• РЕГИСТРАЦИЯ

3 1357

7 РОЛЕЙ КОЛЛЕКТИВА

Очевидно, что семья – это 7 каких-то Я. Так и пишут через семёрку: «семь Я» или «7Я». Но что это за Я, какие это Я и почему этих Я именно 7?

Нельзя не заметить, что всякий раз, когда в мифах и легендах, сказках и поговорках заходит речь о коллективе, непременно возникает число 7 как количество членов коллектива.

 Древним культурам свойственно почитание 7 великих мудрецов, а древним религиям свойственно семибожие – пантеоны состоят из 7 верховных богов. Например:

Можно ещё вспомнить о 7 сёстрах-плеядах дочерях Атланта, которых Зевс превратил в созвездие, о 7 сыновьях и 7 дочерях Гелиоса, о 7 святых ветхозаветных мучениках (7 братьев Маккавеев), о 7 ангелах Апокалипсиса, но красноречивее всего о количестве членов коллектива говорит слово «семья», в котором явно содержится число 7. Семья – это 7Я (семь Я).

7Я – ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА

Семья – не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно сложившийся, притёртый коллектив. Известно: если характеры никак не притираются, то семья непременно разрушится, и никакие узы родства или брака её от распада не удержат.

Любой коллектив – это не просто набор некоторого количества членов. Коллектив обладает внутренним устройством – системой отношений между его членами. Отношения внутри коллектива выстраиваются не сразу. Каждому человеку надо найти своё «место» в коллективе, каждый должен занять своё «положение», должен получить свою роль. «Места», «положения», роли – это всё одно и тоже. А всего в коллективе 7 «мест» («положений», ролей).

Люди, умудрённые жизненным опытом, знают, что в коллективе надо себя «поставить». Это значит, что своим поведением надо заявить о претензиях на вполне конкретное «положение» в коллективе. Однако не всем может понравиться притязания на это «положение». В ответ человеку могут «указать его место». А могут и «поставить на место». И это будет вовсе не то место, на которое человек хотел сам себя «поставить».

В процессе притирания людей в коллективе между ними идёт борьба за роли, за «места», за «положения». Происходят ролевые разборки и выяснение отношений. Если человеку в коллективе предложена или навязана роль, не соответствующая складу его характера, то у него возникает душевный дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, пытается изменить своё положение в коллективе. В итоге, он либо добивается другой роли, либо смиряется с предложенной или навязанной ему ролью («стерпится – слюбится»). А иначе ему приходится покинуть этот коллектив, и тогда про него говорят: «Не ужился в коллективе». В производственных коллективах говорят: «С ним не сработались».

В конце концов члены коллектива притираются друг к другу и отношения между ними стабилизируются. Коллектив со сложившимися и устоявшимися отношениями называют притёртым, сложившимся коллективом. В таком коллективе все роли заняты и, самое главное, – занимаемые роли устраивают всех членов коллектива.

Каждый коллектив стремиться стать сложившимся и притёртым коллективом. А поскольку в коллективе 7 ролей, то коллектив стремиться к тому, чтобы состоять из 7 членов, из 7Я. Именно отсюда и возникло слово «семья».

Если в коллективе членов меньше, чем 7, то коллектив стремиться приобрести членов на незанятые (вакантные) роли, а если число членов в коллективе больше, чем 7, то коллектив стремится избавиться от лишних членов.

Говорят, что семья – ячейка общества. Это верно. Сложившийся, притёртый коллектив – это ячейка общества. А каждый сложившийся, притёртый коллектив состоит из 7 членов, из семи Я.

ЯЗЫК ЧУВСТВ И ОТНОШЕНИЙ

Теперь о том, откуда вообще берутся роли.

Между собой люди общаются не только на языке слов, но и на языке чувств (эмоций, настроений). А язык чувств – это язык отношений. Не случайно вопрос: «Как ты относишься?» – это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Поэтому в ответ называют какое-то чувство. Говорят: «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, гордостью, недоверием, завистью, ненавистью, восторгом, ужасом, удовлетворением и т. д.)».

Отношения и, следовательно, чувства, имеют ролевую природу. Они, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «положениями», ролями. Тоном речи, жестом, мимикой, позой, которыми люди выражают свои чувства и отношения, можно «указать человеку его место», а можно и «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь? В каком тоне со мной разговариваешь?!» Такой ответ означает, что человеку не нравится та роль (то «место»), которую ему указали, не нравится то «место», на которое его «ставят».

У каждого чувства, кроме силы (глубины), есть ещё и ролевая направленность. Каждое чувство – это отношение, обращённое от одной роли к другой. Переживая некоторое чувство, человек находится на той роли, с которой это чувство связано. При этом, обращаясь к другому человеку с этим чувством, он предлагает (указывает) ему занять ту роль, к которой адресовано это чувство.

Пример.

Чувство превосходства – это отношение, обращённое от роли Главы-Кумира к роли Жертвы. Когда ты обращается к другому свысока, с превосходством, то в этот момент сам ты находится на роли Главы-Кумира, а своим тоном превосходства «указываешь место» (указываешь занять роль униженной Жертвы) тому человеку, к которому обращается с превосходством. В ответ ты можешь услышать: «В каком тоне ты со мной разговариваешь? За кого ты меня принимаешь?! И что это ты тут передо мной из себя изображаешь?» – Это значит, что другому «указанное место» (роль Жертвы) ему не нравится, и он не признаёт твоих притязаний на роль Кумира.

С каждой ролью связаны 3 чувства (эмоции, настроения, состояния души). В итоге же, 7 ролей связаны между собой 21 чувством, составляющим базовый набор чувств. Из этого набора складываются все перипетии отношений и переживаний, подобно тому, как из букв складываются слова и предложения. Существует схема отношений между ролями и ролевая запись чувств, которые активно используются в ролевой теории чувств и отношений.

Любые отношения – это всегда ролевые отношения. А роли – они внутри каждого из нас. 7 ролей – это 7 начал каждого человека, это 7 его первородных сил, это 7 «полюсов» его души, это 7 «закоулков», 7 «закутков» души. 7 ролей коллектива – это лишь проявление семи Я, живущих внутри каждого человека.

СКЛАД ХАРАКТЕРА И КАЧЕСТВА ДУШИ

Но вернёмся к коллективу…

Чтобы стать частью коллектива человеку надо войти в коллектив на какой-то роли. Вопрос лишь в том, на какой именно роли? Обычно в коллективе есть занятые роли, а есть и незанятые (вакантные) роли. И тут оказывается, что абы какая роль человеку не подходит. Не все роли для него одинаково приемлемы. Есть роли, которые ему нравятся, а есть – которые не нравятся. От чего это зависит? – От склада характера.

Люди разные. У каждого человека свой склад характера, свой набор душевных качеств, свои особенности нрава. Качества души, черты характера, особенности нрава, склонности натуры – это всё одно и то же, это ролевые предпочтения человека. Каждый человек стремиться занять в коллективе наиболее предпочитаемую им роль или хотя бы одну из приемлемых для него ролей. Другое дело, что не всегда такие роли ему предлагают. Бывает, что эти роли уже кем-то заняты.

Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера. Она определяет тип характера, поэтому её называют ещё сущностью характера, сущностью души или попросту сутью человека. Вопросы: «Какой у него характер? Какой у него тип характера? Какова суть его души? Какова суть этого человека» – это всегда вопросы о том, какая роль доминирует в характере этого человека.

Чувства, связанные с доминирующей в характере ролью, порождают ведущие черты характера человека. Например, чувства, связанные с ролью Кумира - гордость, радость и благодушие, – порождают соответствующие качества души: заносчивость (надменность, превосходство), праздность (радушие) и лень (самоуспокоенность, самодовольство). Если роль Кумира доминирует в характере человека, то эти черты характера будут ведущими чертами его характера.

Разумеется, характер человека не сводится к доминанте характера (к самой любимой роли). Каждому человеку знакомы все роли, в каждом человеке живут 7 его Я. Однако в характерах разных людей различное соотношение этих семи Я. Некоторых Я в характере переизбыток, а других Я недостаток. Например, есть люди, в характере которых переизбыток шкурности и хитрости, а героизма и жертвенности недостаток. А у других иначе: заносчивости, кумирства переизбыток, а твёрдости и настойчивости нехватка.

Чтобы выяснить склад характера человека надо:

Выяснить, каких ролей (каких Я) в характере переизбыток, а каких – недостаток.

Распределить роли по степени их предпочтительности для этого человека. Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера (основное Я человека), менее предпочитаемая роль – его второе Я, ещё менее предпочитаемая роль – его третье Я и т. д.

В итоге можно составить психический портрет человека, т. е. портрет его души.

Далее читать здесь: http://www.nikolaytatarow.naro... 

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика