• РЕГИСТРАЦИЯ

Бабкин М.А."Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви" (избранное) (1.2).

22 1332


Часть первая - https://cont.ws/@alextires/1946629 

Обращение к пастырям и пастве архиепископа Херсонского и Одесского Назария (Кириллова)

Первая половина марта 1917 г.

Ничто [не совершается] без воли Божией, и то, что совершилось в Державе Российской, есть воля Божия - святая и благая. В этой вере вознесем горячую молитву нашу Господу Промыслителю, да благословит Он страну нашу миром, новому Правительству да поддат силу и разум одолеть супостатов и вывести Родину нашу на путь процветания культурного и благочестия христианского. «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» [1 Тим. 2, 2].

Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) «Нравственный смысл современных великих событий»

Первая половина марта 1917 г.

.. .Я знаю, что совесть многих смущена, что многие души ждут ясных указаний того, вправе ли они отречься от прежнего строя. Не изменят ли они «присяге», признав новое правительство Государственной Думы? По этому поводу для успокоения смущенных совестей я и хочу сказать несколько слов.

Прежде всего должен сказать, что ни о какой «присяге» не может быть речи. Отречение от престола Николая II освобождает его бывших подданных от присяги ему. Но кроме того, всякий православный христианин должен помнить слова одного церковного песнопения, что «если ты клялся, но не о добре клялся, то лучше тебе нарушить клятву», чем сотворить зло (из службы на день Усекновения главы Иоанна Предтечи). Об этом я писал в «Размышлении на 9 февраля 1916 года», когда указывал на великий церковно-гражданский подвиг митрополита, святителя московского Филиппа, в своей совести нашедшего опору для обличения беззакония Грозного. Итак, вопрос о присяге для смущенных и немощных совестей вполне отпадает.

Теперь хочу сказать о той трагической катастрофе, которая постигла только что отошедший в область истории режим. Как могло это случиться? Что за причина, что Бог попустил сему быть?

Мое мнение таково: это случилось потому, что режим правительства был в последнее время беспринципный, грешный, безнравственный. Самодержавие русских царей выродилось сначала в самовластие, а потом в явное своевластие, превосходившее все вероятия. ...Самодержавие не охраняло чистоты православия и народной совести, а держало св[ятую] Церковь на положении наемного слуги. Церковь обратилась сначала в ведомство православного исповедания, а потом просто в победоносцевское3 ведомство. Это доставляло тяжкую скорбь людям серьезным и верующим, а легкомысленным и скалозубам давало много пищи для издевательства над святостью Церкви.

Но за последние три года Церковь подверглась явному глумлению. Она была почти официально заменена разными пройдохами, ханжами, старцами-шантажистами и т. п. С голосом Церкви не только не считались, но явно им пренебрегали. Этого мало: была сделана попытка ввести в иерархию лиц определенно предосудительного поведения.

И вот рухнула власть, отвернувшаяся от Церкви. Свершился суд Божий. ...Освободилась от гнета государства Христова соборная Церковь.

Речь епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) на собрании представителей епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений

Первая половина марта 1917 г.

Божией волей и волей народа дорогая наша Родина вступила на новый исторический путь в своей государственной жизни. Обновленная и свободная Россия светло ликует и торжествует ныне. Мы, отцы святые и братия, как кость от кости и плоть от плоти обновленного и свободного отныне народа, должны бы запечатлеть в сердцах и памяти своей и народной светлое торжество наших великих дней; неотложно должны далее всеми доступными нам средствами споспешествовать нашему Новому Благоверному Правительству поскорее провести в жизнь народную свои предначертания, довести до конца дело обновления всей страны нашей на благо народное, довести также до победоносного конца, к чести и славе Родины, войну с жестоким и коварным врагом. Пастыри наши, объединившись и сплотившись, могут, при помощи благодати Божией, сослужить великую ныне службу народу, своей пастве и оказать значительную услугу, поддержку Новому Правительству в проведении им в народную жизнь своих предначертаний. Какими же средствами мы пастыри располагаем для этого. Средства известны: молитва в разных ее видах, слово печатное и слово назидания в церкви, школе и семье и проч. Да поможет же нам Господь послужить Родине и Правительству ее!

Из воззвания к воинам архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры Ярославля

19 марта 1917 г.

Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной свободы. Зажглась заря яркого солнышка, которое несет счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод - свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенародного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось ко всем верным сынам ее с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России.

Из речи архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левицкого) ' на собрании духовенства Н.-Новгорода

23 марта 1917 г.

.. .Мне ставят в вину то, что я сочувствовал Союзу русских людей2. Но как же я мог не сочувствовать этому Союзу, когда на его знамени было написано: за православие, самодержавие и русскую народность. Мне кажется, что и вы все должны были сочувствовать этому знамени. Как я мог не служить православию, как я мог не любить русскую народность, как я мог искренно не поддерживать самодержавие, когда у нас был самодержавный строй гражданского управления? Теперь у нас другое правительство, и я опять не за страх, а за совесть служу новому правительству. И вам то же самое предлагаю, «несть бо власть, аще не от Бога» [Рим. 13, 1].

«Открытое письмо Епископам Российской Церкви» епископа Переславского Иннокентия (Фигуровского), начальника Российской духовной миссии в Пекине

24 марта 1917 г.

Владыка Святый.

Братски приветствую Вас, Владыко, с сугубым праздником: Воскресения Христова и обновления государственной жизни России. Церковь Христова в свободной Державе Российской ныне освободилась от векового рабства и для нее занялась заря апостольской жизни в свободной стране. С свержением монархии Церковь избавилась от позора, от участия в навязанном ей грехе цезарепапизма. Царское учреждение - Синод лишился теперь своих полномочий и сам собою упраздняется, мы лишились такого главы, который бы возводил и низводил архипастырей и властно направлял жизнь Церкви.

Из выступления архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) на пастырском собрании в Новгороде

26 марта 1917 г.

...2 марта подписан акт об отречении бывшего императора от престола. И мы стоим перед совершившимся фактом. Царствование дома Романовых прекратилось. Св[ятейший] синод вошел в сношения с Временным правительством по заповеди [святого] Апостола [Павла]: «Всякая душа властям предержащим да повинуется» [Рим. 13,1]. Мы уже приносим молитвы за Временное правительство. И это в порядке вещей. Церковь, по слову св[ятого] [Иоанна] Златоуста, молится и за иноверную и за языческую власть, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» [1 Тим. 2, 2]. В Турции, путешествуя в Палестину, я молился за султана.

Из воззвания к пастырям и пастве архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Грибановского)

Конец марта 1917 г.

Многие из вас смущаются ныне духом от быстрой смены событий, потрясших наше Отечество, и вы невольно обращаете к нам ваш вопрошающий взор. ...Без воли Божией даже волос не может упасть с головы нашей; тем менее могут изменяться судьбы народов и царств. Волею и милостию Божиею царствуют цари, волею или попущением Божиим они и перестают царствовать, как это случилось ныне в нашем Отечестве. Много разнообразных суждений мы слышим ныне по поводу этого события. Но там, где совершаются судьбы Божий, там должен смолкнуть суд человеческий.

...По долгу сынов своего Отечества, ради сохранения порядка в государстве, будем повиноваться Временному Правительству и молиться о ем, пока весь великий русский народ не соберется на Учредительное Собрание и не изберет себе постоянного властителя по сердцу своему и, надеемся, по изволению и благословению Божию. Тем, чья совесть не успела еще вполне примириться с т[ак] н[азываемым] новым порядком, мы скажем, что государственная власть по своей природе есть Божественное учреждение, что анархия одинаково вредна как для общественной, так и для церковной жизни. Св[ятые] Апостолы оставили непререкаемый урок каждому из нас, когда словом и примером заповедовали первым христианам повиноваться даже языческим правителям, если только последние не будут требовать от них чего-либо противного их христианской совести.

Из проповеди епископа Александровского Михаила (Космодемьянского), викария Ставропольской епархии, священнослужителям и церковным старостам г. Ставрополя и сельских церквей 1-го благочиннического округа

4 апреля 1917 г.

