СТРАШНЫЙ СУД (АНДРЕЙ РУБЛЕВ)

4 15998

Часть 1 :  https://cont.ws/@shalovaav/530...  Иконы

Часть 2 :  https://cont.ws/@shalovaav/530...  Феофан Грек


Пожалуй, начну эту часть с отрывка из фильма Андрея Тарковского

Чем же так мучился Андрей Рублев? Почему не начинал роспись храма? Ведь были древние образцы - с канонической росписью западной стены, были новаторские работы Феофана. Он даже мог их видеть своими глазами, ведь оба работали в конце 14 века в Москве. Если вы посмотрите фильм Тарковского дальше, (https://www.youtube.com/watch?...)  вы увидете картины Страшного суда в понимании Андрея Рублева: Страшный суд как создание нового мира - мира единения Неба и Земли, Бога и Человека - русского человека! Эта идея Сергия Радонежского: превозмочь, объединившись, соборно - дала Руси победу на Куликовом поле и привела, сквозь все невзгоды, к русскому ренессансу 15 века.

      Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, – стоит последним.

   Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы.

    17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.

Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.

Общий вид центрального нефа

     Как и Феофан, Андрей Рублев не стал занимать западную стену, расположив композицию под сводами хорового балкона ближе к глазам молящихся. Сам Страшный су в центральном нефе, лоно Авраамово, рай - одесную от Христа (именно эти части композиции дошли до нас). Слева, ошую, видимо, как того требует традиция, написаны были адские муки грешников (эта часть росписи не сохранилась).

    Когда проходишь в собор под западной аркой, видишь над головой круг, в который вписана огромная полусжатая Рука Божия, в которой Господь содержит души всех праведных. "А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их" книга Премудростей Соломона

 Души праведных в руце Божией

В той же арке он размещает царя Давида (слева от Руки Божией и пророка Исайю (справа от Руки Божией ).

Арка с Рукой Божией, Давидом и Исайией. Общий вид росписи Страшного суда на сводах и в арке слева и справа

В руке Давида свиток со словами, обращенными к тем, кто не боится суда Божия и ходит путями неправедными, зная о своих злодеяниях. Лик царя кроток и полон тревоги за них.

Пророк и царь Давид в арке

Фреска пророка Исайи не сохранилась полностью, остались только его одеяния и свиток со словами, обращенными к жестоковыйному еврейскому народу, у которого и глаза ослепли, и уши не слышат, и не могут они узреть правды.

Ниже образов пророков изображены архангелы с трубами, возвещающими воскресение мертвых для Страшного суда. Под образом пророка Исайи – архангел Гавриил с поднятой кверху трубой; напротив, под царем Давидом, с опущенной к земле трубой - архангел Михаил.











Их трубный глас направлен в ту сторону, где изображены Земля и Море, отдающие своих мертвецов под звуки трубы. Этот призывный клич воспринимается по-разному. Андрей начинает свою фреску с этого трубного гласа, возвещающего начало Суда. Это звуки фанфар, возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу каждому, приглашая войти в единство с Ним.





Земля отдает мертвецов

Море отдает мертвецов

Под сводом, куда арка является входом, Андрей будет расписывать сцену, в которой сольются в единстве не только арки, своды, стены и их сочленения, но и предстанет в полном единстве сцена Страшного суда.

Роспись страшного суда и вход в собор

Главная фигура здесь – «Спас в силах». Христос словно парит над головами входящих под своды храма через арку с изображениями архангелов. Он изображен на чисто голубом фоне в мандорле, окруженный небесными силами: херувимами и серафимами с добрыми глазами.

Христос в Славе (в мандорле). Над Ним Ангелы свивающие небо в свитки

Лик Спаса добр и не внушает страха, серьезен, но не грозен. Господь творит Новый мир и всех приглашает участвовать в этом Творении. Его правая рука поднята кверху в благословляющем жесте. Левая опущена вниз, указывая путь в преисподнюю тем, кто не желает участвовать в творении Новой Земли и Нового неба. Господь Иисус Христос изображен в золотистых тонах, словно вылитый из золота: золотой нимб, светящиеся золотые власы и светящаяся золотая одежда.

Над Спасом изображены два парящих ангела, сворачивающих в свиток старое небо и отживший мир со старыми светилами, луной и звездами, который должен уступить место новому и невиданному царству добра и света.

Под изображением Спаса находится изображение престола, место Суда, пред которым предстанет всяк человек. На нем лежит большой Крест, орудие страстей Господних, и раскрытая книга с деяниями воскресших и пришедших на Суд. Здесь же у подножия престола изображены павшие ниц Адам и Ева, как образ искупленного человечества.

Слева и справа, согласно иконописной традиции деисусного чина, в молитвенных позах стоят Богородица и Иоанн Креститель, умоляя Спасителя пощадить род человеческий за их прегрешения. За Богородицей располагается архангел Михаил, за Иоанном Крестителем - архангел Гавриил. За ними следуют соответственно апостол Петр и апостол Павел.

Престол уготованный, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел

     Среди фигур центральной группы особенно выразительна фигура Богоматери. Мария выступает здесь ходатаем перед Христом за весь «род христианский». Архангелы, выступая впереди ангелов, словно возглавляют их воинство, изображенное за спинами восседающих апостолов. Особенно тепло, легко и в свободном музыкальном ритме изображены ангелы южного свода с благородными и нежными ликами.

Павел и Петр, изображенные отдельно от других апостолов, тоже словно возглавляют ряды апостолов, изображенных на других стенах свода, с северной и южной стороны от арки. На северной стороне склона – апостолы Андрей, Марк, Лука и Матфей. Последним, на склоне восточной арки, мы видим ап. Филиппа.

Роспись северного склона с апп. Матфеем, Лукой, Марком, Андреем и Филиппом

На южной - Фома, Иаков, Варфоломей, Симон и Иоанн. Лики всех участников Страшного Суда (ангелов, архангелов, апостолов) выражают не гнев и страх, а доброжелательное, светлое и спокойное настроение, словно они идут на встречу, которая должна принести только радость и свет.

Роспись южного склона с апостолами (справа налево) Иоанном, Симоном, Варфоломеем, Иаковым и Фомы

Апостол Матфей под кистью Андрея - тихий и кроткий старец, в котором выражена мягкость и расположенность к людям.

Апостол Матфей

Лука изображен молодым и решительным. Он готов участвовать в этом Суде. Марк со спокойным выражением ожидает Суда.

Апостол Лука

Андрея Первозванного Рублев пишет по-особому. По легенде Андрей Первозванный пришел в Крым, в Корсунь и отправился вверх по Днепру. Ночью на одном из привалом ему приснился сон, что здесь будет великий город .

Это предсказание Андрея сбылось: на этой горе возник Киев. Потом он пойдет на север в Новгород. Андрей Первозванный у Рублева – крепкий человек с широкими плечами и крепкой шеей, с густой округлой бородой, размышляющий о том, чему он должен быть свидетелем.

Апостол Андрей Первозванный

В арке, которая ведет под купол, Андрей Рублев напишет в круге четырех зверей, олицетворяющих четыре царства, после которых наступает царство Христово. Они изображены в динамике, словно бегут по внутреннему кругу, опережая друг друга:

медведь (царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское царство) и человекозверь (Римское царство). Но ни у кого из них, кроме последнего, нет хищного выражения. Может быть и другое толкование. Часто характеристика царств исходила из существующей исторической обстановки. Даже такие церковные авторитеты, как Иоанн Златоуст, считали «непогрешительным» их толкование «применительно к своему времени». Возможно, что Андрей Рублев мог подразумевать: под львом — объединенные Польшу и Литву, где римско-католическое вероисповедание стало господствующим; под барсом — агрессивный тевтонский орден; под медведем — княжество Московское, упорно занимавшееся утверждением сильной власти и единства в своих пределах; под чудовищным зверем — татар, с жестокостью которых связывалось у русских представление о наступлении «Страшного суда».

Символы четырех царств

На этот круг указывает пророку Даниилу Ангел. Их фигуры изображены на северной стороне свода, в самом низу


Там, где изображены Море и Земля, отдающие своих мертвецов, мы видим праведных жен, идущих на суд. Они изображены напротив пророка Даниила и Ангела. Их лица не выражают страха, они ждут не наказания, а встречи с тем, Кого так долго ждали, Кто для них радость и счастье.

В южном своде перед иконостасом соратник Андрея Рублева - Даниил Черный создает фреску «Шествие праведников в рай», которая признана всемирным шедевром. Праведников сопровождают Павел и Петр. Апостол любви, Павел, изображен обернувшимся к толпе праведников, словно зовя их согласно свитку в левой руке «Приидите со мною…».Рядом, чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая. В толпе праведников можно различить Николая Угодника и Григория Богослова, Савву Освященного и Антония Великого, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Шествие праведников в рай и Авраамово лоно (выше шествия)

Напротив «Шествия праведников в рай» размещен сам рай с восседающими в нем праотцами: Авраамом, Исааком и Иаковом. Справа от Авраама - души праведников, в виде детей в русских рубашечках.

Авраамово лоно в Эдеме

Там же в раю, между фреской «Шествие в рай» и Авраамовым лоном мы видим благоразумного разбойника.

Благоразумный разбойник в раю

Из всех персонажей "Шествия..." особенно поражает лик апостола Петра, о котором много написано. Петр в изображении Даниила – это сама любовь, чистая и младенческая, доверчивая и всепрощающая. Это те черты, которые Андрей Рублев хотел подчеркнуть как истинно русские: доброта, мягкость, чистосердечие и открытость. Такими он словно завещал всем нам оставаться всегда, сколько бы веков не прошло: «Будьте, как дети…»

           Непревзойденность фресок «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от них милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей.

 Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания

Почему в СССР не было зимней резины. Объясняю просто и развенчиваю миф

Существует  весьма  распространенный  (спасибо девочкам-копирайтерам 2000-го года рождения) миф о том, что советские водители мол, гоняли круглый год на летней резине. А ...

Тбилиси ответил на хамство Макрона оплеухой: Как Грузия не дала Украине случиться у себя
  • Artemon
  • Вчера 13:43
  • В топе

Экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили покинула Грузию и направила свои стопы в США, где ей приготовили место стипендиатки «Института Маккейна»*. А как же ее обещания быть с протестую...

Итоги 2024: Геноцид Европы набирает обороты

Если ложишься спать с собаками, то проснешься с блохами и глистами.Европа была важным звеном в победе над СССР. Америца слишком далеко, чтобы как-то на неё ориентироваться, да и непонятная. Совсем дру...

Обсудить
    • Vik
    • 19 февраля 2017 г. 22:13
    Спасибо!
  • Сила и правда в этом огромная! СПАСИБО!
  • Благодарность за пост!!! Только , естественно ни статья , как , впрочем и академик Лихачев , не дали ответа на очень простой вопрос, а именно, в чем же величие и уникальность произведений и работ Андрея Рублева. Лихачев, несмотря на то, что посвятил не один труд исследованию творчества иконописцев и живописцев средневековой Руси, так и не смог показать в чем "секрет" Андрея Рублева, а один метод, присутствующий в "Троице" Рублева так и не смог понять, о чем сам и указал в своем исследовании, прямо сказав, что никакого метода "обратной перспективы" не существует. Вся "беда" Лихачева состоит лишь в том, что он не имел элементарных знаний по православной математике и естественно не имел никакого представления о понятиях Золотая и Божественная пропорции и как это "работает". А вот Андрей Рублев прекрасно понимал и пользовался такими понятиями!!! А все эти эпитеты , вроде "прекрасное , духовное, исключительное, неповторимое" и еще целая куча , не дают никакого понятия о пропорциях , заложенных в "Троице" Рублева и их соотношениях, как естественно и не объясняют , что такое "метод обратной перспективы" и в чем его суть!!!??? Статейке "незачет".