Общеизвестно, что христианские церкви повернуты апсидами на восток. В действительности это не совсем точно, так как они в большинстве случаев повернуты лишь в восточном направлении. Отклонения от истинного направления порой достигают настолько значительной величины, что их легко обнаружить даже невооруженным взглядом.
Попробуем разобраться в причинах этих отклонений.
До того, как был изобретен и получил широкое распространение компас, направление на восток воспринималось подавляющим большинством людей как направление на восход солнца. А солнце из-за наклона земной оси восходит точно на востоке только два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, когда азимут восхода – 90º. В целом же эволюцию азимута восхода можно описать так: в день весеннего равноденствия (21 марта) солнце восходит точно на востоке, затем по мере удлинения дней оно восходит все ближе и ближе к северу (и, соответственно, проходит по небу через юг все больший и больший путь), затем достигает крайней северной точки в день летнего солнцестояния (22 июня), затем по мере укорачивания дня оно восходит все дальше и дальше к югу, вновь проходит восток в день осеннего равноденствия (23 сентября), и затем продолжает склоняться к юго-востоку, достигает крайней южной точки в день зимнего солнцестояния – 22 декабря, и далее процесс повторяется.
Азимуты восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния – крайний южный и крайний северный – различны для различных широт местности.
Так, в Москве (широта 55,8º) азимут восхода в день летнего солнцестояния – около 44º, зимнего – около 134º. В Новгороде (широта 58,5º) – соответственно 39º и 138º. Следовательно, в Москве по два раза в год солнце восходит в одной из точек горизонта между 44º и 134º, в Новгороде – между 39º и 138º, и т.д.
В середине–второй половине ХХ века некоторые ученые предположили, что ориентация алтарей храмов по тому или иному азимуту может дать информацию о том, в какой день заложен храм (хотя бы с точностью до двух раз в год, так как солнце в течение года восходит на том или ином азимуте два раза), и что из этого можно сделать некие выводы, связанные с историей храма, прежде всего с его посвящением. Такие исследования в СССР разрабатывал сначала Б.А. Рыбаков [1], потом Р.М. Гаряев6 и П.А. Раппопорт [2].
Основную идею этих исследователей можно охарактеризовать так: поскольку они предполагали, что строители обычно ориентировались на восход солнца в день заложения храма, и что день заложения храма, по их мнению, обычно совпадал с соответствующим церковным праздником, то они считали возможным с достаточной точностью определить дату заложения храма и его первичное посвящение по азимуту его алтарей. Б.А. Рыбаков дал и название этому методу – «азимутальный».
Однако, профессор С.В. Заграевский, на основе статистического материала и историко-архитектурного анализа, показал отсутствие научной ценности темы, связанной с ориентацией по сторонам горизонта алтарей древнерусских храмов. В своей книге [3] он привёл дюжину причин, почему невозможно связывать азимут алтаря храма с датой его заложения, посвящением или местом появления над горизонтом первых солнечных лучей:
Причина первая. Статистика не подтверждает то, что древнерусские строители каким-либо образом связывали посвящение храма, дату его заложения и азимут его алтаря. Около четверти из случайной выборки древнерусских церквей (32 из 127) имеет азимут более 95°. Экстраполируя эти данные на Россию в целом, мы получим много сотен древнерусских храмов. Конечно, заложение и (или) начало строительства столь значительного числа церковных зданий не могло производиться поздней осенью, зимой или ранней весной.
Причина вторая. У нас отсутствует информация древнерусских источников о том, что строители каким-либо образом связывали дату, посвящение и азимут.
Причина третья. Не доказано, что строители ловили первые лучи солнца и по ним ориентировали храм. А если, например, день заложения храма был облачным? А если к востоку от стройплощадки располагался лес, какие-либо постройки, крепостная стена или хотя бы высокий забор? Статистика показывает лишь то, что строители примерно знали, в какой стороне восходит солнце, и более точно не ориентировались.
Причина четвертая. Планы древнерусских церквей разбивались настолько неточно, что измерение азимута по разным стенам зачастую дает ошибку в несколько градусов. А ошибка плюс-минус всего 1 градус дает серьезный разброс даты восхода солнца: весной-осенью это два–три дня, а летом – до 10 дней.
Причина пятая. Даже разница в азимутах на момент появления первых лучей солнца и на момент полного подъема светила над горизонтом дает разброс: для Киева, Москвы и Новгорода – около 1 градуса, для Архангельска – около трех. И эти градусы дают ошибку еще в несколько дней, а то и недель (см. выше).
Причина шестая. П.А. Раппопорт отмечал и то, что при расположении храма на возвышенности азимут сдвигается к северу на несколько градусов, и все весенние даты следует считать более поздними, чем при нормальном горизонте, а все осенние даты, наоборот, более ранними. При пониженном расположении храма или суженном горизонте картина обратная. Значит, ошибка измерений в таких местах, как Коломенское, Звенигород, центр Владимира или Киева, еще более возрастает.
Причина седьмая. Большое значение для ориентации храмов имела городская застройка, но определить, где древнерусские строители ориентировались на нее, а где не ориентировались, бывает очень сложно, так как улицы часто меняли направление или вовсе исчезали. А, например, в Каргополе храмы, стоящие вдоль Октябрьского проспекта, ориентированы практически одинаково, но не на восток и не на юго-восток (т.е. не вдоль проспекта).
Причина восьмая. Во многих случаях строители каменных храмов ориентировались по предшествующим деревянным, и в этом случае какие-либо выводы вообще сделать невозможно, как и определить, в каких случаях ориентировались, а в каких – нет.
Причина девятая: то же самое относится и к многочисленным случаям ориентации по соседним храмам (как во многих московских монастырях – Донском, Новодевичьем, Данилове, Новоспасском и др.), при этом во множестве случаев по соседним храмам не ориентировались (наиболее яркий пример – строительство Алевизом Новым Архангельского собора в Московском Кремле).
Причина десятая. Если бы вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток или какой-либо иной азимут вообще заботили строителей, то в XVIII–XIX веках, когда повсеместно появилась возможность использовать компас, храмы были бы ориентированы очень точно, – а, например, азимут Храма Христа Спасителя составляет не 90º, а 125º.
Причина одиннадцатая. Даже в отсутствие компаса не существует никаких проблем точного определения направления на восток: для этого достаточно вбить в землю шест, в любой солнечный день отметить направление наиболее короткой тени (север), а затем отложить от этого направления прямой угол на восток. Это еще раз подтверждает то, что вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток строителей не заботили.
Причина двенадцатая. Не следует смешивать разметку плана храма (когда определялся азимут алтаря) и его заложение, обычно понимаемое летописцами как торжественное богослужение «на основание». Эти действия далеко не идентичны и не одновременны.
В древности торжественное богослужение «на основание храма» совершалось преимущественно над фундаментными рвами или при выведении фундаментов на уровень почвы.
Но рытье фундаментных рвов, а тем более выведение фундамента на уровень почвы, – длительный процесс, который начинается только после того, как план храма размечен. Следовательно, между разметкой и заложением не могло не пройти, как минимум, нескольких недель.
Многократно бывали и случаи, когда между заложением и началом строительства проходило много лет.
По всей видимости, еще более частым (скорее даже массовым) было проведение богослужения «на основание церкви» в то время, когда здание уже было частично построено.
Из всех вышеперечисленных причин следует, что никакой связи между азимутом алтарей древнерусских храмов, датами их заложения или начала строительства и посвящениями их престолов не усматривается. Ни строительная практика, ни церковные правила не предусматривали мало-мальски точной ориентации на восход в тот или иной день, и азимут алтаря должен был лишь примерно выдерживать восточное направление. На практике это означало колебание азимута алтаря в диапазоне плюс-минус 50–60º от востока (а в Новое время этот диапазон стал еще шире – плюс-минус 90º, а то и больше).
Литература:
1. Б. А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"
2. Раппопорт П. А. "Ориентация древнерусских церквей"
3. Заграевский С.В. "О научной обоснованности "азимутального метода".
Оценили 18 человек
39 кармы