• РЕГИСТРАЦИЯ

Исламизация в московских тюрьмах

40 11748

«Бутырка». Мой сосед, парень из Енакиево (ныне Донецкая народная республика) получает по дороге «мульку» (внутритюремная переписка в условиях скуки и безделья ведется весьма активно) от знакомого. Читает, меняется в лице и без единого слова передает мне: «Ассаламу алейкум» —пишет вчерашний Вова — «вчера я принял Ислам, называй меня теперь Иса. Мусульманская вера самая верная и крепкая, я хочу помочь и тебе открыть свет истины».

Ситуация достаточно типичная для московских СИЗО, где православные славяне давно в меньшинстве. Это отражает и меняющуюся этно-религиозную структуру и города Москвы, и преступного мира. При этом следует учитывать, что уровень религиозности / вовлеченности в церковную жизнь у нас значительно ниже, нежели у выходцев из среднеазиатских и кавказских регионов.

Оказываясь в меньшинстве, формально православные зачастую вынуждены под постоянным давлением инославных принимать чужое и чуждое вероисповедание. Наблюдал множество подобных случаев, а о еще большем количестве слышал. Находясь долгое время в атмосфере средневекового мракобесия, которую формируют носители определенной ментальности, где преобладают такие темы для обсуждения, как джинны,у кого и как их изгоняли, к кому ночью приходил шайтан, почему нельзя спать на животе (придет шайтан и совершит действия развратного характера), судьба женщины-крысы (она топтала Коран и Аллах превратил ее в крысу и теперь ее возят в клетке по мечетям и показывают в назидание), человек, помещенный в подобное окружение, постепенно и сам меняется, изменяется его психологическое состояние, искажается картина мира. Он погружается в эту атмосферу вязкого безумия, где практически все связанное с отношениями с женщиной является грязным и запретным, а вот, например, близкая дружба с осликами — это ОК и даже обязательно для юношей, чтобы быть принятыми в круг взрослых мужчин, и его сознание тоже трансформируется.

Одновременно ему ненавязчиво объясняют, что свинину есть вредно, что туалетной бумагой пользоваться не надо — есть бутылка с водой, потом предлагают книгу, где есть ответы на все прочие простые и сложные вопросы, и в какой-то момент человек, не обладающий сформированным религиозным мировоззрением, искренне решает, что надо делать намаз вместе со всеми, джамаатом. Есть в этом и элементы мимикрии, и стокгольмского синдрома. Надо учитывать также и особенности восприятия человека, чей окружающий мир искусственно сужен до тесной, душной камеры и людей в ней, а поток внешней информации также резко ограничен (в некоторых СИЗО не то что специально не дают телевизоров, но не допускают и книги / периодики, а переписку серьезно усложняют, вплоть до уничтожения входящих / исходящих писем — все это для создания атмосферы вакуума и подавления воли того, кто в нем содержится).

Почему происходит акт перемены веры? Примитивное, архаичное сознание воспринимает вне-религиозного человека (т.е. атеиста, коими является процентов 50 славян, по крайней мере, в момент попадания в тюрьму, потом уровень верующих людей растёт, вопрос лишь в том к какой из религий они придут) как «кафира», которого необходимо «спасти», то есть обратить. Верующий человек, христианин, «человек книги» всегда сможет установить с инославными, например теми же мусульманами, паритет, его они поймут. А вот тот, кто определяется как атеист, им непонятен, при этом такой человек и дискутировать на религиозные темы на должном уровне (т.е. отстоять свою точку зрения, право на независимость) как правило, не может, а уйти от подобного мировоззренческого разговора в условиях заключения невозможно. При этом всё вышеописанное свойственно, в основном, гражданам иностранных государств, в основном Средней Азии. Наш Северный Кавказ в массе своей проявляет вменяемость и негативно относится как к прозелитизму/обращению, так и к самому факту перемены веры.

Бывают и иные случаи. Например, принимают ислам в обмен на решение проблемы — проиграл в карты крупную сумму, а отдавать нечем. Попросил заступничества у чеченцев, остальная умма опасается их из-за их чрезвычайной сплочённости, а в обмен за решение своих проблем пообещал принять ислам. Тут надо учитывать, что вести даават, т.е. призыв к вере, обязанность каждого мусульманина, так сказано в Коране, поэтому отказать подобному просителю они просто не могут, но какое-то уважение в их среде он вряд ли заслужит.

Надо сказать, что сотрудники ФСИН, а точнее оперчастей, прекрасно знают всё это, поэтому используют помещение в камеры к инославным/угрозу этого в качестве меры давления на славян. Формально, всё по закону, но по факту, когда в камере 15 мусульман и 1 русский, для него это пресс-хата. Выходов у него немного. Или он примет ислам, или его достаточно быстро с очень большой вероятностью «зашнырят». Ещё он может уйти из камеры, но по внутритюремным установкам это не приветствуется, мол, не смог ужиться с людьми, «сломился», а значит, почти автоматически перешёл в иную касту - «ломовых» или «шерсти», перестал быть «порядочным». Но в целом для ФСИН это не какая-то стратегия отношений, а сиюминутные, ситуационные решения в условиях стремительно меняющегося этно-религиозного состава «спецконтингента».

Есть примеры обращения в ислам не только русских, но и армян, и китайцев (то что видел я лично). На «Бутырке» вообще часто можно увидеть русского с молельным ковриком подмышкой и Кораном в руках. Но зачастую такое принятие ислама носит ситуационный, имитационный характер — например, на моих глазах один такой новообращённый, поменяв камеру и оказавшись вдалеке от своих «духовных наставников», сразу же побежал к батюшке каяться и исповедоваться.

Но много случаев и намеренного прозелитизма. Им занимаются сторонники т.н. радикального ислама. Среди самих мусульман сильно разделение на «тарикатовских» (традиционных) и «джамаатовских» (радикальных). Именно джамаатовские занимаются активным прозелитизмом. т.е. вербовкой, как среди традиционных мусульман, так и среди внерелигиозных славян. т.н. «атеистов». А это уже питательная среда для религиозного экстремизма, который и порождает террор, а тут как известно, неофиты, т.е. вновь обращённые, а к тому же славяне, опаснее всего.

Процитирую же «За имя Его» философа Дмитрия Борисова из сборника его работ «Пляски Макабра»: «Исламисты мастера пропаганды. И борьба с ней сугубо репрессивными методами мало эффективна. Сегодня в российских тюрьмах и лагерях они успешно переформатируют души тех, кто только по рождению православный. Они дают простые, чёткие ответы на самые сложные вопросы. И главный из них всё тот же: «Делай Джихад» и всё прочее приложится… И вот горят церкви. «Русские» ваххабиты, уходя в дагестанские горы, с Кораном и автоматом в поисках света всё глубже погружаются во тьму. И возвращаются в русские горы уже живыми бомбами...».

Процессы исламизации являются угрозой и для ФСИН. т.к. «джамаатовские», не признавая традиционную тюремную иерархию, через которую ФСИН и контролирует свои богадельни, выстраивают свою параллельную, никому не подконтрольную иерархию. Яркий пример — ситуация в дагестанский лагерях «Тюбе» и «Шамхал», где граница между «джамаатовскими» и остальными заключёнными уже окрашена кровью.

Обратить внимание на данную проблему должна и Русская Православная Церковь, чьи иерархи имеют влияние на руководство ФСИН. На сегодня же пастырское служение, по крайней мере, в московских СИЗО, зачастую носит абсолютно формальный характер. Могу утверждать это по опыту содержания в 3-х московских СИЗО и сравнивать с работой Сербской Православной Церкви в Белградской тюрьме (CZ Beograd), сравнение далеко не в пользу отечественного опыта.

Епископ красногорский Иринарх, глава Синодального отдела РПЦ МП по тюремному служению в интервью газете «Мир Всем» №7-8 за 2014г., издающейся этим же отделом, заявил, что «в тюрьмах России, как и на свободе, около 80% заключённых причисляет себя к Православию». Не знаю про тюрьмы всей России, но в московских СИЗО славян от 30% до 50%, причём примерно половина из них, как впрочем и на воле, определяется как атеисты. И вот как раз борьбу за их души РПЦ исламистам проигрывает. Есть ощущение, что РПЦ и не в курсе, что такая борьба ведётся. Для понимания этно-религиозного состава в московских СИЗО приведу в качестве примера статистику по спецблоку СИЗО 77/7 «Капотня» на середину апреля 2015 года. 8 камер, 34 человека. Из 34 человек — 19 граждане России. Из них 13 формально христиане (т.е. этнические славяне) и 6 мусульман (Северный Кавказ).

Из 15 иностранцев: 3 гражданина КНР, 2 — Молдавии (Христиане). 1 — Абхазии (христианин), 3 — Армении (армянин — христианин, езид — христианин и езид — мусульманин), 1 — Узбекистана (мусульманин), 4 — Таджикистана (мусульмане), 1 — Азербайджана (мусульманин).

Итого: 18 христиан, 13 мусульман, 3 китайца. И тут надо учитывать, что уровень религиозности у мусульман в среднем выше, чем у христиан.

Кстати, рядовые священники, несущие пастырское служение в СИЗО г. Москвы данную проблему вполне осознают, формальность их присутствия в тюрьмах не их вина, а скорее бюрократический препон внутри ФСИН. Единственный раз на службе в храме за 1,5 года в российских СИЗО я был в феврале 2014 г. на «Бутырке». Помимо меня, там было всего лишь 12 человек (из около 2 тысяч содержащихся там). Попросту не вывозят в храм, а когда вывозят, то приглашают далеко не всех. И о чём была проповедь батюшки? О басурманах и брани духовной. Видимо, наболело.

Изложив суть проблемы, верно было бы указать пути её решения.

Необходимые поправки в 76-й федеральный закон «Об общественном контроле соблюдения прав человека в местах принудительного содержания», в соответствии с которым функционирует ОНК (Общественная Наблюдательная Комиссия), которые позволят религиозным организациям напрямую выдвигать своих представителей в ОНК. А далее батюшки уже как члены ОНК будут иметь возможность мониторить ситуацию и через руководство синодального отдела по церковному служению в тюрьмах оказывать давление на ФСИН, дабы пресекать факты прозелитизма со стороны исламистов, т.е. попросту говоря, следить за тем, чтобы один русский не оказывался в камере с десятком таджиков.

В целом же, необходимо стремиться к раздельному содержанию граждан РФ и иностранцев. Было бы разумно также отделять и «джамаатовских» и традиционных мусульман — именно этим должны заниматься оперчасти СИЗО и ИК, а не созданием индивидуальных «пресс-хат», сажая вместе заведомо несовместимых людей. Задача СИЗО — содержание под стражей, не более того. Меры оказания разного рода давления на содержащихся в СИЗО через изменение их бытовых условий должны быть исключены из функционала ФСИН, а наиболее прямой путь к этому — упразднение оперчастей. Задача ФСИН — содержание под стражей, а не выдавливание нужных следствию показаний из людей. Как мирно и по сравнению с российским СИЗО способна выглядеть тюрьма в Юго-Восточной Европе, т.е. в Сербии, где оперчасть просто отсутствует, я видел своими глазами.

Автор: Илья Горячев, СИЗО

    Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
    • pretty
    • Вчера 08:40
    • В топе

    ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

    Они не нужны даже на родине. Глава СК Бастрыкин призвал закрыть границы для мигрантов

    Александр Бастрыкин выразил крайне негативное отношение к миграционной политике России, призывая закрыть границы для мигрантов, которых, по его мнению, не ждут на родине. Глава Следстве...

    Факты о женщинах (правдивый юмор)

    - Женщины практически никогда не чешут в затылке - они не любят демонстрировать свою растерянность, и еще это может испортить прическу.- Женщина часто наматывает на палец прядки волос, даже коротких. ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Илья Горячев 23 июня 2018 г. 23:18

      Слово из пустоты

      В шесть лет в театре на Таганке я видел Валерия Золотухина в роли Гришки Отрепьева. На кассетном магнитофоне «Электроника» я слушал Виктора Цоя и Игоря Талькова, когда оба были ещё живы. Отец рассказывал мне о случайных встречах с Высоцким в 70-е, жившим неподалеку, когда я ещё толком не знал, кто это.В восемь лет я был на концерте Nazareth в спорткомплексе «Олимпийск...
      2184
      Илья Горячев 16 февраля 2016 г. 12:13

      Я жду извинений от Олега Кашина

      Журналист Олег Кашин заявил о том, что установлены и арестованы те, кто покушался на него в 2010 году. И Слава Богу. Искренне рад за Олега. Корпоративная солидарность. Чуть позже Кашин сообщил, что готов принести извинения Василию Якеменко, которого он ранее обвинял в покушении на него.При этом неоднократно Кашин публично прозрачно намекал, что вот, мол, расследование...
      6818
      Илья Горячев 29 июня 2015 г. 14:54

      Сюжет «Федор Филатов»

      Процесс над Ильей Горячевым характеризуется однозначным обвинительным уклоном суда: при присяжных отказывают в оглашении фактов из материалов дела, подтверждающих невиновность Горячева. При этом заинтересованные лица позаботились о том, чтобы на суде всплыло как можно меньше таких фактов — часть доказательств была «утеряна» еще на этапе предварительного следствия.Каки...
      13711
      Илья Горячев 28 июня 2015 г. 15:24

      Сюжет «Как шло расследование убийства Маркелова»?

      Никита Тихонов, совершивший убийство адвоката Станислава Маркелова, теперь заявляет, что якобы на самом деле у него не было мотива для совершения преступления, а внушил ему неприязнь к этому человеку Илья Горячев, который таким образом пытался остановить «леворадикальный проект», «оказывая услугу власти». Согласно новым показаниям Тихонова, убийство Маркелова он совер...
      4765
      Илья Горячев 23 июня 2015 г. 21:00

      Владимир Путин. Попытка осмысления

      В ходе заседания в Мосгорсуде 3 июня свидетель обвинения замглавред одиозной «Новой Газеты» С.М. Соколов давал показания, суть которых сводилась к тому, что в 2010 году он брал у меня интервью, которое было зачитано присяжным. Это единственная сообщенная им конкретная информация, все остальное сообщенное им было слухами и наветами, противоречащими ст. 75, ч.2, п. 2 УП...
      9847
      Илья Горячев 22 января 2015 г. 20:07

      «Выродки и медиа»

      «Степан Аркадьич получал и читал либеральную газету, не крайнюю, но того направления, которого держалось большинство. И, несмотря на то, что ни наука, ни искусство, ни политика, собственно, не интересовали его, он твердо держался тех взглядов на все эти предметы, каких держалось большинство и его газета, и изменял их, только когда большинство изменяло их, или, л...
      4639
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика