Искушения

31 914

Добрый день, друзья! Несколько времени назад на глаза мне попалась информация о том, что современная психология укладывает поведение человека в три мотивационных русла, а именно: деньги, власть и слава. То есть, все поступки, что мы совершаем, направлены на достижение какой-либо из этих целей. Необязательно это должно быть что-то одно, двигать человеком могут любые две, или даже все три модуляции (такое слово применено в психологии). Введён в обиход и их ранжир: утверждается, что сначала индивид ищет денег; по достижении – славы; и наконец, стремится во власть. 

Такой расклад представляется вполне подобающим в обществе, модель которого строится на соревновании. Инересно отметить, что психология, будучи «наукой о душе», совсем не рассматривает душевную мотивацию: поступки, совершённые просто из любви или из служения ближним, должны обязательно иметь «материалистическую» подоплёку – иначе они попросту не впишутся в концепцию соревновательного социума. Впрочем, в рамках настоящей статьи автор не ставит задачи уличить «науку» в заблуждениях.

Вместо этого, предлагаю отметить занятную параллель с событиями двухтысячелетней давности. Хочешь-не хочешь, а напрашивается мысль: ведь если разобраться, и деньги, и власть, и слава – суть не что иное, как награда воспалённому эго за отказ от духовного пути. Другими словами, это именно то, чем нас искушают.

И вот здесь нельзя не впомнить об искушениях Христа в пустыне. Их ведь тоже было три. Попробуем сравнить.

Илья Ефимович Репин, «Искушение Христа»

ПЕРВОЕ

«Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.» (Мф 4:3)

Мы помним, что слова эти сказаны Иисусу после сорока дней поста. Несложно представить, какова будет сила искушения, если мы хотя бы услышим слово «хлеб» в такой ситуации! О чём думает голодный человек, как не о том, чтобы поскорее насытиться? Точно так же и в повседневной жизни, испытывая нужду, мы способны думать лишь о ней одной.

Тут необходимо заметить, что когда мы уповаем не на Отца нашего, а на самого себя, на своё эго, мы всегда будем нуждаться. И здесь не важно, что нужда эта мнимая. Не важно также и то, что с накоплением «благ» ощущение недостаточности (нужды) способно лишь возрастать. Вспомним Пушкина и его «Сказку о рыбаке и рыбке» – она со всей красноречивостью говорит именно об этом. Важен тот факт, что человек желает насытиться.

В том обществе, которое установилось на земле, насыщение потребностей неразрывно связано с деньгами. Отсюда имеем первую параллель: человек, который по всей логике должен испытывать нужду, искушается утолением этой самой нужды. В пустыне это были хлеба, в нашем случае – деньги.

ВТОРОЕ

«Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею.» (Мф 4:6)

Чем здесь искушается Христос? – Всемогуществом! То есть, даже в такой ситуации, когда любой смертный непременно погиб бы – простые законы физики не оставили бы ему шансов – ты можешь попрать любые законы, ибо повелеваешь ими!

Прослеживается аналогия с современными властьимущими, которые не только ставят себя выше всех законов и норм, но даже и творят эти самые законы?

Как мы видим, и вторая параллель находит почву: человек искушается властью – и чем она больше оторвана от реальности, тем сильнее искус!

ТРЕТЬЕ

«Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.» (Лк 4:5-7) или «...всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.» (Мф 4:9)

И хотя здесь прямо говорится «Тебе дам власть...», о власти ли идёт речь? Власть подразумевается самим фактом царствования над территориями и потому не может выступать мотиватором. Если ты царь, власть тебе полагается априорно, и причём такая, какую нельзя попрать. Другое дело – если тебе во владение дарятся целые царства, тебе же отдаётся почитание и поклонение народов этих царств. В тебе видят властителя, детей воспитывают в духе поклонения тебе. А это уже – слава в чистом виде.

Вдобавок скажем, что если деньгам необходимо множиться, власти – укрепляться, то слава нуждается в расширении своего влияния. В этом смысле «множество царств» как нельзя лучше утоляет эту жажду.

Итак, мы имеем и третью параллель: человек искушается славой – как средством, благодаря которому он способен поселиться в умах многих людей, снискать в них поклонение и сделаться кумиром.

* * *

Из всего вышесказанного вытекает вполне резонная мысль: если раньше мы относились к искушениям Христа как к отвлечённой притче, повествующей, какими уловками враг рода человеческого пытался прельстить Спасителя, то теперь, проведя параллели с веком нынешним, имеем полное право взглянуть и на самих себя. Разве не с теми же самыми искушениями сталкиваемся мы повседневно? Разве не то же самое предлагается нам и сегодня?

Несомненно, размеры искушений широко разнятся: кому-то выпадает выстоять перед приманкой планетарного масштаба, а кому-то – одолеть навсего гомеопатическую дозу. Но сути это не меняет. Важно направление сердца. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Таким образом, возьму на себя смелость утверждать: человек постоянно сталкивается с теми же самыми искушениями, что и Иисус две тысячи лет назад. И современная психология охотно это подтверждает.

* * *

...Но что же отвечает Иисус?

В первом случае: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уcт Божиих» (Мф 4:4).

Во втором: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф 4:7).

В третьем: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4:10).

Обращает на себя внимание следующее: во всех трёх случаях Спаситель отвечает фразами из Второзакония (Ветхий Завет), – подтверждая тем самым Свои же слова из Нагорной проповеди: «Не нарушить закон пришёл Я, но исполнить». И хотя, как мы знаем, учение Христа сильно разнится с ветхозаветным, у Него были Свои причины ответствовать именно так. Но это – тема для отдельных размышлений.

* * *

Денис Смирнов, 21 июля 2016

Фолкленды, Гибралтар, базы в Африке: западные эксперты озвучивают версии относительно британских военных объектов, которые могут стать целями для ВС РФ
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Мировые СМИ подхватили известия о том, что по время «вызова на ковёр» посла Британии в России Н.Кейси дипломату была доведена однозначная позиция Москвы по поводу возможного применения У...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Обсудить
  • Деньги, власть и слава как попытки заменить Бога оказались попытками с негодными средствами.
  • А лень? Не мотивация уже?... Да хрен с деньгами, славой и властью... хочу всего и ничего не делать - не сегодняшняя ли мотивация слоя молодежи например?...
  • Вас мотивируют бездари? ....Несколько времени назад на глаза мне попалась информация о том, что современная психология укладывает поведение человека в три мотивационных русла, а именно: деньги, власть и слава...... Ржунемогу. Надо же, поведение дворника дяди Васи. оказывается, мотивируется тремя факторами - деньгами, властью и славой. А я-то думаю, че это оно отойти просит, когда метет - оказывается власти и славы хочет. Предлагаю реальные мотивирующие факторы: секс, голод и страх. Пишите новую статью.