Монголо-татарское нашествие: было – не было, верю - не верю, устроили ромашку

99 4096

Несколько вопросов, ответив на которые, по идее, должны отпасть сомнения а могли ли дикие и не симпатичные кочевники на своих дохлых лошадках, без фуража, современной логистики, кузнечного дела завоевать … далее длинный список стран.

1. Вопрос №1 – с кем и чего ради папа римский вел переписку?

Это все есть в интернете, даже печаталось что-то такое тут в конте, но, как показывает практика, никто по ссылка никуда не ходит и ничего не читает. Поэтому, простите, приведу полностью. Вот фото грамоты, оригинал - можете «засосать стакан и в Ватикан». Также документы имеются по всей Европе – правда, это для упоротых не основание, т.к. они, европейцы, конечно, «всё делают назло нам». Но есть еще арабские и китайские источники, которые, вроде как, нейтральны, а местами даже и положительны, по отношению русам.

Грамота великого хана Гуюка Папе Римскому Иннокентию IV (1246 г.)

Исследователи средневековой истории татар редко обращаются к дипломатической переписке великих ханов (каанов) Монгольской империи. Действительно, она не имеет прямого отношения к истории татарского народа. Тем не менее, этот комплекс источников дает представление о характере дипломатических отношений, оказавших влияние на монгольские государства-улусы 1, образовавшиеся после распада Йеке Монгол улус («Великого государства монголов»), в том числе и на Золотую Орду 2.

Одним из таких уникальных документов является грамота великого хана Гуюка, направленная Папе Римскому Иннокентию IV в 1246 году. Ее появление явилось следствием ряда важнейших событий, которыми был так богат XIII век.

Сложившаяся в результате организованных Чингис-ханом и его потомками завоевательных походов огромная Монгольская империя во второй четверти XIII века вступила в непосредственное соприкосновение с европейскими христианскими странами. Панический страх перед неведомым народом возник в Западной Европе еще в начале столетия, когда до нее дошли слухи об обширных завоеваниях и жестокости «татар», как называли во всех источниках того времени монгольских завоевателей 3. После завоеваний в Восточной Европе, а особенно после походов отрядов Бату в Польшу, Моравию и Силезию, опасность монгольского вторжения заставила европейских государей заняться усиленным сбором сведений об азиатских завоевателях — их обычаях, нравах, религии, государственном устройстве, армии и, главное — о внешнеполитических устремлениях. При этом не последнее место отводилось надежде найти на Востоке поддержку у тамошних христиан «царства пресвитера Иоанна» или хотя бы вовлечь через миссионеров какую-то часть завоевателей в орбиту католицизма 4.

Папа Римский как глава католической церкви стал одним из инициаторов установления дипломатических контактов с монголами. Энергичный Иннокентий IV пытался восстановить авторитет католической церкви сильной международной политикой, одной из основных идей которой было достижение взаимопонимания с монголами, по возможности путем [29] обращения их в христианство 5. С этой целью, а также для получения разведывательной информации, папским престолом было направлено четыре миссии к монголам. Руководство самой важной из них, которая должна была достичь великого хана, было возложено на одного из основателей ордена францисканцев, опытного дипломата Джованни дель Плано Карпини 6.

Миссия Плано Карпини выехала из Лиона 16 апреля 1245 года. Посольство было снабжено буллой Иннокентия IV, адресованной «царю и народу тартар». В этой булле Папа, выступая как глава христианского мира, порицал монголов за их вторжения в христианские земли и, угрожая им гневом Божьим, увещевал воздержаться от подобных походов в будущем и принять христианство 7. В апреле 1246 года посольство, доехав до Волги, прибыло в ставку Бату, тогдашнего правителя Джучиева Улуса. Бату не принял послания, адресованного великому хану, и отправил миссию в Монголию. Там послы Папы стали свидетелями возведения на престол великого хана Гуюка. В ставке Гуюка они прожили почти четыре месяца и были отправлены обратно 13 ноября 1246 года.

Осенью 1247 года Плано Карпини прибыл в Лион, где и представил Папе Иннокентию IV ответ монгольского хана Гуюка и свой подробный отчет о путешествии 8. Отчет папского легата вскоре распространился в списках и стал одним из важнейших источников информации о монголах и других восточных народах для европейцев того времени. Сочинение Плано Карпини и сегодня не потеряло своего источникового значения.

Плано Карпини вполне справился с поставленной перед ним разведывательной задачей. Он довольно подробно описал вооружение, войска монголов, их тактику ведения войн. Но другую важную задачу обращение великого хана в христианство - миссии выполнить не удалось. Отказываясь рассматривать папский призыв стать христианином и отклоняя папское право цензурировать его, Гуюк в ответной грамоте предложил Папе и королям лично явиться к своему двору для изъявления покорности, поскольку «силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, кончая теми, где заходит» пожалованы Чингис-хану и его потомкам. В последней фразе нашла краткое выражение идеология чингисидов, претендовавших на мировое господство. «Непокорные» народы и государства следовало приводить к повиновению силой. Таким образом, претензии католической церкви на вселенскую власть натолкнулась на другую универсалистскую доктрину. Однако в данном случае «столкновения цивилизаций» не произошло. Относительно быстро «Великое государство монголов» потеряло свое могущество и распалось. Осколкам могучей империи, погрязшим в междоусобицах, стало не до покорения Европы.. .

Грамота Гуюка была обнаружена в 1920 году в архиве Ватикана. Чуть позже ее текст с переводом и комментариями опубликовал французский исследователь П. Пельо 4. К сожалению, эта публикация нам осталась недоступной, поэтому мы вынуждены ограничиться информацией, содержащейся в других источниках.

Послание Гуюка написано на бумаге, состоящей из двух склеенных кусков. Размер документа 112 на 20 см. В конце грамоты и в месте склейки листов имеются красные оттиски печати. Язык послания персидский, причем, по замечанию В. В. Бартольда, «грамота.. . написана настолько безграмотно, что персидский язык не мог быть родным языком составлявших ее» 10. Он же обратил внимание на то, что имя Гуюк-хана в грамоте не упоминается, и послание написано от имени «хана великого улуса и вселенной» (причем заглавие грамоты написано по-тюркски, а в тексте грамоты встречаются тюркские слова и выражения) 11. По мнению ученого, составителями грамоты были среднеазиатские купцы тюркского происхождения, старавшиеся писать по-персидски, как на принятом в их стране литературном языке 12.

Любопытно проследить эволюцию термина «великий улус». Несомненно, первоначально этот термин мог применяться только для обозначения единой Монгольской империи. Впоследствии, после ее распада, он довольно широко использовался в посланиях и жалованных актах правителями Джучиева Улуса, затем Крымского ханства для обозначения своих государств 13, что, по-видимому, должно было подчеркивать претензии на великодержавность 14. А уже в конце XVI века некогда грозное словосочетание в грамоте крымского хана Гази-Гирея польскому королю использовано для обозначения Польско-Литовского государства 15.

Напоследок отметим, что Гуюк и Бату, фактический основатель золотоордынского государства, принадлежали к враждующим группировкам монгольской знати. Бату пользовался большим авторитетом среди аристократии и располагал значительными военными силами. Как отметил [30] Плано Карпини, «этот Бату наиболее могуществен по сравнению со всеми князьями татар, за исключением императора, которому он обязан повиноваться» 16. Бату уклонился от участия во всемонгольском курултае, в 1246 году возведшем Гуюка на великоханский престол. Гуюк продолжал настаивать на визите Бату. Как передают источники, летом 1248 году Бату направился в улус Гуюка. По пути он получил известие о недобрых намерениях Гуюка, двинувшегося ему навстречу. Бату остановился и принял меры предосторожности. Однако Гуюк умер на расстоянии недели пути до ставки Бату. Встреча не состоялась.. .

Перевод грамоты публикуется по изданию «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука» 18. Нами внесены необходимые поправки в орфографию и пунктуацию текста.

Публикацию подготовил Ильяс Myстакимов, главный специалист ГАУ при КМ РТ [31]

________________________________________

Грамота великого хана Гуюка папе римскому Иннокентию IV.

1246 г.

Силою Вечного Неба наш, хана великого улуса и вселенной, приказ (Строка написана по-тюркски: Олуг Улуснын, Талуйнын хан йарлыгымыз(последние два слова означают ханский ярлык, указ, приказ).

Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его знал и понял.

После того, как держали совет в [...] области Karal, вы нам отправили просьбу о покорности, что было услышано от ваших послов. И если вы поступаете по словам вашим, то ты, который есть великий папа, приходите вместе сами к нашей особе, чтобы каждый приказ Ясы мы вас заставили выслушать в это самое время.

И еще. Вы сказали. Что если я приму крещение, то это будет хорошо; ты умно поступил, прислав к нам прошение, но мы эту твою просьбу не поняли.

И еще. Вы послали мне такие слова: «Вы взяли всю область Majar (венгров) и Kiristan (христиан); я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите нам?» И эти твои слова мы тоже не поняли. Чингис-хан и Каан послали к обоим выслушать приказ Бога. Но приказа Бога эти люди не послушались. Те, о которых ты говоришь, даже держали великий совет. Они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. В этих землях силою Вечного Бога люди были убиты и уничтожены. Некоторые по приказу Бога спаслись, по его единой силе. Как человек может взять и убить, как он может хватать (и заточать в темницу)?

Разве так ты говоришь: «Я христианин, я люблю Бога, я презираю и.. . » Каким образом ты знаешь, что Бог отпускает грехи и по Своей благости жалует милосердие, как можешь ты знать Его, потому что произносишь такие слова? (т.е. как ты - ничтожный человечишко, можешь делать (отпущение грехов) то, что может делать только Бог?! как он уел Папу!)

Силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит, пожалованы нам. Кроме приказа Бога так никто не может ничего сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно: «Мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу Бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами.

Вот что вам следует знать. А если вы поступите иначе, то разве мы знаем, что будет? Одному Богу это известно. В конце (месяца) джумада-л-ахира 644 года (Начало ноября 1246 г.).

Комментарии (источники, для проверки. Эй, упоротые, Вернадскому, надеюсь, поверите?)

1. Имеются в виду, прежде всего Джучиев Улус (Золотая Орда), империя Юань, занимавшая территорию Китая и Монголии, держава Хулагуидов в Иране и улус Чагатая в Мавераннахре. «Монгольскими» эти государства названы из-за принадлежности к монголам правящей в них династии чингисидов и части высшей аристократии, довольно быстро освоивших культуру и язык покоренных народов.

2. Подробнее о влиянии официального делопроизводства Монгольской империи на формирование и развитие канцелярских традиций Джучиева Улуса см. : М. А. Усманов. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. -Казань,1979.

3. В составе монгольского войска была значительная доля представителей тюркских и других немонгольских племен и народов, в иностранных источниках, наряду с монголами, получивших собирательное название «татары». (См. : М. А. Усманов. Уткэннэн — килэчэккэ. -Казан,1990. -Б. 100; Е. И. Кычанов. Сведения из «Истории династии Юань» («Юань ши») о Золотой Орде. // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556,-Казань,2002. - С. 38; И. Мустакимов. Об особенностях использования некоторых этногеографических и этнополитических наименований Джучиева Улуса в арабских источниках XIII-XVI вв. // Великий Волжский путь. Материалы «круглого стола» и Международного научного семинара. Казань. 28-29 августа 2000 года. -Казань,2001 . -С. 264-266, 271-272).

4. Подробнее о европейских представлениях о монголах и монголо-европейских контактах в XIII в. см. : X. Гекеньян. Западные сообщения по истории Золотой Орды и Поволжья 1223-1556 гг. // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. -Казань,2002- С. 82-95; Л. Н. Гумилев. В поисках вымышленного царства. -М., 1970; J. Uminski. Niebezpieczenstwo tatarskie w polowie XIII w. : papiez Innocenty IV. -Lwow, 1922; E. Voegelin. The Mongol Orders of Submission to European Powers, 1245-1255. -Byzantion, 15 (1941). -P. 378-413.

5. Г. В. Вернадский. Монголы и Русь-Тверь -М.,1997-С. 68.

6. X. Гекеньян. Указ. соч. -С. 91.

7. Г. В. Вернадский. Указ. соч. -С. 69.

8. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. -М., 1957. -С. 8.

9. P. Pelliot. Les Mongols et la Papaute. Documents nouveaux edites, traduits et commentes. // Revue d'Orient Chretien. -Ser. 3. T. III (XXIII). -1922-l923. -№l-2. -P. 3-30. Подробнее об истории нахождения и исследования грамоты см. : Путешествия в восточные страны.. . -С. 220, прим. ; В. В. Бартольд. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. // Сочинения. -М., 1968. -T. V-C. 158.

10. В. В. Бартольд. Указ. соч. -С. 158.

11. Там же.

12. Там же.

13. См., например, послание Тохтамыша польскому королю Ягайло (Ярлык хана Золотой Орды Тохтамыша к польскому королю Ягайлу 1392-1393 года. Издан кн. М. А. Оболенским. -Казань, 1850 - С. 50), тарханные ярлыки Хаджи-Гирея (А. N. Kurat. Topkapi Sarayi Muzesi Arsivindeki Altin Ordu, Kirim ve Turkistan Hanlarina ait yarlik ve bitikler-Istanbul, 1940. -S. 64), Саадет-Гирея (И. Березин. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутулука и Саадет-Гирея, с введением, переписью, переводом и примечаниями. -Казань, 1851 . -С. 18).

