Давным-давно!

111 8374

Гуляют Наташа и поручик Ржевский вдоль пруда.

- Скажите, поручик, а вы хотели бы быть лебедем?

- Что вы! Увольте! Голой жопой, да в холодной воде!..

Да... Каждый советский человек, да и россеяне отчасти знакомы с этим персонажем - балагуром, кутилой, бабником и отчаянным рубакой... 

Большинство наших дражайших сограждан уверено, что поручик Ржевский действительно существовал и лихо рубал француза под Смоленском, Вязьмой, Бородином и Малоярославцем... Въелся бравый гусар в массовое сознание настолько, что некоторые умудряются почитать его за героя романа Льва нашего Николаевича, да... Если слегка абстрагироваться от мировосприятия невежественной части населения страны, то поручик Ржевский – действительно уникальнейшее явление в устном народном творчестве. Это пласт, скажу я вам, в отсутствие-то секса в СССР!))

При  подготовке данного материала на ресурсе "Я плакал" мной был обнаружен коллекционер, собравший коллекцию народных шедевров за поручика в количестве более 1000 экземпляров, да...

 Поручик Ржевский катает Наташу на лодке. 

Наташа: 

— Ой, поручик, на правом берегу олени, как бы я хотела стать оленем! 

Поручик в воду смотрит. 

— Поручик, что вы там нашли? 

— Да нет, так, ничего... 

Плывут дальше... 

— Ой, поручик, посмотрите, там, за камышами лебеди плывут, как бы я хотела стать лебедем! 

Поручик в воду смотрит... 

— Поручик, что вы все в воду да, в воду?! 

— Нет, ну право, где же раки?! 

Ну вы в курсе, я думаю, да... 

Байки о бесшабашных кавалеристах были популярны в позапрошлом веке, будь то безымянный улан или прославленный гусарский офицер - герой войны с Наполеоном Денис Давыдов. Поручик Ржевский в анекдотах того времени замечен не был.

Так кто ты будешь такой, поручик Ржевский?

Принято считать, что запущен образ беспардонного гусара в народ с лёгкой руки режиссера Э. Рязанова через его музыкальную комедию «Гусарская баллада». Однако данный киношедевр является лишь экранизация пьесы Александра Гладкова «Давным-давно». В ней впервые появляется поручик Дмитрий Ржевский. Пьеса создавалась в 1940-м - начале 1941 года, а премьера состоялась 7 ноября 1941 года в осажденном Ленинграде. Спектакль неоднократно прерывала воздушная тревога, актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежище, а после отбоя возвращались на сцену и продолжали играть.Тогда Ржевского вывел на сцену Ленинградского театра Алексей Попов – режиссер за эту работу получил Сталинскую премию.

Зрители приняли пьесу очень тепло, ее продолжали ставить и после войны. И всё же свою истинно народную, на века популярность, ставшую явлением массовой культуры поручик Ржевский обрёл непосредственно после выхода на экраны «Гусарской баллады». 

Итак, нам удалось установить, что по-настоящему народные массы познакомились с фольклорным поручиком Ржевским 07 сентября 1962 года в связи с выходом в честь 150-летнего юбилея Бородинского сражения кинофильма «Гусарская баллада», снятого по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно».

Драматург написал пьесу, впечатлившись еще в детстве книгами «Война и мир» и «Дети капитана Гранта». Александр Гладков также признавался, что самого поручика Ржевского он придумал под влиянием поэзии Дениса Давыдова, который и сам мог бы стать прототипом для персонажа пьесы.

В «Дневнике партизанских действий» Денис Давыдов рассказывал о встрече в ноябре 1812 года с подполковником Павлом Ржевским и его отрядом. Но и только. Как пишет историк Олег Кондратьев:

 «По-видимому, драматург взял у реально существовавшего подполковника Ржевского понравившуюся фамилию, изменил имя и «понизил» гусарского офицера в звании (и это понятно, ведь «его» Ржевский достаточно молод и высоких чинов не достиг)»

По словам же самого Гладкова, «весь Ржевский вышел из стихотворения Дениса Давыдова «Решительный вечер»:

Сегодня вечером увижусь я с тобою,

Сегодня вечером решится жребий мой,

Сегодня получу желаемое мною —

Иль абшид* на покой!

А завтра — черт возьми! — как зюзя натянуся,

На тройке ухарской стрелою полечу;

Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,

И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!

Но если счастие назначено судьбою

Тому, кто целый век со счастьем незнаком,

Тогда… о, и тогда напьюсь свинья свиньею

И с радости пропью прогоны** с кошельком!

* Абшид — увольнение со службы, отставка.

** Прогоны — прогонные деньги, выдававшиеся офицерам из казны на расходы на проезд по почтовым дорогам.

Как и задумывалось Гладковым, произведение о событиях времен Отечественной войны с Наполеоном получилось ярким и веселым, а характер поручика и образ жизни ясен с его первых слов:

«С дороги бы недурно закусить, а то влюбляться на пустой желудок я как-то не привык».

Эпиграф пьесы тоже под стать:

«Роскошествуй, веселая толпа, в живом и братском своеволье!»

Кинокартина получилась на славу, с блистательным Юрием Яковлевым и задорной дебютанткой Ларисой Голубкиной в главных ролях конечно же... Да, Яковлев - гусар, можно в это поверить, однозначно!))) Юрию Васильевичу удалось создать анекдотичный образ дамского угодника, хвастуна игрока и бравого воина.

Но и Голубкина не отстаёт! Чем не гусар, ась?)))

В конце 1970-х годов персонаж попал и в балет: премьера «Гусарской баллады» Тихона Хренникова состоялась в Мариинском театре. Художественным руководителем выступил Олег Виноградов.

Гусар Ржевский может похвастать литературным багажом, в который вместилось около 20 художественных произведений. Авторы с рвением взялись за перо в начале 2000-х годов. Дмитрий Репин подарил читателям стихотворную работу «Поручик Ржевский. Гусарские стихи», Сергей Ульев написал роман «Поручик Ржевский, или Любовь по-гусарски», Юрий Войтов создал повесть «Честь имею, поручик Ржевский!» и т.д...

Обратился к прославленному к гусару и художник. В 1979 году Владимир Овчинников порадовал картиной «Поручик Ржевский».

Ну и пиво, да....

Среди тезок гусара также наблюдается музыкальный коллектив «Поручик Ржевский», дебютировавший со скандальной песней «Ночь и бал». К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица.

Есть в этой забавной истории ещё один интересный факт... Главным местом действия картины - усадьбой майора Азарова послужила Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Удино Дмитровского района Московской области. 

Кадр из кинофильма

На кадре два окна не светятся, так как они ложные. На самом деле там кирпичная кладка. Современное состояние конечно удручает... 

Таково её современное состояние, к сожалению.

Церковь была перестроена в главный дом усадьбы , где по сюжету фильма жила главная героиня фильма Шурочка Азарова.

Производство кинокартины происходило как в павильонах студии "Мосфильм" в Москве, так и в ближайшем Подмосковье. Долгие поиски натуры привели ассистента режиссера и оператора на Рогачевское шоссе, что в Дмитровском районе. Во время поездки по Рогачевскому шоссе оператором Леонидом Крайненковым и художниками были найдены русские пейзажи в северной части Московской возвышенности, а точнее в Клинско-Дмитровской гряде. Вот один из них. Дуб в с. Ольгино.

И всё же целью моего расследования является установления факта существования натурального, живого поручика Ржевского. А он таки был и мало того, являлся родственником Пушкина А.С., приходившись поэту прапрадедом. Первый в истории Российской империи поручик Ржевский по имени Юрий служил в Преображенском полку во времена царствования Петра I, а затем стал нижегородским вице-губернатором. 

Кроме того, на стыке XVII и XVIII веков император Петр I пожаловал капитану лейб-гвардии Преображенского полка Василию Ржевскому участок под усадьбу, ныне так и именующуюся - Усадьба Ржевских в Черниговском переулке. Сегодня это прекрасно сохранившееся в центре Москвы домовладение конца XVII - начала XVIII веков. С 1992 года здесь размещается Международный фонд славянской письменности и культуры.

Достоверно известным владельцем усадьбы также являлся поручик конной гвардии Илья Ржевский, упомянутый под 1744 годом. При нём были поставлены каменные палаты - основа существующего дома; одновременно сформировалась композиция усадьбы с передним двором и садом позади дома.

Сам поручик, правда, не отличался буйным нравом и вел вполне пристойный образ жизни – умеренно волочился за женщинами, мог выпить в компании друзей, но ни разу не был замешан в публичных скандалах.

Дворянские фамилии, заканчивающиеся на - ий часто образовывали от топонимов - по владению или происхождению. Первые Ржевские упомянуты в письменных источниках уже в XIV веке. Считается, что они ведут род от смоленской ветви великокняжеской династии Рюриковичей. А вот города Ржева, или Ржевы (в женском роде), на Руси было два - верхневолжский, который сохранил название, и Ржева Пустая близ Пскова, ныне Новоржев. Впрочем, в XIX веке многочисленные дворяне Ржевские проживали не только в Тверской и Псковской губерниях, а по всей Империи.

Два Ржевских – родные братья Александр и Евгений – были участниками Отечественной войны 1812 года и проявили себя на поле брани настоящими героями, однако ни один из них не был поручиком. Об их частной жизни историкам ничего не известно.

Считается также, что Ржевский служил в одном полку с Денисом Давыдовым. «Поэт и партизан» Давыдов - прототип полковника Давыда Васильева, под началом которого сражается Ржевский в пьесе и кинофильме. Васильев числится в Ахтырском полку, как и Давыдов в 1812–1814 годах. 

«Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском», — говорит этот персонаж Ржевскому в пьесе Гладкова. 

Однако цвета доломана (форменной суконной куртки) и ментика (верхней накидки с рукавами) ахтырцев — коричневые.

 
Ахтырский гусарский полк

Далее по тексту поручик заявляет: 

«Красивей голубого нет!», - имея в виду свое обмундирование. 

В 1812 году элементы отделки голубого цвета (при темно-синих доломанах и ментиках) были характерны для гусаров Гродненского полка. 

Гродненский гусарский полк

В фильме «Гусарская баллада» Ржевский одет в цвета Мариупольского полка, доломан и ментик — темно-синие. Возможно и драматург имел в виду униформу Мариупольского полка. Правда, в пьесе она «полиняла», из синей став голубой, чтобы, вероятно, вписаться в стихотворный размер.

Мариупольский гусарский полк

А вообще, в принципе, для общего развития, вот:

Полки 1-ой Гусарской дивизии (верхний ряд):

— Лубенский (1),

— Сумский (2),

— Гродненский (3),

— Ольвиопольский (4);

Полки 2-ой Гусарской дивизии (средний ряд):

— Ахтырский (5),

— Белорусский (6),

— Александрийский (7),

— Мариупольский (8);

Полки 3-ой Гусарской дивизии (нижний ряд):

— Изюмский (9),

— Елизаветградский (10),

— Павлоградский (11),

— Иркутский (12).

Интересно, что в украинском городе Павлограде в 2006 году установлен памятник поручику Ржевскому, хотя к Павлоградскому гусарскому полку поручик по тексту пьесы отношения не имеет, только узнает его цвета на форме Шуры Азаровой.

Наиболее реальным поручиком Ржевским можно считать дворянина и подпоручика Сергея Ржевского, жившего в середине 19-го века в Веневском уезде Тульской губернии. 

Молодой человек прослужил в армии всего пару месяцев, а затем был с позором демобилизован, так как отказывался подчиняться уставу и обожал проказничать, подшучивать над старшими по чину...

...в общем, «из него вышел позорный гвардеец», резюмирует в мемуарах его племянница Надежда Петровна Ржевская (урождённая Волконская) по поводу не задавшейся дядиной военной карьеры.

После окончания военной службы родители чуть ли не насильно женили непутевого сына и сослали в родовое имение под Тулой, где Ржевский принялся безобразничать с новой силой. 

Так, однажды он явился на маскарад в картонном костюме печки, надетом на голое тело, с дверцами на самом «интересном» месте. На дверцах была надпись: «Не открывайте печку, в ней угар». Открыв задвижки, чего делать категорически не следовало, участники маскарада увидели голый зад Ржевского. Публика была настолько эпатирована, что праздник пришлось прервать, а виновника нарушения спокойствия забрала полиция.

По словам современников, молодой повеса «безобразничал напропалую», зачастую весьма скабрезно и вульгарно и его ещё не раз успокаивала полиция. Выходки веневского гуляки частенько становились достоянием московской бульварной прессы. Вот только самая безобидная из них, описанная в мемуарах племянницы:

Как-то раз подпоручик пошел к обедне в женский монастырь. Выбрал хорошенькую монахиню, стал сзади нее так близко, что, делая крест и поклон, ударялся ей лбом в спину. Монахиня отошла, Ржевский приблизился снова. Так повторилось несколько раз, пока отступать стало некуда. Игуменья приказала двум монахиням вывести его. Ржевский прижал их руки к своим бокам и кинулся с ними бежать до площади с песней: «Вот мчится тройка удалая!» Публика аплодировала, монахини падали, а он их все тащил и все пел. Скандал вышел полный!

И всё же моё расследование, можно сказать, увенчалось успехом. Я таки нашёл того самого, характерного Ржевского, который мог бы являться абсолютным прототипом, правда не экранного героя, а героя тех самых анекдотов.

Этот факт и послужил основанием размещения данной статьи в журнале "Дорогами побед".

Наш герой не носил фамилию Ржевский, им является уроженец Царицына Николай Ашинов, и он, как и герой анекдотов удивительным образом совмещал в себе самые противоположные качества. Он был известным ловеласом и пьяницей, заядлым картежником и шутником и при этом совершенно отчаянным воином и патриотом.

При этом Ашинов отличался удивительной отвагой, за что неоднократно представлялся к наградам. Правда, далеко не все геройские поступки Ашинова были по достоинству оценены его начальством.

Николай Иванович Ашинов родился в семье пензенского купца в 1856 году. Отец его обанкротился и жил с земельного надела под Царицыном. Николай учился в Самарской гимназии, но закончить ее так и не удалось - за буйный нрав его исключили. Закончил учебу Николай Ашинов в царицынском училище. Карьеру начал присяжным поверенным, но не срослось у него с адвокатурой. И Ашинов едет на Кавказ выращивать табак, но и тут дела не налаживаются. Николай придумывает авантюру и тут же бросается ее осуществлять.

На приеме у сухумского командующего князя Дондукова-Корсакова в 1883 году Николай Ашинов рассказывает князю о потомках сосланных казаков, которые ныне обитают в турецких горах и, несмотря на это, хранят верность царю, вере, России. Ашинов представляется атаманом сотни и просит дозволения князя на создание силами вольных казаков пограничной станицы для защиты южных рубежей государства. Дондуков-Корсаков дает добро, и Ашинов, набрав под Полтавой охочих крестьян, основывает станицу Николаевскую, назвав ее якобы в честь престолонаследника Николая Александровича. Завладев казенной ссудой на развитие поселения, атаман прикарманил весь бюджет. А когда об этом узнали и потребовали отчета – спешно уехал в Москву, где занимается агитацией в пользу казачьих поселений, явно узрев в этом выгоду.

Однажды, после очередного кутежа Ашинов поклялся товарищам, что завоюет Африку и подведёт её под руку императора Александра ІІІ, после чего из Москвы исчезает.

В 1886 году в столицу приходят вести об атамане из Абиссинии (ныне Эфиопия). Ашинов призывал к организации русской миссии в Эфиопии в связи с необходимостью помочь народам с родственной религией в борьбе с колонизаторами-католиками. Атаман просил аудиенции у негуса Иоанна, но без рекомендательного письма от царя, правитель Эфиопии посланника видеть не пожелал. Ашинов вернулся в Россию агитировать на создание колонии. 

Эту авантюрную идею поддерживают высокопоставленные чиновники, преследуя свои интересы. Морской министр Шестаков считает целесообразным организовать на восточном берегу Африки базу для поддержки российского мореходства. Санкт-Петербуржский митрополит Исидор, разрешил построить православный храм в новой колонии. А любимчик Александра ІІІ нижегородский губернатор Баранов поддерживал эту затею, надеясь стать наместником на африканской земле.

В конце марта 1888 года из Одессы во Владивосток отплывает пароход "Кострома", командиру которого поручено приглядеть удобную гавань, берег которой чист от других европейских колонистов. Бухту нашли в Таджурском заливе. Капитан заключил договор о сотрудничестве с местным вождем и оставил Ашинова с отрядом казаков осваивать территорию.

Однако уже в июне атаман появляется в Киеве на 900-летии крещения Руси с двумя единоверцами из Абиссинии, якобы посланными самим негусом Иоанном просить помощи у русского царя в нелегкой борьбе с прочими европейцами.

Авантюра Ашинова заходит на новый виток. В Одессу направляют оружие и боеприпасы для экспедиции. Из Афонского монастыря привлекают схимонаха Паисия, срочно назначив его архимандритом. Но тут в ноябре приходит депеша от посла в Константинополе, что никаких посланцев негус не посылал, а Ашинов свою команду кинул, двое из нее об этом и донесли. В связи с этим русское правительство уже не спешит с помощью, а сам Ашинов с Паисием собирают пожертвования для финансирования своей авантюры. Сбор средств поддерживает генерал Лермонтов, который даже учредил специальный фонд. А генерал-губернатор Москвы, сам великий князь Сергей Александрович милостиво берется этот фонд возглавить. Для дополнительных инвестиций в фонд Ашинов даже публикует русско-абиссинский разговорник и абиссинскую азбуку.


10 декабря 1888 года из Одессы отправляется пароход "Корнилов". В Александрии бравые казаки во главе с атаманом пересаживаются на корабль "Лазарев", шедший до Порт-Саида. А уже оттуда до Таджуры атаману приходится нанимать австрийский пароход "Амфитрида", который уже 6 января 1889 года прибывает по назначению. 150 россиян высадилось в Таджуре, где их встретили четверо казаков, оставленных с прошлого путешествия и абиссинские священники. Последних, как и нескольких монахов, взятых в попутчики в Порт-Саиде, Ашинов и отец Паисий направляют с посланием к негусу. 

В ожидании вестей экспедиция устраивается в заброшенном египетском порту-крепости Сагалло, где закладывают поселение со звучным названием Новая Москва. Потихоньку станица обустраивается - казаки строят дома, высаживают деревья, возводят парусиновую церковь. Но вскоре двое недовольных дезертируют и бегут во французскую факторию Обок. Там они поведали о несносной жизни в новой русской колонии и указывают местоположение Новой Москвы. Незамедлительно в станицу прибывает французский офицер, требуя сдачи, но Ашинов отказывает. Иного французы и не ожидали, поэтому используют другой подход. Отправляют в Россию дипломатов на переговоры с Александром ІІІ, точно так же поступают и дипломатические корпуса других стран-колонизаторов - Англии и Германии, которых так же обеспокоило появление российской базы в таком стратегическом месте. 

Александр во избежание конфликта открестился от атамана-авантюриста. Это и дало французам "зеленый свет" для более радикальных мер. 5 февраля в Таджурский залив прибывает эскадра адмирала Ольри. В ответ на предоставленный ультиматум, Ашинов отвечает приглашением на обед. Но у французского адмирала иной приказ. Начинается артиллерийский обстрел станицы. Убитыми оказываются невинные люди, среди которых дети и женщины. Казаки предлагают дать бой французам на суше, но атаман отказывает, чтоб уберечь оставшихся. Казаки сдаются. Французы отправляют заключенных домой. 

В марте 1889 года горе-колонизаторы прибывают в Россию на кораблях "Чихачев" и "Забияка". Несмотря на то, что экспедиция взяла все необходимое на создание православного храма и ожидала лишь одобрение местной власти, религиозное направление проекта посчитали прикрытием. Возникли абсурдные данные о перевозке казаками крупной партии оружия. Документы экспедиции были конфискованы. Выходка Ашинова, к счастью, не имела серьезных международных последствий, но на этом военная карьера молодого пропойцы и авантюриста была бесславно завершена.

Далее судьба Ашинова известна лишь по слухам. Царь сослал Николая с семьей в имение жены под Черниговом. Но вскоре он вернулся в родные места, где захватил один из волжских островов и объявил его своим владением. Также имеются сведения, что на собранные сочувствующими средства он поехал в Париж кутить и, мол, присылал царю письма с прошением о новой экспедиции в Африку. Умер атаман в родной Саратовской губернии в 1902 году.

Кто знает, какое бы развитие получили государства Сомали и Джибути, имея на своей территории русскую колонию. Возможно, нынешние сомалийские пираты щеголяли бы в папахах и черкесках, пряча в газырях патроны.

Таким образом, можно констатировать, что поручик Ржевский, чей образ был так блестяще воссоздан в кинофильме и полюбился публике, – отнюдь не историческая персона. В России наверняка нашлась бы еще не одна сотня таких поручиков, которые могли бы претендовать на то, чтобы быть Ржевским. Но в кино этот образ является собирательным. И это - факт.


Источники:

https://deadokey.livejournal.c...

https://kinoistoria.ru/blog/43...

http://www.yaplakal.com/forum2...

https://24smi.org/person/98-po...

 https://www.rutraveller.ru/pla...

http://paraparabellum.ru/unifo...

https://op-lot.livejournal.com...

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

Обсудить
  • Утром поручик Ржевский покидает публичный дом. В окно высовывается девушка в ночнушке: - Поручик, а деньги? - Hу что Вы, мадам, гусары денег не берут! :smiley:
  • :boom: :boom: :boom: :boom: :boom: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Какое серьезное исследование! Спасибо, очень познавательно!
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: