• РЕГИСТРАЦИЯ

Ориентация древних храмов по сторонам горизонта

10 2686

Общеизвестно, что христианские церкви повернуты апсидами на восток. В действительности это не совсем точно, так как они в большинстве случаев повернуты лишь в восточном направлении. Отклонения от истинного направления порой достигают настолько значительной величины, что их легко обнаружить даже невооруженным взглядом.

Попробуем разобраться в причинах этих отклонений.

До того, как был изобретен и получил широкое распространение компас, направление на восток воспринималось подавляющим большинством людей как направление на восход солнца. А солнце из-за наклона земной оси восходит точно на востоке только два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, когда азимут восхода – 90º. В целом же эволюцию азимута восхода можно описать так: в день весеннего равноденствия (21 марта) солнце восходит точно на востоке, затем по мере удлинения дней оно восходит все ближе и ближе к северу (и, соответственно, проходит по небу через юг все больший и больший путь), затем достигает крайней северной точки в день летнего солнцестояния (22 июня), затем по мере укорачивания дня оно восходит все дальше и дальше к югу, вновь проходит восток в день осеннего равноденствия (23 сентября), и затем продолжает склоняться к юго-востоку, достигает крайней южной точки в день зимнего солнцестояния – 22 декабря, и далее процесс повторяется.

Азимуты восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния – крайний южный и крайний северный – различны для различных широт местности.

Так, в Москве (широта 55,8º) азимут восхода в день летнего солнцестояния – около 44º, зимнего – около 134º. В Новгороде (широта 58,5º) – соответственно 39º и 138º. Следовательно, в Москве по два раза в год солнце восходит в одной из точек горизонта между 44º и 134º, в Новгороде – между 39º и 138º, и т.д.

В середине–второй половине ХХ века некоторые ученые предположили, что ориентация алтарей храмов по тому или иному азимуту может дать информацию о том, в какой день заложен храм (хотя бы с точностью до двух раз в год, так как солнце в течение года восходит на том или ином азимуте два раза), и что из этого можно сделать некие выводы, связанные с историей храма, прежде всего с его посвящением. Такие исследования в СССР разрабатывал сначала Б.А. Рыбаков [1], потом Р.М. Гаряев6 и П.А. Раппопорт [2].

Основную идею этих исследователей можно охарактеризовать так: поскольку они предполагали, что строители обычно ориентировались на восход солнца в день заложения храма, и что день заложения храма, по их мнению, обычно совпадал с соответствующим церковным праздником, то они считали возможным с достаточной точностью определить дату заложения храма и его первичное посвящение по азимуту его алтарей. Б.А. Рыбаков дал и название этому методу – «азимутальный».

Однако, профессор С.В. Заграевский, на основе статистического материала и историко-архитектурного анализа, показал отсутствие научной ценности темы, связанной с ориентацией по сторонам горизонта алтарей древнерусских храмов. В своей книге [3] он привёл дюжину причин, почему невозможно связывать азимут алтаря храма с датой его заложения, посвящением или местом появления над горизонтом первых солнечных лучей:

Причина первая. Статистика не подтверждает то, что древнерусские строители каким-либо образом связывали посвящение храма, дату его заложения и азимут его алтаря. Около четверти из случайной выборки древнерусских церквей (32 из 127) имеет азимут более 95°. Экстраполируя эти данные на Россию в целом, мы получим много сотен древнерусских храмов. Конечно, заложение и (или) начало строительства столь значительного числа церковных зданий не могло производиться поздней осенью, зимой или ранней весной.

Причина вторая. У нас отсутствует информация древнерусских источников о том, что строители каким-либо образом связывали дату, посвящение и азимут.

Церковь Покрова на Нерли в Суздальском районе, Владимирская область

Причина третья. Не доказано, что строители ловили первые лучи солнца и по ним ориентировали храм. А если, например, день заложения храма был облачным? А если к востоку от стройплощадки располагался лес, какие-либо постройки, крепостная стена или хотя бы высокий забор? Статистика показывает лишь то, что строители примерно знали, в какой стороне восходит солнце, и более точно не ориентировались.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангороде

Причина четвертая. Планы древнерусских церквей разбивались настолько неточно, что измерение азимута по разным стенам зачастую дает ошибку в несколько градусов. А ошибка плюс-минус всего 1 градус дает серьезный разброс даты восхода солнца: весной-осенью это два–три дня, а летом – до 10 дней.

Планировка Собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храма Василия Блаженного) в Москве

Причина пятая. Даже разница в азимутах на момент появления первых лучей солнца и на момент полного подъема светила над горизонтом дает разброс: для Киева, Москвы и Новгорода – около 1 градуса, для Архангельска – около трех. И эти градусы дают ошибку еще в несколько дней, а то и недель (см. выше).

Причина шестая. П.А. Раппопорт отмечал и то, что при расположении храма на возвышенности азимут сдвигается к северу на несколько градусов, и все весенние даты следует считать более поздними, чем при нормальном горизонте, а все осенние даты, наоборот, более ранними. При пониженном расположении храма или суженном горизонте картина обратная. Значит, ошибка измерений в таких местах, как Коломенское, Звенигород, центр Владимира или Киева, еще более возрастает.

Свято-Успенский женский скит-подворье в Епифани Тульской области

Причина седьмая. Большое значение для ориентации храмов имела городская застройка, но определить, где древнерусские строители ориентировались на нее, а где не ориентировались, бывает очень сложно, так как улицы часто меняли направление или вовсе исчезали. А, например, в Каргополе храмы, стоящие вдоль Октябрьского проспекта, ориентированы практически одинаково, но не на восток и не на юго-восток (т.е. не вдоль проспекта).

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Каргополе

Причина восьмая. Во многих случаях строители каменных храмов ориентировались по предшествующим деревянным, и в этом случае какие-либо выводы вообще сделать невозможно, как и определить, в каких случаях ориентировались, а в каких – нет.

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

Причина девятая: то же самое относится и к многочисленным случаям ориентации по соседним храмам (как во многих московских монастырях – Донском, Новодевичьем, Данилове, Новоспасском и др.), при этом во множестве случаев по соседним храмам не ориентировались (наиболее яркий пример – строительство Алевизом Новым Архангельского собора в Московском Кремле).

Архангельский собор в Московском Кремле

Причина десятая. Если бы вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток или какой-либо иной азимут вообще заботили строителей, то в XVIII–XIX веках, когда повсеместно появилась возможность использовать компас, храмы были бы ориентированы очень точно, – а, например, азимут Храма Христа Спасителя составляет не 90º, а 125º.

Храма Христа Спасителя в Москве

Причина одиннадцатая. Даже в отсутствие компаса не существует никаких проблем точного определения направления на восток: для этого достаточно вбить в землю шест, в любой солнечный день отметить направление наиболее короткой тени (север), а затем отложить от этого направления прямой угол на восток. Это еще раз подтверждает то, что вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток строителей не заботили.

Солнечные часы мира в Кронштадте

Причина двенадцатая. Не следует смешивать разметку плана храма (когда определялся азимут алтаря) и его заложение, обычно понимаемое летописцами как торжественное богослужение «на основание». Эти действия далеко не идентичны и не одновременны.

В древности торжественное богослужение «на основание храма» совершалось преимущественно над фундаментными рвами или при выведении фундаментов на уровень почвы.

Но рытье фундаментных рвов, а тем более выведение фундамента на уровень почвы, – длительный процесс, который начинается только после того, как план храма размечен. Следовательно, между разметкой и заложением не могло не пройти, как минимум, нескольких недель.

Многократно бывали и случаи, когда между заложением и началом строительства проходило много лет.

По всей видимости, еще более частым (скорее даже массовым) было проведение богослужения «на основание церкви» в то время, когда здание уже было частично построено.

Освящение строящегося храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня  в Плесецком районе Архангельской области в 2014 году.

Из всех вышеперечисленных причин следует, что никакой связи между азимутом алтарей древнерусских храмов, датами их заложения или начала строительства и посвящениями их престолов не усматривается. Ни строительная практика, ни церковные правила не предусматривали мало-мальски точной ориентации на восход в тот или иной день, и азимут алтаря должен был лишь примерно выдерживать восточное направление. На практике это означало колебание азимута алтаря в диапазоне плюс-минус 50–60º от востока (а в Новое время этот диапазон стал еще шире – плюс-минус 90º, а то и больше).


Литература:

1. Б. А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"

2. Раппопорт П. А. "Ориентация древнерусских церквей"

3. Заграевский С.В. "О научной обоснованности "азимутального метода". 


    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Яковлев Алексей Здравомыслие.
      20 августа 2021 г. 09:21

      Гороскоп Христа, составленный Эбенезером Сибли. Часть II

      Фрагмент гравюры "Гармония мира" из книги Эбенизера Сибли "Новое и полное пояснение оккультных наук" Продолжение. Начало здесь: Часть I Давайте вернемся к самому началу, к исходным данным. Взглянем на гороскоп Сибли еще раз. Перед нами действительно гороскоп, в прямом смысле этого слова. Гороскоп, составленный астрологом. Составленный по ...
      1222
      Яковлев Алексей Здравомыслие.
      19 августа 2021 г. 17:57

      Гороскоп Христа, составленный Эбенезером Сибли. Часть I

      Фрагмент гравюры "Гороскоп Христа" из книги Эбенизера Сибли "Новое и полное пояснение оккультных наук" На КОНТе появилась очередная байка комиссара Катара. На этот раз автор статьи рассказывает о зодиаке с гороскопом Эбенезера Сибли на дату рождения Иисуса Христа. Он уверяет читателей, что "решение этого зодиака есть только одно - в нем записана дат...
      1131
      Яковлев Алексей 18 августа 2021 г. 15:53

      "Новая география" Фоменко и Носовского

      Макет из экспозиции "Мультимедийного музея новой хронологии"Основатели "новой хронологии" А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский не только отрицают устоявшуюся историческую хронологию, но и претендуют на изобретение "новой географии". Например, Иерусалим отождествляют с Константинополем и древним Римом, а Куликово поле переносят из Тульской области в урочище ...
      1654

      Проблема подлинности "Слова о полку Игореве"

      Доклад Андрея Анатольевича Зализняка — академика РАН, специалиста в области русского и славянского языкознания, структурной грамматики русского языка и истории русского языка, восточнославянской и общеславянской акцентологии, исследования древнерусских рукописей на научной сессии Общего собрания Российской академии наук "Русский язык в современном мире"...
      3096

      Идеальные колонны "без станков с ЧПУ": строительство Исаакиевского собора глазами архитектора

      Доклад Максима Атаянца — российского архитектора и художника, преподавателя истории архитектуры и архитектурного проектирования, заслуженного архитектора Российской Федерации, специалиста по античной архитектуре на Форуме "Ученые против мифов-12". Исаакиевский собор, конечно, не мог не привлекать внимание разного рода людей, склонных к мифотворчеству, ...
      6429
      Яковлев Алексей 29 апреля 2020 г. 10:08

      В Великом Новгороде нашли фрагменты древних крепостных стен и башен

      Весной 2020 года в Великом Новгороде началась реконструкция отрезка одной из набережных реки Волхов – Софийской набережной. Вместе со специалистами строительной компании там начали работу и археологи, они исследовали территорию на предмет исторических находок. Фото с сайта администрации Великого Новгорода https://www.adm.nov.ru/page?d...
      1515

      Культурный слой: что о нем думают те, кто его никогда не видел, и какова реальность

      Доклад Александра Сыроватко — к.и.н., директора Коломенского археологического центра, автора около 160 научных работ, в том числе монографии на Форуме "Ученые против мифов-11". Первое заблуждение обычно выражается в виде вопроса. Вот сидишь в раскопе, никого не трогаешь. К тебе подходят люди и начинают задавать вопросы. Если человек идет мимо стройки, у...
      2960

      Монополия на заблуждение. Адресные формулы берестяных грамот.

      Продолжение обзора публикаций о сочинениях по любительской лингвистике А. И. Умнова-Денисова, размещенных на КОНТе. Начало здесь: "Монополия на заблуждение" (Грамота №930), "Монополия на заблуждение. Древнейшая книга-цера". На этот раз речь пойдет об "открытиях" Умнова-Денисова при его прочтении шаблонных вступлений средневековых писем на бер...
      1330

      Человек, открывший портал в прошлое

      Академик Валентин Янин, легендарный археолог и историк, открывший для современников и потомков мир древнерусской берестяной письменности, воссоздавший картину жизни Господина Великого Новгорода, ушёл из жизни в возрасте 90 лет 2 февраля в Москве.Руководивший (почти 60 лет!) Новгородской археологической экспедицией почётный гражданин Великого Новгорода, ...
      1784

      Фоменко, Носовский и египетские гороскопы. Часть V

      Окончание. Начало здесь: Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV Очень, очень большое гнездо (или немного юмора на закуску) Теперь задумаемся над такими фразами Фоменко и Носовского из разбираемой книги: http://chronologia.org/egypt_book/eg9.html http://chronologia.org/nx_egypt/egypt07_03.html Дата 5-8 сентябр...
      2178

      Фоменко, Носовский и египетские гороскопы. Часть IV

      Продолжение. Начало здесь: Часть I, Часть II, Часть III.Фивский зодиак, или когда умер фараон Рамсес VIIТеперь, получив достаточно полное представление о том, какие фигурки или рисунки символизируют, по мнению Ф и Н, те или иные планеты или созвездия, можно познакомиться, как они "читают" тот или иной конкретный гороскоп. Особенно интересно, по каким мо...
      1645

      Фоменко, Носовский и египетские гороскопы. Часть III

      Продолжение. Начало здесь: Часть I, Часть IIМноголикий Сатурн (он же Меркурий)Изложив основы весьма научной методики опознания зодиакальных созвездий, авторы книги "Новая хронология Египта" не смогли обойти стороной и вопрос, какой из рисунков или символов считать изображением той или иной планеты. Эту проблему (точнее, ее "решение" авторами) мы зд...
      2000

      Фоменко, Носовский и египетские гороскопы. Часть II

      Продолжение. Начало здесь: Часть I Как зодиакальные созвездия меняют свой смысл с помощью придуманных "Астрономических иероглифов"Начало главы, посвященной египетской символике зодиакальных созвездий, выглядит поначалу вполне логичным. Как выглядят созвездия на египетских изображениях? Читаем: http://chronologia.org/egypt_book/eg...
      1823

      Фоменко, Носовский и египетские гороскопы. Часть I

      Условия научной корректности прочтения древних гороскоповПредметом рассмотрения в настоящих заметках служит книга А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского "Новая хронология Египта", посвященная передатировке событий древнеегипетской истории на основе "прочтения" авторами египетских гороскопов. http://chronologia.org/egypt_book/index.html Расши...
      3146

      Какой же русский не понимает санскрита?

      Доклад Светланы Бурлак — доктора филологических наук, профессора РАН, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, автора книги «Происхождение языка» на Форуме «Ученые против мифов-7».Добрый день. Я сегодня буду говорить о мифах связанных с санскритом. Основу этих мифов, по видимому, составляет история о том, как санскритолог Дурга Прасад ...
      2582

      Мифы о происхождении названий городов

      Топонимические легенды — жанр устной народной несказочной прозы, объясняющий происхождение названий населённых пунктов или других географических объектов. Данный жанр является ярким примером «народной этимологии», благодаря чему имеет немалую популярность в среде людей, далёких от понимания основ ономастики и топонимики.Изначально такие легенды имели пе...
      2848

      "Мракобесие от неучей": ученые выступили резко против музея от Фоменко и Носовского

      Статья в "Новых Известиях" Со дня на день в самом центре древнего русского города Ярославля откроется частный музей Новой хронологии. Основным и единственным экспонатом музея является не предметы материальной культуры, а научная теория Фоменко - Носовского. "НИ" сообщили эту новость известным историкам и археологам. Реакция была весьма резкой!Сергей Льво...
      2761

      Фальсификация исторических источников: источниковедческий, историографический, археографический аспекты

      Реанимация ложной истории — изготовление фальшивок Нет необходимости лишний раз говорить о важности определения достоверности и подлинности исторического источника как условия источниковедческого анализа и архивного упорядочения. Установление фальсифицированного характера исторического источника является одной из гарантий корректности исторических ...
      4237

      Корабль дураков: Ярославль «доплыл» до «Музея Новой хронологии»

      Статья Информационного Агентства «ЯРНОВОСТИ» В честь того, что профессиональные историки называют бредом, в столице Золотого кольца открывают интерактивную площадку.Чего только не было в Ярославле за последний год – и «приветули» «грузинскому хору» из участников форума «ПроеКТОриЯ», и чемпионат по колоноскопии, и экогорка (читай – куча грязи с желобом). ...
      2832
      Яковлев Алексей Здравомыслие.
      30 октября 2019 г. 19:12

      "Подделки" в Повести Временных лет. Часть III

      Комментарии к рассуждениям авторов "Новой хронологии"об истории русского летописания. Окончание. Начало здесь: Часть I, Часть II https://online-knigi.com/page/8964?page=22 Положим, авторы "Империи" (АИ) математики. Но не до такой же степени. Западники и славянофилы 2-й трети прошлого века никогда не интересовалис...
      5370
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика