Российская Федерация представляет собой типичный пример федерации несимметричной. По-русски выражаясь — косой. Национальные окраины России имеют государственно-правовой статус сильно отличающийся от «русских регионов». Единственное исключение — вновь приобретённый Крым. Но он не «русская республика», а его автономия вызвана территориально-историческими причинами (как Нахичевань, единственная АО в СССР созданная не по национальному признаку).
Да и «национальная окраска» многих регионов вызывает сухую усмешку. В Карелии число представителей «титульной нации» стремится к нулю. А в Ханты-Мансийском АО число Хантов и Кумыков (!) сравнялось на уровне 1,5%.
Безусловно, такая перекошенная Федерация, была создана ещё при большевиках, а нынешняя власть лишь поддерживает статус кво. Кроме естественного для интернационалиста желания поужать русский народ, принёсший в эти уголки цивилизацию, существовало и рациональное зерно в подобного рода делении. Ведь как бы нам ни хотелось ассимилировать все народы России в единую Русскую национальную культуру, где и манси и лезгин умеют читать по-русски и знают Достоевского от корки до корки, заботиться о сохранении национальных культур мы должны.
Повторюсь — именно культур. Буряту нужно, кроме русского языка знать и свой родной. Чтобы помнил своих предков и имена духов, что поведут его душу к колесу сансары. Но зачем буряту государственность?
Эпоха формирования наций из народов, эпоха формирования государств закончилась в самом начале XX века. Болгары успели вскочить на этот поезд и сформировали болгарскую нацию, успевшую повоевать со всеми соседями, но реально завоевавшую право быть субъектом политики в юго-восточной Европе. Правда сегодня их суверенитет практически потерян, но в случае прихода в Болгарии к власти адекватных сил, их реальное значение в регионе будет восстановлено за считанные месяцы. С прибалтийскими народами история похожая, они лишь отстали лет на 50 от болгар в вопросах формирования нации современного типа, да и "бекграунда" у южных славян больше. Ведь древние государственные образования на Балканах были и были он не только османские и византийские, а и боснийские и болгарские и македонские и сербские. Эстонцы за спиной СВОИХ древних государственных образований не имели, именно поэтому в эпоху наций они свою национальную общность сумели сделать, но развить - нет. Не смогли они даже преодолеть шовинистические болезни роста молодых наций. Поэтому дай Эстонии или Латвии адекватное национальное правительство, они могут уже и не выбраться из ямы популистских снов. А вот чукчи к началу XX остались народом. Народом с культурой, мифами, историей, но на путь формировании «нации» они даже не вступили.
Пожалуй главной причиной такой диспропорции является отсутствие внешних раздражителей. Если вы писали свою работу основываясь на одном источнике — это плагиат, если на двух, то это компиляция, если на трёх и более, то это диссертация. Также и с народами. Если внешних контактов мало и они с ограниченным кругом народов и наций, то у вас нет стимула стремиться к собственной государственности. Если вы в кругу врагов и друзей, аки немцы или русские, то вы обязательно покроете нежную кожу народа жёсткой каменной шкурой нации.
Конечно дело ещё и в ресурсах. Но ведь ресурс можно купить. В Польше не было ничего, кроме спеси шляхты и сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, поляки умудрились стать нацией, именно из-за прессинга со стороны русских, немцев, шведов, турок, венгров...
Искусственно созданные нации подобны гуманитариям, учащимся в техническом вузе. Голова вроде есть, а ничего не понимаешь. Да ты не понимаешь потому, что это не твоё. Твоё не хуже, но другое...
Большевики вывернули всё на изнанку. Русской (формировавшейся нации) уготовили роль народа в лубочных косоворотках, а народы, с радостью бы оставшиеся в эпохе похищения невест и охоте на медведя с ножом, потащили в каменные джунгли городов и начали нагружать их национальными обязанностями.
Пример из ненавистного многим Западного мира. Там тоже ошибаются и тоже часто намеренно. Есть Старая-добрая Англо-шотландская связка. Это мир модерна, современные мультикультурные и толерантные перегибы ещё не до конца затмили главный посыл британской нации. Это городская культура. Это культура учёных, культура офицеров и инженеров. А вот ирландская культура — это деревенская культура. Отличные рыжие парни, неплохие солдаты и забияки. Но им не нужна вся эта целеустремлённость по завоеванию мира и банковским махинациям. Им нужно пиво, католических храм, солнечная батарея на крышу, чтобы не портить зелёную дубраву. И изучать гэльский никому ненужный язык, чтобы скоротать время. И ирландцы с оружием в руках боролись за то, чтобы остаться большой деревней. Ольстер, это один из самых депрессивных районов и Британии, как государства, и Ирландии, как региона.
Потому что если человек хочет быть в деревне, его не сделать городским. Пример той же Ирландии, Исландии и многих регионов Канады нам показывает, что и деревня может быть не отсталой и грязной, а весьма современной. Недаром в Российской Империи для северных, среднеазиатских и кавказских народов действовала своя система законодательства. И генеральной линией этой системы было недопущение противоречий между традиционным образом жизни этих народов и образом жизни самой Империи. Царское правительство не ставило себе целью сделать национальные окраины светочем знаний, цивилизации и прогресса, в том числе и потому, что самим окраинам это было не интересно. Но, вот, отдельные представители окраинных народов вполне могли влиться в русскую национальную культуру и приобщиться к знаниям.
Если вернуться в Россию сегодняшнего дня, то наиболее логичным и простым решением асимметрии Федерации является упразднение национальных республик и округов, переформирование сетки регионов по экономико-транспортному характеру, при этом на территориях традиционного проживания коренных народов России создать культурные автономии. Т.е. Там где живут чеченцы возглавлять район или волость будет кто угодно — русский, еврей, адыг, но школа с изучением чеченского языка и мечеть должны быть. Эти меры выбьют опору у этнопреступности и современного местничества. Но для этого нужна политическая воля...
Бирлов Артём
Оценил 1 человек
1 кармы