• РЕГИСТРАЦИЯ

О «Титанике», блокадном Ленинграде и двух оркестрах

6 1384

В «Титанике» Кэмерона есть одна известная сцена, которая неизменно трогает меня (как и миллионы многих) до слез. Это оркестранты, оставшиеся играть на палубе тонущего корабля. Замечу, что я человек не очень сентиментальный. И куда более яркие примеры самопожертвования редко вызывают у меня слезы. Я не плачу над сценами, в которых выносят из горящих домов детей, подставляют свою грудь под пули или захлопывают дверь в газовую камеру. Но эта сцена с музыкантами на корабле действует безотказно. Очевидно потому, что задевает очень важные душевные струны, а именно, напоминает о том, что искусство, и шире - творческая способность человека, - есть нечто побеждающее смерть, нечто, что создано человеком и в то же время важнее и выше его самого.

Происходил ли эпизод на "Титанике" в действительности или это миф, сотворенный коллективным-бессознательным выживших - дело не до конца проясненное.

Зато доподлинно известна другая, куда более пронзительная история. И если она когда-нибудь будет экранизирована, то сила ее воздействия превзойдет десяток «Титаников», а Кэмерон посыплет голову пеплом, уйдет в горы и спрячется за надписью "Hollywood", оплакивать свою профнепригодность.

Речь о постановке Седьмой Симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Как известно, после триумфальных премьер Симфонии в разных городах мира, ее было решено исполнить в ее родном городе, который к тому моменту около года находился в окружении. (Интересная деталь времени, предвосхитившая музыкальную тему. Радиоприемники в домах ленинградцев работали круглосуточно. Это было жизненно важно - по ним объявляли тревогу. Однако заполнять радиоэфир было некому и нечем, и чтобы слушатели знали, что их приемник работает, по радио транслировали стук метронома. Под этот мерный безличный стук и жил весь город. Если ритм учащался - это означало тревогу, нужно было бежать в укрытие.)

Партитура Седьмой Симфонии была доставлена в Ленинград на истребителе, под обстрелом немецких зениток. Но раскрыв ее, дирижер единственного оставшегося в Ленинграде оркестра Карл Элиасберг понял, что перед ним стоит непосильная задача - для исполнения Симфонии требовалось 80 человек, в то время как в оркестре оставалось лишь 14. Остальные или умерли от голода, или находились на передовой. Дирижер начал обходить госпитали, собирая тех, кто был в состоянии держать инструмент. По фронту прошел приказ - вернуть музыкантов в город.

Вскоре оркестр был собран. Однако первые репетиции не внушали надежд на успех мероприятия. Духовики не могли играть - обостренное чувство голода вызывало у них повышенное выделение слюны при одном прикосновению к мундштуку. У скрипачей едва шевелились пальцы. Многие падали в голодные обмороки или умирали. И тогда тело тихонько оттаскивали, не прекращая репетиции. Фамилию умершего не называли, лишь тихо говорили: "Виолончель - все". Было решено прибавить к пайку музыкантов талоны на обед. Причем, талоны раздавал сам дирижер. Раздавал не всем, а тем, кто хорошо работал. Поэтому играли как в последний раз в жизни - ведь от этого жизнь зависела буквально.

9 августа 1942 года концерт состоялся. Симфонию транслировали по радио и уличным громкоговорителям. Она была слышна не только ленинградцам, но и немцам. В Большом зале Ленинградской филармонии впервые за время блокады зажгли все люстры - яркий ориентир немецким пилотам. Но немцы не стреляли. Они слушали. И это был тот самый момент, когда искусство встало выше жизни и смерти, выше войны и человека. Целых 80 минут вместо выстрелов, взрывов и ударов метронома над городом звучала музыка.

После войны двое немецких офицеров, которые участвовали в блокаде и вели запись радиотрансляций, приехали в СССР по туристической путевке, разыскали Элиасберга, показали свои записи и сказали: "После этой симфонии мы поняли, что никогда не войдем в этот город". И они не вошли. 

П.С. На фото обложка журнала TIME. Редкий кадр, запечатлевший Шостаковича в каске и бушлате, во время работы в пожарной команде. 

о людях и городах

    Ставка ЦБ и "мы все умрём"

    Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

    Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

    Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ольга Штрих 7 сентября 2018 г. 10:36

      ПИТЕР КАК ЗАЗЕРКАЛЬЕ

       Собственно говоря, Питер можно рассматривать как зазеркалье Москвы. Московский вокзал в Питере, как известно, является точной копией Ленинградского вокзала в Москве. И попадая из одного в другой, ты как будто перепрыгиваешь в отраженный мир, где все выглядит вроде бы точно также, но с точностью до наоборот. Мы редко говорим "поехать" в Питер, но чаще "махнуть", ...
      6855
      Ольга Штрих 5 сентября 2018 г. 12:56

      МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА - РАЙ

      Я живу в коттеджном поселке в паре километров от города. То есть постоянно наблюдаю жизнь людей очень обеспеченных, при том сама таковой не являюсь. И это интересный социальный опыт.Поселок называется "Эдем". Жизнь в нем напоминает картинки из рекламного буклета. Коттеджи, обсаженные туями и клумбами, таунхаусы с зелеными островками патио и парковочными площадками, ак...
      3024
      Ольга Штрих Чистый лист
      27 августа 2018 г. 10:47

      ПУШКИН И АВТОБУС С НЕГРАМИ

       Дело было в Ямайке – одном из черных районов Нью-Йорка, недалеко от аэропорта Кеннеди.Мне нужно было провести где-то ночь между перелетами. И выбор отеля в этом унылом месте был обусловлен исключительно близостью к аэропорту. Мне повезло - теми же рейсами, с пересадкой в Нью-Йорке летела Юля – подруга из Фэйсбука, которая поселилась в Hotel Howard Johnson Jamaic...
      6789
      Ольга Штрих 4 мая 2018 г. 15:27

      Ко Дню Победы. Немцы о жизни в советском плену

      День Победы превратился в политический симулякр. С каждым годом все труднее отделять маркетинг от истории, осознавать - означает ли  еще этот праздник что-нибудь лично для меня?Мой прадед Вильгельм Христофор Резнер был немцем. (Во время войны он находился в Германии и, скорее всего, был убит советским солдатом. А я, его правнучка родилась в "сталинке", построенно...
      4367
      Ольга Штрих 15 апреля 2018 г. 08:14

      К годовщине смерти Маяковского: American love story

      О романе Маяковского и Брик знают все. Но лишь специалистам известны подробности об американском романе поэта, в результате которого на свет появилась его дочь, единственный ребенок (на фото). Маяковский и Элли Джонс (эмигрантка из России немецкого происхождения) познакомились во время американской командировки поэта в 1925 году. Девушке было 22 года, она была очен...
      1473
      Ольга Штрих Чистый лист
      4 апреля 2018 г. 08:36

      Метафизика аэропорта

      Аэропорт - одно из самых умиротворяющих мест на Земле. И будь я буддистом, то для достижения нирваны приходила бы именно сюда. Я очень люблю аэропорты. Люблю то пограничное состояние, которое наступает, когда ты уже прошел регистрацию, досмотр и оказался в зоне пространственно-временного карантина (даже официально эта зона называется "чистой") . Ты уже не здесь, но е...
      4563
      Ольга Штрих 3 апреля 2018 г. 21:58

      Очкарики: pro et contra

      Мне нравятся люди в очках. Человек В Очках сразу вызывает у меня доверие.Ведь глядя на Человека В Очках легче представить, что он провел детство с фонариком под одеялом, поглощая Майна Рида и Стивенсона, а не стреляя из рогатки по голубям. Человек В Очках куда безопаснее, чем Человек Без Очков. Ведь в юности он вряд ли мог оказаться в плохой компании. Поэтому шансов, ...
      2663
      Ольга Штрих 2 апреля 2018 г. 13:52

      Гендерная педагогика

      Почитав литературу о методиках детского воспитания, сделала великое открытие - почти каждую из методик можно с успехом использовать в отношениях с мужчинами. Продемонстрирую на принципах великой  Юлии Гиппенрейтер.Принцип 1. "Я"-сообщение.Делая замечание ребенку постарайтесь избегать слова "ты" ( "ты не сделал", "ты плохо себя ведешь"). Лучше описывайте свои собс...
      2297
      Ольга Штрих 1 апреля 2018 г. 10:49

      Феномен козы в творчестве Брюсова

      Как известно, в 1902 году находясь в Венеции, Брюсов имел неосторожность написать стихотворение "In hac lacrimarum valle", в котором есть следующее заявление:Повлекут меня с собой К играм рыжие силены; Мы натешимся с козой, Где лужайку сжали стены. Последние строки вызвали самое живое злоучастие критики и породили несколько пародий. Иннокентий Анненский в сонете "В мо...
      2603
      Ольга Штрих 31 марта 2018 г. 20:07

      Курочка Ряба: дешифровки и дискурсы

      В детстве сказка про Курочку Рябу, как правило,  не вызывает вопросов. Но в зрелом возрасте невольно удивляешься - насколько парадоксальна и абсурдна эта история. Курочка сносит золотое яичко. Дед и баба пытаются его разбить, но не могут. Это удается мышке. Однако вместо того чтоб обрадоваться, старики начинают горько плакать. Почему? Ведь они же именно этого и ...
      3683
      Ольга Штрих 30 марта 2018 г. 12:38

      Шестигранный ключ к счастью

      Я люблю ИКЕА.Нет, я, конечно, знаю, что «дубовый» стол сделан из фанеры, что кровать развалится, розовый куст в горшке завянет, карета превратится в тыкву, туман рассеется и я снова окажусь в своем хаосе, в икеевских меховых тапочках, сжимая в руке ситечко для заварки. Моя квартира никогда не будет похожа ни на одну из тех комнат-витрин, созданных шведскими кудес...
      5098
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика