Славный Спартак!

18 1448

«Спартак» Джованьоли был одной из первых моих, прочитанных в возрасте до пяти лет, книг. Видимо, он станет и одной из последних. (Роман «Белый всадник», который я обязался Сергею Ивановичу Павлову прочитать даже на ощупь – в случае утраты остатков зрения, вероятно, уже не будет написан.) Вновь перечитал «Спартака» в эти дни.

***

Согласно версии, изложенной Рафаэлло Джованьоли, восстание Спартака началось 20 февраля 74 до н.э. (я родился спустя ровно 2040 лет, в тот же самый день) - восстание гладиаторов, рабов и иных жителей, как самой Италии, так и многих других земель, кои попали под власть самой могущественной тогда Римской империи. Империи, всё глубже погружавшейся в пучину подлости и разврата, непомерного обогащения и всё большего гнёта немногими беднеющего большинства. Одним из акторов коего бедствия и ярким его олицетворением являлся уже ушедший к тому времени на покой, кровавый римский диктатор Сулла (помнится, нынешнего премьер-министра иронически именовали плюшевым суллой).


Спартак, уроженец Фракии, один из вождей племён, сражавшихся с напавшими на их родные земли римскими легионами, был ранен и захвачен в плен. Но – благодаря его силе и храбрости – был позже зачислен в один из легионов, которые участвовали во второй войне против Митридата Евпатора, понтийского царя (Понт – греко-персидское эллинистическое государство Малой Азии, на берегу Чёрного моря).

Оное участие было увенчано наградой, гражданским (не в смысле «штатским», а в смысле достойного гражданина) венком, и присвоением звания декана (тогдашний чин командира подразделения).

Но когда боевые действия сего легиона вновь были перенесены на родную землю Спартака, он вернулся в ряды своих соотечественников – и … вновь был тяжело ранен в одном из боёв, вновь попал в плен…


Однако, его не предали положенной по римским законам смертной казни - в силу того, что выдающимися были его искусство владения оружием и физические данные, но отправили в гладиаторы, в одну из римских гладиаторских школ. Два года и более ста сражений разнесли славу о его воинском искусстве по всем циркам (ранее в цирках люди убивали людей и зверей, а также и наоборот) Италии…

В 78 г. до н.э. экс-диктатор Сулла устраивает грандиозные гладиаторские бои на арене Большого цирка Рима. Апофеозом кровавого зрелища становится противостояние оставшегося в одиночестве против нескольких противников Спартака, в коем он побеждает – умудряясь при сём сохранить жизни двум гладиаторам (в т.ч., своему другу и будущему верному соратнику, галлу Криксу). Подчиняясь просьбе знатной римской матроны Валерии Мессалы, Сулла дарует Спартаку свободу…


Спартака и Валерию связывает, вспыхнувшее подобно яркому костру в непроглядной ночи рабства, взаимное чувство. Рудиарий (освобождённый гладиатор) становится управляющим школы гладиаторов у самого Суллы. Но такой благоприятный поворот судьбы не заставляет Спартака - предавшись счастью любить и быть любимым, наслаждаясь семейным уютом - отказаться от руководства зреющим заговором гладиаторов. По сути - предать своих соратников. Напротив, он пользуется вновь открывшимися возможностями свободного гражданина для более тщательной подготовки и более успешного осуществления восстания гладиаторов против ненавистных господ, заставляющих их убивать друг друга себе на потеху.

Ради святого Дела он оставляет свою любовь и уезжает в одну из крупнейших гладиаторских школ (до десяти тысяч – два легиона - гладиаторов) в Капуе, становясь там наставником. Но когда срок восстания – вначале в этой школе, а вслед за нею и в Риме, и в Равенне - уже определён, в ход событий – не в первый уже раз – вмешиваются шпионаж и предательство. Римские власти срочно предпринимают меры предосторожности и приступают к карательным акциям…


Тем не менее, Спартаку с небольшой группой соратников удаётся прорваться из оцепленной и разоружённой школы – и близ горы Везувий он поднимает знамя восстания, рассылая гонцов к своим товарищам. И уже первое – решительное и решающее, впрочем, как и почти все остальные – сражение выявляет небывалое самообладание, неукротимую волю к победе, полководческий талант, умение вдохновлять на свершение невозможного – и иные превосходные качества вождя восстания, поддержанные самоотверженностью его сподвижников. Восставшие, блокированные превосходящими силами противника, изготавливают из подручных средств огромную многометровую лестницу, спускаются по отвесной скале в пропасть и, выйдя ночью на равнину, заходят в тыл ошеломлённым римлянам – враг наголову разбит…


