Наверное, многие из читателей даже не подозревают, что такой фильм вообще существовал. Дело в том, что после осуждения "культа Сталина" на ХХ съезде КПСС, фильм попал в немилость и его просто положили на полку, забыв со временем. После 1960 г. его не показывали ни в кинотеатрах, ни по телевидению. Причина проста: слишком много Сталина и преувеличение его влияния на ход событий. Кроме того, "победитель" покойного вождя Н. Хрущев в этом фильме появился всего на пару секунд, что, в общем-то, отражает его роль в Сталинградской битве. Это не могло не задевать Хрущева, который сам начал создавать свой культ личности.
Фильм "Сталинградская битва", вышедший на экраны в 1949 г., это масштабная военная киноэпопея – первая из советских фильмов этого жанра. Позднее выйдут на экран "Падение Берлина" (М. Чиурели, 1950 г.) и масштабные фильмы Ю. Озерова "Освобождение", "Солдаты свободы", "Сталинград" и "Битва за Москву". Стоит отметить, что Ю. Озеров явно взял "Сталинградскую битву" за образец, расширив сюжетные линии международной дипломатии, а Сталина в его фильмах отнюдь не меньше. Сцены с низколетящими над войсками самолетами Ю. Озеров явно заимствовал из "Сталинградской битвы".
Сейчас фильм "Сталинградская битва" можно назвать без всякой иронии русской народной сказкой про войну, потому что снята она в нарочитой былинной эпической манере, которая заслоняет достоверность. Это не значит, создатели фильма подошли к воссозданию грандиозного исторического сражения халтурно. Наоборот, создатели постарались, как можно точнее воспроизвести исторические детали: военная техника с обеих сторон аутентичная - Т-34 в фильме там образца именно 1942 г., а Т-34-85, как более поздних советских фильма, немецкие танки настоящие, трофейные, а не переделанные Т-55, немецкая форма воссоздана довольно точно (в отличие от формы в "Падении Берлина"), консультантами при съемках фильма были пленные немецкие офицеры. Тем не менее, мы видим Гитлера, похожего на сказочного злодея, немецкая армия представляется в виде безликой массы сил зла, которым противостоят советские солдаты-богатыри. В этом ничего удивительного нет. Именно так снимали исторические в первой половине ХХ в. В то время не стремились к воссозданию стопроцентной исторической достоверности и реализму. Исторические фильмы служили моменту сегодняшнему (впрочем, положение и сейчас мало изменилось) во всех странах мира, где снимали кино. Целью фильма "Сталинградская битва" было воспевание эпического подвига советского народа и ведущая роль Сталина. Поэтому просчеты советского командования показаны не были.
Исторические события в фильме воссозданы довольно точно, что не удивительно – память о войне была еще свежа и фальшивить здесь было нельзя. В фильме параллельно развиваются две линии: военная (тут из вымышленных персонажей только безымянная рота гвардейцев, гибнущая защищая дом в Сталинграде, все остальные герои олицетворяют ведущих участников сражения – генералов и политиков под их настоящими именами) и генерально-штабная, показывающая Сталина и советских военачальников. Образ Сталина является главной неудачей фильма. Здесь он получился не главой великой державы, а неким Дедом Морозом из сказки, мудрым, добрым и справедливым. Сцена со "старым товарищем И. В. Сталина", где Сталин распивает вино, откровенно лишняя и вставлена разве чтоб лишний показать мудрость вождя. (Впрочем, фильм Сталину понравился). В остальном фильм нареканий не вызывает. Батальные сцены сняты с впечатляющим размахом с тысячами солдат, пиротехники не пожалели – дома горят, взрывы полыхают на экране, сбитые самолеты крушат полуразрушенные дома, солдаты ведут бои за каждый дом и этаж. Сцены бомбардировки Сталинграда нельзя смотреть без дрожи. Вся немецкая техника настоящая – это не макеты. Спецэффекты на высоте – отличить натурные съемки от комбинированных сложно. Интересно отметить, что в фильме уже заложены штампы советской и российской историографии: президент США Ф. Рузвельт, симпатизирующий СССР, и коварный У. Черчилль, который задерживает открытие второго фронта. На самом деле эти два деятеля стоили друг друга и мечтали выиграть войну за счет крови народов СССР. Так же в фильме появляется и один из самых ошельмованных в советское время государственных деятелей Г. Маленков, как организатор обороны города в августе 1942 г.
Фильм достоин просмотра, как великолепный образец исторического фильма 40-50-х гг. Стоит отметить, что закадровый текст читал легендарный диктор Ю. Левитан, а музыку написал А. Хачатурян.
Режиссер - В. Петров
В ролях:
Алексей Дикий — Сталин
Максим Штраух — Молотов
Виктор Хохряков — Маленков
Михаил Кварелашвили — Берия
Николай Дорохин — Хрущёв
Владимир Соловьёв — Калинин
Юрий Толубеев — Жданов
Николай Рыжов — Каганович
Гарри Мушегян — Микоян
Михаил Державин-старший — Ворошилов
Гавриил Белов — деятель Партии и Советского государства
Юрий Шумский — генерал Василевский
Василий Меркурьев — генерал Воронов
Борис Ливанов — генерал Рокоссовский
Николай Колесников — генерал Ерёменко
Николай Симонов — генерал Чуйков
Василий Орлов — генерал Крылов
Сергей Бржеский — генерал Родимцев
Николай Плотников — комиссар Гуров
Борис Смирнов — лейтенант Калеганов
Леонид Князев — сержант Павлов
Владимир Головин — генерал Ватутин
Алексей Краснопольский — генерал Труфанов
Михаил Названов — полковник Людников
Николай Крючков — полковник Иванов
Александр Антонов — полковник Попов
Николай Черкасов — президент США Франклин Рузвельт
Н. Раевский — Керр, помощник Рузвельта
Виктор Станицын — Уинстон Черчилль / генерал Толбухин
Константин Михайлов — Уильям Гарриман
Павел Массальский — американский журналист
Михаил Астангов — Гитлер
Михаил Гаркави — Герман Геринг
Николай Комиссаров — фельдмаршал Кейтель
Борис Свобода — генерал Йодль
Николай Рыбников (старший) — генерал Вейхс
Владимир Всеволодов — генерал Шмидт
Владимир Гайдаров — генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс
Евгений Калужский — полковник Адам, адъютант Паулюса (1-я серия)
Николай Николаевский — полковник Адам, адъютант Паулюса (2-я серия)
Владимир Чернявский — генерал Курт Цейцлер
Ростислав Плятт — генерал Герман Гот
Пётр Аржанов — румынский генерал Станеску
P. S. Воспоминания немецкого офицера В. Адама о съемках фильма из книги "Катастрофа на Волге. Мемуары адъютанта Ф. Паулюса":
"В то время как меня приветствовал советский майор, из-за угла появился мой друг Арно фон Ленски. От него я узнал, что здесь ждали прибытия Паулюса, Мюллера и профессора д-ра Шрейбера, которых пока еще не было. Арно фон Ленски рассказал мне далее, что вместе с ним мне предстоит совершить длительное путешествие на юг — на Волгу.
— Что мы там будем делать? Население не очень обрадуется приезду офицеров 6-й армии.
Ленски вынул книгу под названием "Сталинградская битва".
— Это сценарий советского автора Вирты. Режиссер хочет, чтобы немецкая сторона в фильме была изображена в правильном, неискаженном виде. Я уже просмотрел его. Завтра мы займемся этим вместе. В Сталинграде мы будем присутствовать при съемках на открытом воздухе. Потом съемки будут производиться в Москве, в помещении Мосфильма.
— Это интересно. Когда же это начнется? — спросил я.
— Самое позднее через неделю.
Через несколько дней мы сидели в скором поезде на Сталинград. Мы приближались к цели нашего путешествия. Слева и справа от железнодорожной линии простиралось бывшее поле битвы. Еще не все развалины удалось убрать. Горы железа и стали, разбитые машины, сгоревшие танки, орудия с разорванными стволами напоминали об ожесточенных боях. В Гумраке стояло много новых домов, аэродром снова работал. Большой город еще кровоточил тысячью ран. Но повсюду пробивалась новая жизнь. …
В один прекрасный день мы оказались также перед вновь отстроенным универмагом на том месте, где начался мой путь в плен. Бронзовая доска около входа сообщала, что 31 января 1943 года в подвале этого здания был взят в плен штаб 6-й немецкой армии во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом.
На открытом месте перед универмагом производилась та часть съемок, которую должны были консультировать фон Ленски и я. В присутствии старших советских офицеров вечером снимали атаку немецких танков. Танки с немецкими крестами переваливались через развалины. Из пустых оконных глазниц развалин вылетало пламя, с громким "ура" наступали пехотинцы с автоматами и ручными гранатами. Для этой цели военнопленные немецкие офицеры и солдаты были специально заново экипированы. Понятно, что тысячи штатских не хотели пропустить такое зрелище, тем более что прошел слух, будто на съемках присутствует Паулюс. Съемки, вероятно, вызывали у этих людей горькие воспоминания. Однако в адрес присутствовавших немецких офицеров не было сказано ни одного враждебного слова".
Оценили 14 человек
27 кармы