Археология. Древний Новгород. Часть седьмая, заключительная.

18 10646

Это продолжение шестой части про Древний Новгород.


Кожа

Изделия из кожи являются одними из массовых находок на раскопках в Новгороде. Среди них обувь разнообразных моделей, кожаная галантерея, шорно-седельные изделия, художественные аппликации для одежды и утвари, мячи для игр взрослых и детей. Кожаная обувь X-XV веков представлена многообразными моделями поршней (вид обуви, напоминающей современные мягкие тапочки), мягкими башмаками, полусапожками и сапогами. Найдена обувь мужская, женская и детская. Подавляющая её масса (более 15 тысяч находок) представлена кроем верха, носками, задниками, подошвами, стельками. Целых экземпляров обуви найдено мало, немногим более ста штук.
Мягкие башмаки и вся женская обувь украшались вышивкой. Прослеживается необыкновенное единообразие характера орнаментации и его изменение во времени. Наиболее излюбленным мотивом орнамента вышивки на мягких башмаках и туфлях был растительный узор, переплетающийся с бесконечной плетёнкой. Вышивку по коже делали шерстяными, льняными и шёлковыми нитями. Нити красили в зелёный, красный, жёлтый и другие цвета. Контурные рисунки вышивали швом "назад иглой" или "веревочкой", иногда рисунок заполняли ковровым швом. Помимо вышивки обувь украшали узкими ремешками, которые продёргивали через ряды прорезей в верхней её части. Среди кожаной галантереи встречаются разнообразные типы сумок и кошельков, ножны для ножей, кинжалов, мечей, чехлы поясные ремни, колчаны для стрел и многое другое. На плоских поверхностях изделий техникой тиснения и аппликаций всегда наносились узоры. Основным видом декора был растительный узор, окаймлявшийся иногда геометрическим орнаментом, чаще всего в виде ромба или круга. Иногда наносились сюжетные сценки из животных и людей и даже жанровые изображения христианского культа.
Художественное тиснение по коже делалось следующим образом. Мастер брал предварительно размоченную заготовку кожи, клал её на деревянную форму, в которой, как на модели, был вырезан будущий узор или изображение, и выдавливал орнамент костяным лощилом. Когда тиснение заканчивалось, кожу вместе с формой сушили на воздухе, после чего сухую заготовку в зависимости от вида изделия кроили.
Многочисленны находки кожаной художественной аппликации в культурных слоях всех веков. Она представлена всеми видами декора — от простых геометрических фигур и растительного узора до изображений птиц и зверей.


1) Кошелёк. Кожа. Ширина 4,5 см. Начало XV в., 2) Кошелёк. Кожа с аппликацией. Размер 9 х 12 см. XIV в.
1) Кошелёк. Кожа. Ширина 12,5 см. XIV в., 2) Кошелёк. Кожа. Ширина 9 см. XIV в.
1) Кошелёк. Кожа. Ширина 10,5 см. XIII в., 2) Сумка кожаная с тиснёным растительным орнаментом и бронзовой бляхой. Ширина 23,5 см. Конец XIII в.
Обрывок кожаного пояса с накладками из бронзы в форме человеческих личин. Длина фрагмента 10,5 см. XV в.
Ножны кожаные с тиснёным растительным орнаментом. Длина 21,5 см. Конец XII в.
Кожаная аппликация — дракон. Высота 13 см. Середина XIV в.
Крой ажурной туфли. Кожа. Длина 34 см. Середина XIII в.
Головка кроя сапога с орнаментом и шитьём. Кожа. Размер 15 х 16 см. XIV в.
Туфля. Кожа. Длина 24 см. XIV в.
Туфля с прорезным ажурным орнаментом. Кожа. Длина 27 см. XIV в.


Железо

Основными конструктивными материалами в Древней Руси являлись сталь и железо. Из них делали оружие для воинов, инструменты и приспособления для ремесленников, пахотные и уборочные орудия для земледельцев, всевозможные механизмы, например многочисленные замки, крепежные детали и многие поделки, где требовались прочность и пластичность. Все эти изделия изготовлялись техникой свободной горячей кузнечной ковки с применением разнообразных технологий термической и холодной обработки металла. Все кованые предметы в первую очередь отвечали требованиям и нормам утилитарной целесообразности и в то же время, как правило, не были лишены художественной выразительности. Сама технология — ручная свободная ковка горячего металла — предрасполагала мастера к максимальному выявлению декоративных качеств материала и изделия из него.
В Древней Руси широко применялась технология дамаскированного металла. Путём механического соединения в горячем состоянии полос железа и стали мастер получал металл, на поверхности которого после шлифовки и травления появлялся узор в виде полос, ёлочки, ромбов и всевозможных переплетающихся орнаментов. Куски дамаскированного металла вваривали в лезвия мечей, кинжалов, ножей, ножниц. В итоге получались изделия с очень красивой текстурой материала. В оборонительном оружии — пластинчатых панцирях, шлемах — на широких пластинах техникой инкрустации или наводкой бронзой и золотом наносился декор растительных и животных мотивов.
Большого искусства древние новгородцы достигли в изготовлении замков и ключей. В этих сугубо утилитарных предметах широко применялось декоративное убранство. Эти изделия из черного металла — железа и стали — очень часто в художественных целях обмеднялись, то есть покрывались тонким слоем меди. Корпус замка украшался всевозможными фигурными накладками с прорезями. Ключи инкрустировались металлом медных или оловянистых сплавов. Излюбленными украшениями были цветные валики и ободки или геометрический орнамент, выполненный техникой точечной инкрустации. Кузнецы уже начиная с X века выделывали чисто художественные предметы — художественное железо. К таким поделкам относятся многообразные жиковины, оковки сундуков, оковки дверей, светцы, накладки, скобы. Основной техникой изготовления растительного и геометрического узора была инкрустация и прорезь. Применялась горячая гравировка. На поверхности металла в горячем состоянии зубильцами разной формы выбивались линейные очертания растительных и геометрических узоров и фигуры фантастических зверей и птиц.


1) Наконечник копья ланцетовидный. Железо. Длина 35 см. X в., 2) Топор боевой орнаментированный. Железо. Длина 16 см. XI в.
1) Ножницы. Железо. Длина 15,5 см. Вторая половина XIV в., 2) Нож железный с бронзовой рукоятью. Длина 14 см. XIII в., 3) Нож железный с костяной рукоятью. Длина 20 см. XII в.
Конские удила с псалиями. Псалии в форме лунниц украшенные серебряной инкрустацией. Железо, серебро, ковка. Длина 24 см. XI в.
1) Кресáло. Железо. Длина 7 см. XI в., 2)  Кресáло. Железо, художественная ковка. Ширина 5 см. XI в.
1)  Кресáло. Железо. Длина 7 см. XV в., 2)  Кресáло. Железо. Длина 6 см. Конец XIII в.
1)  Кресáло. Железо. Длина 5,7 см. XIII в., 2) Снизу — кресáло железное. Длина 11,3 см. XIII в., по середине — кресáло железное. Длина 11 см. XIII в., наверху — кресáло железное, украшено точечным орнаментом. Длина 9,5 см. Начало XIII в.
Замок. Железо. Длина 8,5 см. XII в.
1) Ключ от навесного замка. Железо. Длина 10,5 см. XI в., 2) Ключ от навесного замка. Железо. Длина 12 см. XI в., 3) Ключ от нутряного замка. Железо. Длина 10,6 см. XII в., 4) Ключ от нутряного замка. Железо. Длина 10,3 см. XII в.
1) Личина нутряного замка. Орнамент нанесён техникой оловянной инкрустации. Железо, художественная ковка. Высота 13,3 см. XII в., 2) Личина нутряного замка. Орнамент нанесён техникой оловянной инкрустации. Железо, художественная ковка. Высота 15 см. XII в.


P.S.: Бонус-видео. Средневековые кожаные туфли:


Посыпалась либералочка
  • pretty
  • Вчера 07:25
  • В топе

ОЛЕГ  ЛАВРОВ Доброе утро, Империя.В самом суровом городе России проходит суровый форум с суровым названием - Русский экономический форум сам собой несколько сменил свою повестку с у...

Мировые СМИ о выступлении Путина на "Валдае"
  • pretty
  • Вчера 11:23
  • В топе

"За сделку по Украине придется платить". Мировые СМИ о выступлении Путина на "Валдае"■ TimeРоссия дала понять, что если Штаты хотят заключения обещанной Трампом мирной сделки, то им при...

Обсудить
    • paulus
    • 22 февраля 2016 г. 11:08
    Спасибо за замечательные подборки! А к какому времени относятся первые мячи на Руси?
  • Интересные вещи :о) Видно, что ремёсленники справлялись со всеми нуждами. И не чужды были красоте. Спасибо, хорошая подборка. Туфли свидетельствуют о наличии некоей моды :о)
  • Замок - это ведь механизм!
  • Спасибо. Ключи какие интересные .