Пост: родиться для Рожденного.

41 3806

Церковь Христова для спасения души человека призывает к исполнению святых постов. Один из них Рождественский пост. Так в чем же его суть и отличие от других постов?

Пост, по учению Церкви, является видом воздержания, цель которого это борьба со страстями, т.е. с теми последствиями, которые изменили природу человека и мир.

Антропология и онтология поста.

В Раю повеления Бога воздержаться «от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт.2:15-17) сводились к испытанию человека его воли и послушания. В этом воздержании скрывались все добродетели (смирение, послушание, целомудрие, нестяжательство, рассудительность, покорность, терпение, кротость, смиренномудрие, духовное бодрствование, любовь к Отцу небесному), которые должны были раскрыться и процвести в душе человека и усовершенствовать его. Но данная заповедь для человека была дана таким образом, что это было добровольное дело человека.

Неверие Богу и невоздержание человека (эти действия в Адаме и Еве были неразделимы) привели человека к потере Рая, как места пребывания, так и райского качества природы человека, потому что все грехи – антипод перечисленных выше добродетелей вселись в душу человека. А вместе с человеком изменился и мир. Человек умер для Рая, человек умер духовно (Быт. 2.17), он перестал быть в иерархии сотворенного бытия царем, а мир перестал быть по отношению к человеку послушным.

С грехопадением человека в мир приходят страдания, болезни и смерть. Мы стали смертными.

Спасение человечества.

Бог не оставляет в таком бедственном положении человечество, Он еще в раю после грехопадения дает людям пророчество: «семя жены сотрет главу змия» (Быт.3:15).

Человечество в лице Девы Марии вновь испытывается на веру и послушание, и Она ответила Богу: «се раба Господня, пусть будет по слову Твоему» (Лк. 1:38).

Свершилось! Великая благочестивая тайна - Бог явился во плоти (1Тим.3:16). Но перед тем, как это должно было свершиться, человечество тысячелетиями томилось в ожидании и в богоискании.

Установление Рождественского поста.

Из истории Рождественского поста известно, что он был установлен с первых веков христианства, а с четвертого века был принят к обязательному соблюдению. Окончательный устав о продолжительности поста был сформирован только в 1166 году, по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга он повсеместно стал сорокадневным.

Святой прп. Симеон Солунский (конец XIV середина XVI вв) говорит: «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Устав трапезы в Рождественский пост.

Рождественский пост разделяется условно на три периода.

Первые три недели, до 19 декабря — памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам есть разрешение на рыбу. Понедельник, вторник, среда — пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого).

Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям.

Последние 5 дней, в Предпразднество Рождества Христова, устав по своей строгости аналогичен с Великим постом. Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре, так как ради памяти особых святых могут встречаться некоторые послабления.

Особый день накануне великого праздника — 6 января по н.с., Рождественский сочельник.

Этот день особенно строгий, не садятся за трапезу до появления «первой звезды». Первая звезда на небе – это воспоминание того события, что именно звезда привела царей-волхвов к Рожденному Богомладенцу, а практическое значение воздержания в пище в этот день происходит до окончания вечерней службы.

Так с благоговением вспоминаем мы явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца.

По обычаю в Малороссии в этот день на стол ставят 12 постных блюд. 12 блюд на рождественский стол символизируют и количество апостолов, и количество месяцев в наступающем году.

В этот день употребляют сочиво, еще его так же называют кутья.

Сочиво — это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня — сочельник. «Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но еще и сок; или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.

Наше участие в Рождественском посте.

Этот пост установлен для того, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и просветившись, таким образом, душой и сердцем, могли мы достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Небо сошло на землю, чтобы нас возвести на Небо. Соблюдение Рождественского поста рождает нас вновь для Рожденного Рая.

Автор: доктор богословия, писатель-публицист протоиерей Олег Трофимов. 

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, который я пытаюсь четно заработать, из-за гонений в Украине я лишен имущества, жилья, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153 

Предлагаю вам ознакомиться с моими свежими статьями: Сакральная жертва «Небесной сотни», как форма поклонения народа дьяволу https://cont.ws/@1974id282675289/1515977 Пост: родиться для Рожденного https://cont.ws/@1974id282675289/1515975

Прошлые статьи: Эсхатология; «игры разума» по-украински и Мировая война. https://cont.ws/@1974id282675289/1493251, День Казанской иконы — это день Божий, а «День единства» нужно еще у Бога заслужить! https://cont.ws/@1974id282675289/1493257, «От РПЦ – для Афона рукоположить 2-х епископов»! Или кто предатель? https://cont.ws/@1974id282675289/1480680 Старообрядцы убийцы России, или основатели СССР? https://cont.ws/@1974id282675289/1480676 Открытое обращение к старообрядцам: иерархам и мирянам https://cont.ws/@1974id282675289/1466876. 



Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить