• РЕГИСТРАЦИЯ

«Забытую песню несёт ветерок...». Что мы знаем о хитах Константина Никольского?

22 893

Когда группа ВОСКРЕСЕННИЕ записала свой дебютный альбом, то его официальный трек-лист содержал 10 песен (все - авторства Алексея Романова, включая знаменитую "Кто виноват"). Однако по стране альбом распространялся с весьма примечательным бонусом...

Случилось так, что в конце сессии звукозаписи на плёнке осталось свободное место. И вот тогда член ВОСКРЕСЕНИЯ — Андрей Сапунов напел на пленку ещё шесть дополнительных песен под аккомпанирование Евгения Маргулиса и Алексея Макаревича. Эти песни (в числе которых был «Музыкант», «Я сам из тех…», «Когда поймешь умом…») принадлежали старому знакомому Сапунова — Константину Никольскому.

Никольский к тому времени был уже матёрым музыкантом. С 1969 года он играл в группе АТЛАНТЫ, затем — в ВИА ЦВЕТЫ Стаса Намина (где отметился песней «Старый рояль»), группе Юрия Антонова и группе ФЕСТИВАЛЬ под руководством именитого Максима Дунаевского. Несмотря на это, Константин долгое время оставался только автором и гитаристом, и сам песни практически не пел.

К. Никольский: «Я довольно немного нот играл, но достаточно стильно это было, вот и всё. Что, собственно, и делаю сейчас тоже. В своей изысканной манере».

Будущий мегахит «Музыкант» (первоначально — «Венецианский музыкант») был написан ещё очень давно — в 1971 году — во время службы Никольского в армии. По словам автора, он сочинил песню буквально за вечер, «пока стоял с ружьем на посту и мечтал…». Толчком послужила фраза из сказки Андерсена «Соловей».

Х. К. Андерсен «Соловей»:                                                                                      «Я не могу жить во дворце, позволь лишь прилетать к тебе, когда захочу. Тогда я буду садиться вечером у твоего окна и петь тебе, и моя песнь порадует тебя и заставит задуматься. Я буду петь о счастливых и несчастных, о добре и зле, укрытых от твоих глаз».

К. Никольский:                                                                                                          Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант,                              Расправил нервною рукой на шее чёрный бант.                                        Подойди скорей поближе, чтобы лучше слышать,                                          Если ты ещё не слишком пьян,                                                                              О несчастных и счастливых, о добре и зле,                                                      О лютой ненависти и святой любви….

К. Никольский:                                                                                                      «Мне было 20 лет. Я не думал, что это будет что-то! Я хотел, чтоб просто красиво было — не эта вот «дорога железная», и тому подобное, а чтобы красиво, чтоб звучало. Она и правда звучит. «Музыкант» — гениальная, конечно, песня, причем ее любой мог написать — она же от лица музыканта, такая общая для всех…».

Надо сказать, что петь «о счастливых» Никольскому приходилось нечасто. Более всего ему удавались задумчивые и меланхоличные песни. Особенно мрачными вышли «Когда поймешь умом…», «Ночная птица» и «Я сам из тех…», написанные в 1976 году — буквально одна за другой.

В это время Никольский как раз ушёл из группы Стаса Намина. Концертов к тому времени было мало, музыканты ссорились, а барабанщик Юрий Фокин эмигрировал в Америку (считается, что именно ему посвящена «Ночная птица», которая сначала называлась «Прощание с другом»). Дошло до того, что Никольский всерьёз думал, что его музыкальной карьере пришёл конец.

Константин Никольский (слева) в группе Стаса Намина. 1976.

К. Никольский:                                                                                                      «Никому такого не пожелаю. Жить не хотелось — это слабо сказано. Долго мучился, а потом написал песню — и всё прошло.                            …В моих песнях нет идей, есть переживания. Есть такое стихотворение – «Я сам из тех, кто спрятался за дверь». Когда его читаю, такое впечатление, что это не я писал».

Чуть позже была написан ещё один мегахит (вполне соперничающий с «Музыкантом») — «Мой друг художник и поэт».

Из интервью с К. Никольским:                                                                        « У вас в жизни была настоящая любовь?»                                                  — Конечно! Вот про нее как раз песня «Мой друг художник и поэт». Была у меня большая любовь, высокие чувства. Потом она уехала в Америку, не виделись пять лет. Потом встретились, а она — в какой-то одежде непонятной, маловыразительной, на мой взгляд. И все, все остановилось, ничего не стало. «Моя любовь сменила цвет». Сейчас звонит, спрашивает: «Ты помнишь?…» Я говорю: «Конечно, помню»».

Говорят, что впервые эта песня была записана в 1978 году, когда Никольский работал у Дунаевского в группе ФЕСТИВАЛЬ. Тогда её исполнял солист ФЕСТИВАЛЯ Павел Богуш. На этом дело не закончилось. Никольский считал, что именно под влиянием его песни Дунаевский написал свой хит «Кленовый лист».

К. Никольский:                                                                                                          «Как-то в компании, естественно, выпившей, Дунаевский мне говорит: «Вот, сочинил новую песню». И поет: «Кленовый лист, кленовый лист…». А я говорю: «Постой, тут надо вот так играть». И показываю. А он мне: «Что это?» Я отвечаю: «Ну что же ты, это очень известное соло»».

Гитарное соло действительно один из самых пронзительных моментов этой грустной песни, которая всё-таки заканчивается желанием стряхнуть с себя морок иллюзии:

А может быть разбить окно                                                                                  И окунуться в мир иной,                                                                                    Где, солнечный рисуя свет,                                                                                      Живёт художник и поэт…

К. Никольский:                                                                                                          «Я считаю гитару продолжением голоса, когда замирает вокал, вступает соло, как, например, в песне «Мой друг художник и поэт». Гитара договаривает то, что хотел сказать автор, но не смог».

А потом наступил 1980 год и песни Никольского, приклеенные бонусом к альбому «Воскресение — 1», вкупе с песнями Романова обрели всесоюзную популярность.

Их считали песнями ВОСКРЕСЕНИЯ, хотя официально в состав этой группы Константин вошёл позже.

Стоит сказать, что творчество Никольского, несмотря на самобытность, вписалось в концепцию Романова идеально. В песнях и того, и другого витала атмосфера ностальгии и разочарования, выраженная простыми образами и символами (на мой вкус, часто слишком клишированными).

А вот в плане групповой работы между Никольским и остальными музыкантами вскоре возникли трения. Будучи человеком самодостаточным, Константин сразу взял дело в свои руки. В результате альбом «Воскресение — 2» 1981 года вышел крепче и профессиональнее.

А. Арутюнов, звукорежиссёр альбома:                                                                «По большому счету, все, кроме Никольского, не были сильными музыкантами. Поэтому Костя постоянно требовал от остальных участников группы умения играть необходимый минимум и организовал репетиционный процесс таким образом, чтобы внутрь группы не проникал дух шары».

Константин Никольский в молодости.

Трек-лист второго альбома составили старые песни Романова плюс две новых — «По дороге разочарований» и «Я ни разу за морем не был» (последнюю считаю лучшей из репертуара Алексея — во многом из-за текста).

Никольский внёс свой вклад в альбом всего тремя песнями, но все они были отменны. Первая — под названием «Воскресенье» — открывала альбом и казалась специально написанной для группы (на самом деле она родилась раньше). Второй был отличный жёсткий блюз «Стеклорез» (позже переименованный на «В моей душе осадок зла»).

Ну, а третьей песней Никольского стал знаменитая «Один взгляд назад», написанная осенью 1980-го (второй состав ВОСКРЕСЕНИЯ только собрался) — по пути в Гнесинское музучилище, где гитарист в то время учился. Несмотря на то, что супруга музыканта — Марина — заявила, что это «самая плохая песня, которую ты написал», вскоре, переименованная народом в «Ветерок», она зазвучала под гитару во многих советских дворах.

Сам Никольский спел на альбоме только в «Стеклорезе», остальное исполнил Сапунов. Несмотря на то, что у Сапунова был красивый голос, Константину страшно не нравилось, как он поёт его песни.

К. Никольский:                                                                                                    «Сапунов считал, что голос — это всё. И очень любил: «А-а-а-а», мелизмы всякие… Я спорил: вот пять песен, мелодии у всех разные, а ты их одними и теми же мелизмами — раз, и словно мылом все замазал… Мелодия — это вещь неприкосновенная».

В результате, когда Романова посадили за нетрудовые доходы, а ВОСКРЕСЕНИЕ снова распалось, Никольский решил — хватит! — научусь петь сам. Став автором-певцом-музыкантам в одном лице, Константин в итоге начал сольную карьеру. Попытки в 1994 году реанимировать старый состав ВОСКРЕСЕНИЯ не удались. Более того — Никольский строго требовал у бывших сотоварищей не исполнять на концертах его песни, даже если толпа их требует. Оно и понятно — Константину надо было отказаться лишь от одного всенародного шлягера ВОСКРЕСЕНИЯ «Кто виноват», все остальные мегахиты были его.

В этом легко убедиться, прослушав сольный «Зе Бест» 1996 года под названием «Один взгляд назад», где были заново перезаписаны старые хиты. Кстати, одноименная песня превратилась на этом сборнике чуть ли не в хард-боевик. Для раскрутки на неё даже сняли незатейливый «пивной» клип — по-моему, единственный в карьере Никольского.

Спустя 10 лет к музыканту даже обратились создатели телесериала «Тридцатилетние» с просьбой включить в него песню «Мой друг художник и поэт».

К. Никольский:                                                                                                        «По мнению звонивших, я, наверное, должен был подпрыгнуть с дивана до потолка от счастья. Но произошло обратное. Во-первых, песню, которую сейчас можно услышать только на пластинках или на моих концертах, ежедневно в течение длительного времени крутили бы по телевизору и измочалили бы вдрызг. Во-вторых, была предложена какая-то смехотворная сумма — тысяча долларов. За песню уже записанную, давно известную, для раскрутки которой не требуется ничего. …Я спросил: «Сколько серий в сериале?». Они ответили: «Шестьдесят восемь». Вот, говорю, по «штуке» за каждую серию — тогда берите, а так — нет. Пошутил, конечно, чтобы отстали».

В музыкальной среде Никольский давно стал притчей во языцех. Именно ему приписывают фразу: «Пусть новые песни пишет тот, у кого старые плохие». Сам музыкант утверждает, что произнёс её не он, а Сапунов, хотя новый материал у Никольского действительно выходит крайне редко. Однако мэтр по этому поводу не переживает.

К. Никольский:                                                                                                          «Я бы сказал так: у меня по поводу моих песен, как старых, так и новых, есть свой критерий оценки. Если я написал действительно удачные песни, то ниже этого уровня опускаться не должен. Вы знаете, иногда прихожу к выводу: возможно, лучшие свои песни я уже написал. Раньше ведь я просто был автором, а сейчас – исполнитель, но со своим репертуаром, который считаю достойным.

…Хотя я люблю простое, прозрачное звучание акустической гитары, я все же не бард. Я — эстрадный исполнитель, рок-шансонье. Это ведь в большинстве своем — баллады. О людях, о жизни — с ее печалями и радостями.

…Какие-то тексты я написал на какую-то музыку. Чтобы было что послушать самому и товарищам, вот и всё. А получилось вроде как немножко пошире».

В 1999 году в знаменитом одесском кабачке «Гамбринус» я услышал «Музыканта», исполненного с интонациями и в манере настоящего одесского шансона. Шире некуда… ????

Автор: Сергей Курий

    Мем о релокантах

    Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

    Инаугурация Президента. Новая политическая эпоха наступает

    Инаугурация Президента в нынешних реалиях – это больше, чем просто формальная юридическая процедура, пусть и весьма торжественная. Это точка отсчёта. Годы нам предстоят трудные. Возможно ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      DarkLight 3 мая 11:30

      Немного юмора в пятницу - 160!

      ...
      2636
      DarkLight 26 апреля 13:58

      Немного юмора в пятницу - 159!

      ...
      2555
      DarkLight 25 апреля 19:28

      Забавные предупреждения

      1. Мы сломаем эту систему!  2. Мошенник, ты там аккуратнее!  3. Или даже целых этажей  4. Собственно, не так уж и дорого  5. Ну-у-у, блин!  6. Придётся бросать  7. Пропитано культурой  8. Внезапно...  9....
      1520
      DarkLight 19 апреля 11:53

      Немного юмора в пятницу - 158!

      ...
      2139
      DarkLight 12 апреля 14:42

      Немного юмора в пятницу - 157!

      ...
      5563
      DarkLight 5 апреля 13:55

      Немного юмора в пятницу - 156!

      ...
      2753
      DarkLight 29 марта 11:09

      Немного юмора в пятницу - 155!

      ...
      4320
      DarkLight 22 марта 12:24

      Немного юмора в пятницу - 154!

      ...
      5739
      DarkLight 15 марта 19:01

      Немного юмора в пятницу - 153!

      ...
      4641
      DarkLight 8 марта 13:14

      Немного юмора в пятницу - 152!

      ...
      2670
      DarkLight 1 марта 14:26

      Немного юмора в пятницу - 151!

      ...
      10649
      DarkLight 25 февраля 12:31

      О важности знаков препинания

      Некоторые индивиды, видимо, намеренно игнорируют все знаки препинания, выбешивая тем самых людей, которым только предстоит понять весь смысл написанного неучами.  2. Ахаха? Что это значит?  3. Мало того, что запятых нет, так ещё и намешали всё безумным образом  4. Господи, что у них на море происх...
      393
      DarkLight 23 февраля 15:37

      Немного юмора в пятницу - 150!

      ...
      7223
      DarkLight 16 февраля 14:33

      Немного юмора в пятницу - 149!

      ...
      2985
      DarkLight 11 февраля 13:43

      Подборка каламбуров и лингвошуток

      Каламбуром считается прием, основанный на похожем звучании различных по смыслу слов. Вы наверняка не раз слышали такие шутки, ведь в последнее время они становятся все популярней. И для того чтобы их понять, нужно быть неглупым человеком. 1. Ростов-на-дому - город для удалёнщиков  2. Ещё лучше по-тихому, без гав  ...
      777
      DarkLight 9 февраля 12:51

      Немного юмора в пятницу - 148!

      ...
      7285
      DarkLight 2 февраля 14:16

      Немного юмора в пятницу - 147!

      ...
      5853
      DarkLight 31 января 14:48

      "Молчанию ягнят" в этом году исполняется 33 года

      Фильм уже стал классикой и разошёлся на мемы. Но никто так сильно не эксплуатирует образ Ганнибала Лектора, как ушлые маркетологи. И, стоит признаться, эффект есть... 1. Почернело...  2. А вы точно иностранные языки преподаёте?  3. Старая каннибальская мудрость  4. )))  5. ...
      689
      DarkLight 28 января 12:28

      Реальные названия растений, которые нарочно и не придумаешь

      Да-да, научные наименования порой могут звучать довольно странно, забавно, а местами и даже нелепо. Однако в этом нет ничего плохого. Напротив, люди, далёкие от науки, имеют возможность хоть как-то соприкоснуться с неизведанным, но очень интересным, пусть и таким необычным образом. Каланхое шизофилла  Суккулентное растение, расту...
      1722
      DarkLight 27 января 22:43

      А черепаху-то за что?

      В Нижнем Новгороде провели рейд по злачным местам с целью выявить незаконных мигрантов. В телефонах у некоторых задержанных нашли видео, которые вызвали оторопь даже у видавших виды полицейских.  В городах РФ продолжают выявлять незаконных мигрантов. Силовики Нижнего Новгорода прошерстили общежития и хостелы - в результате в отделение...
      1801
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика