• РЕГИСТРАЦИЯ

Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир.

13 1900

Диакон Андрей Кураев

Действительно ли Израиль избран?

Бог – земледелец, а не тиран. «Что сделали бы мы, если бы мы строили мир, вызвали к жизни великое бытие и увидели, что здесь что-то не удалось, там только наполовину в порядке, а тут то и другое стоит не на своем месте? Сейчас же вмешались бы, вырвали, уничтожили, не так ли? Мы бы не заметили ценности, заключающейся даже в несовершенном, искры истинного света в неудавшемся – мы бы забыли, как важно оно для всего прекрасного» [1].

Итак, Бог не отворачивается от мира – даже от мира, забывшего Его, от мира, отрезанного от Творца всевозможными духовными самозванцами. Бог выходит на поиски человека.

Но – попробуйте почитать Евангелие закоренелому оккультисту. Он найдет в нем лишь подтверждение своим языческим взглядам. Его новизны он даже не заметит, всё перетолкует – по своим привычкам – в плоско «эзотерическом» духе. Так же было и в древности: Слово Божие не нашло Себе собеседника среди народов земли…

Да, еще одно обстоятельство важно помнить: это было в те времена, когда люди еще не вполне осознали свою самостоятельность и личностную уникальность. Человек мыслил себя только частью какого-то целого. Субъектом мысли, веры, исторического действия был не отдельный человек, а народ или город («полис»). В ту пору религия еще не была личным делом, делом совести. Она воспринималась как дело публичное, общественное, государственное. Поэтому невозможно было находить отдельных людей среди разных народов и через них возвещать Истину. Чтобы люди могли расслышать слово Бога, принять Его Закон и действительно их исполнять – нужно было обратиться не к одному, отдельному, человеку, но к целостной общине таких людей, т.е. – к народу. Поэтому Слово Божие ищет Своего собеседника среди народов. И не находит. Все народы уже привыкли слушать ночные шорохи. И тогда Слово решает создать Себе собеседника.

Мы привыкли к выражению: «Израиль – богоизбранный народ». Но у этого выражения есть один оттенок, и небиблейский, и просто неприятный. Сразу возникает ассоциация с магазином: Бог присматривается к представленным пред Его ликом народам и из множества лиц выбирает еврейское – чем-то именно евреи Ему понравились больше. За некие предшествующие заслуги евреям даруется теперь привилегия считаться народом богоизбранным…

Но при внимательном чтении Библии история получается совсем иная: Израиль не богоизбранный народ, а богосозданный. Этот народ Я образовал для Себя (Ис. 43:21). У Израиля не было истории, которая бы предшествовала его вступлению в Завет с Богом. У Авраама, родоначальника еврейского народа, не было детей. Бог пожелал вступить в Завет с потомством бездетного старца – и для этого дал ему потомство. Более того – чтобы Израиль навсегда понял, что нет у него естественного «права на жизнь», что всё его существование есть Божий дар, что он держится в бытии на волоске милости Божией, а не на граните «естественного права», Аврааму повелевается принести в жертву своего единственного сына – Исаака. Принести в жертву означает – отказаться от владения, отречься от прав собственности. Пожертвованное – уже не мое. Исаак, приносимый в жертву, – это разрыв естественного преемства от отца к сыну. Исаак оказывается уже не столько сыном Авраама, сколько сыном Божиим, Его «первенцем».

Это народ, созданный для слышания, для отклика на Слово Божие. Народ, который своим возникновением обязан Завету. Однако то, что он расслышит, он должен будет рассказать остальным. Израиль создан для того, чтобы то, чем он живет, постепенно смогло наполнить собою весь мир, очистив его от язычества.

Но сначала он сам не должен превратиться в очередного поставщика языческих мифов. Что такое язычество? Языческий – значит народный. Язычество – религия «языков», народов. Это плод человеческого религиозного творчества. Христианское богословие не отрицает существования тех механизмов мифотворчества, которые описываются современным научным религиоведением, философией и психологией религии. Мы только считаем, что эти человеческие механизмы действуют вполне и исчерпывающе в языческих религиях, но они недостаточны для объяснения христианства. Помимо механизмов «архетипа», «проекции», «сублимации», «вытеснения» и т. п., для объяснения христианства нужен еще Сам Христос. Может быть, поражение Спартака и в самом деле облегчило победу христианства. Но для этой победы все-таки необходим был Сам Христос.

С точки зрения библейского богословия язычество – это плод религиозных исканий людей, а Завет – это результат того, что Бог Сам открыл Себя людям. Библейская религия не есть религия Израиля. Это не есть некая система верований, выработанная еврейским народом в древности. Библия дана Израилю, а не создана им.

Моисей силой уводит свой народ из Египта (Моисей сказал Господу… Ты силою Твоею вывел народ сей [Чис. 14, 13]), и цель его сорокалетнего странствия… смерть его же собственного народа: Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; [только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а] все, раздражавшие Меня, не увидят ее (Чис. 14, 22–23). Те, кто родились в рабстве, те, кто слишком пропитан египетским магизмом и язычеством [2], не могут войти в Святую Землю. Эти сорок лет – непрестанная чреда бунтов Израиля против Моисея и его Бога.

Евреям не нравится их новая религия (Доколе злому обществу сему роптать на Меня? [Чис. 14, 27]). И Моисей не в восторге от своего народа. Вот – его горькая исповедь: И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня (Чис. 11, 11–15).

После Моисея уже судьи и Пророки вступают в борьбу с языческими настроениями своего народа. Изготовление идолов и спиритизм, магия и астрология, увлечение языческими доктринами и практиками соседних племен – вот то, к чему вечно уклоняется народ, и от чего его вновь и вновь пытаются отучить посланцы Бога [3]. Пророки и судьи и силой Божией, и мечом убивают бунтовщиков; бунтари (выражающие народные чаяния, т.е. мечту о магии, приносящей богатство) убивают и изгоняют Пророков… Иные же замучены были, не приняв освобождения… другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 35–38).

Народ приказывал Пророкам: Не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших (Иер. 11:21). Пророки же умоляли Господа: Боже… вступись в тяжбу мою с народом недобрым (Пс. 42:1). И Бог откликался на их призыв. Вот как в Его глазах выглядела история Израиля: При рождении твоем… пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта… и пеленами не повита. Ничей глаз не сжалился над тобою… но ты выброшена была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: «…живи!»… ты выросла и стала большая… И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою… и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем… И нарядил тебя в наряды… украшалась ты золотом и серебром… и была чрезвычайно красива… Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему… позорила красоту твою и раскидывала ноги твои для всякого мимоходящего… Как истомлено должно быть сердце твое… когда ты все это делала, как необузданная блудница… Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их… Посему выслушай, блудница, слово Господне… Я соберу всех любовников твоих… предам тебя в руки их и они разорят блудилища твои… и разрубят тебя мечами своими… Я поступлю с тобою, как поступила ты, презрев клятву нарушением союза. Но Я вспомню союз Мой с тобою… и восстановлю с тобою вечный союз. И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе… Я прощу тебе все, что ты делала… Я не хочу смерти умирающего… но обратитесь, и живите! (Иез. 16, 4–9, 11, 13, 15, 25, 30, 33, 35, 37, 39–40, 59–61, 63; 18, 32).

Можно вспомнить и слова Христа, обращенные к Израилю: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37–38).

Итак, религия Завета дана Израилю, а не творится им. Это видно не только из того, что говорят те или иные библейские тексты. Еще более это заметно из их умолчаний. Для народно-языческой религии две темы важнее всего: рассказы о звездах и повествования о посмертной жизни. Но на месте этих сюжетов в Библии – зияющие лакуны…

Примечания

[1] Гвардини Р. Познание веры. С. 17.

[2] «Евреи были обучены в египетской школе идолопоклонства», – говорит Дидим Слепец (цит. по: Didyme l’Aveugle. Sur La Genese. Paris, 1976. V. 1. Р. 33).

[3] «Одна из излюбленных тем Иезекииля – «аморальная история» народа, общее прошлое которого он представляет в виде сплошной цепочки предательств, отречений от веры с неизбежно плачевным концом» (Боттеро Ж. Рождение Бога… С. 116).

Источник:

http://azbyka.ru/hristianstvo/...

Человека глиняного, бедного, родного, музыка Слова превращает в живого

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Дайджест 16-22 декабря 2024

    Безусловно, главным событием уходящей недели была прямая линия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Как обычно, она породила целую вереницу сенсаций – среди которых, конеч...

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Георгий Мёд 22 июля 2016 г. 20:07

      Русские больше не будут воевать

      на своей земле.  Никогда. У себя мы теперь только проводим учения" - объявляет главнокомандующий.- А... - Нет уж, лучше мы - к вам, если что. - А...-  А как же ваши планы? Есть предложение - договариваться. От винта!  Оркестр с воодушевлением вступает, и выходит улыбающийся дуэт - Лавров и Шойгу.  Ехали мы раз из ...
      1176
      Георгий Мёд 15 февраля 2016 г. 18:17

      Дрогнул колосс глиняный...

      В ответ на Юлино: http://cont.ws/post/202551Вот за что мы любим Юлю?Непонятно. Но — родна.Выпив горькую пилюлю,Встрепенётся ли страна?))Страна трудится. Великие события 14-го года всколыхнули всех нас. На короткий миг все увидели Истину. Но все ли понимают, Кто послалосвещающую молнию? Все ли знают, что теперь надо стараться Истине той соответствов...
      1001
      Георгий Мёд 5 февраля 2016 г. 03:25

      Сомнения, смотрины и стихи...

                                                                                                          ...
      5136
      Георгий Мёд 24 января 2016 г. 00:42

      Видение отроку Варфоломею

      Начать свою новую, красивую, полную смысла  жизнь может каждый. Прямо сейчас, в эту минуту. Когда ещё удастся столкнуться с вечностью?  Видение отроку Варфоломею. Михаил Нестеров. 1889-1890Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, бу...
      3077
      Георгий Мёд 23 января 2016 г. 06:20

      Диар вестерн френдз!

       Как вам эффект от ваших санкций? Соответствует ожиданиям? Пожалуйста, наймите уже хороших экспертов по нам. Могу пару фамилий подсказать даже. Тех, кто понимает не как здесь у нас должно быть, а как здесь у нас есть. Тогда бы вам объяснили заранее, что санкции не смягчат политику Путина и не ужаснут любящий его, в массе своей, народ, а ужесточат политику и сплот...
      2536
      Георгий Мёд 20 января 2016 г. 19:17

      России мы птенцы и Украины...

      России мы птенцы и Украины.Империи наследовав руины, Мы учимся свободе друг у друга,А также у пернатых. И упруго  По крышам и земле ходя, лекарства Находим мы — от спеси, от коварстваИ смерти... Прозреваем, что болеем.Нас лечит Бог. Для Царства.Мы взрослеем... 10 марта 2014 ...
      1760
      Георгий Мёд 17 января 2016 г. 20:21

      Запе-вай!

      Славно реет над боевыми кораблями нашими Андреевский флаг... Стыдно признаться, я почему-то долго не знал ничегошеньки о первозванном Христовом апостоле... Паруса провисли в штиле —Значит, время нам дано,Чтобы палубу отмылиИ друг друга заодно.Снова скрипнет фал на рее,Ветр возревёт, Стяг апостола АндреяВ сердце веру всколыхнёт.          ...
      1020
      Георгий Мёд 14 января 2016 г. 16:35

      Поганки и мухоморы )

        Есть женщины, становящиеся всё лучше и милее с каждым годом.Как это им удаётся? В том числе, с помощью самообличения (это когда человек не закрывает глаза на нехорошие, тёмные проявления своей души,отчего им становится неуютно, и они в конце концов не выдерживают и бегут с поля боя, а облегчённая душа крепнет, молодеет и радуется,что не може...
      920
      Георгий Мёд 13 января 2016 г. 17:04

      Пророчества сбываются

        Собираясь по двое, по трое,Именем Господним планы строя,Что б ни попросили — получаем.Так рек Бог.Чего сердечно чаем?Что попросят новые герои?                                                           ...
      1103
      Георгий Мёд 11 января 2016 г. 20:48

      Молитва о врагах. Святитель Николай Сербский.

      Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.. Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земл...
      1644
      Георгий Мёд 22 декабря 2015 г. 18:37

      ДРЕВНЕРУССКИЙ ПОЦЕЛУЙ

      «Еду из града вашего вон, не буди вашего целования на мне, ни моего на вас». Псковская первая летописьЗначение поцелуя в древнерусской жизни трудно переоценить, поскольку почти в каждой жизненной ситуации, радостной либо печальной, поцелуй присутствует в качестве необходимого элемента то магического ритуала, то христианского символа, то народного обычая, то этикета. С...
      2997
      Георгий Мёд 22 декабря 2015 г. 02:18

      Чтоб дядя Сэм не обижался

      Есть мнение, что в целях создания условий для разрядки международной напряжённости следует по возможности смягчать послания, предназначенные для зарубежных адресатов, попавших в плен иллюзии собственной исключительности. Начну, естественно, с себя."Письмо заморскому султану дяде Сэму" (Георгий Мёд), 22.04.2015 ...
      994
      Георгий Мёд 16 декабря 2015 г. 18:10

      Почему на Руси попы толсты

      Действительно почему? Это же просто скандал какой-то. Весь мир давно уже смеётся над нашими попами. Но нам-то не смешно. Я знаю, что для многих это вопрос серьёзный, а для кого-то и вовсе мучительный. Наверно, надо уже что-то делать? Как вы считаете? Если вас это волнует, значит, мы с вами - союзники, и можем, вместе поразмышляв, стать единомышленниками, а это - сила....
      1669
      Георгий Мёд 15 декабря 2015 г. 16:22

      Что стоит за вашими словами?

      Украинцы и русские по-прежнему ходят друг другу в гости - например, почитать стихи про жизнь, войну и любовь, оставить искренний отзыв, получить серьёзный ответ... Иногда непросто понять, что твой читатель имел в виду, и тогда не знаешь, как ему ответить. Но мы, слава Богу, живём в век удивительных технологий. Нажимаешь кнопку - и ты уже в доме твоего гостя, а у него ...
      1083
      Георгий Мёд 5 декабря 2015 г. 19:11

      Возможно ль счастие простое?

                                    в ответ на «Вдыхая декабрем дождливым» (Владимир Паевский)                                                       &n...
      1246
      Георгий Мёд 1 декабря 2015 г. 13:23

      Стыдно...

                            в ответ на «Всем ненавидящим сестрёнку-Украину» (Наталка Хвацька)                                                           ...
      1453
      Георгий Мёд 30 ноября 2015 г. 19:56

      Грудью, не покрытою бронёй

                                               в ответ  на «Вспомним! Может этим победим!» (Жанна Безкорсая)                                       ...
      1445
      Георгий Мёд 27 ноября 2015 г. 13:55

      Айда на войну!

                                                        в ответ на «Зина» (Елена Люзняк)                                          &...
      1648
      Георгий Мёд 30 августа 2015 г. 14:04

      С креста неправду не глаголют

        Златоустого мужа услышав, спешу поделиться:Селевые потоки неправд не страшны христианам...Отец Артемий (Владимиров) об информационных войнах:http://tv-soyuz.ru/peredachi/duhovnye-razmyshleniya63.....
      1194
      Георгий Мёд 13 июня 2015 г. 20:33

      Как быть с обидой?

      Шлем пишет мне: http://cont.ws/post/93440Дорогой Георгий! Всех благ тебе в твоём духовном служении. Не обижайся на Бедного Крестьянина, ибо не ведает что творит (вот здесь, в комментариях, Г.Мёд).    По-хорошему его бестолковку надо зажать меж колен, спустить штаны и хорошенько выпороть пониже спины сыромятным ремнём, чтобы не называл свой нар...
      4466
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика