князь Голицын, враги вынудили Федора Петровича покинуть свою должность, что однако не помешало продолжению его миссионерской деятельности.
В августе 1853 года Федор Петрович заболел. Он возвратился в комнату со старой мебелью и подзорной трубой, направленной куда-то в стену, снял волчью шубу, по которой его знали все без исключения заключенные и бывшие арестанты в городе, взял в руки перо и на бумаге написал сове знаменитое завещание:
"Спешите делать добро. Спешите, потому что коротка человеческая жизнь. Спешите потому, что многие вокруг страдают от болезней, от насилия, несправедливостей, унижений. Спешите потому, что, если не поспешите - одолеет зло и вместе с ним победят в душе человека отчаяние, страх, ненависть, которые, в свою очередь, родят зло. А добро рождает добро.»
Дальше я приведу выдержи о деяниях Доктора, собранных юристом А.Ф. Кони и опубликованных в сборнике рассказов "Фёдор Петрович Гааз":
Однажды Гааз спешил на вызов зимней ночью и решил пойти через Малый Казенный. В переулке на него напали грабители и велели снять старую шубу. Доктор начал ее стягивать и приговаривать: «Голубчики, вы меня только доведите до больного, а то я сейчас озябну. Месяц февраль. Если хотите, приходите потом ко мне в больницу Полицейскую, спросите Гааза, вам шубу отдадут». Те как услышали: «Батюшка, да мы тебя не признали в темноте! Прости!» Разбойники бросились перед доктором на колени, потом не только довели до пациента, чтобы еще кто-нибудь не ограбил, но и сопроводили назад. После этого происшествия нападавшие дали зарок более никогда не делать так. Один из них впоследствии стал истопником в больнице Гааза, а двое других — санитарами.
Однажды, перед обедом к Гаазу, жившему уже тогда при больнице, пришел больной. И когда Гааз на минутку отлучился, в комнате не оказалось ни больного, ни серебряных приборов, лежащих на столе. Сторож и солдаты задержали вора и пошли за полицией. Пользуясь их отсутствием, Гааз сказал вору: «Ты - фальшивый человек, ты обманул меня и хотел обокрасть. Бог тебя рассудит, а теперь беги скорее, пока солдаты не воротились; но старайся исправить свою душу, от Бога не уйдешь, как от будочника». Возмущенным домочадцам он ответил: «Воровство - большой порок. Но я знаю, как истязает полиция; да и по чем знать, может мой поступок тронет его душу…»
Однажды один господин, седой усач, в ответ на действия доктора Гааза по устроению для арестантов душевых, помывочных и теплых туалетов говорил о напрасности такой излишней роскоши для русского человека: «Уж я-то, поскольку владелец многих сотен душ, да еще и долгие годы начальник многих тысяч солдатиков, достаточно знаю, что у нас в обычае, что привычно российскому народу разных сословий, куда как лучше знаю, чем и самый ученый-просвещенный иноземец». На что Федор Петрович Гааз отвечал на своем неправильном русском: «Благодарю, Ваше сиятельство, благодарю, профессор, извините, я недостаточно знаю прекрасный русский язык, но я думаю, я верю, я немного хорошо знаю разные русские люди — знатные и простонародные, богатые и бедные, ученые и совсем-совсем неученые. Я лечил многие сотни и даже тысячи русские люди. А больной человек перед свой лекарь, свой врач открывает и тело, и душу. Да-да, свою душу тоже, почти как, — простите мое сравнение, Ваше высокопреосвященство, владыко, — но почти как перед священник в час исповеди… И поэтому, когда я слышу такие речи про обычаи-привычки, я вспоминаю один английский рассказ-басня. "Один господин зашел на кухня и видит: кухарка держит длинная, очень длинная рыба, как змея, да-да, угорь, мерси, сударь, держит живой угорь и сдирает с него кожу, он сильно гнется, вот так и так, но рыба кричать не может. Господин говорит кухарке: «Боже мой, что вы делаете?! Это же страшное мучение». А кухарка отвечает: «О, нет, сэр, они к этому привычные».
Не менее удивительный случай произошел при посещении Николаем I московского тюремного замка. Царю показали старика, приговоренного к ссылке в Сибирь, которого доктор в течение долгого срока держал в Москве. «Что это значит?» – обратился император к Гаазу, видя явное нарушение закона. Вместо ответа Федор Петрович стал на колени. «Я не сержусь, Федор Петрович, встань!». «Не встану! – ответил Гааз. – Помилуйте старика, ему тяжко будет идти в Сибирь! Не встану, пока не помилуете». Государь подумал и согласился, прибавив: «На твоей совести». Император был настолько растроган, что еще пятерых заключенных амнистировал.
Во дворе бывшего здания полицейской больницы ( в настоящее время - НИИ гигиены детей и подростков) в 1909 году был установлен памятник Ф.П.Гаазу работы скульптора Н.А.Андреева, который денег за работу не взял.
В честь доктора названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза».
Федор Петрович Гааз писал своему приемному сыну:
"Самый верный путь к счастию в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, причем, чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться, подобно тому, как сила магнита сохраняется и увеличивается от того, что он непрерывно находится в действии…"Человек, появляясь на свет, кем-то окружён преимущественно. Вот это окружение и создаёт в человеке отрицательное или позитивное, смотря, кем окружен, сколько любви получено в детстве, в жизни".
Про доктора можно почитать:
Лев Копелов Святой доктор Федор Петрович Гааз, 1976-1982 гг.
3.Н.Э. Вашкау Святой доктор Федор Петрович Гааз, 2012
Источники:
http://www.rosimperija.info/po...
http://catholichurch.ru/index....
https://www.miloserdie.ru/arti...
http://trauma.ru/content/news/...
https://liveinmsk.ru/places/a-...
http://sotvori-sebia-sam.ru/do...
Оценили 24 человека
45 кармы