• РЕГИСТРАЦИЯ

Спектакль «Я убил царя» в Театре Наций. Актёр Евгений Миронов: «Расстрельный колодец всё ещё открыт… Мы не покаялись в расстреле царской семьи. И в миллионах смертей следом за их расстрелом»

240 4417

«А потом в сером бетонном, исчерканном пулями колодце времён мне встретилась Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Рассказала, глядя глаза в глаза из-под белого монашеского клобука, как её брали в Марфо-Мариинской обители на Ордынке в 1918 году, на третий день Пасхи. Как чекисты отбивали прикладами руки сестёр, окруживших настоятельницу. Как их расстреливали в Алапаевске на краю шахты. Как они умирали на дне шахты ещё несколько часов.

Я перевела красный прицел курсора. Фертом выскочил из серого бетона товарищ Свердлов. Подчеркнул не без щегольства: у него есть совершенно секретные распоряжения о будущей участи Романовых. Официально — семья погибнет при эвакуации, да-с…

Колодец кружился. Выхода из него, многометрового, не было».

«Я убил царя» — премьера Михаила Патласова в Новом пространстве Театра Наций (от редакции: спектакль прошёл в ноябре – декабре 2019 года). В роли императора — Евгений Миронов.

«Мультимедийный спектакль» очень необычен технически. В кирпичном допетровском подвале Нового пространства Театра Наций стоит голографическая, светящаяся над черным лаком постамента, подсвеченная алым голова. В черты не вглядываешься. Думаешь о «пуле в лоб»…

Зрители сидят вокруг. Каждому выданы — вместо повязки на глаза — черные тяжелые мультимедийные очки и наушники. В очках плавает алая точка, потом возникают красные манекены, точно с плаката, потом создается довольно убедительное ощущение: ты в колодце. Сером, очень глубоком. По стенам колодца медленно плывут старые фотографии. На каждую можно нажать курсором — и откроется тщательно снятый эпизод событий в Екатеринбурге 1918 года. От Ипатьевского дома до сожжения тел семьи Романовых у Ганиной ямы. О расстреле царской семьи говорят цесаревич Алексей, его сестры, император и императрица. И расстрельная команда. И авангард восставшего народа, руководители всего произошедшего в подвале Ипатьевского дома — т. Свердлов и т. Голощекин.

И «колчаковский» следователь Соколов, первым изучивший историю расстрела царской семьи, написавший об этом бесценную для историков книгу и погибший в 1924 году во Франции при крайне неясных обстоятельствах. И убитый в лесу под Пермью в июне 1918 года Великий князь Михаил Александрович. И нынешние поисковики в штормовках.

Спектакль «Я убил царя» в Театре Наций

Часть эпизодов — монологи. Другие сцены сыграны: от домашнего спектакля арестованных, чеховского «Медведя» до расстрела.

Прошлое в цвете «наводится» на все четыре стены колодца. Зритель на вращающемся кресле волен смотреть на расстрельщиков и на жертв.

Эпизоды прекрасно сняты: оператор-постановщик Андрей Ковалев реконструировал систему съемки С.М. Про­кудина-Горского (1863–1944), первого классика цветной фотографии в России, оставившего фотолетопись Российской империи начала XX века. Особая четкость и обаяние старинной съемки заново воплощены в видео Театра Наций 2019 года.

Автор идеи и режиссер проекта — Михаил Патласов. Сквозная тема петербургского режиссера-документалиста — история России. Или, возможно, наше настоящее как дитя нашего прошлого. Со всем его генокодом.

Патласов очень остро чувствует эту тему. «Золотую маску» получали его спектакли «Антитела» (хроника убийства петербургского антифашиста Тимура Качаравы) и совершенно блестящий «Чук и Гек» в Александринском театре. Это взрослый «Чук и Гек»: да, неуемные мальчишки едут к отцу-геологу, но из тайги за окнами вагона встает подлинный СССР конца 1930-х. Документальная хроника времен ГУЛАГа плотно окружает сказку Гайдара.

В проекте «Я убил царя» императрицу Александру Федоровну играет актриса Александринского театра Ольга Белинская. Последнего императора, как уже было сказано, — Евгений Миронов. Для худрука Театра Наций проект «Я убил царя» в определенном смысле — продолжение документального проекта «Красное колесо» (там Миронов сыграл В.И. Ленина — уютного, склочного, почти бессильного Ильича-эмигранта с узелком пирожков).

Но тут можно найти и родство с недавней «Иранской конференцией» Ивана Вырыпаева и Виктора Рыжакова на большой сцене театра. Да, «Иранская конференция» — спектакль о настоящем и будущем. Но это единая река времен… просто пробы воды на анализ берутся в разных точках.

Для Театра Наций история России XX века (и наше будущее как прямой результат нашего прошлого) — одна из сквозных и важных тем.

Спектакль «Я убил царя» в Театре Наций

Евгений Миронов:

«Здесь необходим зритель. Он не сидит дома, попивая кока-колу и смотря что-то там про ужасы XX века. Нет! Он сидит в старинном кирпичном подвале Нового пространства Театра Наций. На неудобном стуле. В тяжелых черных очках: через двадцать минут они начинают давить. В наушниках. И даже не понимает до конца, куда смотреть: направо или налево?

В спектакле — самая совершенная для театра технология. В стране сегодня нет аналогов. И эти технологии, даже их неудобство, дают вовлечь человека в действо: нервно, психически, эмоционально. Я сам это сейчас почувствовал, хотя хорошо знаю материал. Мы два года над этим работаем.

В 1919 году, когда Колчак занял Екатеринбург, убийство царской семьи расследовал Николай Соколов. С 1990-х расследование продолжает Владимир Соловьев. Следователь Соловьев и судмедэксперт Никитин — консультанты спектакля. Режиссер Михаил Патласов много раз ездил в Екатеринбург. Говорил с людьми, обнаружившими останки Марии и Алексея. За нашим проектом — очень большой документальный материал!

Теперь: зачем это нужно? Да ведь мы не знаем свою историю. У нас, по-моему, Ленина с Гагариным уже путают. Или Ленина с Николаем II. В нашей стране не было покаяния. Мы лихо его перешагнули в 1990-х, занялись челночным бизнесом. Мы не покаялись в расстреле царской семьи. И в миллионах смертей следом за их расстрелом. Мы не помним азбучные для истории России вещи.

Как можно было про это забыть? Это преступление — уже наше, сегодняшнее — забыть про это. И меня это волнует, что мы такие гады.

Что мы живем, продолжаем жить, а ХХ век просто забыли.

Спектакль «Я убил царя» в Театре Наций

За «очень мультимедийными технологиями» — честный рассказ. Мы работали с архивами. Музей революции предоставил для спектакля уникальные свидетельства, они еще не публиковались. Оператор-постановщик Андрей Ковалев реконст­руировал систему Прокудина-Горского, мы снимали на старинные фотоаппараты, позволяющие достичь той же пластики лица, — и это дает огромный эффект подлинности в видео.

Изучали по миллиметру, сопоставляли свидетельства царской семьи и их окружения — и дневники расстрельщиков.

Ведь они гордились тем, что всадили пулю в царевича или в императора Николая! Чуть не каждый писал: «Я первый выстрелил… Я первый выстрелил… Я убил царя…»

И еще годы между собой это одеяло перетягивали. Делили заслугу.

Откуда? Ведь это были обычные рабочие… Это мы с вами были. Вот поэтому спектакль и называется «Я убил царя». И еще потому, что это наше дело. Не чье-то там. Все мы — дети этих людей.

Проект, конечно, менялся за два года. Поначалу у нас был замысел: царская семья лежит под ногами зрителей. Прямо в стеклянных, в хрустальных своих гробах. Чтобы войти — каждый должен переступить через них.

Та форма, к которой мы пришли, очень мобильна. Значит, мы можем спектакль возить, показывать «Я убил царя» в разных городах. Обязательно будем в Екатеринбурге. Я бы показал и в Тобольске. Мне кажется, эта визуальная часть работает! Ты, зритель, — в колодце. В вечном колодце, куда бросают тела жертв. Где не ценят людей. Где жизнь ничего не стоит.

И этот колодец, мне кажется… он у нас еще стоит открытым».

Автор: Елена Дьякова, обозреватель «Новой газеты»

Источник: https://­novayagazeta­.ru/­art...

Опубликовано на сайте За Царя! https://xn----7sbbz2c8a3d.xn--...

Сайт За-Царя.рф не является монархическим, религиозным, политическим.

    "ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

    "Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

    Ну, а зачем вы до войны-то довели?

    - Киевские студенты мёрзнут в институте! Это дети! Зима! Вы уничтожаете нашу энергетику, - звери вы, вот вы кто!- А давно они так мёрзнут?- С тех пор, как вы начали воевать.- То есть до...

    Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

    Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      За Царя! 26 февраля 2021 г. 20:00

      Февраль 1917. История предательства, глупости и измены. Часть 1

      Почему сто лет назад рухнула монархия?  Предательство союзников. Предательство элит. Заговор представителей земельной аристократии, крупного промышленного капитала, депутатов государственной Думы, верхушки армии, министров царского правительства. Олигархический переворот. Загадки «отречения». Отречение под копирку.Автор лекции: Г.Л. Павлова. ...
      554
      За Царя! 25 февраля 2021 г. 23:56

      Почему сто лет назад рухнула монархия? Кто заказал и оплатил русские революции?

      В лекции представлен альтернативный взгляд на причины, движущие силы, участников и ход революций 1917 года. Раскрываются ранее неизвестные и малоизвестные факты о том, какие тайны скрывают западные архивы, кто были архитекторами и режиссерами русских революций, кто оплачивал революции, и какие были затрачены на это средства. В лекции рассматривается рол...
      665
      За Царя! 25 февраля 2021 г. 23:38

      ВСПЛЕСК МАТЕРЩИНЫ ПОСЛЕ 1917 ГОДА

      Это же безумие и абсурд, когда человек в своей речи для связки слов употребляет половые органы, совокупление и глумится над дорогим словом "Мать".И такое срамное нагромождение постыдных выражений в разговоре и кощунственное глумление над словом"Мать" особенно распространилось после 1917 года, после захвата власти коммунистами- богоборцами, верхушка кото...
      760
      За Царя! 22 февраля 2021 г. 02:42

      Духовенство. История предательства. Взгляд через 100 лет

      В фильме представлен фрагмент интервью доктора исторических наук Михаила Анатольевича Бабкина от 13 октября 2017 г.27 февраля 1917 года состоялось последнее перед так называемым отречением от власти Николая II заседание Святейшего Синода. Предложение составить воззвание к народу по поводу беспорядков, а также в поддержку монархии было отклонено членами ...
      542
      За Царя! 15 февраля 2021 г. 01:12

      Отречение от царя. Предательство армии

      Видео озвучено доктором филологических наук Татьяной Леонидовной Мироновой. Отречение от царя. О грехе клятвопреступления русской армии Обнаруженный исследователями черновик обращения Царя Николая II к войскам доказывает, что «прощальный Приказ по Арміи» Царя, предписывающий войскам повиноваться Временному правительству, – грубая подде...
      797
      За Царя! 15 января 2021 г. 22:54

      И Верою, и делами: о Серафиме Саровском и Серафимо-Дивеевской обители

      Ко дню памяти святого СерафимаИз публикации вы узнаете:- Что связывало Николая II и отца Серафима?- Кто был основателем Дивеевской обители?- Кем были и чем занимались родители будущего святого?- Был ли старец архитектором и строителем?- Почему пр. Иоанникий говорили про обитель, что это область, а не монастырь?- Как проходили торжества прославления прп....
      434
      За Царя! 11 января 2021 г. 15:10

      Слово о Григории Ефимовиче Распутине. Матрёна Распутина: «Об отце почти никто ничего достоверно не знал…»

      К 152-й годовщине со дня рождения Г.Е. Распутина.«Первыми поразившими его словами из Писания были: «Царствие Божие внутри вас есть». Слова эти означали – и не могли означать ничего иного – Бог – в нем, Григории Распутине. И чтобы найти его, следует обратиться внутрь себя».Что рассказала дочь об отце:- о его способности исцелять животных и людей,- о том, что он чувство...
      464
      За Царя! 11 января 2021 г. 15:09

      Для очернения образа Г.Е. Распутина работали его двойники

      К 152-й годовщине со дня рождения Г.Е. Распутина. Публикуем предисловие к книге «Григорий Распутин Новый. Житие опытного странника. Мои мысли и размышления», выпущенной в 2002 году в издательстве «Лествица».В русской истории Г.Е. Распутин является одним из самых оболганных людей, в официальном жизнеописании которого нет ни одного реального события.Григор...
      517
      За Царя! 11 января 2021 г. 15:09

      Григорий Распутин: Оболганная жизнь. Тайна, сокрытая 100 лет.

      К 152-й годовщине со дня рождения Г.Е. Распутина 17 (30) декабря 2016 года исполнилось 100 лет со дня смерти Григория Ефимовича Распутина.Злодейскому убийству Г.Е. Распутина предшествовали бесчеловечная клевета и ложь, целью которых была дискредитация Царской семьи, лишение страны крепкой монархической власти, ослабление России, к тому времени занимавшей...
      428
      За Царя! 11 января 2021 г. 15:09

      К 152-й годовщине со дня рождения Г.Е. Распутина. Документальный фильм «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый»

      Документальный фильм «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый» состоит из 10 серий. Год выпуска: 2009. Студия "Троица".На создание фильма режиссёра Виктора Рыжко благословил старец Николай Гурьянов. Фильм создавался в течение 7 лет. Средства для его создания режиссеру приходилось добывать с большим трудом, но всё таки с Божьей помощью он был сня...
      673
      За Царя! 8 января 2021 г. 18:31

      Домашний кинотеатр. Фильмы о Царской семье

      Документальный цикл рассказывает о жизни Николая II, его правлении и расстреле царской семьи. Он содержит не только редкие фотографии и документы, но и уникальную кинохронику. Что необычного было в детстве и юности будущего императора? Какой была его главная детская забава? Как Николая готовили к управлению богатой Российской Империей?«Николай II. ...
      432
      За Царя! 26 ноября 2020 г. 11:52

      Вышел в свет календарь на 2021 год «Высшие ценности Царской семьи», подготовленный редакцией сайта «За Царя!»

      Большая радость для души – видеть в течение всего года на цветных фотографиях знакомые облики членов Царской семьи, наших любимых святых. Их внутренняя красота, достоинство и сила духа, а также выдержки из дневниковых записей, писем, воспоминаний создают возвышенные ощущения каждый раз, когда рассматриваешь страницы календаря.Приобретя календарь, Вы соз...
      858
      За Царя! 21 ноября 2020 г. 13:48

      Литературные пристрастия членов Царской семьи. Кто был кумиром Цесаревича, что читали по вечерам, и какая книга оказалась последней

      Библиотека в Эрмитаже. Кабинет Николая Второго «Читал после чая», «Читал весь вечер», «Читал Аликс вслух», «Читал много», «Успел почитать для себя», – такие записи в личном дневнике Николай II делал ежедневно. Чтение было неотъемлемой и очень важной частью жизни царской семьи. Круг их интересов охватывал как серьезную историческую литературу, так и ра...
      1169
      За Царя! 25 октября 2020 г. 23:57

      Как грабили людей на государственном уровне после 1917 года. Из Декретов Советской власти (1917 – 1918 гг.)

      Художник Иван Владимиров. Продразвёрстка Плоды Октябрьского переворота и убийства Царской семьи.На языке «научного» коммунизма это называлось «экспроприацией экспроприированного». До одураченных революционных масс жрецы марксистско-ленинской теории и практики доносили сей трудновыговариваемый термин просто как ПРАВДА: «Грабь награбленное!»1. Вы – семь...
      982
      За Царя! 24 октября 2020 г. 19:46

      Отечественная история. Фильм 31. Великий октябрь. Геноцид

      Отечественная история. Фильм 31. Великий октябрь. Геноцид ...
      379
      За Царя! 24 октября 2020 г. 01:32

      Плоды Октябрьского переворота и убийства Царской семьи. Художники, которые видели революцию 1917 года своими глазами

      «Разгром помещичьей усадьбы» «Погром винного магазина» Литературные зарисовки Константина Коровина и серия картин «Революционные акварели» Ивана Владимирова с потрясающим натурализмом запечатлели все «прелести» «Великого Октября»: расстрелы, грабежи, мародёрство, пьянство — и всё это под прикрытием модных в то время слов «продразвёрст...
      876
      За Царя! 14 октября 2020 г. 23:52

      Плоды Октябрьского переворота и убийства Царской семьи. Живые впечатления очевидца «царства свободы» советской власти.

      Главы из книги Александра Трушновича «Воспоминания корниловца: 1914-1934» Автор книги был участником белого движения в годы Гражданской войны в России, в эмиграции – врачом, председателем Комитета помощи русским беженцам, спасавшимся от преследования советской власти; являлся свидетелем драматических событий в России с 1914 по 1934 годы, в том числе ранн...
      1394
      За Царя! 16 июля 2020 г. 16:16

      НЕ СПИТЕ, ЛЮДИ, В ЭТУ НОЧЬ! К годовщине убийства Царской семьи

      К годовщине убийства Царской семьи В фильме звучит потрясающее стихотворение автора, имя которого не удалось установить. Стихотворение посвящено событиям 17 июля 1918 года, когда в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге была убита семья последнего Государя Императора России: Николай II Александрович, Александра Фёдоровна и их дети Оль...
      1275
      За Царя! 16 июля 2020 г. 15:54

      Величие жертвы Императора Николая II. Татьяна Микушина: «Иисус взял на себя грехи всего мира и тем дал возможность миру жить. А Николай II принял на себя грехи России и позволил России жить»

      К годовщине убийства Царской семьи.Взгляд философа.«Большинство народа России не понимает этой жертвы и продолжает «поливать грязью» человека, совершившего этот подвиг. Однако светлое будущее у России откроется только в том случае, когда какая-то критическая масса людей осознает всё величие подвига, который совершил Николай II. И когда в сознание людей ...
      1198
      За Царя! 15 июля 2020 г. 18:03

      «Править народом может любой, но умереть за народ может только Царь»

      К годовщине убийства Царской семьиАвтор статьи священник Николай размышляет об искупительной жертве царя-мученика Николая Второго:«Царь Николай уподобился своим мученическим подвигом Христу и пострадал за народ, ибо за такие неслыханные кощунства, беззакония и клятвопреступления, за предательство веры и Отечества требовалась именно искупительная жертва ...
      750
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика