Православная Церковь передала нам бесценное сокровище – практику святыми мужами молитвы по соглашению. И об этом мы узнаем из святоотеческой литературы и экзегетики.

Молитва по соглашению – это молитва совершаемая в одно время группой людей с прошением о одной цели и основывается она на словах Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Но, оказывается, что во время молитвы по соглашению принимают участия не только земные люди, но и небесные святые мужи и ангельский мир.
Об этом говорит святитель Василий Великий (4в.) в Слове на 40 мучеников.
«Сколько употребил ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! – И вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20); а где сорок, там усомнится ли кто в присутствии Божием? К сорока мученикам прибегает утесненный, к ним притекает веселящийся; один, чтобы найти избавление от трудных обстоятельств, другой, чтобы охранялось его благополучие. Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему – здравия» (Василий Великий, свт. Избранные творения. Нравственные правила и беседы. Белорусский Экзархат Московского Патриархата. Минск 2014. С.302-303).

(Иконы свт. Василий Великий и Сорок Мучеников)
Итак, со слов святителя, Сорок мучеников «воссылают согласную молитву», эта молитва по соглашению небесная соединяется с земными членами Церкви: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20); а где сорок, там усомнится ли кто в присутствии Божием?». Поэтому молитва по соглашению святых являет здесь на земле свою помощь: «Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему – здравия».
Кога мы читаем экзегетический труд безупречного авторитета Церкви блж. Фофелакта Болгарского его толкователя Святого Писания, а именно в данный момент книги Деяния, то он совместную молитву Апостольской Церкви называет молитвой по соглашению. Святитель в толкование книги Деяния гл.12, ст. 15 совершает в контексте места Писания – Евангелия от Матфея гл.18, стихи 19-20, где в словах Спасителя идет речь о молитве по соглашению
«У каждого есть ангел. Со всяким верующим в Господа постоянно пребывает ангел, если только мы не отгоняем его злыми делами; потому что как дым заставляет удаляться пчел и как зловоние отгоняет голубей, так и смрадный и причиняющий много слез грех отдаляет от нас ангела. А они ожидали, что это – ангел, соображаясь со своим положением; потому что говорится: «ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них (Мф. 18, 20). А где Христос, там необходимо быть и архангелам, и прочим силам» (Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Апостол. Летопись. Москва 2016. С.88-89).

(Иконы блж. Фофилакт Болгарский и Ангельский мир с Иисусом Христом)
В этих стихах книги Деяния идет речь о усиленной молитве Апостольской Церкви, благодаря чего освободился от уз апостол Петр, к нему пришел ангел и освободил его. Святитель говоря о молитве по соглашению (Мф. 18, 20), в этом истолковании выводит очевидную истину – во время молитвы по соглашению «присутствует Христос архангелы и прочие силы».
То, что во время молитвы по соглашению соединяется Церковь Небесная и Земная, можно увидеть из Евангельских хронологических событий, перед тем как даровать молитву по соглашению было явлено в Преображении. Господь являет свое Божество на горе Фагор, вводит апостолов в соборное молитвенное общение Церкви Небесной и Земной.
Именно таковое понимание раскрывает нам прп. Ефрем Сирин (4в.) – «гора стала образом Церкви»: «И взирали друг на друга: пророки – на апостолов, апостолы – на пророков. Увидели там друг друга, главные вожди Завета Ветхого главных вождей Завета Нового… Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь» (Ефрем Сирин, прп. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сергиев Посад. 1895. С.54.)».

(Икона Преображение Господне)
Вот они – Церковь Ветхого и Нового Заветов – «двое» – Ветхозаветные пророки Моисей и Илия и «трое» – Новозаветные апостолы Иаков, Иоанн и Петр, собранные во имя Христово (Мф. 18, 19-20)! Молитва по соглашению которая была дана Господом становиться. Как бы формулой Преображения, формулой соединения Церкви Небесной и Земной.
Преддверии молитвы по соглашению предшествует Фагорский свет, свет соборной Фагорской молитвы, где молитва созерцательная соединена одновременно соборной молитвой апостолов и пророков. Об этом ясно и очевидно говорит святитель Григорий Палама (13-14вв.): «Во время же молитвы Он таким образом просиял и неизреченным образом открыл избранным из Учеников неизреченный этот Свет, в то время, как при этом присутствовали верховные из Пророков, дабы явить, что молитва является подательницей этого блаженного видения, и дабы мы познали, что чрез приближение к Богу, достигаемое добродетелью, и чрез единение с Ним нашего ума, происходит и является это Осияние, даваемое и зримое для всех тех, которые путем усердного доброделания и чистой молитвы, непрестанно простираются к Богу» (Григорий Палама, свт. Омилия 34. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Издание братства Иова Почаевского. Монреаль 1974. Ч.2. С.88).

(Икона свт. Филарета (Дроздова))
Господь учит нас соборности, учит молиться друг за друга, святитель Филарет (Дроздов) (18в.) дает широкое истолкование на слова Спасителя о молитве по соглашению (Мф. 18, 19-20), где делает выводы: «И так не отрекайся от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можешь: но в самом дел опасайся, что не умолишь о себе, если за других молиться не будешь. Если каждый о себе только молиться будет; то каждый останется только со своею молитвою, хладный с хладною, немощный с немощною: но если каждый будет молиться за всех; то каждый вспомоществуем будет многомощною молитвою всея Церкви Христовы и всех Святых Божиих. Молю убо совершать молитвы за вся человеки» (свт. Филарет (Дроздов). Слово в день венчания на царство, и миропомазания Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича Говорено в Успенском Соборе 15 сентября 1823. Журнал «Христианское чтение, издаваемое при СПб Духовной Академии». СПб 1840. Ч. 3. С.227-244).
Молитва по соглашению, согласно учению святых отцов, это соборная, апостольская церковная многомощная молитва. Православная Церковь передала нам бесценное сокровище – практику святыми мужами молитвы по соглашению, нам остается только пользоваться таковым сокровищем присоединившись к движению соборной молитве по соглашению.
Автор: доктор богословия, писатель-публицист, протоиерей Олег Трофимов
Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, находясь в трудном положении, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153
Оценили 67 человек
126 кармы