Начал вещание канал, на котором звучит только классика, народная музыка и духовные песнопения

64 7569

Монополия музыкальных телеканалов, насилующих нас попсой, как нашей, местной, так и западной, наконец нарушена. 

Екатеринбургская епархия Русской православной церкви запустила вещание первого музыкального канала.

Не надо думать, что музыкальное телевидение от Церкви – это только духовные песнопения. 

Зрители телеканала “МузСоюз”, стремительно набирающего аудиторию, получили возможность слушать классику, народную музыку, хоровое пение – все то, чего нам так не хватает. 

И если классическая музыка, пусть и нечастая, но все же гостья на федеральных каналах, то получение народной музыкой законной прописки в телевизионном эфире настоящее событие. 

О том, почему так важно, чтобы мы могли слушать подлинные мелодии, созданные нашими предками, рассказывает профессор Галина Сысоева – искусствовед, руководитель студенческого фольклорного ансамбля “Воля” (Воронеж).

Галина Сысоева: Настоящая народная музыка на центральные телеканалы пробиться не может, у нас нет таких денег. Давным-давно пора создать канал, на котором бы звучала подлинная народная музыка. 

А то знаете что происходит? Бывает, перед выступлением мы, артисты фольклорного ансамбля “Воля”, надеваем костюмы дома и так и едем в транспорте – в народных костюмах. Или идем в них по городу. 

И люди нас останавливают на улицах и спрашивают: “А вы какой национальности?” То есть как выглядят китайцы, цыгане, индейцы, в конце концов индийцы, они представляют. 

А как русские – нет! Родное русское в катастрофическом состоянии. Вот вы можете сразу, без подготовки, вспомнить какие-нибудь народные песни?

- Могу. “Динь-динь-динь, колокольчик звенит” в исполнении Евгении Смольяниновой. Но это только потому, что совсем недавно смотрела ее концерт на “МузСоюзе”.



Галина Сысоева: “В лунном сиянии снег серебрится” – это романс Юрьева, написанный в начале XX века. Удивительно исполненный Евгенией Смольяниновой. Но это романс.

- Тогда почему-то вспоминается песня “Порушка-Параня”.



Галина Сысоева: Тут спасибо надо сказать советскому фольклористу Дмитрию Покровскому. В “Порушке-Паране”, наверное, 800 куплетов, один сюжет перетекает в другой. Это плясовая, поднимающая из каких-то глубин души удаль, азарт, она раскрывает всю широту русского характера. И объединяет поющих, рождая в нас лихость, молодечество, щедрость.

- Общность рождается? Соборность?

Галина Сысоева: Соборность – ключевое слово русской культуры. Так же как сострадание, сопереживание, но мы эту соборность потеряли.

- Соборно, все вместе, пели, плясали, радовались. Строили дома и храмы. Соборно, всем миром, справлялись с горем, бедой. Это ушло, потому что ушла песня?

Галина Сысоева: Песня прививала любовь к Родине – сначала к малой, эмоционально, духовно, связывая человека с матерью, поющей колыбельную. 

С тем местом, где он родился и живет. А из этого вырастала любовь к Родине. Песня ненавязчиво объясняла, как жить, давая нравственные ориентиры: делай так, а вот так поступать нельзя, это не по-божески. 
Песня воспитывала – ум, чувства. Учила сопереживанию. Обратите внимание, как в деревнях исполняют народную песню – ее проживают, эмоционально! А потом, в русской песне необыкновенная чистота. 

Все христианские нравственные законы были в наших песнях.

- Недавно исполнительница русских романсов Ирина Скорик обратила мое внимание на удивительную вещь. 

Песня “Степь да степь кругом”, такая печальная по сюжету, отчего-то вдруг написана в мажоре. 

Ирина Зиновьевна, по образованию теоретик-музыковед, объясняет это тем, что “Степь да степь кругом” – песня христианская. О чем в ней речь? О смерти. О том, как “в той степи глухой” замерзает ямщик. О том, как перед смертью он просит прощения у своего товарища: “не попомни зла”, как вспоминает родителей, жену! И при этом всем своим музыкальным строем – в мажоре! – песня подчеркивает христианскую истину: смерти нет. Смерть побеждена Христом. 

Это говорится не в лоб, это показывается воздействием на чувства. На образную систему человека.



Галина Сысоева: Конечно, песня и воспитывает чувства. Утоньшает их, развивает. Но кроме того наша песня всегда объединяла. 

И вы знаете, как по этой общности тоскуют в деревнях. Мы видим это, мы много ездим – как раз по деревням, селам. Знали бы те, кто формирует сетку вещания телевизионных программ, насколько по этой соборности тоскуют в деревне. 

Люди приходят и начинают вспоминать, как они раньше пели, собирались на лавочках, на бревнышках и пели. Спрашиваем: “А что ж сейчас не собираетесь?” “Да скажут, что пьяные! Или не в себе!” Стесняются! В деревне и стесняются! Говорят: сейчас все по домам сидят, разошлись и каждый сам по себе – у телевизора.

Но как они все ждут каких-то общих событий! Потребность собраться, объединиться в едином порыве, в одном эмоциональном сопереживании, осталась. 

А песни общие утеряны. Среднее поколение может еще спеть “главное, ребята, сердцем не стареть” – не народная песня, советская, но хоть ее иногда поют. 

А у молодежи и такой песни нет. Они бы и хотели ощутить это чувство общности, а не могут. Не знают как. Но их ли в этом вина? 

Откуда им знать свое, родное, народное, если они выросли в условиях невиданной агрессии западной массовой культуры. 

Если эта по сути чужеродная нам культура, чужеродная не только по языку, но и по мелосу, по типу музыкального мышления, по эмоциональному складу, агрессивно навязывается телевидением, радио. 

Если свое, родное, проверенное веками даже не подпускается до массовой аудитории. Это негде услышать. А ведь это то, что проверено, и не одним каким-то автором, а всем народом и за века.

- Получается, хочешь переформатировать народ – лиши его народной песни?

Галина Сысоева: Боюсь, уже даже и получилось. Это как если бы нас всех заставили вдруг говорить на английском, сделав русский язык недоступным.

- Одно поколение, и внуки уже оторваны от корней, не понимают, чем живут, что ценностно для их дедушек и бабушек?

Галина Сысоева: Многие уже потеряны – потому что произошло искажение вкуса. Знаете, у нас огромный архив, мы собрали, записали огромное количество песен. Причем многие из них уже не повторишь – носители этих песен ушли. И мы готовы все это богатство отдать людям, тем, кто родился в селе. Но никто же не спрашивает. Некому отдавать.

- Однажды наблюдала, как в хорошем ресторане молодой человек заказал плов, настоящий ароматный плов. А когда ему его принесли, он залил это чудо кулинарии кетчупом. Так и со внутренним вкусом – извращенность мешает воспринимать истинное?

Галина Сысоева: Если человек предпринимает усилия для того, чтобы вслушаться в этот родной, но поначалу непривычный ему лад, в эту гармонию, он бывает вознагражден. 

Сначала многих только любопытство приводит в зал, где звучит подлинная народная музыка, но потом душа начинает реагировать. Она ощущает, что это родное, что тут мы возвращаемся сами к себе. Люди плачут, часто даже не понимая, что с ними происходит. 

А это обретение – себя, своей Родины. Поэтому я оптимистка. И уверена в успехе канала. Потому что вижу, как у молодежи возрастает интерес к традиционным ценностям. Они интуитивно протестуют против агрессии чужой культуры, и тут нельзя упустить момент. 

Потому что на волне этого протеста может возникнуть неоязычество, когда, не зная корней, люди создают что-то тупиковое, а значит, губительное.

Если человек малограмотен, если он не знает, к чему прислониться, если он оторван от прошлого своего народа, он начинает выдумывать что-то сам. Это как ролевые игры – в хоббитов, в индейцев. Но жизнь не игра, это слишком расточительно тратить ее на игры. Поэтому так важно образование, так важно давать истинно народную музыку, не суррогаты, когда вышел в расписном костюме на “Поле чудес”, топнул ножкой, вот оно тебе и народное. Нет, упаси нас Бог от подобного. Народная музыка – она как живой родник, в ней жизнь.

Мария Городова — "Российская газета" - Неделя №6857 (286)

Источник: http://www.rg.ru/2015/12/18/my...

Как смотреть “МузСоюз” в любой точке страны

В Интернете: http://muz.tv-soyuz.ru/ и http://online-red.com/tv/muz-s...

По телевизору:

1. Найти в пульте управления телевизором кнопку “SmartHub”.

2. Найти канал “МузСоюз” среди приложений или ввести его название в строке “Поиск”.

3. Нажать кнопку OK.

4. Приложение “МузСоюз” запущено, в следующий раз оно будет доступно для выбора при нажатии клавиши “SmartTV”


Быть Русским... "Кто сам себя не уважает, того без сомнения и другие уважать не будут"

Несколько десятков ссылок о русской культуре...


Поддержать публикации о русской культуре на Конте можно после регистрации по гостевой ссылке

http://cont.ws/invite/abbcf606...




Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Вера и естественнонаучное знание

Не должно унижать ученость, как рассуждают об этом некоторые, а напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые придерживаясь такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в о...

Правда ли что российские корабли ушли из Тартуса? Это так, но только бандитам такая правда со вкусом "Циркона" явно не понравится

Сейчас тяжело анализировать новости. Любые каналы в телеграмме и других соцсетях ради хайпа и новых подписок без проверки вбрасывают новости и запугивают читающую публику до полусмерти...

Обсудить
  • Вроде все правильно и красиво написано, и я согласна со всем в статье, однако, картинки общественной организации РФС напрягают. Попадающиеся там слова "глубокая медитация", "подпитаться нужной энергией и выплеснуть ненужную" - из эзотерики и оккультизма (Нью-Эйдж), и враждебны Православию. Наталкивает на мысль, что под видом "своего, родного" подсовывают очередное "родноверие" или секту.
    • TASA
    • 11 января 2016 г. 13:48
    Дело хорошое и нужное.
  • Когда хором поют, я их не слышу (не понимаю). Что это такое? ((
  • Жаль что не в радиоэфире? Засилье пустой, легковесной и пошлой музыки Шансон, Ретрофм....оттупляет людей от духовности и важности взора внутрь себя.
    • xor
    • 11 января 2016 г. 14:02
    +++