Несомненно, роман идеализирует происходящее, повествуя прежде всего о благородных качествах и деяниях восставших гладиаторов, о быстром превращении в стойких и умелых бойцов тысяч и тысяч примкнувших к ним рабов, тысяч свободных – но нищих – жителей римских провинций. Однако, именно такое повествование передаёт самый дух восстания – стремление к свободе и справедливости, внушая сей дух и читателям, заставляя их сердца биться в такт сердцам восставших…

И такое же негодование, такую же ненависть, что охватывали сердца восставших, внушает высокомерная римская аристократия, не считающая гладиаторов и рабов за людей, такое же отвращение внушают её холуи и предатели. По сути, в ходе трёх лет сражений римских легионов с армией восставших – сражений, в которых неизменно побеждал дух благородной ненависти, дух стремления к свободе – отдельные удачи римлян оказывались результатом даже не столько численного превосходства, общего превосходства в доступных ресурсах, но плодами низкого предательства.


Доблестная смерть большинства восставших, начиная с вождей и заканчивая теми, кто присоединился к восстанию в числе последних - и конечное, после многократных побед в тяжёлых кровопролитных боях, поражение их, отнюдь не выглядят сугубой заслугой «непобедимых» римских легионов, но – ничуть не менее, а едва ли и не более! - плодом измены немногих предателей, подлости коварных шпионов (против коих, увы, зачастую бессильны честные и прямодушные), да ещё поиска путей самопревознесения «благородными» римскими патрициями – в ущерб делу освобождения от олигархической тирании их же родины…


Безусловно, попытка краткого пересказа книги Джованьоли – неуместна. Такого рода книга – не один из, всего лишь, способов «передать информацию»; такая книга – из того ряда произведений искусства, кои призваны возвысить душу, дать силы и испытать духовный подъём, укрепить веру в торжество правды и справедливости…

Другой – спустя два тысячелетия - предводитель восставших, итальянец Джузеппе Гарибальди, писал автору:

«Я залпом прочёл вашего «Спартака», несмотря на то, что у меня совсем нет времени для чтения; я от него в восторге и восхищён вами.

… Вы изваяли Спартака, этого Христа-искупителя рабов, резцом Микеланджело. Я, как раб, получивший свободу, благодарю вас за это, а также за то глубокое волнение, которое я испытал, читая ваше произведение.

Не раз слёзы катились из глаз моих, не раз чудесные подвиги рудиария приводили меня в волнение…

Пусть же воспрянет дух наших сограждан при воспоминании о великих героях, почивших в нашей родной земле, земле, где больше не будет ни гладиаторов, ни господ…»

Да будет так и для тех Русских, кто будет читать сей роман!

(Сравниваю свою книгу, Северо-Западного издательства, 1986 г. - читанное мною в детстве издание 50-ых, увы, утрачено - с размещёнными в инете «электронными» версиями – в ряде из них изменено написание имён, возможно, искажён и текст; вот здесь, насколько могу судить, соответствующий означенному изданию вариант: https://www.e-reading.club/boo... .)


В заключение же скажу: ныне рабство стало намного изощрённей. И бороться с оным во многом стало труднее, хотя – как правило – куда менее рискованно для, скажем так, существования тела.

В течение своей жизни, стараясь следовать примеру Спартака – и чувствуя теперь, что силы для борьбы иссякают и возможности таковой для меня всё меньшие, с горечью видя вокруг подлость и предательство (см. предыдущий текст), утратив многих соратников, отдавших свою жизнь борьбе - предпочту жизни без свободы и справедливости, в господско-рабской Россионии, смерть – как достойный выход...

Но ДЕЛО наше не умрёт!


Ps: ровно год назад, статьёй «Памяти Флориана Гайера» ( https://www.razumei.ru/blog/Ag...), я закончил размещать статьи на сайте «Мировоззрение Русской цивилизации»; видимо, сей статьёй - памяти Спартака - я закончу здесь.

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
  • Спартак погиб из-за любви к нему двух женщин - Валерии и Эвтибиды. Я знаю весь роман наизусть.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • selp
    • 2 октября 2019 г. 13:29
    Взять и опошлить в конце все написанное отвратительными словами: "...господско-рабской Россионии..." Тьфу...
  • Дошел до слов "Римская империя" и перестал читать. Аффтору даже невдомек почему.
  • :collision: :raised_hand: