Мир без войн и «кафиров», будет ли мир другим?

36 7987

В исламском мире, а именно в богословии, как на мой взгляд православного священника, происходят очень важные вещи для всего мира, и, к сожалению, это не стало массовым информационным поводом обсуждений и пропаганды даже в исламских СМИ. В контексте межрелигиозных отношений на почве которых возникают «священные» войны, данные решения дают залог для мира в будущем. Об этом мы сейчас поговорим.

Все, как известно, начинается с головы, и дело здесь вот в чем.

В Саудовской Аравии, в стране двух величайших и главных святынь всего исламского мира, значение влияния богословской мысли и религиозного законодательства на исламский мир трудно переоценить.

В 2007 г. авторитетный исламский богослов Абдулла бин Сулейман Аль-Манеа, член Совета старших ученых, сделал заявление: «мусульманам разрешается входить в церкви (христианские), чтобы осмотреться и получить больше знаний об этих местах поклонения. Когда Омар бин Аль-Хаттаб, второй мусульманский халиф, отказался молиться в храме Гроба Господня в Иерусалиме, потому что он не хотел, чтобы мусульмане беспокоили христиан в их церкви. Вместо этого он молился в близлежащем районе, где была построена мечеть с именем Мечеть Омара. Тем не менее, Омар не сказал, что мусульмане не могут войти в церкви».

(Фото взято из открытых источников: исламский богослов Абдулла бин Сулейман Аль-Манеа, член Совета старших ученых)

Тем самым Аль-Манеа фактически признал сакральность действий (молитв, служб) и само религиозное культовое здание другой религии, как «место поклонения Богу».

Уже в начале ноября 2017 г. тот же богослов издает прогрессивную фетву*, в которой указано, что мусульмане могут молиться в шиитских или суфийских мечетях, христианских церквях или синагогах. А христиане могут молиться в мечетях, но кроме мечети в Мекке. Он отметил, что все земли принадлежат Богу, и процитировал слова Пророка: «Земля стала местом поклонения и средством очищения для меня».

*Фетва — в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, правовому вопросу, основываемое на принципах толкования шариата (фикха). Фетва и шариат являются оригинальными источниками исламского права.

Абдулла бин Сулейман Аль-Манеа говоря об этой фетве добавил: «Ислам - это религия терпимости и милосердия, а не насилия, нетерпимости или терроризма… мусульмане должны распространять истинный ислам в его терпимом отношении к людям из разных религий».

Что касается обращения с немусульманами, Аль-Манеа привел случай: «Когда Пророк принял делегацию христиан из Наджрана в своих мечетях, он позволил им совершать свои собственные молитвы перед Иерусалимом». Аль-Манея также привел другие высказывания Пророка, которые отражали его доброту и милосердие к немусульманам.

Удивительный факт, где и при каких обстоятельствах принимают такие постановления?

Несколько исторических и религиозных штрихов о Саудовской Аравии (далее – СА).

СА – это страна абсолютной монархии, а ее короли хранители двух святынь Ислама. Это богатейшая страна, которая имеет сильное влияние не только на исламские страны, но и в мире.

Официальной религией в СА является суннитское направление ислама Салафия. Салафиты ориентированы на веру ранней мусульманской общины и отвергают все позднейшие нововведения: салафиты запрещают паломничество к могилам святых, считая его поклонением мёртвым; празднование дня рождения пророка Мухаммеда рассматривают как нежелательное и порицаемое. Взывание к пророку Мухаммеду, другим пророкам и праведникам ислама является для них одним из проявлений ширка (многобожия).

Например: в 1998 году саудовские власти, в рамках проводимой кампании по уничтожению идолов, распорядились сровнять с землёй и залить бензином могилу матери пророка Мухаммеда – Амины бинт Вахб, что привело к резкому осуждению этих действий мусульманами во всём мире.

Религиозно-государственной идеологией в СА является ваххабизм – радикальное религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся еще в XVIII веке. ДАИШ (ИГИЛ – запрещенная в РФ организация) – это детище СА, в основе которого лежит салафизм и политико-религиозная идеология ваххабизма, поэтому уничтожение даже исламских святынь для них священно. Многие общественные исламские политические организации были организованы СА и щедро финансировались ею. Например, СА стала одной из трех стран, установивших в 1997 дипломатические отношения с афганским движением «Талибан» (организация, запрещенная в РФ). Во время Чеченского конфликта в мечетях СА открыто стояли ящики для сбора пожертвований на «священную» войну против кафиров в России. А поджоги православных храмов кряшенов в Татарстане в 2014г. было совершено, как установило следствие, последователями ваххабизма. Тогда по мечетям Татарстана стояли ящики с просьбой пожертвовать на разрушенные храмы.

(Фото взято из открытых источников: наследный принц Мохаммед ибн Солман)

А теперь представьте себе, что за чудо произошло, что в такой стране вдруг появляется такая фетва! Это стало возможным благодаря поддержке наследника дома Саудитов принца Мохаммеда ибн Солмана, который в борьбе за престол убрал с политической арены страны партию салафитов-фундаменталистов, по сути, разорвав старый союз идеологии имамов-ваххабитов и прежней правящей династии.

Следующим ярким шагом к межрелигиозному миру после фетвы Аль-Манеа можно считать подписанную мирную декларацию в Абу-Даби (ОАЭ) 4 февраля 2019г. о «Человеческом братстве за мир во всем мире и совместную жизнь» между Папой Римским Франциском и Великим Имамом аль-Азхар Ахмед эль-Тайеб.

В документе призываются «все люди, которые верят в Бога и веру в человеческое братство, объединиться и работать вместе, чтобы служить для будущих поколений под руководством культуры взаимного уважения в осознании великой божественной благодати, которая делает всех людей братьями и сестрами».

(Фото взято из открытых источников: подписание мирной декларации в Абу-Даби (ОАЭ) 4 февраля 2019г. о «Человеческом братстве за мир во всем мире и совместную жизнь» между Папой Римским Франциском и Великим Имамом аль-Азхар Ахмед эль-Тайеб)

В документе осуждаются все практики и политика, наносящие ущерб человеческой жизни и свободе. В параграфе о свободе человека говорится: «Бог желает религиозного многообразия. Плюрализм и разнообразие религий, цвета кожи, пола, расы и языка воля воли Бога в его мудрости, посредством которой он сотворил людей… Эта Божественная мудрость является источником, из которого вытекает право на свободу веры и свободу быть разными. Следовательно, тот факт, что люди вынуждены придерживаться определенной религии или культуры, должен быть отвергнут, как и навязывание культурного образа жизни, который другие не принимают».

Такая декларация не оставила в стороне современных выдающихся и авторитетных мусульманских богословов. Шейх Якут Чолил Кумас заявил, что декларация Абу-Даби требует «решительного продолжения» с действиями, а не быть просто словами.

Лидер индонезийских суннитов Председатель центра молодежного движения «Ансор», базирующегося в Индонезии, Якут Чолил Кумас сказал, что он был «взволнован», когда Папа Франциск и Великий Имам аль-Азхар Ахмед эль-Тайеб подписали в феврале декларацию в Абу-Даби «Человеческое братство за мир во всем мире и жизнь вместе», потому что это выражает видение «сострадательного (гуманитарного) ислама», за который его организация выступала на протяжении десятилетий.

Через несколько недель после этих событий в Абу-Даби Нахдлатул Улама провело в Индонезии конференцию, на которой присутствовало более 20 000 мусульманских ученых!!! 

На этой конференции мусульманские священнослужители и ученые выпустили «иджтихад»*, в котором излагались теологические мотивы, запрещающие использование термина «кафир», означающего «неверный», для описания своих сограждан.

*Иджтихад – это результат деятельность богослова (-ов) в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом, а также степень авторитетности самого учёного (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.

У Якут Чолил Кумаса есть конкретные рекомендации относительно конкретных шагов по достижению христианских устремлений к миру и человеческому братству. Он приехал в Рим, чтобы поделиться ими с Папой.

(Фото взято из открытых источников: Шейх, Председатель центра молодежного движения «Ансор» Якут Чолил Кумас с христианским священником в Индонезии)

Вот что Якут Чолил Кумас заявил: «Мы не можем просто делать вид, что в исламских взглядах нет проблем. Там есть проблемы. Вы должны признать это, чтобы мы могли работать над решением. Если вы не признаете проблему, вы не сможете ее решить… В обществах с мусульманским большинством вы можете увидеть больше случаев дискриминации и преследования меньшинств … поэтому исламскому миру необходимо развивать всю религиозную систему, которая будет гармонично интегрировать исламский мир с остальным миром… Нам нужно, чтобы мусульмане воспринимали других как людей, братьев по человечеству. Мы не должны нападать на основании разных идентичностей».

Встреча состоялась 25 сентября. Шейх представил Папе письмо и несколько документов от Нахдлатул Улама, содержащих рекомендации относительно того, как ученые-мусульмане пытались решить «проблемные элементы в исламской ортодоксальности», чтобы создать более гармоничное мировой порядок с «уважением равных прав и достоинства каждого человека».

В документах, представленных Папе, излагается «практическая дорожная карта» для достижения целей, сформулированных в Папском документе о человеческом братстве: «запрещение использования термина кафир (неверный) для описания своих сограждан; подтверждать легитимность национального государства и законов, созданных в результате современных политических процессов; обязательство мусульман стремиться к миру как религиозному обязательству; и предоставление подробных рамок для приведения исламского учения в соответствие с нормами 21-го века».

Если говорить, по сути, то теперь законы шариата предоставлены в новом качестве.

Саудовская Аравия не осталась в долгу не только перед индонезийскими мусульманскими богословами, но и перед всем миром, они пошли дальше.

На заседании 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 25 сентября 2019г. представитель СА заявил о пожертвовании 3 млн. долл. США на поддержку плана действий, мероприятий и программ Альянса цивилизаций ООН (UNAOC) на ближайшие три года по культурной и межрелигиозной толерантности. UNAOC стремится улучшить взаимопонимание и сотрудничество между нациями и народами в разных культурах и религиях в дополнение к противодействию поляризации и экстремизму.

(Фото взято из открытых источников: постоянный представитель СА при ООН Абдалла аль-Муалими)

В своем выступлении постоянный представитель СА при ООН Абдалла аль-Муалими заявил: «Сегодня в мире наблюдается множество конфликтов, некоторые из которых являются результатом роста ненавистнических высказываний и растущих идеологий насилия во многих странах мира. Это привело к террористическим нападениям на святые места и молитвенные дома (церкви), а также к убийству ни в чем не повинных людей. Мы должны верить, что религиозное и культурное разнообразие в человеческом обществе не оправдывает столкновения. Это требует установления цивилизованного партнерства и наведения мостов общения и диалога.

Инициатива UNAOC стала позитивным шагом к продвижению благородных ценностей, строительству мостов любви и мира, устранению всего, что нарушает святые места, и обеспечению безопасности молитвенных домов (церквей)».

В подтверждение того, что иноверцы уже не кафиры, 27 сентября в СА королем издается новое разрешение посещения великих исламских святынь (Мекки и Медины) уже не по религиозному признаку (религиозной визе) и в определенные дни, а по туристическим визам, которые может получить любой человек! Значительно урезаны права «полиции шариата», которые должны теперь при виде нарушений «вежливо и ласково» увещевать нарушителей. Женщинам разрешат посещать страну без сопровождения родственников мужского пола и ношения традиционного арабского платья (но в скромной одежде).

Как мы видим, такое постановление пошло дальше, чем фетва саудовского богослова Аль-Манеа, которая как, вы помните, разрешала христианам посещать разные мечети кроме Мекки.

(Фото взято из открытых источников: Президент России В.В. Путин в Турции процитировал Коран)

Не могу оставить без заметки событие в исламском мире, которое связанно с нашим президентом Владимиром Путиным, процитировавшим Коран отвечая на вопрос об атаке на нефтяные объекты в Саудовской Аравии: «Находясь здесь, в Турции, стране с преимущественно мусульманским населением, не могу не вспомнить строки из священного Корана, где сказано: «Вспомните милость Аллаха. Вы когда-то были врагами, Аллах примирил ваши сердца и сделал вас братьями».

Из Евангелия по этому поводу мне вспоминаются слова Христа: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).

Как повлияют данные шаги мусульманских богословов и шейхов на дальнейшую историю мира?

Однозначно мир будет другим, но не сразу. В первую очередь, это нужно самой Саудовской Аравии и другим мусульманским странам, да и у нас в России.

Будучи посетителем ряда социальных сетей, где есть чисто исламские группы, мне приходится видеть (читать) общение молодых людей, которые, к сожалению, радикально и с ненавистью отзываются о других вероисповеданиях и употребляют с надменностью термин «кафир». На мои попытки здраво пообщаться, выслушивал в свой адрес угрозы и религиозного плана унижения; я понимаю, что не все молодые люди мусульмане таковые, но откуда-то они питаются такой ненавистью?..

Так Бог даровал мне, что у меня самые прекрасные чувства, глубокое уважение и благодарность мусульманам, потому что человек – это поступок. В городе, где я был настоятелем, православный храм построил мусульманин. Он раньше был сиротой, а став богатым решил отремонтировать городу дорогу и ряд социальных зданий, в том числе построить мечеть, но так как там не было мусульман, он построил православный храм в честь святого Николая Чудотворца, мотивируя тем, что это общий любимый святой у христиан и мусульман.

Так вот, эта статья как раз предназначена актуализировать последние достижения в диалоге мусульман с немусульманским миром, и для этого есть прекрасные богословские и правовые поводы, и прекрасные поступки, которые при нашей доброй воле даруют миру мир! Для нас граждан страны, это повод задуматься о ценности великого Божьего дара – мира в общем нашем доме – Россия!

В итоге, будет ли мир другим, зависит от каждого из нас…

Автор: доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук, протоиерей Олег Трофимов

Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, из-за гонений в Украине я лишился имущества, жилья, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153

Статья написана для группы Стеб в КОНТе https://cont.ws/jr/kjkjj 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Дорогие друзья предлагаю вашему вниманию 2 моих последних статьи: 1) Открытое обращение к старообрядцам: иерархам и мирянам https://cont.ws/@1974id282675289/1466876. 2) Мир без войн и «кафиров», будет ли мир другим? https://cont.ws/@1974id282675289/1466875 Приглашаю вас посетить мою страницу https://cont.ws/@1974id282675289.
  • :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • " это не стало массовым информационным поводом обсуждений и пропаганды даже в исламских СМИ" - к сожалению это правда как написал автор. статья хорошая :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • Те "мусульмане" которые привыкли жить войной , все эти фетвы им не авторитет, вот остатки ИГИЛа же существуют, почему они не читают эту фетву авторитетного богослова?