• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Спектакль «Я убил царя» в Театре Наций. Актёр Евгений Миронов: «Расстрельный колодец всё ещё открыт… Мы не покаялись в расстреле царской семьи. И в миллионах смертей следом за их расстрелом»

237 3392

«А потом в сером бетонном, исчерканном пулями колодце времён мне встретилась Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Рассказала, глядя глаза в глаза из-под белого монашеского клобука, как её брали в Марфо-Мариинской обители на Ордынке в 1918 году, на третий день Пасхи. Как чекисты отбивали прикладами руки сестёр, окруживших настоятельницу. Как их расстреливали в Алапаевске на краю шахты. Как они умирали на дне шахты ещё несколько часов.

Я перевела красный прицел курсора. Фертом выскочил из серого бетона товарищ Свердлов. Подчеркнул не без щегольства: у него есть совершенно секретные распоряжения о будущей участи Романовых. Официально — семья погибнет при эвакуации, да-с…

Колодец кружился. Выхода из него, многометрового, не было».

«Я убил царя» — премьера Михаила Патласова в Новом пространстве Театра Наций (от редакции: спектакль прошёл в ноябре – декабре 2019 года). В роли императора — Евгений Миронов.

«Мультимедийный спектакль» очень необычен технически. В кирпичном допетровском подвале Нового пространства Театра Наций стоит голографическая, светящаяся над черным лаком постамента, подсвеченная алым голова. В черты не вглядываешься. Думаешь о «пуле в лоб»…

Зрители сидят вокруг. Каждому выданы — вместо повязки на глаза — черные тяжелые мультимедийные очки и наушники. В очках плавает алая точка, потом возникают красные манекены, точно с плаката, потом создается довольно убедительное ощущение: ты в колодце. Сером, очень глубоком. По стенам колодца медленно плывут старые фотографии. На каждую можно нажать курсором — и откроется тщательно снятый эпизод событий в Екатеринбурге 1918 года. От Ипатьевского дома до сожжения тел семьи Романовых у Ганиной ямы. О расстреле царской семьи говорят цесаревич Алексей, его сестры, император и императрица. И расстрельная команда. И авангард восставшего народа, руководители всего произошедшего в подвале Ипатьевского дома — т. Свердлов и т. Голощекин.

И «колчаковский» следователь Соколов, первым изучивший историю расстрела царской семьи, написавший об этом бесценную для историков книгу и погибший в 1924 году во Франции при крайне неясных обстоятельствах. И убитый в лесу под Пермью в июне 1918 года Великий князь Михаил Александрович. И нынешние поисковики в штормовках.

Спектакль «Я убил царя» в Театре Наций

Часть эпизодов — монологи. Другие сцены сыграны: от домашнего спектакля арестованных, чеховского «Медведя» до расстрела.

Прошлое в цвете «наводится» на все четыре стены колодца. Зритель на вращающемся кресле волен смотреть на расстрельщиков и на жертв.

Эпизоды прекрасно сняты: оператор-постановщик Андрей Ковалев реконструировал систему съемки С.М. Про­кудина-Горского (1863–1944), первого классика цветной фотографии в России, оставившего фотолетопись Российской империи начала XX века. Особая четкость и обаяние старинной съемки заново воплощены в видео Театра Наций 2019 года.

Автор идеи и режиссер проекта — Михаил Патласов. Сквозная тема петербургского режиссера-документалиста — история России. Или, возможно, наше настоящее как дитя нашего прошлого. Со всем его генокодом.

Патласов очень остро чувствует эту тему. «Золотую маску» получали его спектакли «Антитела» (хроника убийства петербургского антифашиста Тимура Качаравы) и совершенно блестящий «Чук и Гек» в Александринском театре. Это взрослый «Чук и Гек»: да, неуемные мальчишки едут к отцу-геологу, но из тайги за окнами вагона встает подлинный СССР конца 1930-х. Документальная хроника времен ГУЛАГа плотно окружает сказку Гайдара.

В проекте «Я убил царя» императрицу Александру Федоровну играет актриса Александринского театра Ольга Белинская. Последнего императора, как уже было сказано, — Евгений Миронов. Для худрука Театра Наций проект «Я убил царя» в определенном смысле — продолжение документального проекта «Красное колесо» (там Миронов сыграл В.И. Ленина — уютного, склочного, почти бессильного Ильича-эмигранта с узелком пирожков).

Но тут можно найти и родство с недавней «Иранской конференцией» Ивана Вырыпаева и Виктора Рыжакова на большой сцене театра. Да, «Иранская конференция» — спектакль о настоящем и будущем. Но это единая река времен… просто пробы воды на анализ берутся в разных точках.

Для Театра Наций история России XX века (и наше будущее как прямой результат нашего прошлого) — одна из сквозных и важных тем.

Спектакль «Я убил царя» в Театре Наций

Евгений Миронов:

«Здесь необходим зритель. Он не сидит дома, попивая кока-колу и смотря что-то там про ужасы XX века. Нет! Он сидит в старинном кирпичном подвале Нового пространства Театра Наций. На неудобном стуле. В тяжелых черных очках: через двадцать минут они начинают давить. В наушниках. И даже не понимает до конца, куда смотреть: направо или налево?

В спектакле — самая совершенная для театра технология. В стране сегодня нет аналогов. И эти технологии, даже их неудобство, дают вовлечь человека в действо: нервно, психически, эмоционально. Я сам это сейчас почувствовал, хотя хорошо знаю материал. Мы два года над этим работаем.

В 1919 году, когда Колчак занял Екатеринбург, убийство царской семьи расследовал Николай Соколов. С 1990-х расследование продолжает Владимир Соловьев. Следователь Соловьев и судмедэксперт Никитин — консультанты спектакля. Режиссер Михаил Патласов много раз ездил в Екатеринбург. Говорил с людьми, обнаружившими останки Марии и Алексея. За нашим проектом — очень большой документальный материал!

Теперь: зачем это нужно? Да ведь мы не знаем свою историю. У нас, по-моему, Ленина с Гагариным уже путают. Или Ленина с Николаем II. В нашей стране не было покаяния. Мы лихо его перешагнули в 1990-х, занялись челночным бизнесом. Мы не покаялись в расстреле царской семьи. И в миллионах смертей следом за их расстрелом. Мы не помним азбучные для истории России вещи.

Как можно было про это забыть? Это преступление — уже наше, сегодняшнее — забыть про это. И меня это волнует, что мы такие гады.

Что мы живем, продолжаем жить, а ХХ век просто забыли.

Спектакль «Я убил царя» в Театре Наций

За «очень мультимедийными технологиями» — честный рассказ. Мы работали с архивами. Музей революции предоставил для спектакля уникальные свидетельства, они еще не публиковались. Оператор-постановщик Андрей Ковалев реконст­руировал систему Прокудина-Горского, мы снимали на старинные фотоаппараты, позволяющие достичь той же пластики лица, — и это дает огромный эффект подлинности в видео.

Изучали по миллиметру, сопоставляли свидетельства царской семьи и их окружения — и дневники расстрельщиков.

Ведь они гордились тем, что всадили пулю в царевича или в императора Николая! Чуть не каждый писал: «Я первый выстрелил… Я первый выстрелил… Я убил царя…»

И еще годы между собой это одеяло перетягивали. Делили заслугу.

Откуда? Ведь это были обычные рабочие… Это мы с вами были. Вот поэтому спектакль и называется «Я убил царя». И еще потому, что это наше дело. Не чье-то там. Все мы — дети этих людей.

Проект, конечно, менялся за два года. Поначалу у нас был замысел: царская семья лежит под ногами зрителей. Прямо в стеклянных, в хрустальных своих гробах. Чтобы войти — каждый должен переступить через них.

Та форма, к которой мы пришли, очень мобильна. Значит, мы можем спектакль возить, показывать «Я убил царя» в разных городах. Обязательно будем в Екатеринбурге. Я бы показал и в Тобольске. Мне кажется, эта визуальная часть работает! Ты, зритель, — в колодце. В вечном колодце, куда бросают тела жертв. Где не ценят людей. Где жизнь ничего не стоит.

И этот колодец, мне кажется… он у нас еще стоит открытым».

Автор: Елена Дьякова, обозреватель «Новой газеты»

Источник: https://­novayagazeta­.ru/­art...

Опубликовано на сайте За Царя! https://xn----7sbbz2c8a3d.xn--...

Сайт За-Царя.рф не является монархическим, религиозным, политическим.

    Почему «белую» Америку ставят на колени и чем все это кончится

    По мнению спецкора «КП», публичные унижения белых американцев свидетельствуют, что у «плавильного котла рас и наций» вырвало и дно, и крышкуЭто древний и очень символичный жест – человек стоящий на ко...

    Шанс США — прикончить глобализм, чтобы выжить

    Когда-то давным-давно, в самом начале нулевых я говорил своему знакомому, финансисту/экономисту (по образованию) и даже немножечко банкиру (по профессии), что в ближайшие годы западный ...

    Фондовые рынки в США окончательно оторвались от реальности

    И пусть в окружающем мире будет пандемия, коллапс экономики, десятки миллионов безработных, уличные беспорядки или гражданская война – а индексы будут расти. Длится это будет недолго и кончится ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      За Царя! 15 марта 19:53

      Февральский переворот 1917 г. и мнимое отречение Государя

      Факт 1. Отречения Николая Второго от престола не было! Через 100 лет после октябрьской революции вскрылась главная ложь об Императоре Николае Втором!Никакого отречения от престола не было!Современная экспертиза свидетельствует, что текст отречения – подделка.Кандидат исторических наук П. Мультатули убедительно доказывает духовную, юридич...
      193
      За Царя! 14 марта 22:40

      Если царь был так хорош, почему победили большевики? Авторы отвечают на вопрос читателя сайта

      "Здравствуйте.Меня в последнее время очень заинтересовала и тронула тема последнего императора России – Николая II. Я по жизни человек консервативных убеждений. Всегда был за власть Советов и коммунистов, на выборах за них голосовал, и царя Николая II действительно считал «кровавым» за расстрел демонстрации 1905 года, слабым правителем, проигравшим войн...
      1484
      За Царя! 14 марта 02:15

      Зачем распространяют легенду о том, что Царская семья спаслась, а расстреляли двойников?

      Царское имя вываляли в грязи, обложили клеветой, шельмовали, кому не лень, все эти сто лет. Процесс дискредитации продолжается, но теперь запущен ещё и процесс десакрализации Царя и Царской семьи, т. е. развенчания святости.Автор цикла лекций размышляет над вопросами:- Вписывается ли в идеологическое клише «о добром дедушке Ленине» зверская расправа над...
      487
      За Царя! 11 марта 00:59

      Цесаревич Николай Александрович во Владивостоке

      «Могущество России будет прирастать Сибирью». Михайло Ломоносов, великий русский ученый Каждый из русских монархов понимал значение Сибири для России и делал немало для ее развития.Семь представителей дома Романовых посетили Владивосток и Южно-Уссурийский край с 1872 по 1916 год. Каждый из великих князей оставил о себе историческую память. ...
      103
      За Царя! 9 марта 22:05

      Любовь на всю жизнь. О семейной жизни. Из дневника Александры Фёдоровны

      Александра Фёдоровна много размышляла о семейных отношениях, браке, воспитании детей. В своём дневнике она отражала не только собственные мысли, но и делала выписки из философских, художественных и религиозных произведений, которые её вдохновляли.С большой верой, терпением и последовательностью она претворяла в жизнь эти глубокие мысли. ...
      83
      За Царя! 8 марта 22:13

      Чистота помыслов и Чистота души

      Традиционно у нас в России и ещё в трёх десятках стран мира день 8 марта отмечается как Женский день. Мы воспользуемся этой датой, чтобы поговорить о Любви, о духовном подвиге Императрицы Александры Фёдоровны.В энциклопедиях принято отражать не умение любить, а другие заслуги выдающихся личностей. Однако именно любовь давала им вдохновение, дарила широт...
      170
      За Царя! 6 марта 17:13

      Величие жертвы Императора Николая II. Татьяна Микушина: «Иисус взял на себя грехи всего мира и тем дал возможность миру жить. А Николай II принял на себя грехи России и позволил России жить»

      «Большинство народа России не понимает этой жертвы и продолжает «поливать грязью» человека, совершившего этот подвиг. Однако светлое будущее у России откроется только в том случае, когда какая-то критическая масса людей осознает всё величие подвига, который совершил Николай II. И когда в сознание людей войдёт это понимание, когда люди осознают всю бездн...
      168
      За Царя! 2 марта 16:25

      Императорский маршрут-2020

      В 2020 году «Императорский маршрут» состоится в 20 регионах России.В 2018 году «Императорский маршрут» объединил 10 регионов России – Санкт-Петербург, Москву, Московскую область, Тюменскую, Свердловскую, Омскую, Томскую, Псковскую, Кировскую области и Пермский край.Благодаря обширной географии «Императорского маршрута», его историко-культурному потенциа...
      81
      За Царя! 1 марта 22:42

      «Он любил Россию». Из воспоминаний о Государе Николае Александровиче

      «Он любил Россию. Россия для него была почти тем же, чем была христианская вера. Как не мог он отречься от христианской веры, так не мог оторваться от России».М.К. Дитерихс «Убийство Царской Семьи...»«Быть и сознавать себя русскими было не только их гордостью и радостью, но той необходимостью, без которой, по их искренним выражениям, терялась бы вся пре...
      295
      За Царя! 29 февраля 18:03

      Они стали последними, кто оказал помощь Царской семье. Подвиг монахини Августины, послушниц Антонины и Марии

      Игуменья Домника: «Но и среди постоянных унижений Государь и его семья сохраняли подлинно царское благородство. Красота и величие их душ раскрылись во всей полноте в этих скорбных обстоятельствах».Узнайте подробнее:* Кто помогал царственным узникам.* За какую провинность была арестована красноармейцами княгиня Елена Петровна из Сербии.* Что предприняли ...
      143
      За Царя! 28 февраля 23:06

      Малоизвестные факты истории о... "будёновке"

      Новая военная форма была создана в 1916 году по заказу Николая Второго для Парада Победы в Первой мировой войне, который должен был пройти в Берлине, а затем и в Константинополе в 1917 году. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. В сти...
      1896
      За Царя! 25 декабря 2019 г. 22:46

      Рождество и Новый год в императорской семье Николай II: «Благослови, Господи, Россию и нас всех миром, тишиною и благочестием!»

      Узнайте подробнее:- Откуда пошла традиция рождественских ёлок в России?- Кого одаривали рождественскими подарками?- Почему царь работал каждое 31 декабря до позднего вечера?От редакции:В царской России именно к празднику Рождества украшали ёлки, тщательно подбирали подарки для близких, в соответствии с их наклонностями и увлечениями. Царская семья никог...
      434
      За Царя! 22 декабря 2019 г. 20:29

      В Нижегородской области будет воздвигнут конный памятник Святому Царю-мученику Николаю Второму

      Старец Николай Гурьянов говорил: «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш русский Царь Николай».Старец прозорливым взором указывал на причину духовной болезни России:«Причина духовной болезни России в соборном грехе измены Царю из Рода Романовых (клятва 1613 года на верность всего народа и духовенства верно служить Помазанни...
      382
      За Царя! 17 декабря 2019 г. 14:06

      Удерживающий от зла. Художественная галерея

      Понадобилось 300 лет правления Дома Романовых, чтобы родился царь, обладающий высокими духовными и нравственными качествами, широкими культурными взглядами. Способности дальновидного талантливого управленца сочетались в Николае Втором с чутким отношением к людям и горячим желанием помочь своей стране и своим подданным.Государь был великой сдерживающей нравственной сил...
      386
      За Царя! 4 декабря 2019 г. 23:17

      Белый царь Николай II и буддисты России. О взаимной любви и общей трагедии

      Фильм содержит интервью с Легцог-Ламой Дарижаповым, настоятелем Анинского дацана (монастыря), который располагается на востоке Бурятии.В своё время учение Будды в дацане постигал XII Хамбо-Лама Даши-Доржо Итигэлов, глава буддистов Восточной Сибири в 1911-1917 годах, один из выдающихся буддийских подвижников. Его нетленное тело в наши дни является объект...
      541
      За Царя! 26 ноября 2019 г. 19:20

      «Мы показали все этапы расследования убийства Царской семьи». Елена Чавчавадзе о новом фильме «Цареубийство. Следствие длиною в век»

      24 ноября 2019 года на телеканале «Россия» состоялась премьера сенсационного фильма «Цареубийство. Следствие длиною в век». Автор картины Елена Николаевна Чавчавадзе рассказала в интервью, о чём её новый фильм, как он создавался и какие открытия совершил.«Мы поняли, что… никто и никогда не воссоздавал последовательную картину самого следствия. Недаром м...
      622
      За Царя! 23 ноября 2019 г. 00:22

      «Император Николай II как человек сильной воли». Е.Е. Алферьев

      Фрагмент литературного флешмоба, посвящённого великому русскому Государю Николаю II. Участники читают книгу Е.Е. Алферьева (1908 – 1986) «Император Николай II как человек сильной воли». В проекте Союза Ревнителей Памяти Императора Николая II приняли участие 78 человек из 8 стран: России, республик Крым и Башкортостан, Малороссии, Беларус...
      547
      За Царя! 21 ноября 2019 г. 17:52

      Император Николай II: Чудо на стройплощадке. Памятные места в Москве

      Царь-Страстотерпец Николай II. Образ, которому посвящен рассказВ этом тексте нет никаких новых исторических сведений. Просто автор почувствовал необходимость рассказать о своей личной встрече с чудом, связанным с последним императором России.Чудо на стройплощадкеДень, о котором я хочу рассказать, 18 августа 2000 года – канун великого праздника Преображе...
      1069
      За Царя! 9 ноября 2019 г. 01:54

      Последствия революции 1917 года. Как грабили людей на государственном уровне после 1917 года. Из Декретов Советской власти (1917 – 1918 гг.)

      Художник Иван Владимиров. Продразвёрстка На языке «научного» коммунизма это называлось «экспроприацией экспроприированного». До одураченных революционных масс жрецы марксистско-ленинской теории и практики доносили сей трудновыговариваемый термин просто как ПРАВДА: «Грабь награбленное!»1. Вы – семья среднего класса в 1917 году. Ваш кусок земли конфиску...
      1423
      За Царя! 9 ноября 2019 г. 01:47

      Последствия революции 1917 года. Жизнь «бывших». Повседневность женщин из привилегированных слоёв после 1917 года

        Художник Иван Владимиров «Жизнь стала сплошным приключением на необитаемом острове, сплошной борьбой за существование, заботой об одежде, пище и топке».Так описывала жизнь после революции в своем дневнике за 1919-1921 гг. выпускница Высших женских курсов, дочь воронежского учителя Зинаида Денисьевская.Тот же мотив изоляции, внезапной оторванност...
      7714
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика