28 июня 2018 крестоходцы провели в Чите. Сразу скажем, что город расположен на берегу реки с тем же названем. На ороченском наречии "чита" - это «берестяной коврик».
По-эвенкийски , "чата" - значит, «глина» или грязь, сланец, каменный уголь. Под Читой действительно находится Черновское месторождение бурых углей. На уйгурском "чыт" - это крепость, а "чаата-чыт" - «жилище».
Однако не природа интересовала наших крестоходцев. Чуть из машин - и вот они уже в храме Воскресенье Христова.
А пока они осматриваются на новом месте, мы расскажем вам о посещении Читы в 1890-1891 годах Наследником Российского Престола, двадцатитрёхлетним Цесаревичем Николаем Александровичем, с иконой которого идёт наш Крестный ход. Пять недель было отдано им тогда для путешествия по Приморью, Приамурью и Забайкалью.
В Читу он прибыл ненадолго, утром 17 июня. На станции его встретили казаки, а в начале второго часа дня он прибыл в город. Чита принарядилась. Построена была триумфальная арка. Начался перезвон колоколов. Толпы народа следовали за Цесаревичем, который побывал и в сиротском приюте, и в школе, и на смотре войск Читинского гарнизона, и, конечно, в храме. В Казанской церкви, построенной в 1866 году на Михайловской площади, была совершена лития с провозглашением многолетия.
В Чите Наследник узнал, что на добровольные пожертвования забайкальских казаков была написана, и поставлена в казачьей часовне, икона Святого Многострадалього Иова, его Небесного Покровителя.
Святой Иов Праведный с дочерьми. Жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии. Семь сыновей и три дочери Праведника умерли прежде времени, тем самым как бы предварив потери самого Императора-Страстотерпца, у которого было пятеро детей.
Наследник российского престола передал городу более двух тысяч книг, которые и сегодня можно увидеть в библиотеках Читы, Нерчинска, Сретенска.
На его личные пожертвования по пути его следования были потом в короткий срок возведены несколько храмов на станциях Забайкальской железной дороги. Часть из них освящены в честь Николая Чудотворца и Небесной Покровительницы супруги Цесаревича, Александры Феодоровны, Святой Великомученицы Александры Римской.
Картина "Святая царица Александра, вознесённая на небо" (К. П. Брюллов, 1845). О Мученице известно из жития Георгия Победоносца. Она называется там женой императора Диоклетиана, гонителя христиан. Видя страдания Георгия и Чудесную Помощь ему от Бога, она уверовала во Христа и была за это усечена мечом. Судьба Александры Римской напоминает нам о мученичестве Страстотерпицы Александры Феодоровны.
Но и вступив на престол, Николай II не забывал о Забайкалье. Учредил специальную комиссию для исследования землевладения и землепользования в области. Удостаивал аудиенции представителей бурятского народа...
В новом читинском соборе во имя иконы "Казанской" Божией Матери в 2006 году левый придел освящён в честь Николая Второго и его Семьи, вероломно убитой вместе с ним.
В этом смысле последние Романовы имели свою Голгофу.
Но секира безбожников ударила после 1917 года и по местным церквам. Первым забайкальцем, ставшим жертвой нового режима, был Священномученик Ефрем (Кузнецов), Епископ Селенгинский.
В июне 1918 г. он был арестован чекистами в Москве, куда прибыл на Поместный Собор, и 5 сентября, вместе со Священномучеником Иоанном Восторговым, принял смерть за Христа.
В 1918 году большевики начали присвоение церковной собственности. Те священники, которые препятствовали этому в Чите, были посажен в тюрьму. Аресты вызвали возмущение народа. 6 июня начался стихийный Крестный ход, который отряд милиции встретил ружейными залпами. Один человек был убит, несколько ранено.
Местная епархия несколько воспрянула духом в середине двадцатых годов, при Епископе Данииле (Шерстенникове), но сменивший его на Читинской кафедре Епископ Евсевий (Рождественский) в 1930-1931 гг. обвинён в создании «контрреволюционной организации» и 5 ноября 1937 г. расстрелян.
Так в Чите вообще не остаётся работающих храмов. Правда, при Сталине, после Великой Отечественной войны, один открывается. Его-то и посетили наши крестоходцы. В 1996 году в нём произошёл пожар.
Все спасённые из огня иконы перевезли в другой храм. Православные, как смогли, отмывали их от копоти.
Но один образ оставался таким тёмным, что на нём мало что можно было различить. И вот в 1997 году, 24 октября, после Всенощного бдения, кто-то из прихожан заметил изменения в нём (см. выше): ярче стали цвета, чётче проступили силуэты фигур Божией Матери и Богомладенца. Утром перед Божественной Литургией изменение заметили уже все. О Чуде сообщили Епископу Иннокентию. Икона обновлялась в течение года.
Сначала проявился Лик Богородицы и вся верхняя часть Её фигуры. Младенца долго не было видно. Затем проявились Его одежды, нимб. И, наконец, Его Лик и Голова. Тогда все увидели, что Сын Божий улыбается. Обновлённый образ Божией Матери "Казанский", сибирского письма, даже как будто ожил. Все, кто приближается к нему, замечают перемену выражения в Ликах. Они могут быть и радостными, и печальными, и строгими. А в дни двунадесятых и храмовых праздников образ источает сияние, всем прихожанам передаётся "торжественная тихая радость Богородицы и Богомладенца", как написала одна журналист.
Появился в городе и список с Чудотворной иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками).
В 1688 г. по молитве перед этим образом избавилась от чахотки сестра Патриарха Иоакима Евфимия, жившая в Москве. Она услышала утром на молитве Голос, который звал её из дома в храм, где находилась эта икона. Больная исцелилась и сегодня образ находится в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.
Для Чите копию написала Татьяна Миронова, которая живёт и работает в Ростове Великом. Для Читинской и Забайкальской епархии она создала и образ Преподобномученницы Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары.
О таких храмах, как Свято-Воскресенский, говорят "намолённый". Раньше здесь молились ссыльные поляки. Но католический храм, построенный в 1851 году, закрыли в годы безбожия.
Перед привезённым крестоходцами образом Казанской Божией Матери "Державный Покров" был проведён молебен. Паломники поведали прихожанам о впечатлениях о пройденных ими многих тысячах километров.
Храм получил в подарок образ "Державный Покров" и икону Божией Матери "Магаданская".
Крестоходцам разрешили собирать пожертвования, а местные СМИ взяли у них интервью. https://www.youtube.com/watch?...
Как сказал Виталий Данильченко (Магадан), ему не хотелось бы, чтобы в нашей стране повторилась трагедия 1917 года. "Русь веками стояла на Православной Вере. Когда Помазанника Божьего расстреляли, люди от Веры отошли. Вдруг этот Столп был на 70 долгих лет отнят у нашего государства..."
Конечно, Россия стала от этого слабее, как, впрочем, и сам русский народ.
А Сергей Суслов (Уфа) сказал, что Крестный ход является продолжением прошлогоднего, когда в течение 4-х месяцев был пройден путь в пятьдесят тысяч километров, а это 120 городов, пять республик... "Пресвятая Богородица через нашу икону Покрывает своей Помощью всю Россию".
Как отметил в своей проповеди после молебна местный Батюшка, Государь и его Семья явили собой для всех нас пример Высокого Самопожертвования. Они соделались той Жертвой, Которая была положена Богом во искупление грехов русского народа. https://www.youtube.com/watch?...
Сам Государь говорил: «Я имею больше, чем предчувствие, полную уверенность, что я предопределён ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Быть может, нужна искупительная жертва, чтобы спасти Россию. Я буду этой жертвой. Да свершится Воля Господня! Для России, для её счастья я готов отдать и трон, и жизнь».
Место это освящено святыми останками Царственных Страстотерпцев. Неслучайно основатель монастыря покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал это место «святым Антиминсом».
Царский Крестный ход выехал из Читы 29 июня. Крестоходцам предстоял путь до Улан-Удэ, длиной 670 км.
Напоминаем, что он проходит на народные пожертвования.
Номер карты для перечисления пожертвований через приложение СБЕРБАНК-ОНЛАЙН или БАНКОМАТ (СБЕРБАНК, МИР):
2202 2001 2163 1350
Либо через мобильный банк по номеру 914 030 1966
Оценили 4 человека
8 кармы