Гул Земли и традиционная культура: утерянный путь

6 9794

Якуты, народ Саха, народ солнца, воздуха и света, один из немногих на земле, сохранивших аутентичность древних верований, дух их первозданности. И свободы, той, настоящей свободы, которая не вымучена в удушливой тесноте городов, а уходит корнями в глубину веков, проведенных на просторах, где гуляет удивительная сила... 

 

Потрясающая красота природы Якутии, это не просто пейзаж, это откровение. Это мир не рекламных буклетов, и не пестрой суеты, это эпифании и теофании - отрезки одухотворенного пространства, за которыми скрывается глубина. И дыхание Севера - чем дальше к Ледовитому океану - создает ощущение движения к пониманию того смысла, который понять в обычных широтах невозможно... Ведь там, за горизонтом, конец всему привычному... Там все не так... 

В солярных культах, лунных эпифаниях, в сакральном почерке пространства и времени, многообразии водных стихий, в богах Неба, растительности и рельефе местности - во всем этом человек издавна находил сокровенное содержание, которое напрямую связано с действительным духовным содержанием человеческой жизни и представляет собой ее истинный смысл. Это символы, которые человек использовал для обозначения архетипов, которые властно шевелятся в бессознательном, чтобы выйти на будничный свет в виде целеполагания. Человек, слышащий дыхание природы живет по настоящему.Самые древние верования людей вообще были созвучны земле, природе и видимо существовал какой-то другой путь развития. В силу разных причин этот путь остался не использованным.

Но отзвук этого альтернативного пути, его "низкочастотный диапазон" способно слышать человеческое ухо... Мы находимся настолько далеко от этого пути, что теперь это уже совершенно чужой, чуждый звук...По всей земле очевидцы фиксируют время от времени этот низкочастотный протяжный звук неизвестного происхождения. Он возникает как бы ниоткуда и присутствует везде. Низко летящий самолет, работа множества дизельных двигателей, движение огромной колонны бронетехники по далекой магистрали - все это довольно смутные определения очевидцев. В самом деле, с чем сравнить то, что не поддается сравнению ни с чем? 

У этого природного, вне всякого сомнения, явления существует множество версий - тут и таяние льдов - как разрыв связей между триллионами и триллионами атомов водорода и производящий характерный треск, и постепенное смещение полюсов планеты, и результат горных разработок вплоть до труб страшного суда - такой оркестр традиционных инструментов, настраивающий их перед премьерой. Гул могут образовывать литосферные плиты, залегающие глубоко под поверхностью и пришедшие в движение - этот гул может свидетельствовать о приближении землетрясения. Вся внутренняя "работа" планеты - перемещение потоков магмы, гравитационная деформация глубинных пластов и так далее выходит на поверхность в виде странных звуков. Это может быть и солнечная активность - потоки энергии в земной магнитосфере рождают акустические волны и эти волны накладываются на естественные шумы и производят звуковой фон.

Это может быть и реакция земной коры на проникающее радиоизлучение по типу американской установки HAARP и так далее - и много нам открытий чУдных готовит просвещенья дух...

Гул земли - волны VLF или ELF иногда могут изменить какие- то биологические функции организма и воздействовать патологически на центральную нервную систему. От простых головных болей до тошноты и гнетущих мыслей становится некуда деваться... Случайно ли это? Может быть этот звук помимо чисто "технического" воздействия активизирует весь бессознательный багаж психики и наружу, как из старого шкафа, просятся давно поросшие быльем скелеты, связанными с какими то изначальными задачами или склонностями нашим дальних предков, их неосуществленными мечтами?..

Это конечно, догадки, но, во всяком случае, не вызывает сомнений, что все это действительно звуки, которые издает сама планета, это есть ее голос, чем бы эти звуки не были вызваны. В результате ли деятельности человека или сама по себе - планета не беззвучна, как и окружающий ее космос.

И не случайно что волны тягучего низкочастотного звука - еще и принадлежность древних культов Центральной и Северной Азии - монголов, бурят, алтайцев, тибетцев, якутов. Вернее этот звук, обертон ("надзвук" или "сверхзвук") находится в связи с этими культами. Тибетцам и монголам повезло в том смысле, что новая вера (буддизм) не обрывала связи с тысячелетним наследием предков, а использовала их, традиции сохранили прямую преемственность, а древнее знание не превратилось в чистый фольклор. Так же и якутам - в свое время туда пришли русские казаки, а не испанские конкистадоры и не белые англо-саксонские протестанты. Были сохранены следы реального взаимодействия предков с природной планетарной средой, которые использовали эту акустическую экосреду для постижения собственного места в природном континууме. 

Ощущение смысла существования и достигается, по большому счету, во взаимодействии с природой, взаимодействие не путем ее разрушения, как это делает современная наука, а в результате сближения, идентификации, растворения в ней.На заре цивилизации люди находились внутри этой акустической ниши и их психика вибрировала согласно реальным звукам природы. Охота, рыбная ловля, еда, брак и рождение детей, домашние животные, хороводные танцы и сны - вплоть до понимания нарушений в них причинной связи, борьба с болезнями, защита от злых духов всех мастей - все имело священный статус. Каждое движение человека, каждая мысль и непреложный факт фиксировались и включались в священный круг.

Горловое пение, знаменитый варган и шаманский бубен - следы реального взаимодействия с окружающим миром.

 Уутай - Олена  Подлужная, виртуозно владеющая варганом и аутентичным пением народов Севера.

И пусть искусствоведы утверждают, что в западноевропейской симфонической музыке звучат какие-то мотивы реальной жизни - нет, в ней звучат только ассоциации. А они, как известно, у каждого свои. Кому-то концерт для скрипки с оркестром "Времена года" Антонио Вивальди покажется выражением тихого отчаяния по поводу каких-то событий из личной жизни, другому то же самое покажется просто темой из исторического фильма с каретами, начипуренными дамами и борьбой за власть между царствующими домами, третьего они вообще оставят равнодушным, не потрясут и не взволнуют, а четвертого вообще будут просто раздражать. И возможно никто из слушателей не станет ассоциировать эти гармонические звуки с определенным, заявленным автором временем года. Если написано или так учили, что вот здесь надо представить себе ночных бабочек или дельфинов - то это надо представить, потому что автор именно это хотел показать.

Как бы эффектен не был путь душ в Вальгаллу (Der Weg in Walghal), каков был не был апокалипсический размах этих звуков, каким бы очарованием они не обладали, может ли это буйство звуковых красок быть штормом на море или мрачным настроением наутро после корпоратива?

Конечно, может, может быть чем угодно и когда угодно. Эти звуки пусты - они только неразборчивая тень реальности, ее небрежная подпись, но не сама реальность. В этом нет ничего плохого, но это не голос самой земли, не зов предков, не шепот космоса. Это лишь голос или вопль самого индивида, оторванного от природы, замкнутого на себя, голос, объективированный на себя. Эта замыкание субъекта в себе самом. Он видит объекты в себе самом, вместо того, чтобы видеть их в реальном пространстве и живет в этом замкнутом "своем" мире. Это по сути просто хаос психического шума, приведенного к гармонии умелой рукой мастера, но не переставшего от этого быть шумом в голове индивида. Абсолютная субъективность уничтожает смысл существования, делает человека абсолютно слепым и глухим к потоку существования.

В свое время я много выезжал из города - много музыки было прослушано у рек и озер, от классики до рока и панка - и вся она никак не связана с окружающей средой, даже фолк инсинуации разных подвижников в деле возвращения народного достояния широкой массе городского населения. Вся в себе, существующая сама по себе, не совпадающая с таинственными ритмами природы. Тем более, что по сути в натуральных природных звуках всегда, как бы странно это не казалось, присутствует тишина. 

Промежуточное положение между европейской симфонической музыкой и голосом планеты в традиционных культурах занимает восточная, вернее "средневосточная" музыка - турецкая, арабская, отчасти индийская - народная, а не культовая, и так далее. Ее повторяющаяся монотонность для европейского уха иногда раздражающа, но в именно в ней звук настраивается на принятие каких-то откровений экосреды. Но только настраивается, а не принимает. Такие музыкальные кружки, закругленные силуэты, нарезаемые инструментами из пространства звуковой вселенной - только хождение рядом с цельностью восприятия, которая была утеряна в процессе развития.

Звуки, которые собирает сибирский шаман не вытесняют из сознания реальное содержание существования - это его реальный голос... Голоса земли - те же, которые издает сама планета и существа, населяющие ее, вплоть до бестелесных духов - произведений психики, освобожденной из плена концепций и находящейся в прямом контакте с бесконечным многоуровневым феноменом, который называется коротким и емким словом - жизнь. 

Современный индивид подчиняет себе лишь внешние проявления природы, ее механику, шаман подчиняет себе ее внутреннюю суть, он контактирует с демонами, духами, мертвыми - теми психическими феноменами в окружении прирученных настоящих стихий, где психика и материальный мир не имеют между собой четких границ - всем тем, от чего отмахивается и чего боится современный обыватель, что в виде неясных, бесформенных, но мощных и неуправляемых импульсов, страстей, эмоций подчиняет себе современного человека - беспомощного перед самим собой, перед демоном, которым является он сам... 

Истинным хозяином и чутким учеником на планете человек был когда-то, не сейчас - сейчас просто ребенок забрался в заветный буфет и радуется, восторгается сам собой, тем, как он ловко распечатывает и поедает что-то странное и вкусное... И что с того, что за радостью может последовать расплата в виде желудочных проблем или еще чего похуже... 

Только наука целенаправленно использует силы природы для познания ее же законов и использования ее для повседневных нужд, для того, чтобы усилить способность органов чувств и силу мускулов, но не может развить новые. Закон природы, открытый Бернулли, позволяет подниматься в небо многотонным крылатым махинам, но наша несчастная психика не развивается или развивается хаотично - ее мотает как щепку в потоке повседневности. И можно только фиксировать это мотание, наблюдать за ним и с важным видом делать выводы из уже свершившихся глупостей.

"У всякой эпохи своя собственная тема, имеющая значение лишь для нее и больше ни для какой другой." писал Освальд Шпенглер в "Закате Европы".

То есть каждая эпоха имеет свою собственную понятийную систему. Приходят другие времена и все меняется и каждый раз народы, если они относятся к историческим народам, видоизменяют смысл прошедшего в угоду настоящему, новой шкале понятий. И образы прошлого отражается в их сознании как в кривом зеркале. Так художники Возрождения переносили с помощью современной им символики библейские сюжеты в свое время и осмысливали их в духе современных им политических и социальных событий. Может быть поэтому между нашим прошлым и будущим не существует непосредственной ощутимой нами конкретно связи? Нить, связывающая будущее и прошлое, постоянно рвется... 

Между линиями пунктира должно находится что-то, что их связывает, но мы не видим этого чего-то, проваливаемся на каждом шагу и вязнем в фантомах собственного состояний. Может быть поэтому мы никак не можем попасть в "золотой век", потому что блуждаем в потемках собственных субъективных оценок, которым нет пути ни в будущее, покрытое таким же мраком, ни в прошлое, которое по сути закрыто от нас непроницаемым экраном, где отражаемся мы сами?

Мы вкладываем собственные мысли в головы путешественников и мореходов, в головы великих личностей, повлиявших на ход истории, мы не состоянии понять мотивацию древних народов и вкладываем в их пустые для нас образы собственные мечты, которые уже завтра исчезнут под напором никак не ожидаемых событий...

Поэтому человеческая история имеет дискретную природу. Поэтому и говорят, что история никого и ничему не учит. Как она может учить, если отвергнута связь человеческой истории с окружающим миром - природой, если каждый исторический персонаж это мы сами, теперешние, замкнутые на себя в своем познании. "Акустический эффект" природы для нас - чуждый звук...Что же может связать отдельные события, каждый раз переворачиваемые в угоду современности, в неразрывную цепь преемственности, чтобы на них учиться и делать выводы, а не спекулировать и не обольщаться обманчивым величием собственного гения? Только непосредственный контакт с природой поможет выйти из теоретических рамок естественного и сверхъестественного, преодолеть их как преодолевается потребность в теплой одежде простой сменой температуры окружающего воздуха. 

Я не говорю что родоплеменной строй лучше, чем феодальные отношения, хотя эта научная схема имеет связь с природной средой только чисто механически, на уровне хозяйственной смекалки и развития производительных сил. Но ведь возможно взаимодействие и на других началах - тех, которые выражали традиционные культуры далеких эпох.

Якутский эпос Олонхо:

И вот, почитаемая везде,

Небесная жизнедарящая мать —

Ньэлэгэлдин Иэйэхсит,

Ньэлбэн Айыысыт,

Белой, как молоко,

Кобылицей оборотясь,

С облака сошла,

Прискакала к урочищу первых

людей,

Прянула на дыбы,

Глянула в их золотое жилье,

В их серебряное гнездо.

И поемным лугом она

понеслась,

Посолонь кругом она

понеслась,

Трижды стойбище обежала

кругом,

Трижды фыркнула потом —

Пал на землю стодневный

Палящий зной...

А как трижды звонко

Пробежала она —

Выпала на три года окрест

Молочно-белая влага с небес...

Трижды шумно встряхнулась

она —

И маревом синим подернулась

даль...

(НБС, с. 27).

Это ведь была только материнская среда, где плавали зародыши другого будущего, дальше - развитие, поскольку ничего и никогда не стоит на месте. Движение человеческой истории внутри природной среды могло иметь и совершенно другие последствия. Эти предпосылки могли привести чем дальше, тем к большим расхождениям с тем мейнстримом, в плену которого мы находимся сейчас, вплоть до полного разрыва. Например доколумбовая Америка не знала колеса, и если бы не европейцы, то без этого колеса, с помощью других решений они пришли бы совершенно к другому вИдению - особенности такого развития трудно предсказать, но утверждать его можно без особого риска сильно ошибиться.

Но все возможно в этом мире. Каждое событие общественной жизни рождает ряд предпосылок, которые начинают раскрываться во все стороны и кто знает, может быть на каком-то этапе, под влиянием каких-то политических или социальных изменений или даже катаклизмов мы все вернемся на ту затерянную, но не исчезнувшую тропу? 

 


Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Картинки для субботы

Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
  • pretty
  • Сегодня 15:08
  • В топе

Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

Обсудить
  • Вы о каких звуках упоминали? Об этих? Странный гул по всей планете - YouTube youtube.com›watch?v=fLT5rCRnX2k
  • Трубные звуки - это первозвуки существ призванных к жизни - планетарного реестра....те самые громовые....в общем это их рождение - первовздох так сказать....они большие и в других координатах инициируются к жизни...но их первозвук проникает из служебных координат в наши...
    • Sage
    • 26 ноября 2018 г. 00:34
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Переход от первичного личного следования Природе к навязанным религиями верам в чужую Волю и чужое знание, привело к снятию личной ответственности
  • Забрал себе, перечитаю еще раз