О тенденциях в современной поп- и рок-музыке(Или об одном из признаков деградации западной цивилизации)
К этой теме, честно сказать, я давно не решался подступиться. Слишком спорная, слишком болезненная для меня, слишком сложно выработать критерии, относительно которых я собираюсь строить свои доказательства. И все-таки, я попробую…
Хорошая музыка ДОЛЖНА быть мелодичной. Лично для меня –это аксиома. То что у нас осталось в памяти от лучших хитов десятилетий- это ОЧЕНЬ и ВЕСЬМА мелодичные композиции:
50-е- "Platters" « Smoke gets in your eyes» http://www.youtube.com/watch?v=57tK6aQS_H0 :
Elvis Presley «Love me tender» http://www.youtube.com/watch?v=093GjYcDg-4 :
60-е : «The Beatles» «Yesterday» http://www.youtube.com/watch?v... :
Shocking Blue «She’s Got It» http://www.youtube.com/watch?v=aPEhQugz-Ew :
70-e : «ABBA» «Dancing queen» http://www.youtube.com/watch?v=xFrGuyw1V8s :
Deep Purple «Smoke over water» http://www.youtube.com/watch?v=7mCK05dgwgU :
80-е: Pet Shop Boys «It’s a sin» (простите, из 80-х можно привести примеры тысяч поп-композиций, я выбрал то, что мне ближе. Не худший вариант, тем не менее) http://rutube.ru/video/5dfcf309bf57a4a094e608977e3c7f98/ :
Scorpions «Still loving you» http://www.youtube.com/watch?v=xPChYfTQO7U :
А дальше - пришли 90-е и начались первые проблемы. С первой половиной десятилетия –еще более менее, есть что вспомнить:
Michael Jackson «You are not alone» http://www.youtube.com/watch?v=pAyKJAtDNCw :
Sting «I mad about you» http://www.youtube.com/watch?v=WTMqPi_GVm0 :
А со второй половины десятилетия –резкий спад ! Такое ощущение, что кто-то сверху дал мощную команду: «Красивой, мелодичной поп -музыки должно быть как можно меньше! Побольше рэпа, панка, рэйва и других стилей, где важен ритм, а вовсе не мелодия!» А новые талантливых идей среди западных рок-музыкантов -так вообще , как собака языком слизала! Даже «старички», вроде «Scorpions» ,крайне редко стали создавать нечто достойное. Ничего хотя бы отдаленно соответствующее уровню творчества «Queen», «Pink Floid», «Deep Purple» и в помине нет!
А новые группы, появившиеся после 80-х, например, «Spice girls» и «Take that» так и вообще, ничего кроме недоуменного сарказма у меня не вызывали. Может, и сами участники этих групп чувствовали полную бездарность своих проектов, и коллективы , подобные этим , крайне быстро распадались, а их солисты начинали собственные карьеры, рассчитывая, похоже, на большую популярность своих самостоятельных проектов. Но, кроме нескольких ярких композиций Робби Уильямса и Джерри Холлиуэл, которые можно пересчитать, в каждом из случаев, по пальцам одной руки, эти сольные проекты оказались немногим лучше групп, от которых они отпочковались. Как сказал классик: «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь!» По поводу еще достаточно мелодичных «Ace of base» я в разговорах с подростками замечал, что во времена моих школьных дискотек, за такую композицию как «All that she wants» ди-джея бы освистали. Но я не знал тогда , каким я оптимистом был. В 2000-е годы поп-композиции стали такого качества, что ди-джеев 80-х осмелившихся такое крутить на фоне композиций своего времени не освистали-расстреляли бы. Причем дважды:)
Началось все примерно с появления на сцене Бритни Спирс, именно с этого времени пошла стремительная деградация всего и вся. Композиции с яркими красивыми мелодиями приходилось искать как жемчужины в куче навоза, и находил я их крайне редко, причем в совершенно неожиданных местах. Вспыхнет яркой красивой песней какая-нибудь новоявленная группа, вроде «Moloko» с песней «Sing it back» http://www.youtube.com/watch?v=cgHwAjF3Z8Y :
и все, опять –мрак и монотонная безликость.
Как раз после явления «Молока» в 2004 году со своим несколько сомнительным видеоклипом все, как обрезало! Если даже мне что-то где-то и удавалось услышать, как на последней новогодней вечеринке, когда я пытал ди-джея, что за песню он включил, оказалось: опять же, все тот же 2004 год Jean Roche «Can you feel it?» http://www.youtube.com/watch?v=EO3st3n8x_4
С той поры(2004) я перешел в прямую оппозицию к современной поп-музыке, посещение дискотек превратилось для меня в сущую муку! Про рок-музыку 2000-2015 гг. я вообще говорить не хочу. Пусть сами поклонники современного рока признаются себе по-чесноку, неужели все эти «Green day», «Muse», «My chemical romance», «Korn», «Placebo» и прочие могут хоть где-то робко рядом присесть рядом с теми же Deep purple, Pink Floid, Queen, Scorpions , Whitesnake? Написали ли их авторы хоть одну композицию сравнимую с лучшими творениями Стинга, Ричи Блэкмора, Оззи Озборна, Пола Стенли? Вот на такое они хотя бы способны, спрошу я вас?:
http://www.youtube.com/watch?v=R71bWoZ__e0
Или вот на это?:
http://www.youtube.com/watch?v=_Jtpf8N5IDE
А когда наступило нынешнее десятилетие, я понял: война! Про рок- музыку я по-прежнему молчу, а поп-музыка стала не просто бездарной, она стала отвратительной, пугающе уродливой! Особенно убивают дико популярные в последние пару лет синтетические звуки, напоминающие те, которые можно воспроизвести, если возить толстым резиновым шлангом по мокрому стеклу. Как же все это получилось?- задавал я себе неоднократно вопрос. Как мы дошли до жизни такой? Ведь в самые критические моменты истории 19-20-х веков музыка оставалась мелодичной, красивой! Даже, простите , популярная в нацистской Германии «Лили Марлен» была довольно мелодичной композицией.
Что скажете? Только не надо мне про то, что каждое новое поколение видит мелодизм по-своему. Нет сейсас красивых мелодий в западной поп-музыке! От слова «вообще»! Что меня убило –в 2013 году лучшей песней года была названа «Get lucky» группы Daft punk, кстати, название группы переводится на русский язык как «Сумасшедший панк» http://www.youtube.com/watch?v=h5EofwRzit0 :
И это лучшая песня года.! ЛУЧШАЯ! ПЕСНЯ! То есть весь год скребли по сусекам, чтобы эту посредственность из двух недоколобков найти и наградить. Видимо, на безрыбье. Это уже серьезно… Знаете, зачем я вообще завел весь этот разговор? Для меня исчезновение из мира поп-и рок –музыки Запада мелодичных хитов это очень серьезный знак. Если коротко - красоте и гармонии объявлена война! Потому что красота на самом деле может «спасти мир»! Для русского человека это отражено в языке, и очень трудно из русского сердца это понимание истребить. Ведь когда кто-то поступает безнравственно, мы говорим, что он поступил НЕКРАСИВО. И без всяких кавычек! Для нас, жителей России , понятия красоты и нравственности –это тождественные понятия. Из нас это невозможно вытравить! А из западного человека, оказалось, возможно! Хавают же они эту современную музыку, и даже не чувствуют, что что-то важное ушло! И все замечательные композиторы недавнего прошлого молчат в трубочку и в ус не дуют! Как будто так и надо! Ушли же от прямого ответа Бьерн Ульвеус и Бенни Андерссон (ABBA) , когда им задали вопрос о качестве современной поп-музыки. Нетолерантно это, видимо , судить обо всем этом сатанинском действе, называемом современном шоу-бизнесом ! Почему «сатанинском», спросите вы меня?
А я вам отвечу! Меня уже понесло и меня не остановишь:) Биться так биться! Сатана противник Бога во всем. Божественной красоте из своей гордости он противопоставляет уродство и безобразие(То есть –отсутствие Божественного образа, богат же русский язык!) И своих адептов, Сатана и настраивает на пропаганду уродства и безобразии, в том числе и в музыке. А почему в 60-е -80-е еще создавали хорошую музыку? Так Господь - милостив. Талант, как и благодать медленно уходит, не сразу. Но устроив сексуальную революцию Запад фактически объявил войну Богу, встав на сторону Того Самого. И хватило жизни одного поколения, чтобы музыка стала безобразной и бездарной, как сам Дьявол. Заказывали –получите ! Думаете мне сейчас легко писать…Сам чуть не плачу. И не только чужих кумиров вывести на чистую воду хочу, своих щадить не намерен.Режу по живому:
Сцена из собственной жизни, июнь 2013 г. вечер после концерта «Pet Shop Boys», я сижу, потупив взгляд, входит жена:
-Что случилось, концерт не понравился?
-Нет, ты знаешь, новый альбом –супер, все на высочайшем уровне, новые песни просто превосходны…
-Так что ты такой убитый?
-Понимаешь, в середине концерта, на сцену выскочили две танцовщицы, а на голове у них -некое подобие бычьих голов…и зазвучала тема из «Весны Священной» Стравинского. А потом и Нил с Крисом напялили себе на голову шлемы с огромными рогами!
- Так если это «Весна Священная», то это фавны, наверное…
-Угу. Фавны…Я от этих фавнов каждое воскресенье на исповеди никак отцепиться не могу!..
Полюбуйтесь! http://www.youtube.com/watch?v=w_4XwyR31wc
Вот так-то. И правда, сатанинские темы появляются в творчестве различных музыкантов все чаще. Вот клип группы «Muse» «Uprising»(Восстание) http://www.youtube.com/watch?v=w8KQmps-Sog :
Мягко говоря, мрачно, не правда ли? «Восстание» против кого, интересно?
Но есть на фоне всего этого мрака и светлая сторона для нас с вами. В России все эти годы, пока на Западе шла эта деградация, наши музыканты продолжали создавать очень даже мелодичные композиции. Причем от стиля это особо не зависело: и рок музыканты, например, Шевчук, Кинчев или Бутусов, и появившиеся в 90-е «Мумий Тролль» и Земфира, и папенькин сынок Андрей Губин, и «фабриканты» и любимец пожилых дам Игорь Крутой –все продолжали творить мелодичные хиты в лучших русских традициях. Ведь, по меткому выражению одного корреспондента, не помню, где я это читал: потому-то у нас и «Битлз» и были гораздо популярнее «Роллинг Стоунз», что в российских музыкальных традициях мелодия всегда стояла на первом месте, в отличие от ритма.
Вот и последние два отечественных хита, которые произвели на меня сильное впечатление , созданные буквально год-полтора назад, как достойный ответ всяким «Дафт панкам»!
Первый из них я услышал случайно, когда, ломая кегли, несся на урок: необычно яркая мелодия заставила меня изменить траекторию полета, остановиться и замерев, попытаться ухватить хоть что-нибудь из текста. Удалось-таки, неистовому меломану выцепить фразу: «Там, там, где тебя нет, там ,там черный идет снег…».Пришел домой, нашел в интернете и вот уже вторую неделю с удовольствием слушаю http://www.youtube.com/watch?v=7_o1H74jyPo :
Оказалось, что автор и исполнитель, презираемый многими Стас Михайлов. Я, кстати, не вникал, в чем с ним проблема. Лично мне, отвечая на вопрос одного из моих читателей, на репутацию музыканта наплевать, был бы талант. Когда слышишь такое, понимаешь - потенциал у нашей поп-музыки все же есть!
Порадовали и «старички» из бит-квартета «Секрет» своей композицией, ставшей саундтреком к последним «Елкам» -«На любой стороне земли» http://www.youtube.com/watch?v=lc5ghz9iH_s :
И вновь и вновь отмечаю для себя, значительная часть красивых, мелодичных песен- о любви.
Может, вся проблема Запада в том, что любить там разучились? Ушла любовь, ушло и чувство прекрасного, красоту стали подменять уродством и - вот вам результат!
А в России-матушке народ всегда ценил, ценит и будет ценить красоту, в чем бы она не проявлялась: в родных пейзажах, щемящих сердце сюжетах кинофильмов, очаровательно снятых детских мультфильмах, красоте русских женщин и, конечно, в музыке! Поэтому нас так трудно сбить столку и трудно победить: потому что мы всегда чувствуем, что красиво, а что нет. На западе творчество все больше напоминает кривое зеркало, а у нас- отражение неба в тихом озере в солнечный день.
И, напоследок, рассказать хочу о своем видении наяву. Может, в каких-то деталях оно покажется кое-кому несколько придурковатым - ну и пусть!
Представил я огромную, простирающуюся далеко за горизонт каменистую пустынную равнину, как в Мексике, без конца и края, освещенную палящим июльским солнцем. Только пустыня эта внезапно обрывается гигантской пропастью, также теряющейся за горизонтом. Дна у этой пропасти не видно, только где-то глубоко внизу угадываются всполохи зловещего огня. А по этой равнине, лишенной всякой растительности, к той самой бездне бегут, несутся, спешат, в каком-то безумном упоении сотни тысяч и миллионы людей, по всему пространству, до самого горизонта. Подбегая к краю пропасти они даже не приостанавливаются, а с гиканьем, визгом, а некоторые даже в экстазе поджав колени к груди прыгают, сигают, опрокидываются в эту пропасть. Подавляющее большинство бегущих знают о существовании этой бездны , да и видно ее издалека, но они с радостью находят свое последнее пристанище именно в ней. Я, находясь как бы в полете вдоль края этого бесконечного обрыва замечаю очень редкие фигурки людей, мечущиеся вдоль края пропасти и старающиеся спасти, удержать, остановить хотя бы часть этого потока самоубийц. Но в подавляющем большинстве случаев у этих энтузиастов ничего не выходит. И вот, чу! Что я вижу впереди! Каменистая пустыня сменяется густыми лесами, полноводными реками, полями пшеницы и цветущими лугами. И там, неподалеку от края бездны стоит огромная, великая толпа народа, уходящая за горизонт. Эти люди - мы, жители России. Мы не бежим к пропасти, стремясь исчезнуть в ее глубине. Хотя мы ее прекрасно видим и осознаем опасность, которую она в себе несет. Кто-то из стоящих вдоль края бездны молится, кто-то покачиваясь из стороны в сторону слушает музыку, кто-то танцует, молодые парни обнимают за плечи девушек, матери придерживают за руки детей. Все стоят и чего-то ждут...Их лица воодушевлены, они не напуганы, они готовы к будущему. Они верят, что это будущее будет светлым. И именно его они и ждут: )
Оценили 1046 человек
1323 кармы