15. По замечанию И. Н. Березина, крымские ханы «присвоили своему владению титул Великого Улуса, принадлежавший собственно Золотой Орде (т. е. Джучиеву Улусу. - И. М)» (И. Березин. Указ. coч. -C. 50).

16. Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные по распоряжению Императорской академии наук из Московского главного архива Министерства иностранных дел. Издал В. В. Вельяминов-Зернов. -СПб., 1864. -С. 9, 13.

18. Джованни дель Плано Карпини. История монголов, -М.,1997. -С. 71.

17. Г. В. Вернадский. Указ. соч. -С. 67-73.

18. На третьей странице обложки журнала приводится фотография и перевод послания хана Гуюка, выполненные по другому изданию: Archivio Segreto Vaticano. (Estratto da "Archivio Segreto Vaticano" a cura di Terzo Natalini, Sergio Pagano, Aldo Martini. Firenze. Nardidni Editore, 1991). Citta del Vaticano, 1991

Текст воспроизведен по изданию: Грамота великого хана Гуюка Папе Римскому Иннокентию IV // Эхо веков, № 3/4. 2002

Вопрос №2 – кто же это был в средней (средненькой) Азии, Иране, на Кавказе, и еще бился с мамелюками в/на Палестине? (Как они дошли до туда по пустыне то на своих маленьких ни на что не годных лошадках?)

Осада войсками Хулагу Багдада:

(на эту картинку справа не обращайте внимания, не удаляется)

Место битвы монголов и мамелюков:



Вопрос №3 – на хрена и от кого получали ярлыки, а также, куда и на хрена возили выход (она же дань, она же налог)?

Золотая Орда была объявлена исключительно «паразитическим», диким по природе государственным образованием, возникшим как-бы случайно, поэтому лишенным всякой культурности, закономерности развития, занимавшимся лишь грабежом, разорением Руси, русского народа и т.д. То есть Восток и тюркский мир в лице Золотой Орды противопоставлялся Западу, христианству.

В целом получилось так, что центром всего исторического процесса в XIII–XV вв. была Северо-Восточная Русь, в особенности Московское княжество, по отношению к которым Орда и ее стольные города являлись как бы заурядными провинциями. Хотя, как известно по источникам и исследованиям, князья и бояре, а также ведущие церковные деятели постоянно ездили в Орду «бить челом» хану, сдавать собранные с Руси налоги, выпрашивать ярлыки на княжения, согласовывать вопросы престолонаследия на Руси, доносить на своих соперников, давать взятки ханским чиновникам, выпрашивать охранные грамоты, тарханные привилегии и т.д. и т.п. Получается, мягко говоря, весьма странно: важные административно-политические проблемы «центра» решались в «дикой, варварской» «провинции»… В результате всего этого выхолащивалось содержание истории самих русских княжеств, особенности возвышения Северо-Восточной Руси, истоков ее политических претензий на «ордынское наследие», на тот или иной постордынский «татарский юрт».

В такой же степени непродуманными являются постоянно повторяющиеся утверждения, что «дикие и отсталые» монголо-татары «поголовно избивали» население покоряемых стран и городов, осуществляли «стотысячные угоны в рабство» и т.д. Однако без ответа оставались следующие элементарные по логичности вопросы: неужели при военных столкновениях решающее значение имели отсталость и дикость, а не развитость и культура, располагающие соответствующей техникой и опытом? Или же «жестокие» по природе завоеватели рассчитывали эксплуатировать трупы «поголовно убитых» людей из «опустошенных» стран? В таком случае кого они, монголы, подвергали переписи и для чего это вообще делалось?!

Пайцза хана Абдуллы. Серебро, позолота.

Улус Джучи. 1362–1369 гг. Саровское городище. Нижегородская губерния. ГИМ

Ярлык хана Токтамыша с двумя оттисками алой тамги. 1381 год

Ярлык (тюрк. - приказ) - грамота хана Золотой Орды, закрепляющая определённые права подвластного ему светского или духовного феодала. В период монголо-татарского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое или удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам, по которым владения церкви освобождались от налогов и повинностей. В 1267 г. митрополитом Кириллом был получен ханский ярлык в пользу церкви. В 1270 г. Новгородом был получен ханский ярлык, позволяющий свободно торговать в Суздальской земле.

Ярлык мог быть и предметом купли-продажи. В 1392 г. великий князь московский Василий I Дмитриевич покончил с нижегородским великим княжеством, купив его ярлык. Один из видов ярлыков - пайдза (пайзде), известная так же как басма.

Ярлык на картинке слева представляет собой тарханную грамоту от имени хана Токтамыша (1380-1395). Документ состоит из объявления о пожаловании некоего Бек-хаджи землями и людьми в районе лимана Молочного на территории нынешней Запорожской области Украины) и условиях пожалования.

Из коллекции Эрмитажа (http://hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2005/hm4_2_136_2.html)


Если и этих доказательств мало, то вот, например, профессиональные историки:



Обзор движения фронта с 15 по 21 апреля. Карты

Предупрежу, карта не отражает в точности реальную границу и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.У ВС РФ сохраняется стратегическая ...

Обезумевший в обороне сержант ВСУ призывает всё взрывать и не бояться российского ядерного оружия

????Об этом в интервью украинской телеведущей-нацистке Янине Соколовой заявил убеждённый бандеровец, главный сержант батальона БПЛА 47 бригады ВСУ Рустам Мустафаев с позывным «Легион».?...

Обсудить
  • Большое спасибо за интересный материал! Эх, скоро упоротые набегут ... А у нас на ДВ уже поздний вечер ... Опять все самое интересное "мордобитие" мимо меня пройдет ... Эх, жизнь моя, жестянка! )))
  • Известно, что плохое всегда опережает хорошее.... Монголо-татарского нашествия, которое изображают летописи, не было. Было взаимодействие между городами и улусами...Были схватки разрозненных групп/отрядов вознесённые заинтересованными лицами до ранга огромным противостояний. Тем не менее сегодня известно доподлинно одно, - Юг современной России, Центр, Сибирь, а также некоторые земли Центральной России в своё время были землями золотордынских улусов и их остатков. В прямом смысле слова, Россия - наследница Золотой Орды. Так же имеет место быть роль РПЦ в данном противостоянии, когда всеми правдами и не правдами из истории выметались какие-либо положительные моменты, да и моменты вообще о Исламском наследии России. Говоря о тысячах городов, говорили именно о Золотордынской России того времени. Ничего страшного в том не было...Но то, что на территории современной Москвы и МО, да по всей срединной России (не говоря о Урале и Сибири) было намного больше мечетей, чем сейчас, совсем не радовало РПЦ. Нечто подобное как инквизиция к мусульманам и их семьям можно узнать из летописей о гонении старообрядцев и протопопа Аввакума, когда детей отбирали и насильно отдавали православным семьям,когда не разрешали строить мечети на мусульманских землях, пустив сначала погостить Православных, а когда их стало большинство, начали хозяйничать на чужих землях.. Такое было. И данное не вымысел.
    • sgg
    • 5 мая 2016 г. 15:21
    Вот это нормальный подход для диалога - выкладка аргументов и фактов. Надеюсь оппоненты приведут свои контраргументы в цивилизованном ключе, ведь в споре рождается истина.
  • Очевидно, что правду ни псевдоисторики ("традиционалисты"), ни шизоисторики ("фоменковцы") никогда не напишут. И все же, она известна: О сих тартарех монгаилех, иже жевяху в меньшей части Скифии, которая от них Тартария назвалась, множество знаменитых дел историкове писали, яко силой и разумом своим, паче же воинскими делы на весь свет прославляхуся. Марса хвалили за Бога, а за Богиню Весту. Солнце, Месяц, Огнь в великом почтении имели. Хана великаго Царя своего, иже зовяшеся Гог и Магог, то есть государь над государи и Царь над царми, на свете вельми почитали, и вместо святаго имели, и чтили, и величали. В мужестве же и воинских делех тако искусни, яко не точию сами, но и жены их в великую славу превзыдоша, о них же хошу зде нечто написати. Никогда побеждены бывали, но всюду они побеждаху. Дария царя перскаго из Скифии изгнаша; и славнаго перскаго самодержавца Кира ибиша; Александра Великаго гетмана именем Зопириона с воинством победиша; Бактрианское и Парфиское царство основаше. Никогда же чуждему народу попущаху к себе входите, а своими довольно всю Азию населиша. Турки, парфы, персы, венгры, сыкабры от их народу изыдоша. Азию Малую и Великую мужеством обладаша, и обладаху ею полторы тысячи лет: наченши от Вексора царя египскаго - даже до веку и государствования Нина царя ассирийскаго... А.Лызлов, Скифийская история (1692г.)
  • Какой шизы понапишут из-за одной ватиканской бумажки. Нельзя так, поставьте теги - наброс.