Православная церковь, монахи не слишком поощряли развлечения паствы. Мирская суета была, по мнению иерархов церкви, только прологом к обретению вечной жизни. И в миру следовало молиться, готовить тело и душу к подвигам. Все равно — на поле сражения или в келье.
Потому всяческие игрища простого народа и его элиты церковь не одобряла. Однако это не значит, что русские витязи отказывались померяться силами и не выходили на потешные поединки. Турниров в понятии средневековой Англии или Франции в русских княжествах не проводилось. Зато были так называемые "игрища". Он них можно найти упоминания в летописных сводах.
О русских турнирах говорит историк Н. М. Карамзин. По его свидетельству, некто Осей, витязь знатный и сильный, приближенный к княжескому престолу (был родным сыном воспитателя Московского князя) был поражен копьем на потешном ристалдище под Коломной. Дело свершилось в 1390 году. Летописными источниками этот случай подается как пример отрицательный.
Ипатьевская летопись пишет нам в неодобрительном духе о поступке князя Ростислава Михайловича под датой 1249 года. Этот замечательный воин решил осаждать крепость Ярославля, расположенного у реки Сан в Галицкой земле. У него было время на воинские утехи. Мастера-осадники готовили лестницы и тараны. А сам Ростислав вызвал на поединок представителя польского войска — воеводу Воршу.
Дрались перед самыми стенами Ярославля. Ударили в копья. При столкновении конь под князем рухнул. Князь не погиб, задавленный конской тушей, а успел выбраться из седла. Но вот вывих руки получил.
Летописец расценил печальный случай с князем как божественное знамение, указавшее на неуспех предприятия. Вроде как бы возгордился силушкой непомерной князь Ростислав и за то бог его наказал. а заодно и предупредил: будет своевольничать, дела-то и похуже пойдут.
Время Ростиславом было потрачено без пользы, считал летописец. И вот почему. Оказывается, пока Ростислав хвастался своим индивидуальным воинским искусством, опомнились его враги. Конкуренты князя Василько с Даниилом собрали своих клевретов и пошли под крепость снимать осаду.
Они ударили нежданно и сильно — войско Ростислава вынуждено было бежать с места боя. Ростислав сам не в состоянии был сражаться, что и привело в смущение его дружину.
Историки отмечают, что идея рыцарских турниров в целом не прижилась на Руси в европейском понимании из-за разности менталитетов и общественного сознания. Русский дружинник должен был поставить свою жизнь на грань риска, когда речь шла о защите веры православной от нехристей. Западный воин стремился не столько защищать церковные идеалы, сколько совершенствовать себя, заботиться о воинской репутации. Пусть и в боях на ристалище перед прекрасными дамами.
Дружинная культура предполагала верность воинскому коллективу и князю в первую очередь. Коллективизм и взаимовыручка были не просто полезным общественным "цементом", но также и идеологией, которая помогала дружине выживать перед лицом общей угрозы.
Оценили 19 человек
39 кармы