"Пересвет или Челубей?" Размышления о судьбе русского боевого исскусства..

2 3927


"Запад есть Запад, Восток есть Восток.." - писал когда-то английский поэт, а он знал толк в Востоке… 

Речь пойдет об одном из древнейших боевых искусств - о русском. 

Хотя… это только повод, подход к теме. В этом году (2002) в Санкт-Петербурге на масленицу уже в одиннадцатый раз проводился фольклорный фестиваль, посвященный Русской воинской традиции.

А когда мы начинали… 

До 1990 года мало кто и слышал о Русском кулачном бое, и вообще о Русском боевом искусстве. Время было запретное. 

Сорок лет отдал мой отец нелегальной преподавательской работе, и первая половина моего пути на этом поприще так же прошла при закрытых дверях.

И вот, первые выступления…. И первые статьи в печати. В конце 80-х в "самиздате" появилась моя книга "Русский кулачный бой" (затем она переиздавалась трижды - в 1993, 1998 и 2001 гг.). 

Сотни писем получил я за эти годы - спасибо всем.

Потом было многое: фестивали, турниры, выступления во всех концах России, журнал "Русский Стиль" - удачи, ошибки, радость встреч, и непонимание, и злобная неприязнь. 

Какую только ложь не писали обо мне люди никогда в глаза меня не видевшие. А те, кто видел, те, кто побывал на наших фестивалях или просто на занятиях, худого не говорили. 

Двери открыты и сейчас - приходите, "имеющий глаза да увидит".

Всякое вспоминается… После первых наших выступлений пригласил меня заведующий кафедрой борьбы преподавать Русский кулачный бой в институте физкультуры: "Откроем отделение, Вы защитите диссертацию…".

Что только не обещалось. Не успел оформиться, и провести первое занятие, как … проректор жал мне руку, возвращая документы, виновато пожимал плечами: "Есть мнение, что следует развивать восточные единоборства". 

Что тут скажешь? Уходя, я столкнулся с только что приехавшими китайскими специалистами. Ни по-русски, ни по-английски они не понимали, а у меня с китайским языком "не важно" - так и разошлись, как в море корабли.

Вспоминаются и забавные случаи … 

К моему отцу пришел молодой журналист. Ни о чем не спрашивал, а сам наседал: "Вы ведь знаете, что Ощепков* учился в Японии?"
- А причем Ощепков, кулачный бой у нас, Слава Богу, от века…
- И до Ощепкова, несомненно, русские ездили в Японию…
- И так и сяк вертел журналист. И все у него выходило, что Япония - пуп земли. Отцу это надоело, он сделал заговорщицкий вид и поманил к себе пальцем этого адепта востока:
- Я вам скажу по секрету, - зашептал он ему на ухо, - только вы это никому не говорите.
- Ладно. - Журналист поспешно закивал головой, и весь расплылся в предвкушающей улыбке.
- Да. И до Ощепкова задолго ездили наши в Японию учиться, и я знаю кто … да говорить нельзя…
- Что вы, что вы! Я - могила, никому ни слова!
- Ладно, смотрите, не проболтайтесь!
- Чеснослово! Кто же?
- Илья Муромец.
- …
Немая сцена.
- А уже потом Добрыня ездил и Алеша Попович.
Больше мы этого журналиста не видели, впрочем, как и обещанной статьи.
Васи́лий Серге́евич Още́пков (25 декабря 1892 [6 января 1893], Александровский пост, Сахалин — 10 октября 1937, Москва) — родоначальник советского дзюдо и один из основателей самбо.


А если всерьез, что стоит за историей Русского кулачного боя? 

Десятки малоизвестных исследований, сотни не опубликованных архивных материалов да чье-то невидимое "мнение" искоренить все Русское в России.


А русский бой - древнейшая, воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, черта национального характера, а это - один из столпов Русской Народности, а значит и Державности, и Православия.

Бой - не столько совокупность определенных приемов, сколько пластика - визитная карточка этноса. 

Развивая традиционную пластику, мы формируем русский менталитет на глубинном, подсознательном уровне, действуя словом, но более того - делом.

Русское воинство это не только вооруженные силы в ту или иную историческую эпоху, не только боевые навыки и обряды - это особый образ жизни со своей философией, идеологией, своим фольклором, прикладным искусством и т. д.

Русская воинская дружинная культура различных веков, крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья и, наконец, определенная воинская культура Русской, да и советской армии. 

Все это различные грани боевой воинской традиции России. 

Все это предмет изучения, возрождения, подражания для современного Русского человека. 

Отец мой прошел и деревенскую школу боя, и школу армейской разведки. В 1953 - 54 гг. последнюю фактически разгромили. Два десятилетия пустоты, потом появилось "мнение о том, что следует развивать восточные…

"Как убивался отец, глядя по телевизору на наших десантников: "Дурят, дурят, ребят, Господи…"

А ныне… Возможно, мы стоим на пороге, быть может и не массового, но знаменательного по содержанию процесса воцерковления современной российской армии. 

И вот здесь Русский кулачный бой сыграл бы не последнюю роль. С самого начала он мыслился нами как средство к национальному самосознанию: Помочь занимающимся почувствовать себя Русскими людьми, наследниками великой Русской культуры - вот наша задача. Но тяжко все это продвигается и "узки врата…"

И вдруг - приглашение на конференцию: "Боевые искусства и православное сознание"! 

И не где-нибудь, а в стенах Святой Троицы - по благословению митрополита Кирилла и патриарха всея Руси! Удивительно. Большой зал Московской духовной Академии наполнен наполовину священниками, наполовину - спортсменами. Удивительно! Сколько лет ждали мы с отцом…

Церковь призывает нас развернуть работу по созданию военно-патриотических клубов. 

Замечательно! Если этого не делает государство, то кто же? Пора бы давно. И, в целом, конференция знаменательная, но было и то, о чем следует сказать особо.

Среди многочисленных приглашенных, я да еще - А. И. Ретюнских, были, кажется, единственными представителями русского стиля. 

А где же Г. Базлов, Д. Семенов и другие… их нет - в зале новообращенные адепты Востока.

Востоковедов пригласили, а где же специалисты по русской истории и культуре? 

Иерархи наши тут не причем, конечно, - конференцию готовили руководители клуба "Пересвет", что действует уже в стенах Троицкого монастыря и преподается там, как было сказано - "просвещенное светом православия" айки-до.

 Мое же выступление, так поддержанное частью зала, председательствующий (руководитель "Пересвета") и ряд участников приняли в штыки: 

- Кулачный бой - язычество! И вообще ваш фольклор - язычество! 

(Еще чуть-чуть и скажут: "ваша Россия". Да, "светом православия" русский бой наш родной тысячу лет просвещался и не просветился, а мистическое айки-до одним только перенесением в Святую Троицу - "просветилось"!) 

Конечно, все это недомыслие. От незнания дела. Ибо где он фольклор сейчас? 

Обыватель видит на экранах лишь какую-нибудь бабкину или моисеева, а ему говорят, что это и есть самое русское… 

Вспоминается, как объявляли по радио: "…а сейчас прозвучит русская народная песня. Слова Фрадкина, музыка Френкеля…" 

Или наоборот?

Нет, мы не виним никого в неведение: русскую культуру у нас украли подчистую. 


Дворяне - "просвещая" и воспитывая а-ля Европа, большевики - от интернационализма своего, демократы - от космополитизма, а все едино…


Был, конечно и объективный процесс секуляризации традиционной культуры. Но как было "ускорено" отмирание деревни! 

И все же подлинный фольклор у нас существует, поскольку он хранится и в архивах, и в живой традиции, и в достойно принятой традиции, пусть не многих и не афишируемых, но истинно народных коллективов.

Жив фольклор и в онтологическом смысле, как бессмертное явление духовной культуры народа, "народности" - эйдоса русской культуры (составной части триады Русской Идеи, или по слову св. Отцов - "промысла Божьего о народе"). 

И тут, собственно, и просвещать нечего. От Адама это - и лучшее в фольклоре: народная хореография, пластика, музыка, поэзия (а за поэзией - народная этика, народное богословие, народная вера) - все это от Бога.

Это есть душа народа, а душа "по природе своей - христианка".

 (Православие, как учение, космично и не знает "ни эллина, ни иудея". Но, как культура, Православие этнично - каждому языку (народу) в чуде "Пятидесятницы" данное - т. е. образует этносы в соответствие с двумя другими составляющими триады.)

Поэтому простим нелепые обвинения, но пора бы и прозреть!

Русский бой не просто древнее и эффективное боевое искусство, это определенное сосредоточие мужской традиции, стержень народной педагогики, символ национальной культуры и возрождения. 

Ведь именно культуру, стоящую за боевым искусством, и следует давать молодежи в военно-патриотических клубах. 

А что стоит за всей этой восточной мистикой, растиражированной кинематографом?

Сейчас, когда после всех катаклизмов и буржуазных революций, по причинам и объективным, и субъективным, мы утрачиваем остатки Русской Идеи (а были тут и запреты, и репрессии, а теперь еще и коммерческий молох), рушится сама база Идеи - Народность. 

Существование России поставлено под вопрос, о чем и кричат демографы. 

Примеров достаточно: Византия, Рим, Вавилон… И вот люди, одни - осознанно, другие по недомыслию, стремящиеся преодолеть национальную ментальность, внедряют следующие идейки: "Россия - многоконфессиональное государство…", "Человек может иметь два гражданства и две нации" и т. п.

Такие лозунги и прозвучали на конференции от адептов восточных единоборств в рясах и без: мол, де, можно одновременно быть и русским, и японцем. 

Многочисленные березовские дают нам пример такого оборотничества. И как важна была бы сейчас культурная политика Русской Православной Церкви!


Нет, братья, нельзя служить двум богам и двух матерей не бывает.

В конце концов, всегда придется выбирать за какую Родину проливать кровь. Вы даете приходящим к вам в стены Святой Троицы детишкам (в патриотический клуб "Пересвет"!) за глотком русского воздуха - айки-до! 

Что же это? Ведь дети верят всему. Пересвет, разве айки-до занимался? А кто соблазнит малых сих… 

А какие песни поете вы? Русские или Френкеля-фрадкина? Или может уже "рок" или "металл" "светом православия просветили"? Какую одежду носите: русскую или американскую униформу?

А что будут петь наши десантники на марше: японские гимны? 

Или, может, группа "Руки вверх" напишет специальную десантную песню под названием "Рашен, сдавайся!"? 

Остановиться бы, одуматься… на этом пути окончательной секуляризации культуры.

 Путь этот уже пройден протестантами и баптистами: все кругом чисто, гладко и порядок, наконец, в России… души нет! 

Порядок есть, а России уже нет! Это и называется: дать вместо рыбы змею. 

Честнее было бы переименовать клуб "Пересвет" в "Челубей". Сей монгольский богатырь как раз владел чем-то вроде айки-до и по-своему, наверно, был мастер.

Михаил Иванович (1882-1954) Авилов: Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Я все мечтаю, когда по Красной площади пойдут русские солдаты и будут петь русские солдатские песни, которые пели их деды и прадеды:

Из-за леса копий и мечей
Едет сотня казаков-лихачей…

Или:

Поле чистое Турецкое,
Мы когда тебя, поле, пройдем…

А может:

С нами Бог, ура, ребята,
Царства Белого орлы…

И это - наш фольклор, и несть ему конца и края… 

А потом будут показательные выступления и наши ребята не будут с перекошенными лицами и звериными криками ломать о собственные головы кирпичи, подражая закордонным супербоевикам, а покажут настоящую боевую работу по-русски. 

А день десантника или пограничника, быть может, из национального стихийного бедствия превратится в фольклорный праздник. 

Сколько же можно "дурить" наших бойцов…

Речь не о том, что бы создать сеть патриотических клубов именно на основе кулачного боя, а о том, чтобы внедрить систему традиционных народных ценностей во всю педагогическую систему. 

Народоведение - вот основа народной педагогики. 

А еще я мечтаю… и кто знает, быть может, пройдет не так много лет, и будет факультативный кулачный бой у наших семинаристов и академиков. 

Может быть, и народоведение введут, что бы послушать экспедиционные пленки с духовными стихами о Страшном Суде, об Алексее, человеке Божьем, о Вознесении и о Голубиной книге… 

Свадебный причет бы послушать и похоронный… - много, много чего хранит наш народ. Вера ведь не в голом догмате одном.

Во всем народном укладе и быте отразилась она. Оставил нам народ наш не только храмы и книги, но и слово народное незримое. 

Нет ничего драгоценнее и душеспасительнее, чем прикоснуться к отеческим родникам вечной народной культуры. 

Никакой спуд не задушит и не убьет ее - она прорвется, рано или поздно, пусть в самый последний момент…

Преподобный Отче Сергие, помози нам! Просвети заблудших наших Челубеев, верни их на стязю святорусскую, Пересветову стязю!



Март - апрель 2002 г., Сергиев Посад - Санкт Петербург.

Грунтовский Андрей Вадимович, писатель, этнограф.


Источник http://www.rusland.spb.ru/r_2_...




Грунтовский Андрей Вадимович – поэт, фольклорист, руководитель и режиссер православного театра, специалист по русскому рукопашному бою, общественный деятель. 
А.В. Грунтовский окончил конструкторский факультет ЛИСИ. 
С 1983 г. по 1990 г. – работал на строительстве оборонки: от монтажника-верхолаза до начальника стройки (воспоминания об этом периоде жизни отражены в книге «Плотницкое дело»). 
С 1980 по 1985 гг. играл в театре у Льва Шварца, поступал в Театральный на режиссуру, но разочаровался, бросил, и учебу, и театр. Но в середине 90-х принялся за создание русского православного театра. 
Поставил полтора десятка спектаклей – большинство по собственным сценариям. Занимался переводами Шекспира для своих постановок. Перевел и поставил «Ричарда III» (1993) и «Короля Лира» (1994). 
После некоторого перерыва восстановил православный театр на сцене Александро-Невской лавры. Более двадцати пяти лет отработал тренером по русскому рукопашному бою.
В настоящее время работает в православном культурном центре Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, руководит театром, который там же и создал, ведет литературный семинар, ежегодный фестиваль поэзии Н. М. Рубцова, православный театральный фестиваль, участвует в работе литературной комиссии Всероссийской православной литературной премии им. Св. князя Александра Невского, учрежденной Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой. 
Много сил отдает фольклорному движению, поскольку видит в этом важнейший путь и к пониманию русской поэзии, и к национальному самосознанию. 
Это становится главной темой книг, в которых по собственному признанию Андрей Вадимовича, он указывает на то, «что смысл искусства – есть выражение национальной идеи. С её утратой утрачивает смысл и само искусство, и личное бытие…».
Среди работ А.В. Грунтовского можно отметить
«Русский бой», который многократно переиздавался (1991, 1993, 1997, 2001 и 2002), книгу о русской поэзии «Материк Россия» (2002), включающая избранные статьи о поэзии за 15 лет. 
В сфере этнографии и фольклористики выделяется публикация «Страна детей» (1998), посвященная трудам выдающего исследователя детского фольклора Виноградова В.С. 
Также А.В. Грунтовский является соавтором и редактором-составителем книг: «У золотых родников» (2002), «Наедине с Рубцовым» (2004), «Дмитрий Балашов на плахе»(2008), «Рубцов и православие» (2008) и только что вышедшая книга дневников Б. В. Шергина — «Праведное солнце», подготовленную совместно с Е. Ш. Галимовой. 
Ему принадлежат стихотворные произведения: «Слово о полку (свободное переложение)» (1991), «Стихотворения» (1994), «Лирика. Драма» (1997), «Донюшкины сказки» (1999), «Моя родословная» (2004), «Ландышевая страна» (2007), «Вострубили трубушки» (2008).


Русский кулачный бой Система Грунтовских  (скобарь) - круговой бой, стеношный бой. военная акробатика, работа с палицей, оглоблей. Преподается с 60-х годов. Питер 2014г.

Кулачный бой. Удивительные истории об исконно русских видах единоборств


Буза - русский рукопашный бой

Оформление - ИНФОбазист СМ.

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Обсудить
  • Правильно Сергий воспитал своих монахов - Пересвета и Ослябю. Кабы не он и не его благословление Дмитрия Донского и не его моления перед Заступницей Земли Русской, правили бы нами Челубеи еще незнамо сколько веков.
  • За палицу и бревно спасибо. Любо! А вот сам бой - цирк на конной тяге. Нет стоек- нет вложения веса в удар. Крутиться как волчек - да удивить боксера первогодку можно, а вот тех кто отрабатывал бекфист, такими движениями не удивишь. Постоянно открыт пах. В спорте не вопрос, а вот полные стили карете - гунфу - прорубят в пах тут же..