О «Титанике», блокадном Ленинграде и двух оркестрах

6 1308

В «Титанике» Кэмерона есть одна известная сцена, которая неизменно трогает меня (как и миллионы многих) до слез. Это оркестранты, оставшиеся играть на палубе тонущего корабля. Замечу, что я человек не очень сентиментальный. И куда более яркие примеры самопожертвования редко вызывают у меня слезы. Я не плачу над сценами, в которых выносят из горящих домов детей, подставляют свою грудь под пули или захлопывают дверь в газовую камеру. Но эта сцена с музыкантами на корабле действует безотказно. Очевидно потому, что задевает очень важные душевные струны, а именно, напоминает о том, что искусство, и шире - творческая способность человека, - есть нечто побеждающее смерть, нечто, что создано человеком и в то же время важнее и выше его самого.

Происходил ли эпизод на "Титанике" в действительности или это миф, сотворенный коллективным-бессознательным выживших - дело не до конца проясненное.

Зато доподлинно известна другая, куда более пронзительная история. И если она когда-нибудь будет экранизирована, то сила ее воздействия превзойдет десяток «Титаников», а Кэмерон посыплет голову пеплом, уйдет в горы и спрячется за надписью "Hollywood", оплакивать свою профнепригодность.

Речь о постановке Седьмой Симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Как известно, после триумфальных премьер Симфонии в разных городах мира, ее было решено исполнить в ее родном городе, который к тому моменту около года находился в окружении. (Интересная деталь времени, предвосхитившая музыкальную тему. Радиоприемники в домах ленинградцев работали круглосуточно. Это было жизненно важно - по ним объявляли тревогу. Однако заполнять радиоэфир было некому и нечем, и чтобы слушатели знали, что их приемник работает, по радио транслировали стук метронома. Под этот мерный безличный стук и жил весь город. Если ритм учащался - это означало тревогу, нужно было бежать в укрытие.)

Партитура Седьмой Симфонии была доставлена в Ленинград на истребителе, под обстрелом немецких зениток. Но раскрыв ее, дирижер единственного оставшегося в Ленинграде оркестра Карл Элиасберг понял, что перед ним стоит непосильная задача - для исполнения Симфонии требовалось 80 человек, в то время как в оркестре оставалось лишь 14. Остальные или умерли от голода, или находились на передовой. Дирижер начал обходить госпитали, собирая тех, кто был в состоянии держать инструмент. По фронту прошел приказ - вернуть музыкантов в город.

Вскоре оркестр был собран. Однако первые репетиции не внушали надежд на успех мероприятия. Духовики не могли играть - обостренное чувство голода вызывало у них повышенное выделение слюны при одном прикосновению к мундштуку. У скрипачей едва шевелились пальцы. Многие падали в голодные обмороки или умирали. И тогда тело тихонько оттаскивали, не прекращая репетиции. Фамилию умершего не называли, лишь тихо говорили: "Виолончель - все". Было решено прибавить к пайку музыкантов талоны на обед. Причем, талоны раздавал сам дирижер. Раздавал не всем, а тем, кто хорошо работал. Поэтому играли как в последний раз в жизни - ведь от этого жизнь зависела буквально.

9 августа 1942 года концерт состоялся. Симфонию транслировали по радио и уличным громкоговорителям. Она была слышна не только ленинградцам, но и немцам. В Большом зале Ленинградской филармонии впервые за время блокады зажгли все люстры - яркий ориентир немецким пилотам. Но немцы не стреляли. Они слушали. И это был тот самый момент, когда искусство встало выше жизни и смерти, выше войны и человека. Целых 80 минут вместо выстрелов, взрывов и ударов метронома над городом звучала музыка.

После войны двое немецких офицеров, которые участвовали в блокаде и вели запись радиотрансляций, приехали в СССР по туристической путевке, разыскали Элиасберга, показали свои записи и сказали: "После этой симфонии мы поняли, что никогда не войдем в этот город". И они не вошли. 

П.С. На фото обложка журнала TIME. Редкий кадр, запечатлевший Шостаковича в каске и бушлате, во время работы в пожарной команде. 

Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
  • Hook
  • Сегодня 09:59
  • В топе

Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

Поджигатели вертолета

Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

Обсудить
  • Одна и та же еврейская история в разных вариациях и декорациях, зная настоящую, эту без смеха уже воспринимать невозможно. Одно радует, всё завершается, и скоро евреи станут лишь историей.
  • Потрясающе. А недавно пересматривала фильм," мы смерти смотрели в лицо", там с фронта Балетмейстера отправили в отпуск с задачей привезти артистов. Он в Ленинграде собирает своих учеников, тоже почти умирающих.. Невероятный город, я считаю его своей родиной, т.к. все мои прародители родом оттуда. Перед войной их направили в Мариуполь на завод.
  • есть короткометражка о музыке в блокадном Ленинграде.. Соло. Реж.: Константин Лопушанский (1980) ".. Блокадный Ленинград, зима 1942 года. Солист симфонического оркестра работает над 5-й симфонией Чайковского. Концерт состоится в Ленинградской филармонии и будет транслироваться в Лондон..."