Юрий Кофнер: Евразийство и боливаризм

3 2603

«No es nunca demasiado tarde, amigos,

para buscar un mundo nuevo, ¡vamos!».*

Raúl Menéndez. «Cordis Die», 19 de junio 2025.

Что евразийство для России-Евразии, то боливаризм для Латинской Америки. Или для «Нашей Америки» (исп. Nuestro America), как ее ласково называют боливарианцы, чтобы отмежеваться от своего северного соседа. В чем суть боливаризма и почему он является южноамериканской аналогией евразийства? Давайте посмотрим.

«Боливаризм» – идейно-политическое течение, возникшее в конце 1970-х годов в Венесуэле в небольшой группе молодых офицеров, которую возглавлял команданте Уго Чавес. Они занимались изучением речей, статей, писем, проектов, а также реальной политики латиноамериканского национального героя Симона Боливара. Многие идеи, поднятые Боливаром, показались им актуальными в современной действительности. Они выступали за построение в Венесуэле социального государства, основанного на принципах культурной самобытности, социальной справедливости, органичной демократии и народного суверенитета. [1]

Окончательное оформление боливаризм получил в конце 1990-х годов, когда произошло первое институциональное закрепление «левого поворота» и на президентских выборах 1998 года в Венесуэле победил Чавес.

История становления

Первое сходство обнаруживается уже при сравнении истории становления боливаризма и евразийства. Если первое выработали венесуэльские офицеры в 1970-х годах, то последнее возникло в 1920-х годах в небольшой группе русских интеллектуалов из среды белогвардейской эмиграции. Многие из них даже воевали во время Гражданской войны. [2] И если поводом для интеллектуальной деятельности первых послужил колониальный режим Северной Америки над Южной в целом, и над Венесуэлой в частности, то для последних это была Октябрьская Революция. Евразийцы всегда считали марксизм-ленинизм порождением западной мысли, и, следовательно большевистское правление — апогеем своеобразной вестернизации России.

Боливарианцы построили свою идеологию вокруг трудов генерала-освободителя Боливара. [3] Определенной такой аналогичной фигуры для почтения у евразийцев нет, зато можно выявить нескольких: Чингисхана, Александра Невского, Нила Сорского и Иосифа Волоцкого и других. Более того, если предшественниками евразийцев называют славянофилов во главе с Николаем Данилевским и Константином Леонтьевым, то предтечей боливаризма определенно является великий кубинский мыслитель Хосе Марти.[4]

Первую свою победу в Латинской Америке (но точно не последнюю) идеология Боливара одержала избранием Чавеса на должность президента Венесуэлы в 1998 году. Институционализация евразийства на постсоветском пространстве началась в 1994 году с знаменитого выступления Н.А. Назарбаева, президента Казахстана, где оно до сих пор является квази-государственной идеологией [5], и сделала титанический сдвиг вперед запуском евразийского интеграционного проекта в 2010 году. С этого же года в речах и поступках президента России В.В. Путина все больше прослеживается «евразийский» след. [6] Но кого же у нас считать евразийским Чавесом — прагматика Путина, философа Назарбаева, или кого-то другого? Или все еще грядет час евразийского Чавеса? Ответ на этот вопрос оставлю за читателем.

Идеологии

Как мы видим, история становления евразийского и боливарианского движений имеет свои сходства. Но в чем же их идеологическое родство? Стоит отметить, что как у евразийцев, так и у боливарийцев отсутствует вполне целостная система идей. Воззрения у обоих течений все время находятся в творческом становлении, отчего они зачастую весьма разнородны и представляют собой синтез различных учений и теорий. Тем не менее, у евразийства и у боливаризма вполне можно выявить несколько однозначных параллелей:

Градуализм

Понимание революции во взглядах боливарийцев эволюционировало от непосредственного его толкования как насильственного изменения порядка вещей к процессу глубокой мирной трансформации (участием в процессе парламентских выборов). Евразийцам сразу же была чужда жажда революции, ведь они испытали ее ужасы на собственной шкуре. Вместо этого они предлагали пошаговое превращение Советского Союза в Евразийский путем осторожного, но настойчивого внедрения евразийских концепций в умы правящих вождей. Такую тактику в последствии некоторые исследователи не безосновательно окрестили «евразийским бонапартизмом». [7] Евразийские статьи и действия Назарбаева, Путина и Ко. показывают, что их тактика в конечном итоге была увенчана успехом. И поэтому современные евразийцы действуют аналогично. Стараясь повлиять на руководство постсоветских стран они требуют эволюцию их внутренней и внешней политики согласно евразийской идеологии.