.. .Я не стану подробно останавливаться на таком, например, поразительном совпадении, что выступлению династии Романовых на арену жизни Русского государства предшествовал Гришка Отрепьев, тело которого было потом сожжено и прах его выстрелили из пушки; а свержению той же династии способствовал своим позорным фаворитством не менее позорный другой Гришка - Распутин, тело которого тоже сожжено. Согласитесь, однако, что это не простое только случайное совпадение.

Но я остановлю ваше внимание на более глубоком сопоставлении. Разве, например, не глубокий смысл кроется в том сопоставлении, что восстание русской народной жизни из-под векового гнета самодержавного режима, придушившего всякую самость, свободу и творческую природу многомиллионного нашего народа, началось вместе с пробуждением природы от зимней долгой, беспробудной спячки, замертвившей все живое и покрывавшей белым мертвым саваном все - и отжившее, и еще крепкое, и даже цветущее, -с пробуждением к новой жизни, цветению, сиянию и красоте ее.

Вчера еще сами создатели новой, свободной народно-правовой русской жизни, устои, столпы этой жизни: Родзянко, Львов, Керенский, Милюков и иже4 с ними сами не знали, не смели думать, мечтать и гадать, что русская жизнь, русский народ может совершить такой небывалый в истории человечества скачок, а уже ныне этот скачок стал совершившимся фактом. Вчера была самодержавная монархия, а нынче уже и конституционная мало кого устраивает.

Еще вчера только река была покрыта ледяным покровом, а уже нынче она вылилась из берегов, и ни в какие каналы и канавы ее не выведешь: неудержимым потоком заливает она поля и луга.

И в природе русской, и в жизни русской - государственной, политической, общественной, национальной, вероисповедной, правовой идет полное, всестороннее воскресение человека навстречу ныне празднуемому нами Воскресению Христову, дарующему нам свободу духа и с нею живот5 вечный. Это ли не поразительное провиденциальное совпадение? Христос воскресе!

...Воскрес Христос - и пали рабские дьявольские цепи. Пал самодержавный строй, Деспотический режим - и рушились путы, которыми окована была вся жизнь человека от Утробы матери и до могильной гробовой доски.

И я, кажется, не преувеличу, если скажу, что никакая сторона народной правовой ^ Русской жизни не была так опутана этими путами, как опутана и крепко-накрепко, на Узел, завязана была сторона религиозной жизни народа и ее отраслей - церковной и клировой. Цезарепапизм, то есть господство в церкви царской власти, или полное зависимое подчинение церкви государству, сказывался на всех сторонах церкви и охватывал круг всей ее жизни и деятельности.

Из речи викария Ставропольской епархии епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) на открытии Чрезвычайного съезда делегатов Духовенства Кубанской епископии

13 апреля 1917 г.

В настоящее время молчать нельзя. Голос духовенства должен теперь звучать звонко и отчетливо. К голосу нашему теперь прислушиваются все - и преданные св. Церкви, и враждебно к ней настроенные, и все ждут от нас ответа на волнующие всех вопросы: чего желает духовенство, куда оно пойдет и каково его отношение к современной политической жизни.

Духовенство давно сознавало тяжелое порабощение народа и церкви сильными мира сего. Сознавало это и скорбело и, сколько могло, возвышало иногда свой голос. Но голос его, как слабый, заглушался более сильными голосами и почти не достигал желанной цели. Теперь народ-богатырь сбросил с себя оковы рабства, и Церковь вздохнула свободнее. Как узник, освобожденный из темницы, чувствует себя на верху счастья, так и церковь в лице верных чад своих не может не радоваться своему освобождению от тех стеснений, которые давили самоопределяющуюся ее жизнедеятельность. Только свободная церковь в свободном государстве может свободно служить народному благу...

Резолюция епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова) на письме Оренбургского уездного гражданского комитета

17 апреля 1917 г.

Принять решительные меры против священников, продолжающих поминать царских лиц и тем более возбуждающих народ против Новой власти.

Из совместного обращения викария Саратовской епархии епископа Вольского Досифея (Протопопова) и духовенства г. Вольска Саратовской губернии к гражданам

Март - апрель 1917 г.

По неисповедимой воле Божией в нашем дорогом Отечестве совершилось чрезвычайное событие. Самодержавный царь в страшную годину грозной войны отрекся от царской власти и царской присяги на служение России. Своим отречением царь освободил от данной ему присяги и всех своих подданных; отныне же, за последовавшим отречением царя и его прямых наследников, вся полнота власти всецело и безраздельно перешла в руки самого народа русского в лице законно избранной им Государственной Думы, которая в настоящее время установила Временное правительство. Это Новое Правительство несет нам свободу, равенство и братство, а что важнее - верную защиту от врагов.

Все слои русского народа давным-давно всей душой и всем сердцем были на стороне Государственной Думы, которая вступила в героическую борьбу с безответственными темными силами старого правительства, с его бесправием, угнетением и коварной изменой русскому народу и русскому делу. Душа русского человека исстрадалась за время правления старой бюрократической власти, крепко цеплявшейся за свои права, преимущества и личные выгоды, но в конце концов приведшей нашу страну на край гибели. Целое море русской крови пролито благодаря темным силам старого правительства, действовавшего с наглостью и коварством. Да будет священна кровь народных мучеников!

Только новый государственный строй, соответствующий духу и желаниям народа, выведет нашу Родину из смертной опасности. Только Новое Правительство, в полном единении с самим народом, создаст победу над врагами тайными и явными и тем обеспечит счастье и благоденствие свободной России.

Из послания к пастве епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского)

11 мая 1917 г.

События великие совершились в нашем отечестве. Произошел государственный переворот, и появился у нас новый строй общественной и государственной жизни. Столетия возглавляли наше отечество цари самодержавные, а теперь нет у нас царя. Во главе государственного управления стоят ныне представители из народа.

Как должен отнестись ко всему происшедшему верующий христианин? Где найти ему надежное объяснение? Углубимся, дорогие чада о Христе, в судьбы прошлой жизни и поищем разъяснения.

...Наступило наше страдное время в правление императора Николая П. Всеми чувствовалось, что уже отжил свою пору бывший доселе государственный строй и порядки. При нынешних условиях жизни самодержавному царю невозможно было успешно управлять столь великим государством. Нужно было, чтобы сам народ, в лице избранных им представителей, принял участие в управлении. Но царь не сделал этого. Царский престол окружали враги народа тайные и явные. Происходило страшное нечестие. Началась великая европейская война, и открыто обнаружились многие государственные

недостатки, а от них военные неудачи. Народные избранники слезно умоляли царя удалить вредных людей и сделать необходимые исправления. Но царь не внял голосу народному. И последовал государственный переворот. Неустранимый ход жизни вынудил императора Николая II отказаться от престола, что он исполнил за себя и за наследного сына 2 марта сего 1917 г. Так совершился суд Божий над бывшим нашим царем Николаем II, как в древности над Саулом.

Из статьи епископа Переславского Иннокентия (Фигуровского) «Духовное ослепление»

12 мая 1917 г

Как мы все искренно радовались и торжествовали, когда низвергнут был Богом с престола безвольный, подпавший под власть хлыстов, император, и волею Божией, а не волею народа - как ложно утверждают неверующие люди - во главе нашего Отечества поставлены были лучшие люди, известные всему миру своей неподкупной честностью и благородством.

Из послания к пастве викария Полоцкой епархии епископа Двинского

Пантелеймона (Рожновского)

16 мая 1917 г.

Православные! Уже не мало времени прошло, как старая власть пала и никто не жалеет ее. Это показывает, что государственный переворот был у нас неизбежен. Но кроме того мировой пожар - теперешняя война, беспримерная в человеческой истории, вызвала бесчисленные жертвы людьми и различным богатством. Поистине бесчисленные жертвы. И если до войны, при самых благоприятных условиях старая власть не могла дать народу самого необходимого - просвещения и материальной обеспеченности, чтобы наиболее многолюдные классы населения могли жить хотя сколько-нибудь по-человечески, то после войны, когда наши герои-страстотерпцы, много раз стоявшие перед лицом смерти и побывавшие точно в аду, когда они, измученные, больные, при старой власти возвратились бы к себе домой, тогда стоны и страдания народа были бы неистерпимы и безутешны. Благотворительность, которую устраивала старая власть, разные благотворительные комитеты, вроде Татьянинского Комитета, ведь все это были только игрушки, которые не могли уменьшить народного бедствия. Необходимы были новые порядки и новая власть, которые были бы наиболее благодетельны для народа. И вот новая власть и новые порядки явились вместе с давно желанной свободой, необходимой, чтобы люди могли разумно и счастливо устраивать свою жизнь. Враги православия стараются убедить, будто старые порядки и старая власть были благоприятны для церкви и для духовенства. Но это не верно, они никогда не были благоприятны. ...Старое правительство в упоении своей властью не считалось ни с постановлениями святых отцов, ни с епископской благодатью, а грубо господствовало над высшим духовенством, обращая церковь в служанку для своего возвеличения и тщеславия. С этой целью старая власть не допускала, чтобы епископы православной Церкви собирались бы для свободного управления делами Церкви. Со стороны могло казаться, что у епископов полнота власти, что они все могут, а на самом деле им представлялась одна только видимость участия в церковном управлении. Все же дела церковные решались светскими чиновниками, иногда маловерующими или даже просто еретиками, которые глумились над архиереями. ...Грех против церкви это есть самый главный грех старой власти и, пожалуй, он больше всего и привел прежнее правительство к погибели, а теперь продолжает быть причиной многих настоящих и грядущих бедствий.

Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) «Цезарепапизм наизнанку»

Июнь - июль 1917 г.

О вреде цезарепапизма написаны целые горы бумаги. Его разрушающее влияние на Церковь, как общество, не подлежит никакому сомнению; все, кто мог еще колебаться в решении этого вопроса, ныне наблюдая церковную жизнь, могут удостовериться, что цезарепапизм поставил церковную жизнь в ее общественном проявлении - на край гибели.

...Цезарепапизм боролся вообще с общественностью, поэтому сам цезарь1 погиб в неравной борьбе и погубил церковную общественность и изуродовал всю нашу социальную жизнь.

...Цезарепапизм тем был опасен в церковной жизни, что он вмешивался в область, лежащую совершенно вне его компетенции. Если государственная власть решала, что нужно «помочь» Церкви, то она помогала только иерархии и тем отдаляла ее от верующих мирян; наделяя церковную иерархию нецерковными атрибутами, государственная власть вкорне подсекала церковную жизнь: пастыри перестали знать свою паству, а паства перестала любить своих пастырей. Государственная власть в самые важные минуты церковной жизни считала нужным вломиться в церковную жизнь и, нисколько ее не понимая, только все в этой жизни портила, в конце концов расшатав все ее устои. Все, даже искренне думающие о своей принадлежности к Церкви перестали понимать ее природу, и политическую благонамеренность стали смешивать с верностью св. Церкви. Вместо церковной проповеди наши пастыри начали вводить в употребление только митинговые речи. Служение Божией правде было подменено служением правде царской; а потом и смирение пред неправдой царской было объявлено добродетелью.

Порой бываю резок в суждениях, и не всегда прав….

    Ставка ЦБ и "мы все умрём"

    Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

    Стратегия Путина

    Я не из тех, кто комментирует заявления Владимира Путина, переиначивая слова российского президента и приписывая ему то, чего он не говорил и не делал. Если бы я задавал вопросы Путину, то многие из н...

    Украинцы никогда не простят русских......

    Виктор АнисимовУкраинцы никогда не простят русских за миллионы убитых и искалеченных "захистников", говорят нам "миротворцы", если мы в самом скором времени не заключим мир с украиной и...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      День Начала Конца.

      22 июня 1941 года...День, о котором тяжело говорить, тяжело думать, представляя, как всё это было...Не в фильмах... Наяву... День, что катком прокатился по каждой семье...День, который не смогли пережить  те, кто  не должен был умирать и кого нет ни в каких списках погибших...День, когда целая страна начала борьбу за свое физическое сущес...
      710

      Дед... Привет...

      Строки ниже - не мои, они взяты с одного из многочисленных Telegram-каналов, что случайно открылся мне в ленте около года назад и попал в Избранное этим постом... В чем примечателен этот пост? Он - квинтэссенция того, что можно сказать о том Дне, что сегодня отмечают миллионы людей по всему земному шару.Квинтэссенция горя, радости, гордости...Лучше напи...
      851

      Документ дня. 26 апреля. Донесение об аварии на энергоблоке №4 Чернобыльской АЭС.

      Донесение первого заместителя министра энергетики и электрификации СССР Макухина А.Н. об аварии на блоке №4 Чернобыльской АЭС. ...
      593

      Шацкий О.Е. За что сожгли протопопа Аввакума?/RP/

      Шацкий О.Е. За что сожгли протопопа Аввакума?Документы о казни протопопа Аввакума не сохранились. В одном из следственных дел 1683 года упомянуто, что «бывшеи протопоп Аввакум которои прежде служил на Москве у церкви Казанской богородицы и после де того он в ссылки в Пустозёрском остроге казнен» (Документы 1990, 91), есть ряд поздних известий о казни. Н...
      963

      Хроника покорения Космоса

      К юбилейной годовщине покорения Человеком космического пространства, Министерство Обороны России рассекретило пласт документов, связанных с личностями первых его покорителей, открыв тематический раздел на своем сайте.Особый внимание уделено документам из личного дела Юрия Гагарина, но и не забыты Герман Титов, Алексей Леонов, Георгий Береговой, а так...
      1078
      Александр Тирес Фитиль
      2 апреля 2021 г. 11:46

      Семья мытищинского стрелка может подать иск к Росгвардии

      https://vz.ru/news/2021/4/2/1092594.htmlРодственники устроившего перестрелку с силовиками Владимира Барданова после консультации с адвокатом примут решение о подаче иска к Росгвардии, сообщил адвокат Арслан Акавов, представляющий интересы родственников убитого.«Росгвардейцы, когда штурмовали здание, разнесли все, что было можно и нельзя, начиная от плат...
      776

      Документ дня. 02 апреля. Закон об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР.

      Закон, который никто так и не применил на практике... Закон СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза СССР" Настоящий Закон - исходит из необходимости усилить защиту прав и свобод граждан, решительно пресекать деятельность различных национали...
      1250
      Александр Тирес Фитиль
      1 апреля 2021 г. 19:22

      Цитата дня. 01 апреля 2021. Геннадий Онищенко.

      Если Г. Онищенко не шутит (по поводу 1 апреля), то я уже и ни знаю, что сказать и как это назвать. Остается только дико ржать и бегать по потолку, ибо это "нечто"...  "Никогда. У нас еще каждую весну и осень приходит грипп - вы тут тоже будете отказываться? Это должно быть элементом нашей культуры. И что тут такого?" - сказал Онищенко на пресс...
      2753
      Александр Тирес Фитиль
      28 марта 2021 г. 14:01

      Полный Суэц.

      Третий день наслаждаюсь тем, как безобидная реклама Северного морского пути обернулась грандиозным шуxером с застрявшим (надолго!) сухогрузом Ever Given. По официальной версии (не учитывающей нарисованный капитаном член), очень сильный ветер со стороны синайского полуострова дунул в бочару сухогрузу, что "пилил" по каналу с юга на на север со скоро...
      7902

      Д.Н. Бантыш-Каменский "Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов.9-й Генералъ-Фельдмаршалъ Князь Василій Владиміровичь Долгорукій"

      Очередная страница героической летописи из книги Д.Н. Бантыш-Каменского о  князе Василии Владимировиче  Долгоруком, "человеке умном, храбром, честном и довольно хорошо знавшим военное искусство", но опального на протяжении большинства жизни.9-й Генералъ-ФельдмаршалъКнязь Василій Владиміровичь Долгорукій Князь Василій Владиміровичь Долгорукій, п...
      1049

      Сообщение полковника П. В. Шатова [10] о событиях в Златоусте. 16 марта 1903 г.

      Сообщение полковника П. В. Шатова о трагических событиях в Златоусте, вошедших в историю России наравне с Ленским расстрелом и событиями 9 января 1905 года. 12-го сего марта, около 7-ми часов вечера, я, губернатор и прокурор окружного суда прибыли в гор. Златоуст, в виду происходящих здесь рабочих беспорядков. При встрече на вокзале и. д. [11] помо...
      544
      Александр Тирес Фитиль
      25 марта 2021 г. 18:15

      Дворцы пыток, ГУЛАГи изнасилований...

      23 марта, выступая в эфире МБХ медиа, снова отожгла Лия Ахеджакова, на это раз ахеджакнув по-полной. Я даже потратил  42 минуты 01 секунду жизни, чтобы выслушать все от и до, а после, еще минут двадцать не мог успокоиться, с диким хохотом бегая по потолку.  Ибо было отчего... Немного ни мало, Ахеджакова высказалась о том, что ни Нев...
      1342

      "Родина-мать" покрылась трещинами после ремонта почти на 1 млрд рублей

      На Мамаевом кургане Волгограда всемирно известная скульптура «Родина-мать зовёт!» к 17 марта покрылась серыми пятнами и полосами, а местами заметны трещины. Реставрация статуи за 670 млн рублей завершилась чуть больше года назад. А компания-реставратор хотят обнакротить за неоплаченные счета. «Родину-мать» после реставрации 24 июня прошлого года открыва...
      953

      Бабкин М.А."Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви" (избранное) (1.1).

      Подборка документов  из сборника М.А. Бабкина "Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви", некоторые из которых  вполне могут подвести к разрыву шаблонов. Так как материала много, то разделю все на две части, а целиком сборник можно скачать здесь. И,...
      813

      Документ дня. 19 марта.Открытый лист (паспорт) Петра I.

      Открытый лист (паспорт), с которым Петр I путешествовал в составе Великого посольства за границей под именем Петра Михайлова. «Милостию Мы пресветлейший и державнейший великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец […]Пресветлейшим и державнейшим великим государем цесарскому величеству Римскому и корол...
      1424
      Александр Тирес Фитиль
      13 марта 2021 г. 19:11

      Цитата дня. 13 марта. Игорь Лебедев.

      Исключительный сегодня денек, потому как появилась возможность почитать умное в ленте, но и  написать что-то от себя. Исключительный, потому как в голове не укладывается, что можно не иметь свободного времени находясь в отпуске, да и еще ранней весной, когда сельхозработы на участке и в огороде еще не начались. Но, повод -  есть, время - тоже ...
      1004

      Документ дня. 11 марта. Протокол заседания Политбюро ЦК КПСС

      На сутки опоздал с публикацией, но не мог упустить возможность опубликовать примечательный документ- протокол заседания Политбюро ЦК КПСС, посвященного выдвижению кандидатуры нового лидера КПСС, после того, как умер Константин Черненко. Вполне вероятно, что таких "заседаний" Политбюро в марте 1985 года было несколько, и только после них все решили «сдаться» на ми...
      2008
      Александр Тирес Фитиль
      8 марта 2021 г. 09:31

      Тепло дарящим в холода...

      За окном - 8 Марта,  и пусть пасмурно, пусть идет снег, но ничто не остановит  этот Мир на Пути к Расцвету и Преображению, расцвету и преображению не связанному с окончанием осадков, потому как в этом Мире есть Женщина, прекрасное создание, Прекрасное  как сама Весна. Она - как первый Луч весеннего солнца – теплая, нежная и многообещающая...
      636

      О приходе Весны, каковой не случился...

      С публикацией, конечно, опоздал на полдня, потому как прямо сейчас, за окном, намечает пусть и немного морозно-пасмурный,  но прекрасный день, в котором мы поздравляем нашу прекрасную половину человечества... На самом деле, Весна - наступила, наступила календарно, а по-сути, она никуда не  уходит даже если за окном стоят трескучие морозы,...
      1110

      Женское лицо войны.

      На официальном сайте Министерства обороны РФ в преддверии Международного женского дня появился новый раздел "Героини великой Победы", где рассказывается о подвигах женщин, которые участвовали в Великой Отечественной войне и внесли свой вклад в Победу.  Как всегда много  фотографий участниц войны,  документов из фондов центра...
      508
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика