Археология. Древний Новгород. Часть шестая.

4 11371

Это продолжение пятой части про Древний Новгород.


Стекло, янтарь

Художественное стеклоделие является одним из древнейших видов декоративного искусства. Прекрасные декоративные свойства стекла — прозрачность, пластичность, блеск, способность воспринимать различную окраску, — доступность и распространённость исходного материала (песок, поташ, известь) с древнейших времён сделали его предметом художественной обработки.
В Древней Руси из стекла изготовляли посуду и оконницы, но основная его масса шла на предметы украшения — бусы, браслеты, перстни, на производство мозаичных смальт и цветных эмалей и ряда подобных вещей. Собственно русское стеклоделие появляется в XI веке. До этого времени изделия из стекла на Русь ввозили из Византии и стран Ближнего Востока. Довольно значительный импорт стекла, особенно художественного, продолжался и в последующее время.
Огромным разнообразием отличались стеклянные бусы, яркие и звучные, а иногда сдержанные и глубокие по цвету. Они различались по материалу — прозрачному, полупрозрачному и непрозрачному; по цвету — зелёные, синие, жёлтые, красные; по форме — от простых и овальных до сложной геометрической формы, с затейливым глазчатым или спиралевидным расписным орнаментом. В Новгороде их найдено более двух тысяч экземпляров. Из бус, часто соединяя их с драгоценными камнями, хрусталем, бронзовыми, серебряными и золотыми подвесками, составляли многоцветные нарядные ожерелья. Мода на бусы менялась довольно часто. Археологи по форме, цвету и орнаментике бус легко датируют те слои или погребения, где их находят.
Многочисленны находки стеклянных браслетов. Женщины в древнем Новгороде, как и по всей Руси, очень любили украшать себя стеклянными браслетами разной формы и цвета. Мода на стеклянные браслеты появилась в 30-40-е годы XII века и прошла в начале XIV века. До конца XII века стеклянные браслеты в Новгород привозили из Киевской земли. Затем возникло их местное производство. Браслеты всегда делались круглыми, но различными по сечению: гладкие, крученые, витые, квадратные, рубчатые, треугольные, плоско-выпуклые. Богатой была цветовая гамма стекла, из которого они изготовлялись, — чёрного, коричневого, зелёного, жёлтого, бирюзового, фиолетового, синего и бесцветного. Значительную группу художественных поделок в новгородской коллекции составляют находки из янтаря: бусы, перстни, крестики, вставки в перстни, подвески. Таких изделий найдено более тысячи. В Новгород янтарь поступал из Поднепровья и Прибалтики.


Бусы стеклянные и каменные разные. XIII-XIV вв.
Бусы стеклянные глазчатые гладкие и с полихромной инкрустацией. Диаметр 0,5-0,8 см., длина 0,8-1,3 см. XII в.
1) Бусы янтарные. XI-XII вв., 2) Бусы янтарные. XI-XII вв., 3) Бусы сердоликовые. XI-XII вв., 4) Бусы стеклянные разные. X-XI вв.
Бусы стеклянные разные. XII-XIII вв.
Бусы стеклянные со сплошной и рельефной полихромной инкрустацией. XII в.
1) Перстни стеклянные разные. XII-XIII вв., 2) Фрагменты стеклянных браслетов. Начало XIII в., 3) Фрагмент стеклянного браслета. Длина 7,5 см. Византия, конец XII в.
Фрагменты стеклянных расписных сосудов. Восточный импорт, XII-XIII вв.
1) Кресты-тельники. Янтарь.XIV в. , 2) Кресты-тельники. Янтарь. XII-XIV вв., 3) Кресты-тельники. Янтарь. XIV в.
1) Писанка глиняная поливная. Длина 5 см. XI-XII вв., 2) Писанка глиняная поливная. Длина 5 см. XI-XII вв., 3) Писанка глиняная поливная. Длина 4,5 см. XI в.
1) Перстень печатный со стеклянной вставкой. Изображена сцена суда: фигура, сидящая на троне, и фигура в рост с мечом. Надпись — "суд". Бронза, стекло, литьё, гравировка. Диаметр 2,4 см. XII-XIV вв., 2) Бусы разные. Аметист, хрусталь, сердолик, халцедон. Диаметр 1,5-2 см. XIV в.


Камень, глина

Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времён. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня — шифера, сланца, известняка — выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы.
Нагрудные каменные иконки XI-XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-жёлтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.
Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия XIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам — колончатые надписи. На другой стороне — святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря, позволяют датировать иконку первой третью XIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце XIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия.
Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13х13х7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.
Художественные изделия из глины в Новгороде были распространены достаточно широко. Среди них встречаются фигурные рукомойники, всевозможные лепные сосуды, в том числе фигурные переносные фляги, детские игрушки, поливные чаши, плитки и многое другое.


1) и 2) Двусторонняя икона с изображением святых Симеона Столпника и Ставрокия на одной стороне и святого Георгия на коне — на другой. Тёмно-серый шифер, резьба. Размер 4,3 х 5,8 см. Изображения разновременны: Симеон и Ставрокий относятся к первой половине XIII в., Георгий — к рубежу XIII-XIV вв.
Двухсторонняя иконка с изображением Христа на престоле и Ипатия. Камень, резьба. Размер 3,2 х 3,4 см. XIII в.
Иконка двухсторонняя. Камень, резьба. Размер 4 х 4,5 см. XIII в.
1) Иконка с рельефным изображением Богоматери Одигитрии. Камень, медь, резьба. Размер 2,3 х 2,7 см. Италия, середина XIII в., 2) Фрагмент иконки. Камень, резьба. Высота 4 см. Середина XIII в., 3) Амулет. Кремневый неолитический наконечник, оправленный в медный футляр с изображением  процветшего креста. Камень, медь, чеканка, гравировка. Длина 8 см. Начало XIV в.
1) Крест нательный. Шифер. Размер 3 х 3,3 см. XII в., 2) Крест нательный. Камень. Размер 4,5 х 5,5 см. XIII в., 3) Крест нательный. Камень. Размер 3,2 х 4,5 см. XIII в.,
1) Фрагмент изразца. Красная глина. Размер 7 х 7 см. Начало XV в., 2) Фрагмент керамического сосуда с рельефным орнаментом. Глина. Размер 8,3 х 13 см. Середина XV в., 3) Фрагмент керамического сосуда с рельефным орнаментом в виде розетки. Глина. Длина 4 см. Начало XV в., 4) Носик водолея в виде головы животного. Глина. Размер 8,5 х 14 см. XV в., 5) Носик водолея в виде головы животного. Глина. Размер 11,5 см. XIV в., 6) Свистулька-птичка. Глина. Длина 11 см. XIV в.
Изразец с изображением гусляра и человека с посохом и птицей. Серая глина. Размер 13 х 16,5 см. Середина XV в.
1) и 2) Лицевая и оборотная стороны литейной формы. Известняк. Размер 4 х 10,5 см. XIII в.
1) Тигель для изготовления красителей. Глина. Высота 6,5 см. Конец XII в. Усадьба художника Олисея Петровича Гречина, 2) Тигель-льячка для изготовления красителей. Глина. Длина 7 см. Конец XII в. Усадьба художника Олисея Петровича Гречина
1) Золотоордынская поливная чаша. Глина, полива. Диаметр 15 см. XIV в., 2) Сосуд в форме горшка. Глина. Диаметр 8 см., высота 6 см.
1) Светильник. Глина. Высота 21,5 см. Конец XII в., 2) Свечи восковые, круг воска. X в.


Седьмая часть (заключительная): http://cont.ws/post/207769

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
  • Никак не могу не плюсануть :о) Жаль, что это можно только единожды на статью :о) Спасибо, такой материал выкладываете!
  • Интересно, когда появилась традиция на крест добавлять И.Х., судя по снимкам до 14 века ни у кого и мысли не было. Вырезать ведь могли.