Континентальный суверенитет

Наибольшее родство наблюдается во внешнеполитической концепции боливаризма и евразийства. Её ядром служат концепции анти-западничества, многополярного мира и развития латиноамериканской и евразийской интеграций на основе антиколониальных и антикапиталистических идей. Сторонники обеих идеологий считают, что в условиях глобализации страны в отдельности больше не в состоянии защищать (или обрести) свой национальный суверенитет (С. Хантингтон). Поэтому, по их мнению, такая функция должна перейти от национальных государств к межгосударственным блокам размером в целый континент (К. Шмидт). Примерами таких зарождающихся континентальных объединений являются Евразийский, Европейский, Африканский союзы, Меркосур, НАФТА и т.д. Евразийство и боливаризм разделяют яркий анти-колониализм и могут считаться главными национально-освободительными движениям на соответствующих континентах. Если раньше это еще представлялось как борьба народов Юга и Востока против гегемонии Запада, то сейчас, в 21-м веке, это уже видится обеими группами как освободительная борьба всех народов мира, в том числе и западных, против мировой олигархии и «Нового мирового порядка». [8],[9]

Большой национализм

Исходя из постулата цивилизационного единства, оба течения должны были выработать своеобразную форму национализма, которая отмежевывается как от западного космополитизма, так и от «узкого» национал-сепаратизма. Евразийцы и боливарианцы особенно заботятся о сохранении разнообразия и самобытности коренных народов в условиях ползучей вестернизации, предлагая взамен сосредоточиться на развитии собственной культуры. В рамках данной концепции, которая у евразийцев называется «общеевразийским национализмом» [10], большие и малые народы одного цивилизационного пространства живут вместе, работают сообща и даже дополняют друг друга. При этом, оба движения отвергают модель американского плавильного котла или европейской толерантности. Россия-Евразия, как и Южная Америка представляют собой соборные сообщества («симфонические личности»), где каждый коренной народ, малый и большой, должен иметь полное право на свободное культурное развитие в пределах своей исторической территории.

Органичная демократия

В политическом плане для евразийцев и для боливарианцев ключевой является идея демотии, т.е. «демократии со-участия», которая по их мнению более справедлива, чем представительная демократия западных стран. Вместо многопартийной, парламентской системы, способствующей власти олигархии, они предлагают введение народных референдумов и иерархической системы советов. [11] Здесь чувствуется общая связь с идеалом советской демократии в Советском Союзе, которым одинаково восхищались и те и другие. В плане «экономической демотии» (подкрепляющей демотию политическую) современные евразийцы идут еще дальше, предлагая введение системы солидарного акционирования на предприятиях. [12]

Солидаризм

Казалось бы, что в взгляды боливарианцев и евразийцев на экономический строй должны резко различаться. Первые являются продолжателями идей марксимзма, в то время как последние, как уже сказано выше, активно противостояли большевизму. Но, увы, можно разными путями прийти к итоговой цели — к прекращению эксплуатации человека человеком. Боливарианский «социализм 21-го века» (или социализм нового типа), сформированный в русле латиноамериканской левой политической культуры [13], схож с евразийской концепцией экономики в следующих пунктах: 1) допускается смешанная собственность на средства производства при ведущей роли государства; 2) подчеркивается национальная специфика, напр. за коренными народами закрепляется право на традиционный образ хозяйствования; 3) градуализм в реформах; 4) уделяется повышенное внимание к социальным и экологическим проблемам общества; 5) демократизация предприятий, т.е. создание кооперативов и ассоциаций иного типа; 6) приоритет принципов духовного гуманизма; 7) суверенитет национальной экономики путем максимального использования внутренних возможностей и международного разделения труда, ускорения научного и технологического развития, национально-ориентированной политики Центрального банка, повышения производительности труда и т.д. В целом, боливарианскую и евразийскую модели экономики можно охарактеризовать как поиск компромисса между социальной справедливостью и экономической эффективностью. [14]

Религиозный антропоцентризм

Боливаризм и евразийство объединяет ярко выраженная «гуманистическая» составляющая, являющуюся костяком их мировоззрений. Духовный гуманизм отличается от либерального тем, что он покоится на вере в Бога, и именно из этого утверждения он выводит необходимость защиты свободы и достоинства человека. Главенствующей свободой человека в боливарианском и евразийском обществе признается «свобода на духовное развитие». Этому должны способствовать все ее части, а все, что этому препятствует, должно быть изменено. Поэтому обе идеологии отвергают и воинствующий атеизм-материализм марксизма, бездуховный гедонизм капитализма и тоталитарное подчинение фашизма. [15]

Заключение

Итак, мы видим, что по своему содержанию боливаризм и евразийство являются идеологическими братьями-близнецами на двух континентах. Несмотря на изначально кажущуюся левизну первых и правизну последних, они вместе являются попытками построения социально-справедливого общества на основе нового пути. Как четко по этому поводу выразился французский анти-империалист Ален Сораль - «слева с народом, справа по ценностям и всегда впереди»! Евразийство и боливаризм также являются ярчайшими примерами мирового национально-освободительного движения против мондиализма. Николай Трубецкой и Симон Боливар стоят в один ряд с величайшими борцами за суверенитет и равноправие народов мира: Махатмой Ганди, Сунь Ятсеном, Мартином Лютером Кингом Мл. и другими. Покоясь на религиозной основе, евразийство и боливаризм сделали огромный шаг вперед по преодолению пороков предыдущих трех идеологий — либерализма, коммунизма и фашизма. Этот шаг иногда называется «Четвертой Политической Теорией».[16] Тем нее менее, чтобы еще раз подчеркнуть их главный стержень — духовный гуманизм — евразийство, боливаризм и аналогичные теории стоит именовать «идеологиями Правды» или «правдничеством» (англ. «truthism»; исп. «verdadismo»), так как они направлены на развенчание неправды Нового мирового порядка и на утверждение правды Бога.

Юрий Кофнер

Председатель МОД «Молодая Евразия»

Москва. 10 марта 2014 г.

Примечания:

1. Кусакина М.В. «Боливарианский проект развития Венесуэлы». Журнал «Власть». № 11. Москва, 2007 г.

2. Один из лидеров евразийского движения, Петр Савицкий — воевал под Киевом и заместителем министра иностранных дел в правительствах Деникина и Врангеля. А Николай Алексеев, основатель правоведения в евразийстве, организовал логистику русских войск в Армении еще во времена Первой Мировой войны.

3. Симон Боливар (исп. Simón Bolívar, 1783-1830) — наиболее влиятельный и известный из руководителей войны за независимость испанских колоний в Америке. Национальный герой Венесуэлы. Генерал. Освободил от испанского господства Венесуэлу, Новую Гранаду (совр. Колумбия и Панама), провинцию Кито (современный Эквадор), президент Великой Колумбии (1819-1830), созданной на территории этих стран. В 1824 году освободил Перу и стал во главе образованной на территории Верхнего Перу Республики Боливия (1825), названной в его честь. Национальным конгрессом Венесуэлы провозглашён (1813) «Освободителем» (исп. El Libertador).

4. Марти Х. «Наша Америка». Нью-Йорк, 1891 г.

5. Кофнер Ю.Ю. «О внешнем и внутреннем евразийстве». Мюнхен, 2013 г.

6. Кофнер Ю.Ю. «Евразиец Путин». Анализ выступления президента России на Валдайском форуме. Москва, 2013 г.

7. Алексеев Н.Н. «Евразийцы и государство». «Евразийский временник». №5. Париж, 1927 г.

8. Трубецкой Н.С. «Русская проблема». Белград, 1922 г.

9. Чввес У. «Восстание против империи». Выступление президента Венезуеэлы на 61. Генеральной Ассамблее ООН. Нью-Йорк, 2006 г.

10. Трубецкой Н.С. «Общеевразийский национализм». «Евразийский временник». № 4. Париж, 1927 г.

11. Кофнер Ю.Ю. «От идеократии к эйдократии». Москва. 2013 г.

12. Лепехин В.А. «Солидарное акционирование». Москва. 2012 г.

15. Кофнер Ю.Ю. «Христианский платонизм в евразийстве». Москва. 2013 г.

16. Дугин А.Г. «Четвертая Политическая Теория». Москва. 2008 г.

* «Вперед, друзья. И новый мир искать еще не поздно». Из стихотворения «Улисс» Альфреда Теннисона.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • гм